Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос
Скачать 7.56 Mb.
|
Иосиф ФлавийНеобходимо отметить, что враждебное отношение в исторической литературе к саддукеям и ошибочное представление об их доктрине (философии) и мировоззрении сформировалось благодаря трудам Иосифа Флавия. Иосиф Флавий остается в целом достаточно загадочной и сложной исторической фигурой. Он написал апологетический труд об истории своего народа в период римских гонений на евреев и во время складывания талмудического законоуложения. В своей «Автобиографии» («Жизнеописании») Иосиф преследует цель защитить собственную репутацию от клеветников 495. Однако, сообщая в иных случаях точным и ясным языком мельчайшие подробности отдельных исторических событий, о своих предках он почему-то выразился столь туманно, что среди исследователей до сих пор нет единого мнения – кто из Хасмонеев являлся ему родственником. Иосиф пишет: «Моя семья занимает весьма видное положение, и много поколений её происходят от священников» (Автобиогр., 1). Далее он заявляет, что «происходит не просто от священнического сословия, но от первого из двадцати четырех порядков священников» (Автобиограф., 1), то есть от Иегоиарива (1 Пар.24:7) 496. Иосиф продолжает: «К тому же я царских кровей с материнской стороны». Далее он заявляет, что дедушка его отца был женат на дочери «Йонатана первосвященника, первого из сыновей Хасмонея, ставшего первосвященником». К бабушке относятся слова Иосифа: «Ибо сыновья Хасмонея, ребенком 497 одного из которых она была, в течение длительного времени являлись первосвященниками и царями нашего народа» (там же). «Таким образом, – делает вывод Т.Раджак, – семья отца Иосифа ведет свое происхождение от царевны рода Хасмонеев 498» 499. Но при сопоставлении известных нам сведений, оказывается, что родителями прабабушки Иосифа Флавия была царица Саломея (Александра) 500, отцом её был Аристобул (ставший первым 501 Хасмонейским царем), а приемным отцом – Александр Яннай (имевший имя Йонатан). Саломея и её первый муж Аристобул в описании Иосифа выглядят вполне допропорядочными правителями с добавлением некоторых реалистических негативных черт во избежании обвинения в субъективизме, тогда как при жизнеописании Янная Иосиф Флавий не обременяется никакими ограничениями. Так, он сообщает, что «этому Яннаю пришлось с первого же момента своего рождения навлечь на себя ненависть отца своего (Гиркана), так что он, вплоть до его смерти, не смел никогда показываться отцу на глаза… Гиркан больше всех других детей любил Антигона и Аристобула. И вот, когда он во сне однажды увидел самого Предвечного, то спросил Его, кто из детей будет его преемником. Господь Бог указал на Янная. Тогда Гиркан, огорчившись, что именно этот сын его станет наследником всех его благ, распорядился, когда Яннай родился, отдать его на воспитание в Галилею (то есть с глаз долой, – А.В.)» (ИД II. XIII.12. 1). Стоит отметить, что вероятно в Галилее Яннай познакомился с назареями, которых он возненавидел и которых сразу после восшествия на престол предал казне в Лоде (Лидде). Сводное родство с царем Александром Яннаем, оставившим дурную славу в памяти евреев, а также всего лишь год далеко не блестящего царствования Аристобула, прапрадеда Иосифа, объясняет, почему Иосиф Флавий столь невнятно говорит об именах в своей царской родословной. Это также объясняет, почему «Иосиф делает (в своих книгах) особый упор на свою принадлежность к священству» 502, а не на царственность, несмотря на упоминание имен своих предков (Маттиас-Матитьяху), свидетельствующих о принадлежности к царям-Маккавеям. Так, во введении к «Иудейской войне» он – «Иосиф, сын Матитьяху, священник из Иерусалима». В своем последнем произведении «Против Апиона» Иосиф пишет (об «Иудейских древностях»): «Я перевел «Иудейские древности» со священных текстов, являясь человеком, рожденным в семействе священников» (Против Апиона 1.54). Наконец, как мы покажем далее, царица Саломея (прапрабабушка Иосифа) являлась сторонницей фарисеев, тогда как царь Яннай, сводный прапрадед Иосифа, был их жестоким гонителем. Семья Иосифа (от дочери царицы Саломеи), надо полагать, тяготела к фарисеям, поэтому Иосиф, пройдя обучение у саддукеев, фарисеев и ессеев, избрал ряды фарисеев (Автобиогр. 2). Отмеченное нами родство Иосифа Флавия с царицей Саломеей, заставляет иначе взглянуть на его упорное молчание относительно существования Кумранской общины. Забвение Кумранской общины, являвшейся одновременно центром по выпуску мессианской, пророческой и прочей религиозной литературы и покинувшей свое поселение не позднее 31 г. до н.э., – подобное в среде ессеев было бы весьма невероятным. Даже если предположить, что Флавий ничего не слышал об Учителе Праведности в своей семье, родственной Хасмонеям и первосвященникам (хотя там о кумранитах должны были хорошо помнить), то в ессейских кругах, в которых Флавий провел несколько лет, он, с его энциклопедичным отношением к информации, обязательно о них должен был узнать. Из кумранских свитков следует, что Учитель Праведности являлся фигурой яркой и заметной. Позднее или даже уже при его жизни его стали воспринимать как Мессию – подобное во времена Флавия должно было еще весьма бурно обсуждаться. Более того, Флавий, неоднократно восхищающийся ессеями и уделивший им даже большее внимание, чем фарисеям, должен был бы обязательно в своих исторических книгах отметить столь яркую страницу в истории Иудеи. Но он этого не сделал (если только эти фрагменты не были позднее из его трудов удалены), ибо в таком случае пришлось бы вскрыть всю историю с кумранитами, с Праведным Наставником, с Саломеей (его родственницей), с фарисеями, соучастниками убийства Праведника, но это как раз и не входило в планы ни Иосифа Флавия, ни партии фарисеев, к которой он тяготел. Именно такое отношение умолчания явственно прослеживается по талмудической литературе, где факт существования кумранитов и Учителя Праведности (Иешу) также либо замалчивается, либо крайне завуалирован. Подобное можно было бы объяснить в отношении евангельского Христа, но что, спрашивается, заставляло талмудистов, скурпулезно отметивших в Талмуде все мало мальские ереси и секты, скрыть информацию о Кумранской общине и Учителе Праведности, если только не признать тождество между кумранским Учителем и историческим Иисусом Христом? Либо необходимо признать, что Иисус Христос и Учитель Праведности для талмудистов оказались одинаково опасными, либо, что было бы правильнее, мы должны обоих, тем более живших в одно время, считать одним и тем же историческим лицом. *** Партия фарисеев, согласно описанию Иосифа Флавия, приобрела вес в годы, когда хасидимы, которым они были многим обязаны, порвали с режимом Хасмонеев из-за его мирского характера. Судя по всему, фарисеи благодаря тому, что к ним с этого времени примкнули хасидимы (и иные религиозные группы, предшественники ессеев, которые владели, с одной стороны, эзотерическими знаниями, а с другой, не чурались бедноты и вели образ жизни, свойственный странствующим аскетам-мудрецам), стали все больше приобретать поддержку населения. Считается, что особенно фарисеи открыто протестовали против принятия первым из Хасмонеев – Ионном Гирканом (134-104 гг. до н.э.) поста первосвященника, который тот не мог занимать в силу своего левитского происхождения, что не могло не вызвать к фарисеям симпатий народа. Данный аргумент, если он вообще существовал, а не был выдуман фарисейским иудаизмом, скорее был ширмой для фарисеев, поскольку противоречил их реальным политическим интересам: в случае назначения первосвященника из Садокидов, фарисейские притязания на власть были бы сильно ослаблены конкурирующей группировкой. Фарисеи времен Ирода были известны тем, что популярность в массах завоевывали известным религиозным лицемерием и ханжеством. Определенная часть фарисеев, далеких от философии и эзотерики, стремилась публично демонстрировать свою особую приверженность букве закона. Не отягощенные приличествующей духовным взыскателям скромностью, они любили явно на показ молиться на улице или, громко завывая, причитать. Вся эта “благочестивость”, сопряженная с оппозицией к власти, при которой жизнь евреев становилась все хуже, не могла фарисеев не выдвинуть на роль самой популярной в народе партии. С другой стороны, сегодня, благодаря христианской литературе, за фарисеями, потенциальными конкурентами ранней церкви в борьбе за паству, закрепилась исключительно негативная характеристика, как за яростными противниками и жестокими преследователями христиан. Это не вполне верно, особенно если касается фарисеев времен Александра Янная. После присоединения к ним хасидимов, фарисеи представляли собою как минимум двойное течение (частично реализовавшееся через две школы талмудизма), имевшее своих глубоких философов, ученых, каббалистов и подлинных ревнителей за социальное освобождение соотечественников. У одного из таких философов-фарисеев, Гамалиила, обучался будущий создатель христианской церкви – апостол Павел (Деян. 22.3; 5.34). В том же, что касается «гонителей христиан», вернее, гонителей последователей Иисуса (кумранитов), во времена которых жил Иисус Христос, то таковыми в действительности были не фарисеи, сконцентрировавшие свою деятельность вокруг синагог (училищ), уча вдали от столицы (особенно в местах рассеяния), а иерусалимские саддукеи, для которых идеология солнечной веры Христа представляла смертельную опасность 503. |