Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТЕХНИКИ И КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

  • КУЛЬТУРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

  • Творческое задание

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено). Культурология


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорКУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено).doc
    Дата20.07.2018
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУЛЬТУРОЛОГИЯ 62(пройдено).doc
    ТипДокументы
    #21767
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Вопросы и творческие задания:

    1.Что обычно относят к сферам материальной и духовной культуры?

    2.Бесспорно ли деление на материальную и духовную культуру? В чем заключается условность этого деления?

    3.Охарактеризуйте взаимосвязь материальной и духовной культур.

    4.Можно ли перенести плоскость различия материальной и духовной культур на плоскость различия цивилизации и культуры.

    5.Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?

    6.Какие фундаментные черты техники как материального феномена вы можете назвать?

    7. Каковы проявления взаимоотношений «человек – техника»?

    8.Какие новые проблемы и ситуации в культуре ХХI века порождает современная техника?
    ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТЕХНИКИ И КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА
    Техника является культурным феноменом. Стремительное её развитие как фактор социальных и культурных преобразований актуализирует богатый спектр мировоззренческих вопросов. Например, каковы формы и пределы воздействия техники и технологии на человеческое бытие? В чем проявляется общественная обусловленность техники? Является ли она благом для человечества или таит в себе роковые непредвиденные обстоятельства?

    Городской урбанистический пейзаж, грохот автомобильных магистралей и многочисленных строек... Серые запылённые дороги и здания… Яркое личное воспоминание из впечатлений автомобильных путешествий: в оренбургской степи рядом с автомагистралью вдруг появляется море огней, какие-то высотные сооружения и кажется, что это громада города, потому-то освещены ровные ряды окон высотных зданий, но эта махина оказывается газоперерабатывающим заводом.


    На планете Земля не осталось мест, где отсутствовали бы технические сооружения. Если бы радиосигналы были видимы нашими глазами, то Земля казалась бы покрытой тонкой мелкой и густой сетью. Если поместить молодого человека из XIX века в наш – XXI, то он проживёт всего несколько лет– загрязнённость воздуха и воды, низкое содержание кислорода ( за один только взлёт Боинг сжигает несколько тонн), радиация – всё приведёт к быстрому изнашиванию и повреждению систем организма. Техники и технологии изменили нашу жизнь, внедрили другую культуру. «По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга»– писал Тоффлер. Он выделил три типа развития общества и связанной с ним культуры. Эти типы различаются развитием техники и технологии: доиндустриальная культура – аграрное общество. Люди были заняты в основном сельским хозяйством. Они трудились под властью королей или князей, вождей, богов или святых. Люди редко испытывали сомнения относительно того, кто имеет право и возможность распоряжаться ими. Крестьянин, одетый в лохмотья, оторвавшись от пахоты, видел за полями усадьбу или монастырь, во всем своем величии возвышавшийся на горизонте. Ему не нужны были ни газеты, ни телевидение, чтобы разгадать загадку иерархии. Каждый человек знал свой уклад жизни: будни и праздники, чередование природных ритмов и правила подчинения. Культура предавалась из поколения в поколение: шло медленное чередование ритмов жизни, спокойное действие, красота изготовленных вручную предметов церковной и бытовой жизни, «ажурные» украшения архитктурных сооружений. Годами оттачивалось ремесло, годами создавались шедевры культуры, которыми мы восхищаемся и сегодня. На знаменитой «Троице» А. Рублёва краски «живые» и яркие сохраняются веками.

    Индустриализм подрывает основы общинной жизни и традиционной культуры. Распадается общественный уклад, рушатся традиции, возникает эклектичное нагромождение: фабрики, заводы, церкви, школы, профсоюзы, тюрьмы, больницы и т. п. Устраняются отношения подчинения между церковью, государством и индивидом, науку делится на самостоятельные отрасли, трудовой процесс – на отдельные операции. Культура модерна отражает всю эту эклектичность Кубизм Пикассо – нет больше цельного человека – есть конвейер. Поток, который движется постоянно, есть «текучее время» Дали и психоанализ Фрейда и предтеча постмодернизма ницшеанский «Сверхчеловек».

