Главная страница
Навигация по странице:

  • «общество любомудров», интерес к европейской философии, Шеллиигианство.

  • И. Кант

  • Н. А. Бердяевым.

  • Чаадаева Петра Яковлевича.

  • Задание №2. Заполните таблицы

  • Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.

  • 2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

  • Задание №3. Напишите эссе на заданною тему

  • «Метафизика сердца и философия любви в России».

  • УРОК № 29-30 Дисциплина. Основы философии Тема занятия. Человек как главная философская проблема Тип урока. Изучение нового материала

  • 2.Развивающая

  • Ход урока Вопросы для закрепления

  • Человек как главная философская проблема Происхождение и сущность человека

  • Попытки классификации человека

  • Домашнее задание

  • Ход урока Вопрос для повторения

  • ЭОР Основы философии. Курс лекций Основы философии


    Скачать 486.42 Kb.
    НазваниеКурс лекций Основы философии
    Дата28.03.2023
    Размер486.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭОР Основы философии.docx
    ТипКурс лекций
    #1022217
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема «Основные характеристики русской философии»

    Цель – помочь разобраться в основных этапах формирования Русской философии. Средства для выполнения практической работы: философский текст

    Литература:

    1. Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

    http://znanium.com/catalog/product/918074

    2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В.

    Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.

    3. Аржанухин С. В., Емельянов Б. ., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIIIXX

    веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.

    4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.

    5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А.

    Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.

    6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.

    7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

    8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991.

    9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты /

    Н. В. Солнцев. – М., 2001.

    10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия /

    В. С. Соловьев. – М., 1996.
    Задание №1.

    Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения

    XIX-XX вв.

    1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов

    социально-культурного характера «общество любомудров», интерес к европейской философии, Шеллиигианство.

    .

    2. Истоками русской философской мысли являются религиозные стихии Древней Руси и богословские идеи византийского христианства; Французское Просвещение и абсолютизм; учения западных школ; немецкий идеализм.

    3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с

    политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были попытки философов объяснить власть, веру и т.д..

    4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение

    Владимира Мономаха «Поучение».

    5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в 15 веке, ее оформил старец Псковского Елизарово монастыря Филофей.

    6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва является третьим Римом, что в ней сошлись все христианские царства.

    7. «Философское пробуждение» России относят к 19 веку – веку Просвещения, «взлёту» русской философской мысли.

    8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.

    Зеньковский (историк русской философии) назвал Григория Саввича Сковороду.

    9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял Ломоносов.

    10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир

    и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно.

    Здесь зафиксирована позиция закономерности.

    11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются центральная тема нравственности, антропологизм, ориентация на социальный процесс, вопрос об исторической предназначенности России.

    12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были славянофилы.

    13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется метафизикой.

    14. Впервые его сформулировал И. Кант

    15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть правда.

    16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития

    и задачи - образ идеального национального общества.

    17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то

    важную роль в мировой истории- идея о Великой России.

    18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной

    ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,

    есть София.

    19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам освобождения человечества от пагубной власти индивидуалистических заблуждений, о стремлении к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» и «цельного творчества».

    20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких

    потусторонних силах.- диалектический материализм

    21. Назовите его представителей.- Карл Маркс, В. И. Ленин, Иосиф Дицген.

    22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии Н. А. Бердяевым.

    23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева - свобода и творчество.

    24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу Чаадаева Петра Яковлевича.

    25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и

    этической мысли Лев Николаевич Толстой.
    Задание №2. Заполните таблицы

    Основные этапы развития русской философии

    Основные этапы русской философии

    Временные рамки

    Актуальные проблемы

    1

    XI в. - первая половина XVIII в.

    Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического.

    2

     Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в.

    Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевроᴨȇйским течениям философской мысли.

    3

    Вторая четверть XIX в. - начало XX в.

    Становление и развитие самобытной русской философии.

    4

    После 1922 года.

    Философия русского зарубежья.

    1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ

    вв.

    Философия

    Основные направления

    Ведущие представители

    Обсуждаемые проблемы

    Западноевропейская

    Вера в разум человека, в его лучшее будущее, в науку, в совершенствование познания, в социальный прогресс.

    О. Конт,

    Д. С. Милль,

    Г. Спенсер,

    А. Шопенгауэр,

    С. Кьеркегор,

    Ф. Ницше

    Теории познания и науки, организация человеческой деятельности, проблемы онтологии и философской антропологии.

    Русская идеалистическая

    Национальное самосознание, религия.

    И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков

    Принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой.


    2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

    Представитель

    Философская концепция, идея

    Основные категории

    Произведения

    В. С. Соловьёв

    «Философия всеединства», «универсальный синтез», приведение христианства «в новую, соответствующую ему, т.е. разумную безусловно, форму».

    Религия, гносеологическая проблематика.

    «Кризис западной философии против позитивистов», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлечённых начал».

    Н. А. Бердяев

    «Личность первичнее бытия», «человек есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра и зла», «искание смысла первичнее искания спасения».

    Религия, понятие свободы.

    «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы», «О назначении человека. Опыт персоналистической философии», «Истоки и смысл русского коммунизма».

    С. Л. Франк

    Метафизика всеединства, тема кризиса человека, гуманизма, онтологизм.

    Религия, идеализм.

    «Крушение кумиров», «Реальность и человек».


    Задание №3. Напишите эссе на заданною тему:

    1. Любомудрие древних русичей.

    2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»

    (Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.

    3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.

    4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам

    произведений русских мыслителей).

    5. Метафизика сердца и философия любви в России.

    «Метафизика сердца и философия любви в России».

    Я считаю, что философия любви, по существу, возникла в России только в конце прошлого и начале настоящего столетия. Несмотря на то что русская литература и поэзия дали замечательные образцы глубокого понимания любви, что отразилось в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Фета, в XIX веке совершенно отсутствовала какая бы то ни было философия любви и все попытки философского или литературно-критического обсуждения вопросов пола воспринимались долгое время как порнография.

    Русская философская мысль и искусство начала века широко обращаются к теме любви, настойчиво пытаясь понять и изобразить ее духовный и эстетический смысл. Русский Эрос был тесно связан с традициями европейской и мировой культуры, но его отличала и оригинальность, свойственная только русской культуре. В результате была создана богатая духовная традиция в понимании и истолковании феномена любви, которая представляет одно из интереснейших достижений культуры "серебряного века". 

    Например, в своей поэзии Пушкин исповедовал культ любви, самые серьезные темы его творчества постоянно перемешивались с описанием красоты, например, изящной женской ножки. Этот культ Эроса, свобода изображения чувственных наслаждений и женских прелестей постоянно перерастали в пушкинской поэзии в признание поэтической и политической свободы. "Любовь к стихам, любовь к свободе" - эти две сферы были едины для поэта.

    Русский Эрос, как он отразился в русской литературе XIX века, никогда не был простым прославлением чувственности, наслаждения, гармонии духа и тела. Это в особенности чувствуется в романах Льва Толстого, который лучше всего изобразил трагическую природу любви, любовь как муку и страдание. Толстому было свойственно неприятие крайностей чувственной, плотской любви, в которой он видел причину многих человеческих бед.

    Таким образом, в русской философии любви мы обнаруживаем два направления: первое возрождало и переосмысливало концепцию любви, любви-эроса; второе - христианское понимание любви как "каритас" или "агапе" - сострадания, милости, жалости. Эти два направления существовали параллельно, самостоятельно, иногда отталкиваясь друг от друга, иногда притягиваясь друг к другу.

    Так или иначе, но в начале XX века русская философия создала свое оригинальное понимание феномена любви. Для нее было характерно признание сложности и многомерности этого феномена, синкретизм, соединение различных аспектов исследования. Философия любви оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и теологией. Этот синкретизм - одна из характерных особенностей философии в России, так, как она сложилась в эпоху серебряного века.

    УРОК № 29-30

    Дисциплина. Основы философии

    Тема занятия. Человек как главная философская проблема

    Тип урока. Изучение нового материала

    Цель: Сформировать у студентов знания о человеке как биосоциальном существе, основные философские подходы к проблеме человека в истории философии

    Задачи:

    1.Образовательная:

    Повторить материалы прошлых уроков, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Раскрыть основные отношения человека к: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе. Рассмотреть основные положения проблемы «Я», образ «Я» , внутреннее и внешнее «Я»

    2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

    3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

    Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

    Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

    Обеспечение занятия:

    Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

    Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

    компьютер

    Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

    http://znanium.com/catalog/product/918074
    Ход урока

    Вопросы для закрепления:

    1. Главные черты и направления философии 20 века

    2. Иррационализм Артура Шопенгауэра

    3. Фридрих Ницше и его идея о «сверхчеловеке»

    4. Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

    5. Проверить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии»

    6. Проверить таблицу: «Формы герменевтики»

    7. Сдача практической работы № 1 «Этапы западной философии»


    Человек как главная философская проблема

    Происхождение и сущность человека

    Возникновение человека является чудом, так же как и возникновение жизни. прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на земле. До сих пор неизвестно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, родезийские люди, и наверное множество других неизвестных нам видов. И вот, возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть- чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться на Земле.

