Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Цели, задачи и принцип гуманистического воспитания

  • Список литературы

  • Ценностные аспекты валеологических проблем гуманистического восп. Контрольная работа по дисциплине Методика воспитательной работы


    Скачать 46.77 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Методика воспитательной работы
    Дата15.06.2020
    Размер46.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦенностные аспекты валеологических проблем гуманистического восп.docx
    ТипКонтрольная работа
    #130236


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего образования

    «Оренбургский государственный университет»

    Факультет промышленности и транспорта

    Кафедра педагогического образования

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Методика воспитательной работы»

    Ценностные аспекты валеологических проблем гуманистического воспитания.

    БГТИ (филиал) ОГУ 44.03.04.4016.005 О

    Руководитель работы

    _______________Гаврилова Н.А. . «____» ________________2016 г.
    Исполнитель

    Студент гр. з15ПрофО(ба)э

    ____________________Ус С.А.
    «____»_______________2016 г.
    Нормоконтроль

    ______________Максимова С.М.
    «____»________________2016 г.

    Бузулук 2016

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………….... 3

    1. Цели, задачи и принципы гуманистического воспитания…………….. 5

    2. Сущность валеологического воспитания как научного знания………. 9

    Заключение…………………………………………………………………...17

    Список литературы………………………………………………………… 19


    Введение

    Пересмотр ценностных ориентаций социального развития человека характерен для современного этапа реформенных преобразований в России. На первый план выдвигается одна из важнейших ценностей человека - его личное здоровье и жизнь. Во все времена проблема здоровья человека в числе первоочередных и жизненно важных потребностей привлекает внимание многих ученых и специалистов. Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Степень защищенности подрастающего поколения - главный индикатор развития цивилизованного общества, социальной направленности государственной политики. А состояние здоровья детей и подростков является важнейшим показателем здоровья нации, одной из характеристик социально-экономического, нравственного, научного и культурного развития общества.

    Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные в лабораториях этого института, показывают, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья; 45% страдают нарушением зрения; число детей с нарушением осанки за 8 лет обучения в школе возрастает в 3 раза.

    Причины сложившегося неблагополучия в здоровье детей и подростков самые разные. Одна из них состоит в недооценке значения валеологического воспитания в деле формирования здоровья физического и духовного, воспитания личности на всех уровнях: государственном, областном, районном. Как подчеркивается в «Концепции физического воспитания и здоровья детей и подростков», образовательные учреждения главным образом ориентированы на изучение окружающего мира и по сути дела не воспитывают гармонично развитую личность с адекватным отношением к интеллектуальному, психическому и телесному здоровью. В них практически отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей и подростков, просветительская работа с родителями.

    Такое положение обнажает противоречия между: объективной необходимостью развития валеологического воспитания и субъективной недооценкой его роли в жизни человека и общества; процессом саморазвития личности и системой традиционного воспитания; потребностями общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующим консерватизмом в содержании методов обучения и воспитания; потребностью в профессионально грамотных специалистах, знающих проблемы валеологического воспитания и умеющих разрешать их средствами физической культуры и спорта, и отсутствием научно-практических рекомендаций, определяющих возможность удовлетворить эти запросы практиков. Разрешению указанных противоречий в значительной мере может помочь введение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений комплексной системы валеологического воспитания личности учащихся.

    На стыке философии, теории и методики физического воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Одной из важнейших задач педагогической валеологии должно быть построение адекватных двигательных режимов, способствующих укреплению здоровья учащихся, устранению отклонений в их физическом, эмоциональном и социальном развитии, привитие навыков здорового образа жизни и сознательное отношение к своему телу и здоровью.

    Цель контрольной работы – рассмотреть ценностные аспекты валеологических проблем гуманистического воспитания.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть цели, задачи и принцип гуманистического воспитания.

    2. Раскрыть сущность валеологического воспитания как научного знания.

    Методологическую основу работы составили труды Л.Г. Татарниковой, В.В. Колбанова, В.К. Зайцева, И.И. Брехмана, Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой.

    1. Цели, задачи и принцип гуманистического воспитания

    Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

    Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

    Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель – идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

    Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

    – философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

    – оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

    – приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

    – раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

    – развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

    – возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

    – формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

    – развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

    Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя [13].

    Принцип представляет собой основопологающее теоретическое положение, в котором отражены сущностные особенности воспитания, основные требования к организации воспитательного процесса. Совокупность принципов определяется целью и характером воспитания и конкретизируется целым рядом правил и рекомендаций.

    На основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально – активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни, разрабатываются содержание и организационные формы воспитания [15].

    Принцип гуманистической направленности воспитания является одним из ведущих принципов организации воспитания, который предполагает отношение педагога к воспитанникам, определяемым ответственными субъектами собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект – субъектных отношениях [15]. Концепция гуманистического воспитания подходит к идее всесторонности и гармоничности конкретно – исторически, учитывая социально - экономические возможности страны, прагматические задачи демократизации общества и школы, и что особенно важно, по мнению О.С. Газмана, – реализацию прав и свобод личности в образовании [6].

    Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

    - равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

    - равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

    - экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей;диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

    Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его «человеческого измерения», принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.




    2. Сущность валеологического воспитания

    как научного знания


    Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.

    Термин «валеология» (от лат. valeo - здравствовать, быть здоровым; logos - наука) впервые ввел в литературу в 80-х годах прошлого столетия российский ученый И.И. Брехман, тем самым обозначив начало нового направления в науке - науки о здоровье.

    И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

    Предмет валеологии на современном этапе ее развития — это индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование, развитие и деятельность человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии является не статистическое нормирование, рассчитанное на популяцию, как это принято в гигиене, а разработка системы индивидуального шкалирования «факторов устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека. В ряду этих позитивных факторов не последнее место должны занять поведенческие факторы, имеющие как причинное, так и коррекционное значение [11].

    Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [9].

    Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

    Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.

    Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой [17].

    Одним из аспектов всестороннего формирования личности подрастающего поколения является формирование здорового образа жизни ребенка и валеологическое воспитание.

    Основной причиной ухудшения состояния здоровья детей и молодежи и резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к своему здоровью. Нездоровый образ жизни воспринимается как нормальное поведение. Как ни парадоксально при таком неблагополучии в семьях и на всех уровнях воспитания и обучения детей и молодежи отсутствуют должное гигиеническое обучение, выработка навыков в соблюдении здорового образа жизни, снижена мотивация к адекватному поведению.

    Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

    В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки (ЗУН) сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.

    Образование подрастающего поколения сегодня требует формирования активного отношения к здоровью как к ценности, не только пропаганды здорового образа жизни, но и создания условий для него [5].

    Следует отметить, что валеология должна носить не столько образовательную, сколько воспитательную направленность. Выработка активного взгляда на собственное здоровье как величайшую ценность, развитие сознательного отношения к его сохранению – вот коренная задача педагогической валеологии, дело коллектива преподавателей школ. Среди всех отраслей валеологии необходимым является внедрение в образовательную программу школы основ педагогической валеологии [4].

    Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

    Основными понятиями педагогической валеологии являются «валеологическое образование», «валеологическое обучение», «валеологическое воспитание», «валеологическая культура».

    Валеологическое образование — это часть общекультурного образования, основанного на медико-психолого-педагогических знаниях о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья путем выработки личностных установок на самореализацию и здоровьетворящее поведение. Можно определить следующие задачи валеологического образования:

    - обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;

    - научить методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей («познай и сотвори себя»);

    - сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, культурный образ жизни и самореализацию личности;

    - сформировать осознание единства (сцепленности) личности и Вселенной — антропо-экологический подход;

    - организацию личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических и социальных возможностей индивидуума;

    - организацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий для учащихся и педагогического коллектива;

    - диагностику индивидуальных психосоматических, конституциональных и социально-духовных показателей личности — мониторинг здоровья и адаптации;

    - выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, психотипа, среды (здоровьесберегающие технологии);

    - оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности учащихся и учителей;

    - формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности на каждом этапе онтогенеза;

    - повышение валеологической грамотности учителей и родителей.

    Валеологическое образование должно базироваться на следующих принципах: индивидуальность; комплексность (системность, многоуровневость); непрерывность; последовательность; научность; прагматичность; креативность; междисциплинарность; активность; сознательность; востребованность; открытость; историчность; гуманистичность [14].

    Основная цель валеологического образования — сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

    В настоящее время появляется большое количество научных работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути их решений:

    • антиалкогольное и антинаркотическое просвещение;

    • половое воспитание и психогигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни;

    • сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.

    Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

    Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.

    Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

    Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих [2].

    Валеология не ограничивается профилактическими мероприятиями и охраной общественного здоровья, а нацелена на созидание здоровья индивида с использованием всевозможных позитивных факторов, а не только ограничением и устранением вредных факторов. Помимо гигиенических, валеология использует физиологические, клинические, лабораторные, психологические, социологические и другие методы для диагностики, равно как физические, химические, фармакологические, психологические и педагогические — для формирования и коррекции резервов здоровья и функциональных состояний человека.

    Валеология принципиально отличается от других, близких ей научных направлений, поскольку ее объект — здоровый человек или человек в состоянии напряжения (предболезни), а ее основу составляют методы исследования и оценки резервов здоровья, методы повышения функциональных резервов и укрепления здоровья человека путем развития здорового образа жизни [10].

    При организации воспитательной работы обычно учитывается то, что в процессе обучения отрабатывается взаимосвязь валеологических знаний, умений, навыков с практикой жизнедеятельности, а в процессе воспитания эти ЗУНы направлены на формирование отношения к происходящим природно-социальным явлениям, что в свою очередь формирует мировоззрение человека и тип поведения.

    Воспитательная работа в валеологическом образовании строится с учетом ценностных ориентаций в различных сферах.

    1. Человек и окружающая среда, где предметом ознакомления, обсуждения и осмысления являются глобальные проблемы человечества. При этом проблема сохранения и развития здоровья человека не выделяется как значимая из значимых, но всегда находит отражение в рассмотрении практически всех проблем через принцип факторности. Например, качество окружающей среды как фактор здоровья.

    2. Сферы разумного и неразумного в поведении человека как факторы здоровья – нездоровья. Прерогатива в содержании отдана сфере разума, рационального поведения, сфере подсознательных интуитивных механизмов мышления, сфере спонтанного проявления заложенных природой сил, дарований, способностей. В воспитательной работе это направление преломляется через богатейший пласт общечеловеческой и отечественной культуры.

    3. Духовное совершенствование человека в условиях оптимизации природного окружения и социосферы. Это наиболее высокая планка, где воспитательная работа строится с учетом определенного самим учащимся личностного «Я».

    Одной из главных задач педагога-валеолога является просветительская работа. Объектами этого вида деятельности становятся учителя-предметники, классные руководители и родители. Центральной фигурой валеологического просвещения является школьник. Педагог-валеолог призван убедить ребенка, что здоровье легко утрачивается, но с трудом восстанавливается; что здоровье – это капитал, который требует определенного вклада, значительных усилий [16].

    Таким образом, валеология (педагогическая валеология) – это наука о законах формирования человеком своего здоровья через образовательные технологии. К таким технологиям относятся уроки здоровья, подвижные игры, конкурсы, познавательные викторины, олимпиады, спартакиады и т.д.

    Следовательно, в системе подготовки будущего учителя науке о здоровье здорового человека, о здоровом образе жизни принадлежит очень большая роль.


    Заключение

    Понятие валеологического воспитания - рассматривается как качественный, системный и динамичный процесс, опирающийся на общекультурное развитие личности школьника, как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса образовательного заведения, определяющая его культурное пространство, выполняющая культуросозидающие, образовательные, воспитательные и развивающие функции. Системообразующим фактором валеологического воспитания личности учащихся является феномен целостности. Оно обладает ценностным потенциалом, ядром которого выступает рефлексивная, творческая деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся.

    Цель валеологического образования и воспитания состоит в том, чтобы вооружить педагогов современными знаниями о закономерностях роста, развития организма школьника, о составляющих его здоровья, о профилактике наиболее распространенной школьной патологии, о методах, лежащих в основе подержания высокой работоспособности при различных по силе учебных нагрузках на протяжении учебного года.

    В целом валеология обучения в общеобразовательной школе предполагает учет требований к учебной нагрузке, уровню подготовки учащихся, системе контроля их знаний, умений и навыков. Однако, согласно валеологическим принципам, обучение не должно превращаться в насильственный процесс, способствующий возникновению у школьников дидактоневрозов, хронических заболеваний, усилению уже имеющихся аномалий в здоровье. В этой связи педагог должен отрабатывать практические навыки по формированию, сохранению здоровья учащихся, находить пути, гарантирующие им здоровый образ жизни. Этого он может достичь в ходе правильной, научно обоснованной организации уроков, индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода к учащимся.

    Ввод в систему образования валеологического воспитания должно способствовать гармоничному развитию личности, увеличению теоретических познаний в области ЗОЖ и способах сохранения здоровья, улучшению здоровья молодежи в целом, стимуляции интеллектуального, физического и морально-нравственного воспитания молодежи.

    В современной педагогической науке и практике образования происходит необоснованное абстрагирование как от факта ухудшения здоровья современных детей, так и от связи его с самим процессом обучения. Сохранение здоровья детей в процессе образования рассматривается как сопутствующая, дополнительная функция педагогической деятельности. Для детей, педагогов, родителей характерен низкий уровень валеолого-педагогической грамотности и компетентности; внешний гигиенический контроль формален и малоэффективен; имеющиеся системы оздоровления детей в условиях общеобразовательной школы исходят из медицинского видения проблемы здоровья и рассчитаны на значительные материальные и трудовые затраты, что является препятствием для их широкого внедрения в практику.

    В заключение отметим, что процесс валеологического воспитания личности учащихся создает условия для роста их личностно-творческого потенциала, направленного на сохранение, укрепление индивидуального здоровья. Его характеризует непрерывный, преемственный, последовательный и поэтапно развивающийся образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого возрастает духовный и физический потенциал, формируется внутренняя позиция личности.


    Список литературы

    1. Агаджанян Н.А., Алексеев С.В., Ананьев В.А., Андреев Ю.А. Валеология человека: здоровье - любовь - красота: В 2 кн., 5 т. - 2-е изд., доп. и откорректир. - СПб.: Petroc, 2015.

    2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.

    3. Валеологизация образовательного процесса / под. ред. А.А.Топоркова. – Магнитогорск, 2011.

    4. Валеологические аспекты образования / Под ред. Э.М. Казина.- Кемерово, 2010.

    5. Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Валеология: новое или забытое старое? // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996

    6. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы// Новые ценности образования: содержание гуманистического обрпзования. Вып. 2. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 1995. –76 с.

    7. Гончаренко М.С., Исакова Т.И. Задачи практической валеологии // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С.-Петербург, 28-31 мая 1996 г.: Тез. докл. - СПб., 1996

    8. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 2013.

    9. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учебник для студентов пед. вузов и институтов физ. культуры. – М., 2012.

    10. Захаревич Н.Б., Татарникова Л.Г, Калинина Г.О. Валеология - основы безопасности жизни ребёнка. – СПб., 2014.

    11. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. - Новосибирск, 2013.

    12. Новая философская энциклопедия. Том 1. – М.: Мысль, 2000. – 744 с.

    13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

    14. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб., 2015.

    15. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Е.В. Головнева. – 2-е издание. – М.: Высшая школа, 2009. – 256 с.

    16. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников // Теор. и практ. физ. культ. – М.: 1997, № 8, с. 8-11.

    17. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. – М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000




    написать администратору сайта