Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос
Скачать 7.56 Mb.
|
Приложение 10Дамасский Документ (CD) 746Текст, именуемый исследователями «Дамасским документом», был обнаружен среди рукописей, поступивших в библиотеку университета Кембриджа из генизы Старой синагоги Каира (город Он или Гелиополь в Египте) в 1896 –1897 гг. Сама гениза Каира была основана в 882 г. Заслуга открытия принадлежит английскому ученому Соломону Шехтеру, в 1906 г. остановившему свое внимание на двух небольших отрывках еврейских рукописей (А и В 747) и опубликовавшему их в 1910 г. под названием «Фрагменты Цадокидского труда», поскольку члены Союза в отдельных случаях называли себя «Сынами Цадока». Название же «Дамасский документ» объясняется тем, что «страна Дамаска» указана как место переселения членов Союза. Открытие кумранских рукописей, особенно из шестой пещеры, подтвердило, что данный документ принадлежит кумранской общине. 748 Найденный в Каире текст, очевидно, был переписан, возможно, неоднократно, поскольку по палеографическим признакам может быть датирован X в. 749 Анализ языковых форм и орфографии списков А и В, сделанный уже после открытия кумранских рукописей французским ученым Ж. Карминьяком, позволил исследователю сделать следующие выводы: оба текста в целом восходят к общему прототипу сочинения в авторской редакции. Ближе к ней версия А, которая больше связана с предшествующим контекстом. Расхождения в тексте параллельных мест в большинстве случаев объясняются простыми ошибками переписчиков, вульгаризмами и различием в орфографической традиции. Версия А особенно изобилует ошибочным прочтением копииста. В двух случаях он произвел неправильные вставки в контекст. По мнению Ж. Карминьяка, изредка можно заметить сознательную переработку оригинала, вызванную теологическими или историческими соображениями, мотивы которых предстоит еще выяснить. Наличие таких переработок показывает, тем не менее, что один из списков (А) восходит непосредственно к авторскому тексту, другой же (B) представляет результат работы над ним опытного редактора 750. Текст А. I. 1 А теперь слушайте, все познавшие праведность, и вникайте в дела 2 Бога, ибо тяжба у Него со всей плотью и суд Он сотворит над всеми, отвергающими Его. 3 Ибо за их измену, за то, что покинули Его, Он скрыл Свое лицо от Израиля и от Своего святилища 4 и предал их мечу. Но когда вспомнил Свой Завет с Первыми, то оставил остаток 5 Израилю и не предал их истреблению. И по конце пыла (или: гнева) (через) триста 6 девяносто лет по предании их в руки Навуходоносора, царя Вавилона, 7 взыскал их и отрастил от Израиля и от Аарона корень насаждения, дабы наследовать (им) 8 Его землю и удобрить благим Его почву. Они поняли свое преступление и узнали, что 9 они – люди виновные, но были точно слепые и точно нащупывающие дорогу 10 двадцать лет. И Бог вник в их дела, ибо чистосердечно искали Его, 11 и поставил им Праведного Наставника, чтобы направить их по пути Своего сердца и известил 12 последующие поколения о том, что Он сделал с последним поколением, с собранием отступников, 13 тех, кто свернул с пути. Это то время, о котором написано: «Как упрямая корова, 14 так упрям Израиль»; когда встал Человек глумления, который кропил Израиль 15 водою лжи и завел их в бездну без пути, чтоб унизить. вечную высоту и чтобы уклониться 16 с троп праведности и чтобы сдвинуть границу, которую Первые провели в своем наследии, с тем, чтобы 17 запечатлеть на них клятвы Его Завета, чтобы предать их мечу мести мстителя за 18 Завет, за то, что домогались лести, предпочитали насмешки, и высматривали 19 бреши, предпочитали жирную шею, оправдывали нечестивца и обвиняли праведника; 20 заставляли преступать Завет и нарушали Закон, «ополчались на душу праведника», и всеми ходящими 21 непорочно душа их гнушалась. Они гонялись за ними, чтобы (зарубить) мечом и радовались распре народа. И воспылал гнев II1. Божий на их сообщество, чтобы обезлюдить их сонмище, а их дела – грязь перед Ним. 2. А теперь слушайте меня, все, вошедшие в Завет, и я открою вашему слуху пути 3. нечестивцев. Бог любит знание. Мудрость и благоразумие Он воздвиг перед Собой. 4. Проницательность и знание – они служат Ему. Долготерпение и многопрощение при Нем. 5. чтобы очищать раскаявшихся в преступлении. Но сила и мощь и великая ярость с пылающим огнем, 6. и со всеми ангелами мучений против извративших путь и гнушающихся Законом, так что нет остатка. 7. и спасшихся у них. Ибо Бог не избрал их от древности извечной, и, прежде чем утвердились, Он знал 8. их дела и гнушался поколениями, отмеренными им, скрыл Свое лицо от земли 9. {кто} до их исчезновения (или: их истребления). И Он знает годы предстояния и число и перечень их сроков для всего 10. сущего веками и должного быть до того, что придет в свои сроки для всех годов вечности. 11. И во все эти годы и сроки ставил Себе именитых, чтоб оставить земле уцелевших и наполнить 12. лицо вселенной их потомством. И научил их чрез Своего помазанника Своему святому духу и истинным 13. видениям. И в перечень поместили свои имена (или: их имена). А тех, кого ненавидит, вверг в заблуждение 751. 14. И теперь, сыны, слушайте меня, и я открою глаза ваши, чтобы видеть и чтобы понимать дела 15. Бога, избирать то, чего Он желает, и отвергать то, что Он ненавидит; чтобы шествовать непорочно 16. по всем Его путям и не рыскать помышлениями преступной мысли и развратных глаз. Ибо многие 17. заблуждались благодаря им, и доблестные воители спотыкались из-за них и прежде, и поныне. Следуя строптивости 18. своего сердца, пали Стражи Небесные, из-за нее они были связаны, так как не хранили заповедей Бога. 19. И сыновья их, те, чей рост, как высокие кедры, и чьи тела, как горы, пали ведь. 20. Вся плоть, что была на суше, ведь она издохла; и стали они, как не были, за то, что действовали 21. по своей воле и не хранили заповедей своего Творца, пока не запылал гнев Его против них. |