ЭОР Основы философии. Курс лекций Основы философии
Скачать 486.42 Kb.
|
УРОК № 21-22 Дисциплина. Основы философии Тема занятия. Философия Нового и Новейшего времени Тип урока закрепление знаний Цель: Сформировать знания у студентов об особенностях изменения философской мысли Нового времени. Задачи: 1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Нового и Новейшего времени, знать основоположников эпохи Нового и Новейшего времени 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа (устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: 1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока: Вопросы для повторения: Проверить письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья» Основные черты и этапы в Средневековой философии Спор о универсалиях: номинализм и реализм Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение» Проверить таблицы: «Патристика 2-4 в.в. н.э.», «Апологетика» Философия Нового и Новейшего времени Основные проблемы и направления философии Нового времени Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. В центре внимания Новой философии- теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц. Для философии данного периода характерен ряд установок: Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука(=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития( Ф.Бэкон) Полная(секуляризация) науки. Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума(Т.Гоббс). Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума». Способного действовать во всех науках (Р.Декарт) При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма(эмпирио-опыт) и рационализма(рацио- ум). Эмпирики- (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.)считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств. Рационализм и его представители: Рене Декарт- дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление, материальной- протяжение. Модусы первой - чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог- вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего. По Декарту получается, что субстанция - это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт - рационалист. Он пытается найти точку отчета познания человека- первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам: Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») аксиомы. Каждую сложную проблему разделять на частые задачи Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования. Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности( субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»( мир). Природа и Бог едины. Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами»( с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением. Классы монад( чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы) Голые монады- лежат в основе неорганической природы( камней, земли, полезных ископаемых) Монады животных- обладает ощущениями, но неразвитым самосознанием Монады человека( души)- обладают сознанием, памятью, уникальной способностью мыслить Высшая монада - Бог Фрэнсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно- разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида- идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра. Идолы рода - это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Идолы пещеры - это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания. Идолы площади - не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений. Идолы театра - влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло. Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостоять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества. Вопросы для закрепления материала: Основные проблемы и направления философии Нового времени Рационализм и его представители Эмпиризм и его представители Составить таблицу: «Гносеология Ф.Бэкона»
Домашнее задание: Знать конспект, основные понятия темы Составить таблицу «Гносеологические принципы Р.Декарта»
УРОК № 23-24 Дисциплина. Основы философии Тема занятия Русская религиозная философия XIX века Тип урока. Обобщение и систематизация материала Цель: Изучить этапы зарождения, становления и развития русской философии. Задачи: 1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю русской религиозной философии, знать основоположников эпохи Русской религиозной философии (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: 1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока Вопросы для повторения: Основные проблемы и направления философии Нового времени Рационализм и его представители Эмпиризм и его представители Проверить таблицу: «Гносеология Ф.Бэкона» Проверить таблицу: «Гносеологические принципы Р.Декарта» Русская религиозная философия XIX века Русская философская мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы: 11-17 века- постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания ( Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.) 18 век- первая четверть 19 века- распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени- философия русского Просвещения ( М.В. Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев) Вторая четверть 19- начало 20 века- становление и развитие самостоятельной философии в России включает множество направлений: западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич) и славянофилов(А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Саморин), революционно- демократическое(Н. Чернышевский, В.Белинский), анархисты-М.Бакунин, П.Кропоткин и т.д. Русская философия после 1922 года- философия русского зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк). Основные темы и проблемы: - тема человека, его судьбы и смысла жизни - Проблема добра и зла - критика рационализма, обоснование особого «интуитивно- мистического» метода познания действительности( целостным духом) - «русская идея»- выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета - поиск исторического пути развития России – между Западом и Востоком - тема всеединства и богочеловечества в русской религиозной метафизике- изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания. - в 20 веке- осмысление кризиса мировой философской мысли и поиск новых путей философствования Русская философия 19 века богата и разнообразна, но здесь мы остановимся на философских воззрениях двух писателей- Ф. Достоевском, Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский Основные темы произведений Достоевского- человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек - микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке- это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа приведения к счастью людей- «принудительной гармонии» в обществе( навязывания добра). Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла, и у нее есть свои пределы (знаменитый вопрос: «Все ли дозволено человеку»). Нет, не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет ко злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: свобода- зло- искупление. Л. Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку, насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаково осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого: 1. перестать самому совершать прямое насилие, а также готовиться к нему 2. не принимать участия в каком бы то ни было насилии, совершаемом людьми ( в частности, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении. 3. не одобрять никакого насилия Вопросы для закрепления материала: Этапы русской религиозной философии Основные темы и проблемы Ф.М.Достоевский и его идеи Л.Н.Толстой «Не противление злу насилием» Составить таблицу: «Основные этапы русской философии и его специфика
Домашнее задание: Знать конспект, основные понятия темы Написать письменную работу( эссе): «Славянские предания и мифы» Составить таблицу: «Философско- религиозная литература»
УРОК № 25-26 Дисциплина. Основы философии Тема занятия. Философия XX века Тип урока. Закрепление знаний Цель: Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности. Задачи: 1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философии XX века, знать основные идеи Ф. Ницше 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока Вопросы для повторения: Этапы русской религиозной философии Основные темы и проблемы Ф.М.Достоевский и его идеи Л.Н.Толстой «Не противление злу насилием» Проверить таблицу: «Основные этапы русской философии и его специфика Проверить письменную работу( эссе): «Славянские предания и мифы» Проверить таблицу: «Философско- религиозная литература» Философия XX века В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера( модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы. Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от: рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей; жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм; от догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии Основные черты в философии 20 века: плюрализм в философском мышлении. в этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские( на иррационализм и интуитивизм). терпимость (толерантность) современной философии. различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между западом и востоком антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории. Иррационализм Артура Шопенгауэра Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни. Фридрих Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти, или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ( жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-« сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться «Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек» - это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика. Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода»- это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая - формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д. Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины , она становится самостоятельным философским учением. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился. Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Он формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической- он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической- сверхъестественные силы заменяют абстракциями( общими понятиями), с помощью которых и объясняют явления окружающего мира; на научной(положительной)- человек, наблюдая за явлениями, пытается установить связь между ними.( регулятивные связи- познание внутренних причин явлений невозможно). Вопросы для закрепления: Главные черты и направления философии 20 века Иррационализм Артура Шопенгауэра Фридрих Ницше и его идея о «сверхчеловеке» Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика. Составить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии»
Домашнее задание: Знать конспект, основные понятия темы Составить таблицу: «Научные открытия 20 века и их осмысление в философии»
Составить таблицу: «Формы герменевтики»
УРОК № 27-28 Время выполнения -2 часа Практическая работа №3 «Русская философия» Раздел 1. «Смысл и предназначение русской философии» |