    Прежде всего необходимо заметить, что нигде в других сочинениях философа мы не находим столь решительного утверждения идеи абсолютной уникальности каждой личности. Ницше настаивает на том, что эта уникальность является по существу только заданной, а не данной, личность призвана к тому, чтобы всю свою жизнь посвятить раскрытию своего внутреннего неповторимого содержания, своей уникальности. «В сущности, - пишет Ницше, – каждый человек хорошо знает, что он живет на свете только один раз, что он есть нечто единственное и что даже редчайший случай не сольёт уже вторично столь дивно- пестрое многообразие в то единство, которое составляет его личность;  он это знает, но скрывает, как нечистую совесть, - почему? Из страха перед соседом, который требует условности и сам прячется за неё… Одни лишь художники ненавидят это небрежное щеголяние в чужих манерах и надетых на себя мнениях и обнажают тайну, злую  совесть каждого, – положение, что каждый человек есть однажды случающееся чудо…». Главная проблема нашего существования в том, что мы подчиняемся общепринятому, живем в соответствии с всеобщими нормами и требованиями среды и тем самым теряем свою уникальность, т.е. теряем себя; «никто не осмеливается проявить свою личность, но каждый носит маску или образованного человека, или ученого, или поэта, или политика». Эта своеобразная «маска» скрывает наши душевные устремления, навязывается корпоративная культура и одинаковая «форменная одежда».

    Творческое задание: Подумайте, почему возможно на других планетах подобных Земле уже нет жизни, потому что их студенты, школьники учёные или пенсионеры опередили наших? Выберите одну категорию из перечисленных, объясните свой выбор.

    Наука с каждым днем делает шаг на пути развития техногенного производства, и это также смещает центральное положение человечества. Даже способ взаимодействия с природой, базирующийся на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Этот способ закрепляется в мышлении и распределяется на другие сферы человеческой жизни.

    Даже на самых ранних этапах развития человечества люди стремились к комфорту и улучшению условий жизни. Наши древние предки селились в пещерах, поддерживали огонь, изготовляли орудия труда и оружие для защиты племени и охоты. Стремились к теплу, уюту, сытому, безопасному существованию. Они научились одеваться, тесать камни, готовить пищу. То есть первобытные люди стремились не только выжить, но и достичь оптимальных условий существования, т.к. только в этом случае особь способна на размножение.

    В индивиде первоначально заложено стремление к самосовершенствованию и совершенствованию инструментов жизнеобеспечения, с помощью которых достигается комфорт. Но каждый представитель человеческого общества по-разному использует и развивает потенциал, данный ему свыше. В большинстве своем общество лишь потребители продуктов прогресса. Например: каждый из нас знает, что такое телевизор и умеет им пользоваться, но лишь немногие могут его отремонтировать, и тем более изготовить или внести что-то свое в его конструкцию, то есть проявить творчество. Такая ситуация сложилась не сейчас, а гораздо раньше, еще с зарождением родо-племенного строя. Лишь немногие люди племени могли качественно затесать камень на оружии охотника. Творчество – дело немногих. Сущность его заключается в поступательном развитии научной мысли. Научная мысль – это не реализованный светлый ум отдельного человека, а сумма всех научных достижений человечества. Развитию мирового прогресса присуще ускорение, т. к. на фундаменте прошлых открытий строятся новые, в отдельных случаях коренным образом отличающиеся «по форме и содержанию» от прошлых. В целом, модель развития мирового технического прогресса можно представить в виде усеченного конуса.

    Площадь каждого поперечного сечения представляет собой количественный и качественный состав открытий данного периода времени. Существование нижнего основания свидетельствует о том, что сама идея прогресса возникла в прачеловеческом обществе. Само появление человека можно рассматривать как научное открытие. Верхний поперечник отсутствует, потому что теоретически прогресс бесконечен в силу неисчерпаемости вещей необъятного космоса.

    Техногенная цивилизация, являясь формой развития индустриального общества, утверждала себя как качественно новый уровень цивилизационного процесса под лозунгами справедливости, демократии, равенства и просвещения, что, несомненно, определяло новое содержание общественной свободы и гуманизма. В то же время в условиях техногенной цивилизации формировался и новый тип социальных противоречий. Он отразил несоответствие между провозглашаемыми гуманистическими ценностями и реальным положением рабочих людей, определяемым тяжелыми материальными условиями их жизни и ограниченными возможностями свободного духовного развития. В этих условиях человек не может выйти за рамки ограниченности, фрагментарности, узости мышления, развернуть универсальное богатство своего потенциала. В данном случае человек − элемент системы, винтик, который не обладает собственной ценностью. Также потеряна связь с природой, из-за убыстрившегося ритма повседневной деятельности. В настоящее время техника господствует над человеческим сообществом, диктуя свои законы и свою волю. Примером может служить то, что многие впадают в зависимость от Интернета, от компьютера, такие люди имеют название зомбированные компьютероманы.

    Да, мощь человеческого интеллекта увеличивает микроэлектронная революция, но что остаётся для самого человека? Стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация – вот принципы, которыми руководствовалось капиталистическое, так и социалистическое крыло индустриального общества. Они неизбежно выросли из одного и того же базового разрыва между производителем и потребителем, а также благодаря всевозрастающей роли рынка. В свою очередь, эти принципы, усиливая друг друга, неумолимо привели к росту бюрократии. Они создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, которые когда-либо существовали на земле, оставляя человека блуждать в напоминающем Кафку* мире призрачных мегагородов и организаций. Таким образом, мы видим систему из шести ведущих принципов, некую «программу», которая в той или иной степени действует во всех странах второй волны.

    В тех сдвигах и потрясениях, которые вскоре произойдут, элитам всех индустриальных обществ, столь привыкшим к установленным правилам, видимо, уготована участь феодальных сеньоров прошлого. Некоторые из них останутся. Некоторые будут свергнуты. Некоторые будут низведены до состояния полного бессилия или жалкой, захудалой знати. Некоторые - наиболее разумные и умеющие приспосабливаться - трансформируются и превратятся в лидеров цивилизации Третьей волны.

    Франц Кафка (1883 - 1924) – австрийский писатель, использовал приемы «абсурда» Чтобы понять, кто будет делать погоду завтра, когда Третья волна станет доминировать, мы должны сперва точно узнать, кто делает погоду сегодня.

    Профессор Оксфорда Тьерри Иглтон, объясняя постмодернистское мировоззрение, пишет: «Мы переживаем процесс перехода к постмодернизму – этому вееру разнообразных стилей жизни и разнообразных игровых кодов… Наука и философия должны освободится от своих грандиозных метафизических претензий и взглянуть на себя с большей скромностью как на еще один возможный набор текстов» Итак, постмодерн означает плюрализм, который имеет свои античные, средневековые и модернистские прообразы. Отличает постмодерн от модерна XX века то, что постмодернистский плюрализм радикальнее, чем любой предшествующий. Ж.Ф. Лиотар развил идеи постмодернизма, в основной характеристике которого содержится последовательная философия множественности. Согласно его концепции, постмодерн рассматривается как культурно-исторический феномен, который определяется мировидением и мироотношением, выраженном в мирочувствовании и мироощущении.

    Ж.-Ф. Лиотар считает, что переход общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, начался, по меньшей мере, с конца 1950-х гг., обозначивших в Европе конец ее восстановления после Второй мировой войны. Он описывает особенности постсовременного знания, ориентированного не на согласие и устранение различий, а на разногласие.. Освоение новой культурной парадигмы происходит вне традиционной оппозиции понятий: целое-часть, субъект – объект, центр – периферия, реальное – воображаемое. Культура постмодерна выражается в  отказе от систематизации, от попыток построить стройную систему окружающего мира.

    Итак для современного общества характерны: отрицание противопоставления «субъект-объект», «смерть» субъекта, который перестает быть центром познания, открытие возможности философствова-ния без субъекта,. представление культуры и мира как совокупности текстов.

    Вопросы и задания

    1. Как вы понимаете технику, ее природу и истоки?

    2. Каковы проявления взаимоотношений «человек – техника»?

    3. Какую ценность представляет техника в культуре?

    4. Каковы социокультурные смыслы техники?

    5. Инженеры, бесспорно создают современное техногенное общество, но является ли этот вклад безусловной пользой для человечества?

    6. Как вы понимаете культуру постмодернизма?


    КУЛЬТУРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    Одним из первых эту проблему поставил английский писатель Чарльз Сноу. В 1959 г. в Кембриджском университете он выступил с лекцией «Две культуры и научная революция». Главная его мысль сводилась к тому, что вследствие огромного разрыва между гуманитарными и точными науками, между гуманитарной и научно-технической интеллигенцией внутри западного «индустриального» общества образовались две совершенно обособленные культуры: научная и гуманитарная, между которыми полностью отсутствуют какие-либо связи и взаимопонимание. В существовании двух культур он видел доказательство глубокого раскола западной культуры вообще, проявление кризисных процессов в духовной жизни буржуазного общества. подобная дилемма выглядит уже совсем странной. Но между тем и в современном научном сообществе раздаются голоса о том, что в наше экономически непростое время нужно отдавать приоритет наукам естественным и точным Как известно, приходя в этот мир, человек являет собой лишь потенциальную возможность стать разумным, гуманистически мыслящим существом, включенным в контекст культуры своего сообщества. Становление личности всякий раз начинается с нуля, с усвоения духовного опыта предшествующих поколений, который запечатлен в произведениях искусства, в религиозной культуре и в гуманитарном научном знании. Именно эти три сферы духовной жизни и решают главным образом важнейшую в человеческом бытии задачу –объясняют человеку смысл и назначение его существования в этом мире. Так что проблема «двух культур», сформулированная Ч. Сноу, сегодня все более настоятельно склоняется к приоритету духовной, гуманитарной культуры. Поэтому выход из тупика, английский писатель Чарльз Сноу в статье «Две культуры» видел в объединении обеих культур на основе идеалов мира и гуманизма во имя будущего человечества.

    В отдельных случаях границы между точными и гуманитарными науками становятся практически неразличимы. Творческого человека не может удовлетворить его узкопрофессиональная деятельность. Математические методы проникают в чисто гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить явление, обнаружить в нем важные закономерности. При этом применение математического аппарата само по себе не придает точности и достоверности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследуется не само явление, а его математическая модель, которая может быть как удачной, так и не удачной (что в гуманитарных науках встречается чаще).

    Таким образом, можно утверждать о закономерном выделении естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры; они неразрывно связаны между собой. Сам человек – существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно; оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целое. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая, по его мнению, является излишне специализированной, не дающей людям получить подлинно всестороннее образование.

    На памяти одного поколения жизнь под влиянием техники очень изменилась: В 80-90-ые гг. XX в. компьютеры представляли собой большие машины и располагались в просторных помещениях, занимая целые залы. А сегодня помещаются на ладони. Интернет сегодня прочно вошел в нашу жизнь и необратимо ее изменил. Совершенно очевидно, что это новая реальность стала реальностью постмодернистского общества, включившего в себя черты экранного, информационного и постиндустриального обществ. А новая культура представляет собой сплав массовой и популярной культуры. Компьютерные технологии и СМИ стали фундаментом современной массовой и популярной культур. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, рождается культура глобального диалога. В информационную интернет – эпоху телевидение уже отличается и технологически, и содержательно, происходит процесс взаимодействия информационно – компьютерных технологий и искусства кино. Вещание стало цифровым, а значит технологически неограниченным. Это также повлияло на культуру. Культура информационного общества создала новые телевизионные форматы: ток - шоу, реалити – шоу, новостные программы, сериалы.

    Сегодня научно-технический прогресс – это единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса, предъявляющая все возрастающие требования к уровню образования, культуры, ответственности работников. Для большинства людей он представляет собой резкий скачок в развитии научной деятельности, появление высокоавтоматизированных машин и компьютерных технологий, является результатом научно-технического творчества. Процесс научно-технического творчества есть способ самореализации человека, его самовыражения, способ удовлетворения материальных и духовных потребностей.

    Многие исследователи в наше время отмечают односторонний характер технического прогресса, технократизм, увеличение техноцентристского контекста образования, выражают беспокойство об отрыве научно-технического прогресса от нравственного развития общества. Такие предостережения стали звучать еще раньше. Так, например, английский культуролог-философ А. Тойнби утверждал, что мораль статична, а техника динамична, и разрыв между техническим развитием и нравственным развитием человечества постоянно увеличивается. Лауреат Нобелевской премии за мир А. Швейцер заметил, что «мировоззрение, основанное только на естественных науках, лишенное таких качеств, как нравственность, всегда будет оставаться немощным мировоззрением». Выдающийся русский ученый Д.С. Лихачев в работе «ХХI век должен быть эпохой гуманизма» выразил беспокойство, что «ХХI будет веком гуманитарных наук и гуманизма. В противном случае человечество может выродиться в гуманоидов, умеющих считать и пользоваться компьютерами, но их духовные ценности можно будет выразить одним-двумя словами» (Лихачев Д.С. ХХ1 век должен быть эпохой гуманизма. М.,1987. С.31.) И, наконец, ультимативное заявление известного ученого Леви-Стросса: «ХХI век будет гуманитарным или его не будет».

    Ключ к отгадке – в комплексном взаимодействии: единство и неразрывность научно-технического, социального и нравственного прогресса. Если процессы НТР не контролировать, это может вызвать серьезнейшие диспропорции и противоречия в общественном развитии. В связи с этим актуальными становятся проблемы гуманизации науки и техники и главным критерием научно-технического развития должны стать общечеловеческие гуманистические ценности. Несмотря на различные мнения, научно-технический прогресс остается ведущим фактором культурного развития, воздействует на социальную жизнь, на духовную культуру. Социокультурный смысл техники заключается в основе совершенствования способа деятельности человека, в его мастерстве, в технологическом совершенстве. Для того, чтобы понять современные процессы во взаимодействии науки, техники и культуры, необходимо определить их роль в развитии общества.

    Уже в ХХ веке новые технологии (микроэлектроника и информатика, лазерные, био и нано-технологии), новые материалы, не имеющие аналогов в природе (высокопрочные пластмассы и волокна), множась с небывалой прежде скоростью, приводят к фундаментальным трансформациям не только способа производства и социальной организации, но всей культуры. Возникают новые ее образцы, меняется тип взаимодействия между людьми. Можно констатировать, что в результате технической деятельности человека возникла технизирующая культурная среда, которая уже не подчиняется человеку полностью, выходит из-под его контроля и управления. Известный русский религиозный философ Н.А. Бердяев определяет, что «техническая революция – величайшая революция, какую только знала история, – кризис рода человеческого. Суть этого кризиса состоит в том, что машина покоряет не только природные силы, но и самого человека. Она не только чем-то освобождает его, но и по-новому порабощает» (Бердяев А.Н. Человек и машина, «Вопросы философии», 1989, №2.)

    Немецкий философ, культуролог О. Шпенглер в работе «Человек и техника», определяя технику как «тактику жизни», как «душевно-духовную жизнь», выявляя только ей присущие закономерности, впервые поставил вопрос о месте, роли и значение техники в историко-культурном процессе. О. Шпенглер связывает технику с целенаправленной деятельностью человека.

    Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются сегодня в развитии информационной техники, когда она, бурно развиваясь, проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого бытия. Основатель Римского клуба А. Печчеи в своей замечательной книге «Человеческие качества» отмечает, что созданная человеком техническая среда ослабила его физически. Вместе с тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей человека. Однако, если раньше эти способности приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно нарушено. В результате на карту поставлена судьба человека как вида. Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Выход из создавшейся ситуации А. Печчеи видит в культурной эволюции как важнейшей цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств.

    Многие фундаментальные открытия стимулируют развитие новой техники. Так, что же такое техника? Какая существует связь между культурой и техникой? В переводе с греческого techne одновременно и ремесло, и искусство. Немецкое слово technaxe означает «фабриковать, связывать с искусством», т.е. умело, мастерски. До начала Нового времени господствовало представление о технике, в котором искусство и техника еще четко не различались. С началом Нового времени – в первую очередь под воздействием воззрений Гоббса и Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница и других изменилось отношение к технике. Возникновение техники стало означать собой переход от жизни органической, растительной к жизни, где господствуют машины и механизмы. И так, техника – это средство, орудие, с помощью которого человек производит нечто, главным образом является средством, а не конечной целью.

    Профессор Зальцбургского университета Хайнрих Бек в научном труде «Сущность техники» анализирует вопрос о сущности и методе исследования техники. Он заметил, что вопрос о сущности «что такое техника?» имеет своей целью не описание каких-то технических устройств, не направлен на выяснение способов их функционирования, точно так же, как вопрос о том, «что такое человек?», не касается тех или иных особенностей данного человека, которые отличают его от других людей. Техника, следовательно, берет свое начало не в деятельности отдельных людей, а в совместном труде многих, то есть в дифференцированном «трудовом сотрудничестве» в создании техники. Техника стремиться интегрировать природные вещества и силы в человека.

    Теперь ситуация изменилась, покоренная природа становится для человека опасной, возникает совершенно новая среда, созданная человеком из техники. Как справедливо заметил известный ученый К. Ясперс, «техника стало ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности. (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.113-139.)

    Справедливо М. Хайдеггер отмечает в работе «Вопрос о технике» опасность угрозы техники самой сущности человека, которая способствует его обезличиванию, примитивизации духовного мира, засилью массовой культуры. И чтобы это предотвратить, человечество должно «пристально вглядеться в сущность потаенного в технике», научиться свободе относительно нее, понять опасность узкопрагматических установок.

    С другой стороны, техника как средство повышает производительность и качество труда, обеспечивает комфорт во всех сферах жизнедеятельности человека, расширяющие его познавательные возможности, есть творчески реализованная цель. Машина, техника – порождение человеческого разума и творчества. И они не должны стоять над человеком, порабощать его, лишать способности свободно творить. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. И по – справедливому замечанию К. Ясперса все те беды, которые связаны с техникой, когда-нибудь будут подчинены власти человека. Таким образом, техника никоим образом не противостоит культуре. Напротив, она является ее элементом, результатом культурного развития, воздействующая на все стороны культурного потенциала общества.

    Техника может надежно служить человеку, но может и оказаться помехой интеллектуальному и эмоциональному развитию личности, может стать причиной глобальной катастрофы. В условиях научно-технического прогресса от человека требуется не только образованность, но и высокая культура взаимоотношений с техникой. Техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития творческих способностей личности. Такими смыслами техника вписывается в культурное пространство. Что принесет людям новая научно – техническая революция? В связи с этим человечество ожидают такие перспективы: принесет ли она водородные бомбы, уничтожающие жизнь на земле, или, наоборот, наука и техника, поставленные на службу человека, облегчат его жизнь, увеличивая его производительные силы, сократят рабочий день, что позволит развивать каждому свои творческие способности.

    А человек, развитый интеллектуально, как, известно, может стать активным участником научно-технического прогресса.

    Действительно, в ХХI веке человечество знает и умеет значительно больше, чем может осмысленно использовать. Оно все больше напоминает несмышленого ребенка, владеющего опасными для него самого игрушками. В этой связи возникла проблема, никогда ранее не стоявшая перед человечеством - противоречие между его глобально-космическим могуществом и эгоистически-местечковым мышлением.

    Прежде всего, это выражается в стремлении осмыслить культуру не как частный литературоведческий вопрос, а в контексте развития всего общества, как всеохватывающую проблему западной цивилизации в целом, от решения которой зависит ее будущее, общественный прогресс, судьба всего человечества. В связи с этим возникает вопрос о влиянии научно-технического прогресса на развитие культуры.

    Выдающийся философ техники П.К. Энгельмейер, создатель теории технического творчества в работе «Технический итог ХIX века» утверждает, что современная техника если и получила столь мощное развитие, то только благодаря тому, что вступила в близкое общение с наукой.

    Чтобы сделать изобретение, человеку необходимо выполнять эстетические нормы и соблюдатьтребования технической эстетики. Требования технической эстетики реализуются с помощью дизайна и относятся к оформлению внешнего вида машин и аппаратов, их окраске, художественного конструирования и компоновки. Техническую эстетику интересует все, что окружает человека в процессе его трудовой деятельности, и в первую очередь, реакция, отношение самого человека к этому окружению. Требования технической эстетики к выпускаемой продукции исходят из предпосылки, что предметная среда человека должна лучше служить ему, а весь комплекс окружающих предметов должен нести отпечаток своего времени. Машины должны иметь красивый внешний1 вид, изящную, строгую отделку. «Хорошо летают только красивые самолёты» заметил выдающийся советский конструктор А.Н. Туполев. Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой человека. Сторонники машинного творчества утверждают – если машина способна создать произведение, которое будет восприниматься людьми, как искусство, то уже не существенно, каким путем достигнут этот эффект.

    В ХХI веке социальное и гуманитарное образование в техническом университете является необходимым не только для общего развития специалиста, повышение его интеллектуальных и творческих возможностей, но становится важным компонентом формирования профессиональной компетенции и профессиональной культуры инженера. Важнейшей задачей социально-гуманитарных дисциплин в вузе является формирование экологической культуры личности, то есть принципа коэволюционного взаимодействия с окружающей средой. Умение прогнозировать экологические последствия своей деятельности является неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста в условиях техносферы. Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные исследования, т. к. ответственность науки перед природой и человечеством за последнее время сильно возросла.

    Человек не способен выдумать ничего, что не было бы комбинацией уже существующих в природе элементов. Применительно к искусству это верно лишь наполовину. В искусстве все решает не состав, а контекст, взаимодействие. Машина способна создать произведение, отвечающее всем заложенным требованиям, но это произведение не будет нести никакой идеи. Машина существенно облегчает работу творца, сводя к минимуму рутину в его деятельности, дает новые возможности. Возникают новые формы искусства, обязанные своим появлением НТР, но творческая инициатива остается за человеком. Машина может создать заготовку, но окончательный отбор останется за человеком. Отбор - главнейший элемент всякого творчества. Без человека творчество превращается в имитацию, подражание существующему. Образ индивидуален и неповторим, он не конструируется, а рождается, в нем концентрируется опыт всего человечества, преломленный через индивидуальный опыт сознания, через особенности характера и темперамента личности. Если в будущем машина обретет личность, она сможет творить.

    Кроме того, современные формы искусства во многом зависят от техники. Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностями и душевными привязанностями. Искусство реагирует на изменение жизни и вбирает в себя явления современности. НТР часто порождает смешение и взаимопроникновение жанров. В искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным. НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство же увеличивает меру его внутренних потребностей. Очевидно, что искусство должно не расцвечивать НТР, а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство. Возникают новые формы искусства, обязанные своим появлением НТР, но творческая инициатива остается за человеком. НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру. Человек фиксирует информацию, полученную от произведения, но диалог с произведением не возникает.

    Творческое задание: Обсудите в группе следующие проблемы: «Технократизм как проблема общества и культуры».

    «Современная и будущая техника: могущество или угроза».

    «Техногенная цивилизация: есть ли будущее?»

    «Техника и проблемы исторической ответственности инженера».

    Итак, можно выделить следующие важные аспекты техники как социокультурной ценности:

    первый аспект: технику надо рассматривать, как объект – это различные приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека,

    второй аспект: технику надо рассматривать как технологическое знание,

    третий аспект: техника – это процесс, изготовления, использования, изобретения,

    четвёртый аспект: техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, реализации природных задатков человека.

    вопросы и задания

    1. Обясните ваше понимание научно-технической революции.

    2. Как ставит О. Шпенглер вопрос об отношении техники к культуре?

    3. Какие противоречия вызревают в культуре по мере совершенствования техники?

    4. Какое определение дает К. Ясперс технике?

    5. как вы интерпретипуете тезис Хайдеггера о том, что техника – вид раскрытия потаенности.

    6. В чем заключается сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления?

    7. Назовите основные аспекты техники как социокультурной ценности.

    8. Почему в ХХ столетии взаимоотношение естественной и искусственной технической среды превратилось в глобальную проблему?

    9. Какие новые проблемы и ситуации в культуре на рубеже ХХI века порождает современная техника?



    ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    В 1897 году знаменитый фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война миров»  («Борьба миров» английское название «The War of the Worlds»).  В нём очень реалистично описано  вторжение пришельцев (марсиан) на Землю: Приземляются инопланетные корабли и солдаты Марса завоёвывают и порабощают жителей Земли. Значительный резонанс и большое влияние имела поставленная в 1938 году Орсоном Уэллсом радиопостановка романа, первая часть которой была стилизована под «репортаж в прямом эфире». об. Эта псевдо-документальная инсценировка инопланетного вторжения из фантастического романа была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси и поддались страху. Этот «информационный радио-розыгрыш» вызвал панику в ряде районов США. Когда радиостанции объявили о «высадке инопланетного десанта с целью захвата Земли», люди в ужасе стали собирать вещи первой необходимости и покидать свои дома. Радиопостановка 1949 года в столице Эквадора вызвала нешуточную панику среди жителей, а позже гнев и погром радиостанции, повлёкший гибель шесть человек.



    Эти эпизоды красноречиво свидетельствуют о роли информации в жизни современного общества и его информационной культуре.

    Творческое задание: приведите свои примеры, в которых ярко выражена роль информации.

    Нужно отметить, что история информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

    В разное время её потрясали информационные кризисы, связанные с накоплением и переработкой информационных потоков. Появление письменности принято называть первой информационной революцией, приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в). Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией обусловлен изобретением электричества в конеце XIX в. Четвертая информационная революция в 70-е гг. XX в. связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

    Осознание фундаментальной роли информации в динамике социума неразрывно связано с возникновение информационного общества. Последнее полагает рассмотрение в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества – общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью.

    Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. В процессе становления информационного общества возникла потребность обеспечить уровень образования, навыков, умений людей динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. 

    Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

    Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Информационная культура – знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее грамотного использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет

    Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

    В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

    В узком смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

    Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности. Информационная культура, как категория развивающегося информационного общества, рассматривается как общая теория образования человека в рамках нового типа цивилизационного развития, это способ информационного производства лежащий в основе современной человеческой деятельности и во многом определяющий тип существующей культуры.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта