КУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено). Культурология
Скачать 1.43 Mb.
|
Информационная культура, по мнению исследователя О.И. Соколовой, на современном этапе цивилизационного развития понимается как: новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.] Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры, иинформационная культура педагога подразумевает: активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающимися на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, на воспитании соответствующего уровня информационной культуры у потребителя. Информационная культура в образовании, как процессе социализации личности, включает в себя следующие компоненты:– культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство);- культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку);– культуру поиска (знание информационных услуг, предлагаемых библиотеками, и поисковыми системами;– культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);– культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);- культуру пользования компьютерной и оргтехникой;– культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);– культуру распространения информации. Современное образование, отвечая на запросы общества в формировании информационной культуры создает собственные рефлексии. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и другой категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими. Критерии информационной культуры человека
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. Уровни реализации информационной культуры 1. когнитивный уровень - знания и умения; 2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. таблицу). Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности (разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара) Информационная культура личности
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Вопросы и задания
ГЛОССАРИЙ основные понятия курса Абстракционизм (от лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., творческий метод абстрактного искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Авангардизм – совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Авангардизм провозглашает отказ от системы строгих правил и условностей, претендует на переустройство мира. Аккультурация – обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором перенимаются нормы, ценности и традиции другой культуры. Аксиология – философское исследование природы ценностей, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремлений, интересов. Аномия – (от гр. беззаконие) – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения. Это влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности. Античность – (от лат. – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима. Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас. Ассимиляция – полное погружение в чужую культуру, при котором перенимаются нормы, ценности и традиции другой культуры. Артефакты культуры (от лат. arte – искусственный + factus – сделанный) – обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это – предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги, созданные людьми; к ним относятся любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории или суеверия, произведения искусства и фольклор – все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества. Архетип (от гр. arche – начало + typos – образ) – бессознательная форма восприятия фундаментальных структур общественной жизни: любви, насилия, труда, счастья. В психологической теории К. Юнга архетипы – структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т.п. Библия – (от гр. Biblia – книги) священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода – с ХIII в. до н.э. по II в. н.э. Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета. Большая традиция – употребляется в истории культуры и культурологии; этим термином обозначается культурный фонд, который состоит из профессионально выполненных объектов культуры; в отдельных странах используют для обозначения только письменной культуры. Вечные образы –сложившиеся в мировой культуре литературные герои (персонажи), которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, всевременное значение (Прометей, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст и др.). Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Это новый тип аудиовизуальной реальности, который дает возможность вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами. Гармония (гр. – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Гуманизм (лат. – человеческий, человечный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающего благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов. Понятие «гуманизм» зародилось в ХV в.( в эпоху Возрождения), окончательно сформировалось в ХIXв. Герменевтика – (гр. – истолковательное искусство) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. Например, в эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой современной культуры. Детерминизм культурный – философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественной жизни. Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил. Диверсификация культуры – распадение, разделение единой культуры на составные части. Диффузия культурная - стихийный и неконтролируемый процесс заимствования культурных достижений у других народов. Идентификация – отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью. Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности. Искусство – неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. инкультурация – процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Инновация культурная ( от лат. – возобновлять, обновлять, изменять) – впервые появляющиеся в культуре данного общества институты, объекты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур. Канон (от гр. – норма, правило) – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные закономерности различных видов искусства. Катарсис (от гр. очищение) – духовное очищение, внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика». Классика – выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Принципы классики: мера, гармония, гуманизм, идеализация. Классицизм – стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX в., в основе которого лежали античные каноны и образцы. Классицизм был связан с Просвещением. Классификация ценностей – классификация ценностей по типу и уровню; неоднократно представителями различных гуманитарных областей знаний предпринимались попытки создать ее, однако она всегда достаточно условна, поскольку в нее вносятся социальные и культурные значения. Одной из наиболее удачных является классификация известного отечественного культуролога Б.С. Ерасова. Он выделяет следующие группы ценностей: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические. Код культуры – совокупность знаков, символов смыслов, которая заключена в любом предмете культурной деятельности человека. Коллективное бессознательное – термин введен нем. психологом К. Юнгом. Его содержанием являются общечеловеческие прообразы-архетипы (например, образ Матери-земли, Мудрого старца, Демона и т.д.). Архетипы выражаются как в мифах и сказках, так и в магии, алхимии и т.д. Контекст (лат. – тесная связь, соединение, согласование) – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека. Контркультура – обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи (хиппи, битники, движение негров), противопоставляемых официальным ценностям. Это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых установлений, молитв, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Креационизм (лат.- создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворении мира. Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности. Культурная адаптация – приспособление социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни с помощью изменения стереотипов сознания и поведения, норм и ценностей, образа жизни. Культурная аккумуляция – процесс, который завершается образованием культурного наследия. При этом к имеющимся ценностям добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за свои пределы или государственные границы. Культурный лаг – понятие, описывающее ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Культурная картина мира – это образ мира, который дает возможность человеку определить себя в мире и успешно действовать, здесь вырабатываются такие парадигмы, которые дают возможность адаптации каждой культурной традиции к реальному миру. Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани двух культур, не примыкая ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение. Мимезис (гр.– подражание) – способ художественного творчества преимущественно в искусстве, выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида люди и предметов. Термин введен Аристотелем. Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на психическом уровне индивидуального или коллективного сознания. Модернизация – переход от культуры традиционного, аграрного общества к культуре индустриальной или постиндустриальной. Моральные нормы – в культурологии рассматриваются как регуляторы поведения людей, аналогичные с правовыми нормами в исследованиях Э. Дюркгейма, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна. Назначение их – ограничивать желания и претензии людей рассматриваются как культурные механизмы закрепления и контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. |