Главная страница
Навигация по странице:

  • Иосиф Флавий. Иудейские древности. (Фрагмент об ессеях)

  • Филон Александрийский. «О созерцательной жизни». (Фрагмент об ессеях)

  • Плиний Старший (фрагмент об ессеях)

  • Филастрий (фрагмент об ессеях)

  • Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


    Скачать 7.56 Mb.
    НазваниеКумран и Христос
    АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    Дата09.05.2018
    Размер7.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    ТипКнига
    #19039
    страница28 из 70
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   70

    Приложения к первой части (№№ 1–10)




    Приложение 1. О ессеях



    Иосиф Флавий. Иудейская война. (Фрагмент об ессеях) 659.



    (2) [119] Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую – саддукеи, третью – те, которые, видно, представляют особую святость, так называемые ессеи. Последние также рожденные иудеи, но еще больше, чем другие, связаны между собой любовью. [120] Чувственных наслаждений они избегают, как греха, и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей в нежном возрасте, когда они еще восприимчивы к учению, обходятся с ними как со своими собственными и внуша­ют им свои нравы. [121] Этим, впрочем, они отнюдь не хотят по­ложить конец браку и продолжению рода человеческого, а желают только оградить себя от распутства женщин, полагая, что ни одна из них не сохраняет верность к одному только мужу своему 660.

    (3) [122] Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, кото­рый был бы богаче другого. По существующему у них правилу всякий присоединяющийся к секте должен уступить свое состоя­ние общине; а поэтому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды, ни блестящего богатства – все, как братья, владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно це­лое отдельных имуществ каждого из них 661. [123] Употребление масла они считают недостойным, и если кто из них помимо своей воли бывает помазан, то он утирает свое тело, потому что в жест­кой коже они усматривают честь точно так же, как и в постоян­ном ношении белой одежды 662. Они выбирают лиц для заведова­ния делами общины 663, и каждый без различия обязан посвятить себя служению всех.

    (4) [124] Они не имеют своего отдельного города, а живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест члены ордена могут располагать всем, что находится у их братьев, как своей собственностью, и к сочленам, которых они раньше никог­да не видели в глаза, они входят как к старым знакомым. [125] Они поэтому ничего решительно не берут с собой в дорогу, кроме оружия от защиты от разбойников 664. В каждом городе поставлен общественный служитель специально для того, чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами. [126] Одеяниями и всем своим внешним видом они производят впечат­ление мальчиков, находящихся еще под строгой дисциплиной школьных учителей. Платье и обувь они меняют лишь тогда, когда прежнее или совершенно изорвалось, или от долгого ношения сде­лалось негодным к употреблению. [127] Друг другу они ничего не продают и друг у друга ничего не покупают, а каждый из своего дает другому то, что тому нужно, равно как получает у товарища все, в чем сам нуждается, даже без всякой взаимной услуги каж­дый может требовать необходимого от кого ему угодно.

    (5) [128] Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по проис­хождению молитвами, как будто испрашивая его восхождения. [129] После этого они отпускаются своими старейшинами, каж­дый к своим занятиям. Поработав напряженно до пятого часа 665, они опять собираются в определенных местах, опоясываются хол­щовым платком и умывают себе тело холодной водой. По оконча­нии очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. [130] Здесь они в стро­жайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним-единственным блюдом. [131] Священник открывает трапезу молитвой, до которой никто не должен притронуться к пище; после трапезы он опять читает молитву. Как до, так и после еды они славят Бога, как дарителя пищи. Сложив с себя затем свои одеяния, как священные, они снова отправляются на работу, где остаются до сумерек. [132] Тогда они опять возвращаются и едят тем же порядком. Если случайно появляются чужие, то они участ­вуют в трапезе. Крик и шум никогда не оскверняют места собрания: каждый предоставляет другому говорить по очереди. [133] Тишина, царящая внутри дома, производит на наблюдающего извне впечатление страшной тайны; но причина этой тишины кроется собственно в их всегдашней воздержанности, так как они едят и пьют только для утоления голода или жажды.

    (6) [134] Все действия совершаются ими не иначе как по ука­заниям лиц, стоящих во главе их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказании помощи и в делах мило­сердия. Каждому предоставляется помогать людям, заслуживаю­щим помощи, во всех их нуждах и раздавать хлеб неимущим. Но родственникам ничего не может быть подарено без разрешения представителей. [135] Гнев они проявляют только там, где спра­ведливость этого требует, сдерживая, однако, всякие порывы его. Они сохраняют верность и стараются распространять мир. Вся­кое произнесенное ими слово имеет больше веса, чем клятва, ко­торая ими вовсе не употребляется 666, так как само произнесение ее они порицают больше, чем ее нарушение. Они считают поте­рянным человеком того, которому верят только тогда, когда он призывает имя Бога. [136] Преимущественно они посвящают себя изучению древней письменности, изу­чая, главным образом, то, что целебно для тела и души; по тем же источникам они знакомятся с кореньями, годными для исце­ления недугов, и изучают свойства минералов.

    (7) [137] Желающий присоединиться к этой секте не так ско­ро получает доступ туда: он должен, прежде чем быть принятым, подвергать себя в течение целого года тому же образу жизни, как и члены ее, и получает предварительно маленький топорик, упо­мянутый выше передник и белое облачение. [138] Если он в этот год выдерживает испытание воздержанности, то он допускается ближе к общине: он уже участвует в очищающем водоосвящении, но еще не допускается к общим трапезам. После того как он выказал также и силу самообладания, испытывается еще в два дальнейших года его характер. И лишь тогда, когда он и в этом отношении оказывается достойным, его принимают в братство. [139]

    Однако прежде, чем он начинает участвовать в общих трапезах, он дает своим собратьям страшную клятву в том, что он будет почитать Бога, исполнять свои обязанности по отношению к людям, никому – ни по собственному побуждению, ни по при­казанию – не причинять зла, ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых; [140] затем, что он должен хранить верность каждому человеку, и в особенности правительству, так как всякая власть исходит от Бога 667. Дальше он должен кля­сться, что если он сам будет пользоваться властью, то никогда не будет превышать ее, не будет стремиться затмевать своих подчи­ненных ни одеждой, ни блеском украшений. [141] Дальше, он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду и разоблачать лжецов, содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечи­стой наживы, ничего не скрывать пред сочленами; другим же, напротив, ничего не открывать, если даже пришлось бы умереть за это под пыткой. [142] Наконец, догматы братства никому не представлять в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов. Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего члена.

    (8) [143] Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из общины; но исключенный часто погибает самым несчастным об­разом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не мо­жет принять пищу от не-собрата – он вынужден поэтому питать­ся одной зеленью, истощается таким образом и умирает от голода. [144] Вследствие этого они часто принимали обратно таких, кото­рые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, до­водившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения.

    (9) [145] Очень добросовестно и справедливо они совершают правосудие. Для судебного заседания требуется по меньшей мере сто членов. Приговор их неотменим. После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя 668 : кто хулит его, тот наказывается смертью. [146] Повиноваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе воз­ражать против мнения девяти. [147] Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону. Строже, нежели все другие иудеи, они избегают дотронуться к какой-либо работе в субботу. Они не только заготовляют пищу с кануна для того, чтобы не зажигать огнями в субботу, но не осмеливаются даже трогать посуду с места и даже не отправляют естественных нужд. [148] В другие же дни они киркообразным топором, кото­рый выдается каждому новопоступающему, выкапывают яму глубиной в фут, окружают ее своим плащом, чтобы не оскорблять лучей божьих, испражняются туда и вырытой землей засыпают опять отверстие; к тому еще они отыскивают для этого процесса отдаленнейшие места. [149] И хотя выделение телесных нечистот составляет нечто весьма естественное, тем не менее они имеют обыкновение купаться после этого, как будто они осквернились.

    (10) [150] По времени вступления в братство, они делятся на четыре класса; причем младшие члены так далеко отстоят от старших, что последние, при прикосновении к ним первых, умывают свое тело, точно их осквернил чужезе­мец. [151] Они живут очень долго, и многие переживают столет­ний возраст. Причина, как мне кажется, заключается в простоте их образа жизни и в порядке, который они во всем соблюдают. Удары судьбы не производят на них никакого действия, так как всякие мучения они побеждают силой духа; достойную смерть ставят выше бесконечной жизни 669. [152] Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали, члены у них были спалены и раздроблены; над ними пробовали все орудия пытки, чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пищу, но их ничем нельзя было скло­нить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали муче­ния, не издавая ни единого звука и не роняя ни единой слезы. [153] Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они весело отдавали свои души в полной уверенности, что снова их получат в будущем 670.

    (11) [154] Они именно веруют, что, хотя тело тленно и материя невечна, душа же всегда остается бессмертной; что, происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной плени­тельной силой в тело, душа находится в нем как бы в заключе­нии; [155] но как только телесные узы спадают, она, как осво­божденная от долгого рабства, весело уносится в вышину 671. Подобно эллинам, они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и при­ятный зефир (эфир, – А.В.). Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук. [156] Эта самая мысль, как мне кажется, высказывается также эллинами, которые своим богатырям, называемым ими героями и по­лубогами, предоставляют Острова Блаженных, а душам злых людей – место в Преисподней, жилище людей безбожных, где предание знает даже по имени некоторых таких наказанных, как Сизифа и Тантала, Иксиона и Тития. Бессмертие души, прежде всего, само по себе составляет у ессеев весьма важное учение, а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. [157] Они думают, что добрые в на­дежде на славную посмертную жизнь сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем, что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни, то по уходе в другой мир они должны будут терпеть вечные муки. [158] Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех, которые только раз вкусили их мудрость.

    (12) [159] Встречаются между ними и такие, которые после долгого упражнения в священных книгах, разных обрядах очи­щения и изречениях пророков, утверждают, что умеют предви­деть будущее. И действительно, редко до сих пор случалось, чтобы они ошибались в своих предсказаниях.

    (13) [160] Существует еще другая ветвь ессеев, которые в сво­ем образе жизни, нравах и обычаях совершенно сходны с осталь­ными, но отличаются своими взглядами на брак. Они полагают, что те, которые не вступают в супружество, упускают важную часть человеческого назначения – насаждение потомства; да и все че­ловечество вымерло бы в самое короткое время, если бы все так поступали. Они же испытывают своих невест в течение трех лет и [161] если после трехкратного очищения убеждаются в их пло­дородности, они женятся на них. В период беременности их жен они воздерживаются от супружеских сношений, чтобы доказать, что они женились не из похотливости, а только с целью достиже­ния потомства. Жены их купаются в рубахах, а мужчины в перед­никах. Таковы нравы этой секты. 672

    Иосиф Флавий. Иудейские древности. (Фрагмент об ессеях) 673.



    (5) [18] Учение ессеев требует все предоставлять на волю Божию; они признают бессмертие души и считают стремление к спра­ведливости 674 высшей целью. [19] В храм они доставляют пожертвования, но сами они не занимаются жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запре­щен доступ в общий храм и они совершают свое богослужение отдельно. Впрочем, это наилучшие люди, которые всецело отда­ются земледельческому труду. [20] Достойно удивления то чув­ство справедливости у них, которое они, помимо всех прочих на­родов, ставят выше добродетели и которого не знают ни греки, ни другие народы. Это столь развитое в них чувство укоренилось в них не со вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют никому жить со всеми общею, равной жизнью: иму­щество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк. Такой образ жизни ведут эти люди, и число их превышает четыре тысячи человек.

    [21] Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливости, а вторые подают повод к недора­зумениям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу. [22] Для заведования доходами и плодами своей земли они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из священничес­кого сословия; последние и должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съестных припасов. Живут они все одинаково и наибо­лее подходят к тем дакийским племенам, которые носят название полистов.

    Филон Александрийский. «О созерцательной жизни». (Фрагмент об ессеях) 675


    «... их на­зывают терапевтами 676 и терапевтридами в соответствии со значением θεραπεύω (целитель) 677, может быть, потому, что они предлагают искусство врачевания более сильное, чем в городах, поскольку там оно излечи­вает только тела, их же (искусство излечивает) души, поражен­ные тяжелыми и трудноизлечимыми недугами, души, которы­ми овладели наслаждения, желания, печали, страх, жадность, безрассудство, несправедливость и бесконечное множество других страстей и пороков. А может быть, потому, что приро­да и священные законы научили их почитать Сущего ...» (§ 2);

    «... Пусть род терапевтов, постоянно приучавший­ся к созерцанию, устремляется к рассмотрению Сущего, под­нимается выше зримо воспринимаемого солнца и пусть никогда не оставляет этого образа жизни, ведущего к совер­шенному блаженству. Они вступают на путь служения (Богу) не по обычаю, не по увещеванию или чьему-нибудь призыву, но проникнутые небесной любовью. Словно неисто­вые вакханты и корибанты, они охвачены восторженным состоянием, пока не увидят страстно желаемого. Затем, стремясь к бессмертной и блаженной жизни и считая, что земная жизнь уже кончилась, они оставляют имущество сыновьям и дочерям или другим родственникам, по доброй воле заранее сделав их сво­ими наследниками; те же, у кого нет родственников,– това­рищам или друзьям. Ибо внезапно получившим богатство прозрения надлежало оставлять богатство слепцов тем, кто еще слеп духовно» (§ 11–13).


    Плиний Старший (фрагмент об ессеях) 678


    (73) «На таком расстоянии от западного берега озера, что его вредоносное влияние уже не сказывается, живут ессены, племя отшельников – в целом мире нет другого столь дивного народа. Нет среди них ни одной женщины, они отреклись ото всех лю­бовных утех, от денег, и окружают их только пальмы. Изо дня в день скопище отшельников возобновляет свою численность, по­тому что стекается к ним множество Уставших от жизни людей, которых волны судьбы прибивают, <как к берегу>, к этому об­разу жизни. И так тысячу поколений (сказать – не поверишь!) существует вечное племя, в котором никто не рождается. Вот сколь плодовито для них чужое разочарование в жизни! Ниже их <мест> прежде был город Энгада 679, второй после Гиеросолим по тучности пашен и пышности пальмовьк рощ, а ныне – та­кая же куча золы».

    Филастрий (фрагмент об ессеях) 680


    «Ессены – те, кто ведут монашескую жизнь, не едят изысканных кушаний, не проявляют интереса к одеждам, не владеют ничем (nec possidentes aliquid). Они усиленно занимаются чтением и благородным трудом и проживают в местах обособленных. Христа как Господа, Сына Бога, они не ожидают и не признают, что он уже возвещан как Бог в Законе и Пророках, но ждут его,считая только пророком или справедливым (праведным) человеком (ut prophetam aut justum hominem; курсив А.В.)».

    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   70


    написать администратору сайта