    Человек сегодняшний homo sapiens(человек разумный), совершенно не приспособлен и не должен был бы выжить. Но, эта неприспособленность обернулась необычным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок, формируется не во чреве матери, а здесь в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки этого мира. Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить, все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков-будет волком, среди обезьян- обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда, те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.

    Проблема Я

    Люди в одном стране, в одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях- в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, но люди все- равно все разные, не похожие на друг друга.

    Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

    Во-первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.

    Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по- своему открывался мир, каждый по- своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти.

    В- третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

    В- четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он играет. Например, студент, когда разговаривает с преподавателем- это один человек, внимательный, почтительный. Но стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, -он совершенно другой. Третьим человеком он становится дома, с родителями. Это не значит, что он всякий раз притворяется - у человека много лиц, вернее много сторон его личности, много ролей.

    Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И это уникальность выражается в понятия Я. Я у человека появляется с трех- четырех лет, когда он начинает понимать, что есть я, а есть другие. До этого, почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10-12 годам складывается образ- Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ проносит через всю жизнь.

    Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения. Например:

    • Механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем- то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться, срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье.

    • Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. Так, у мальчиков, лет 12-13, просыпается половое чувство, им начинают нравиться девочки, но ребенок не может это осознать, психика может быть травмирована, и она переворачивает все отношения: мальчики начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними- дерутся, толкают, выбивают портфель из рук.

    • Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школьника большие неприятности в классе, и, придя расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или собаке.

    И еще целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими. Можно сказать, что у человека два Я- внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие- то дела и совершает поступки. Внешнее Я - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.

    Внутренне - Я – это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов и знаков.

    Попытки классификации человека

    Первым серьёзную попытку классификации личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во 2 веке н.э. исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или иному типу.

    Холерик - человек, легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается

    Меланхолик - всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему не справедлив. Типичный меланхолик - ослик Иа-Иа.

    Флегматик - человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружен в себя, апатичен как древний стоик, и ни во что хорошее не верит.

    Сангвиник - наиболее уравновешенный психический тип. В нем все соразмерно- и печаль, и радость, и апатия и меланхолия.

    Конечно в чистом виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов, но по преимуществу любой человек тяготеет к какому- ни будь одному типу. Не менее интересный пример классификации личностей дает американский психолог Л.Шелдон. он делит всех людей на три типа: мозговой (церебротоник), мускульный(соматоник) и ижелудочный(висцератоник).

    Мозговой тип - это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве он хилый, физически неразвитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие- ни будь задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.

    Для мускульного типа главное-его тело. Он все время занимается спортом, тренируется, плохо учится, списывает задачки у мозгового приятеля

    Наконец, для желудочного типа главное- еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки и бутерброды. Он гурман.

    Более серьезное и детальное обоснование деление людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр К.Юнг. Одна из его книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению, Юнга, делятся на две группы: экстраверты и интраверты.

    Экстраверт - это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событиям: он способен выносить суматоху и шум любого рода, поскольку находит в этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания.

    Интроверт - ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека. Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает сильные сопротивления. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди множества людей, в больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным.

    Вопросы для закрепления материала:

    1. Происхождение и сущность человека 2. Проблема Я 3.Попытки классификации человека

    4.

    • Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, что человек самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой и богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

    • Марк Твен: «Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую стихотворную канитель»

    • В.А.Жуковский: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»

    Что вы думаете, по поводу этих трех высказываний, и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по вашему мнению прав, или ближе к истине.???

    Домашнее задание: Написать письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»

    УРОК № 31-32

    Дисциплина Основы философии

    Тема занятия Проблема сознания

    Тип урока. Изучение нового материала

    Цель: Сформировать у студентов знания по проблеме происхождения, сущности и структуры сознания, отражения, психики и их структуры

    Задачи:

    1.Образовательная:

    Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности сознания человека. Раскрыть три стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание как непосредственный поток переживаний. Обосновать психофизическую проблему в науке и философии и суметь ее интерпретировать. Раскрыть понятие сознательного и бессознательного. Иметь представление об основных идеях психоанализа З. Фрейда

    2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

    3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

    Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

    Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

    Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

    Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

    компьютер

    Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

    http://znanium.com/catalog/product/918074

    Ход урока

    Вопрос для повторения:

    1. Происхождение и сущность человека

    2. Проблема Я

    3. Попытки классификации человека

    4. Проверить письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта