Главная страница
Навигация по странице:

  • Нормы коммуникативные

  • Новаторство и традиции в культуре

  • Постиндуиндустриальное общество

  • Провинциальная культура

  • Ррационализм

  • Семиотика

  • Образ культуры

  • Реституция культурных ценностей

  • Сохранение культурных ценностей

  • Стратификация культурная

  • Сюрреализм

  • Толерантность

  • Эклектизм

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено). Культурология


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорКУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено).doc
    Дата20.07.2018
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено).doc
    ТипДокументы
    #21767
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Ноосфера (гр. – разум и шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

    Норма (лат. norma) – культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Нарушение нормы вызывает негативные социальные санкции, наказание по отношению к нарушителю со стороны других членов сообщества. Понятие норма конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний.

    Нормы коммуникативные – узаконенные установления, принципы обмена действиями и информацией, которым подчиняются представители определенной культуры.

    Нормы культуры – формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания общества; в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

    Нормы социальные – правила поведения, стандарты, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

    Новаторство и традиции в культуре – в социологии, филологии и культурологии этим словосочетанием обозначают две взаимосвязанные стороны развития культуры, в которых зафиксирована мысль о том, что они содержат в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивые моменты формируют традицию. Благодаря им каждое поколение усваивает культурный опыт человечества. Однако культура находится в постоянном движении. Творчество, изменение – другая сторона ее развития. Глобальная характеристика культуры заключается в единстве традиции и новаторства. Творчество культурных ценностей носит общезначимый характер: культурные «открытия» должны найти отзвук в сердцах и умах «потребителей» культуры.

    Популярная культура – культура, описывающая сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы; культура большинства населения или культура среднего класса, если он составляет большинство популярной культуры – это более высокий уровень по сравнению с массовой культурой, она предполагает некоторый профессионализм и артистичность. Формы: телефон, телевидение, американская попкультура, политические диспуты, спортивные состязания (попкультура древних греков).

    Постиндуиндустриальное общество – другое название –«информационное общество», где значение сферы услуг (информации) выше индустрии. Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, Интернет — это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

    В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное – определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры – церковь, армия; индустриальное – определяющей являлась промышленность, главные структуры – корпорация, фирма; постиндустриальное – определяющим являются теоретические знания, главная структура – университет, как место их производства и накопления.

    Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию; индустриальная во время промышленной революции; информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

    Постмодернизм – совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 1970-1980-х годах. Основные черты постмодернизма: в мышлении – отказ от тотальных, «сущностных» тенденций в науке предшествующего этапа; в культуре – смешение разнообразных принципов и стилей, иррационализм, принципы коллажа, игра, свободное взаимодействие со всеми культурами и стилями. Символом постмодернизма является ризома. Постмодерн – это культура информационного (постиндустриального) общества. В художественной культуре постмодерна наиболее существенными чертами являются плюрализм и так называемое «двойное кодирование», т.е. ориентация на массу и элитарного зрителя или специалиста. Кино, видео, телевидение, рок-музыка, компьютерная графика (виртуальная реальность) сочетают в себе характерные отличительные черты искусства постмодерна: стирание граней между сферой духовной культуры и уровнем сознания, между научным и обыденным сознанием, между высоким искусством и китчем.

    Провинциальная культура – культура малых и средних городов России, кроме столицы.

    Профессиональная культура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, означает творчески - созидательное отношение к труду; формируется на основе профессиональной и социальной компетенции.

    Ррационализм (лат. – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения.

    Синкретизм (гр. - соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего - либо( например, синкретизм первобытного искусства).

    Семиотика (гр. – знак) – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.

    Систематика архетипов юнга – выделенные К.Г. Юнгом базисные архетипы. Среди них есть важнейшие: «тень» – дочеловеческая часть психики, имеющая органические и даже неорганические корни, т.е. уходящая в толщу первосоздания человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. «Тень» — самое примитивное, темное в человеке. В мифах «тени» актуализируются в виде антигероев, трикстеров. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте. «Персона» – это своеобразная маска, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ для себя, сформулировать свою суть. «Персона» — автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие истинного лика человека – его «самости». «Персона»–это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого. «Самость» — центральный архетип личности, центр целостности человека, его средоточие. «Самость» – Бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. «Самость» — это и есть тот источник света, фокус света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания. «Анимус» и «Анима» – бессознательные начала противоположного пола: «Анима» – женственность в мужском, «Анимус» – мужественность в женском. «Анима» — символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности. Архетип «Мудреца» (старика или старухи) — проявления духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника, оформляющего начала культуры в противоположность хаотически природно-бессознательному.

    Субкультурачасть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры – языком, манерами поведения, одеждой, обычаями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре, она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Разновидности субкультуры: молодежная, профессиональная, криминальная.

    Образ жизни – научная категория, которая используется в ряде дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни общества (социология, экономика, история, теория культуры, социальная психология); сегодня образ жизни становится важной категорией культурологии. Распределение времени и энергии индивида на протяжении его жизненного цикла между основными модусами социо-культурной жизнедеятельности, жизнеобеспечением, личностным развитием, социальной коммуникацией и восстановлением энергетических затрат. Понятие «Образ жизни» рассматривает различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни.

    Образ культуры - создание определенного представления о культуре в рамках конкретных наук, изучающих культуру.

    Образ художественный - категория эстетики; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Художественным образом называют также любое явление, творчески созданное артистом, художником, писателем.

    Реституция культурных ценностей - (< лат. restitutio — возвращение) — в международном праве так называют процесс возвращения культурных ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных в другие государства в результате войн или других незаконных акций. В Российской Федерации существует специальная комиссия по реституции культурных ценностей, созданная в 1992 г.

    Символ (гр. symbolon)— объект, стереотип поведения, слово, указывающее на некоторую значимую для человека область реальности, на определенный порядок— природный, созданный людьми, связанный с психическими состояниями или переживаниями и имеющий предметную выраженность, отличную от представленности в общепризнанной форме; знаковое замещение определенного культурного порядка (религиозного, научного, художественного и т. п.) или его составляющих.

    Символы культуры - (гр. symbolon) — термином обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной соц. группы. Такими символами культуры народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения (сова, лев, волк, дуб, олива, лавр, коса и др.); сказочные (мифические) существа (сфинкс, дракон, Алконост, анчутка, домовой и др.). Большинство из них многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

    Семиотика ( гр. – знак) – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также общения).

    Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных.

    Сохранение культурных ценностей – в искусствоведении, истории культуры и культурологии этот термин обозначает, во-первых, предотвращение от физического уничтожения, гибели или забвения культурных ценностей; во-вторых, способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что предполагает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи. Средствами сохранения культурных ценностей является язык, библиотеки, архивы, картинные галереи.

    Стратификация культурная – наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культуры. При выделении культурных слоев важны мотивы деятельности, нравственные ориентиры людей, отношение к национальным традициям.

    Сюрреализм – направление искусства ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания, а его методом – разрыв логических связей, замененных ассоциациями.

    Текст ( лат. - ткань, соединение) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций по Ю. Лотману: сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; коллективная память; общение читателя с самим собой; текст становится собеседником; общение между текстом и культурным подтекстом. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

    Технократизм – стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни, когда инженерно – техническое мышление и деятельность ориентированы только на результаты и последствия техники.

    Толерантность – уважение, принятие, терпимость индивида, группы к нормам и ценностям другой культуры.

    Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

    Традиции и новаторство (лат. traditio – передача, предание) –соотносительные понятия, характеризующие передачу от одного поколения древних обрядов, обычаев, взглядов, норм поведения, вкусов и т.п. традиции – это память художественной культуры, определенный канон (жанровый, родовой и т.д.). Однако в истории культуры традиции в разных сферах неодинаковы. Понятия традиции и новаторства связаны; пренебрежение ими приводит к нарушению преемственности, благодаря которой культура является органическим целым, достоянием человечества. В художественном процессе традиция находит свое продолжение в преемственности, главным созидательным фактором которой является новация.

    Традиция (лат. tradilio – передача, предание) – термин, широко употребляемый в культурологии, обозначающий элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. В гуманистике понятие традиция давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т.д. Значительный вклад в его разработку внесли И.Г. Гердер, О. Шпенглер, Н.Н. Данилевский, О. Конт, Э. Дюркгейм, Н. Кареев и др.

    Традиции культурные – (лат. traditio — передача, предание) — стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур. Культурные традиции осуществляют связь времен и знаменуют избирательное овладение культурным наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач, поэтому им необходимо сопутствуют новации.

    Традиционное общество – общество, воспроизводящее уже имеющиеся экономические и духовные отношения на протяжении длительного времени. Для традиционного общества характерны деспотическое государство, с развитым централизованным бюрократическим аппаратом, сакрализация власти, неразрывность социального и природного, религиозно – мистическое мировоззрение, натуральное земледельческое хозяйство.

    Ценности - представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. Они могут быть общественно-политическими и духовными, положительными и отрицательными. В современную эпоху приоритет по отношению к классовым, групповым, национальным приобретают ценности общечеловеческие .

    Ценности социальные - более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Социальные ценности — важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую, стратегическую линию такой регуляции. На их основе вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, социальную справедливость, гражданский долг и др.). Данную категорию ввел в социологию М. Вебер.

    Художественная культура – совокупность всех видов художественной деятельности – музыкальной, театральной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, создание и хранение, распространение, восприятие, изучение художественных произведений.

    Эстетическая ценность - термин, служащий для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Это — особый класс ценностей, существующий наряду с другими (материальными, этическими, религиозными и др.); объединяющим для них является общая цель: все виды ценностей (добро, польза, красота, справедливость и т. д.) характеризуют значимость объекта для человека. Специфичность эстетической ценности определяется своеобразным характером эстетического отношения человека к действительности чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание реальных объектов. Эстетическими ценностями обладают предметы, явления, сам человек (его облик, поведение); вещи, создаваемые людьми; продукты духовной деятельности.

    Эклектизм – в искусстве отсутствие единства, целостности произведения, формальное, механическое соединение разных стилей.

    Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации.

    Темы рефератов

    1. Массовая и элитарная культура.
    2. Молодежная субкультура.
    3. Культура как текст.
    4. Символ в искусстве: знак и образ.
    5. Символика цвета в различных культурах.
    6. Символический язык сакральных текстов.


    1. Концепция Н. Рериха «Мир через культуру».




    1. Исторические судьбы европоцентризма.




    1. Концепция культуры З.Фрейда.


    10. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.


    1. Культура и личность.




    1. Традиция и новация в культуре.


    13. Культура и цивилизация (могут быть рассмотрены концепции О. Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я. Данилевского и др.).
    14. Проблема генезиса культуры.
    15. Миф как явление культуры.


    1. Теория мифа А.Ф.Лосева.




    1. Культурное выживание как глобальная проблема современности.




    1. Культурология как элемент понимания культурного опыта других народов и обществ.


    19. Теоретические задачи культурологии.


    1. История становления культурологии как науки.




    1. Основные направления и школы в культурологии ХХ в.




    1. Обыденное и научное понимание культуры.




    1. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж. Руссо.




    1. Противопоставление культуры и цивилизации в концепции О. Шпенглера.




    1. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.




    1. Структура и функции культуры.




    1. Традиция и новация в культуре.




    1. Культура повседневности.




    1. Проблема историко-культурной типологии.




    1. Восток - Запад: противостояние или диалог культур?




    1. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.




    1. Теория культуры и культурных типов П. Сорокина.




    1. Национальная культура и национализм.




    1. Роль преемственности в культуре.




    1. Соотношение общего и специфического в эволюции культур.




    1. Знаки и знаковые системы.




    1. Естественные и искусственные языки.




    1. Знак и символ.




    1. Мифологические модели мира.




    1. Символика и символизм в культуре и искусстве.




    1. Наука как знаковая система.




    1. Феномен массовой культуры.




    1. Культура как способ реализации творческих возможностей человека.




    1. Психологическая, интеллектуальная, нравственная культура личности.




    1. Мир культуры индивида как способ интеграции человека в социальную систему.




    1. Художественная культура и искусство.




    1. Художественно-эстетические ценности.




    1. Искусство в системе культуры.




    1. Элитарное и массовое искусство.




    1. Взаимодействие искусства и техники в современной культуре.




    1. Религиозное и светское искусство.




    1. Типология искусств.




    1. Концепция дегуманизации искусства Х.Ортеги-и-Гассета.




    1. Система и виды искусств.




    1. Взаимодействие и синтез искусств в современной культуре.




    1. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.




    1. Религиозная и научная картина мира.




    1. Религия и проблема научной рациональности в европейской культуре.




    1. Эволюция взаимоотношений техники и науки.




    1. Техника и человек.




    1. Есть ли будущее у техногенной цивилизации?




    1. Культура и цивилизация: тождественны ли понятия?




    1. Типология цивилизаций.




    1. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.




    1. Игровая концепция культуры.




    1. Концепция ноосферы В.И. Вернадского.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта