ЭОР Основы философии. Курс лекций Основы философии
Скачать 486.42 Kb.
|
1.Образовательная: Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных категориях человеческого бытия (любовь, счастье, удовольствие, творчество, жизнь, смерть и т.д.) 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока Вопросы для повторения: Основные характеристики человека Проверить таблицу: «Образы человека в понимании философии» Категории человеческого бытия Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь- это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. Счастье. Ф.Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно как он живет. Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по- разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.. удовольствие- это имитация счастье. Самым крайним видом такого иллюзорного счастьяявляется наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступает очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает. Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия- что еще надо для счастья? Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы- власть быстро развращает и опустошает человека. Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни. , после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Мудрецы считали, что единственный возможный вид счастья- это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье- это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе. Вера. Вера - полагал русский философ С.Л.Франк, - это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт- пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому голосу Божию. Вера, полагал Франк, в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного Бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца. И это состояние духа определено чувством нашей неразрывной связи с божественной стихией любви и добра. Жить в вере, таким образом, значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. Люди, без веры, писал русский мыслитель Л.Шестов- это обладающие сознанием камни, они мыслят, говорят, действуют по законам их каменного сознания, они то и создали то окружение, ту среду, в которой приходится жить человечеству. Бороться с большинством очень трудно, почти невозможно, особенно ввиду того, что камни более приспособлены к условиям земного существования и всегда легче выживают. Поэтому вера всегда подвиг, который только и может пробудить человека от оцепенения. Поэтому верующим душам предстоит великая и последняя борьба, которой нет конца. Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем ценить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому Боги могли приговорить человека- это бессмертие. В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру, и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых- набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейское кладбище- это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов. Смерть, как и рождение формирует границы человеческой жизни. все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы не взяли, человек всегда достаточно зрел, для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. . человек в этом смысле –самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о будущей смерти. Вопросы для закрепления: Составить таблицу: «Человек: жизнь и смерть» Написать письменную работу (эссе) на тему: «Проблема бессмертия: благо или мучение»
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме: «Категории человеческого бытия» Составить таблицу: «Р.Лифтон: модусы (способы) достижения бессмертия» Страх смерти живет в нас вопреки попыткам отрицать его(Э.Фромм)
УРОК № 39-40 Дисциплина Основы философии Тема занятия Мышление, его истоки и сущность Тип урока Комбинированный урок Цель: Изучить философские воззрения о мышлении Задачи: 1.Образовательная: Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, уметь высказать свою точку зрения на теорию воспоминания Платона, суметь ответить на вопрос: «Откуда приходит мысль»?, раскрыть два понимания мышления, а также взаимосвязь мышления и языка 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ компьютер Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока Вопросы для повторения: Проверить таблицу: «Человек: жизнь и смерть» Проверить письменную работу (эссе) на тему: «Проблема бессмертия: благо или мучение» Проверить кроссворд по теме: «Категории человеческого бытия» Проверить таблицу: «Р.Лифтон: модусы (способы) достижения бессмертия» Мышление, его истоки и сущность Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, выраженный в системе абстракций(понятий, категорий). Уровни мышления: Рассудок Разум или диалектическое мышление производится посредством установленных шаблонов. Сюда относится способность исчисления. Логика рассудка- формальная(связана с осмыслением готового знания, без учета его изменения). Разум- высший уровень рационального познания, способность к творческому оперированию абстракциями и сознательному исследованию их собственной природы. Логика разума- диалектическая( связана с изучением знания в его развитии). Мышление- взаимопереход рассудка и разума. Отражение человеком действительности осуществляется посредством взаимосвязанных абстракций. Этот процесс находит выражение в формах действительности. Выделяют следующие формы мышления: Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны и признаки явлений, закрепленные в их определении. Виды понятий: 1. Общие (человек), 2. Единичные (В.И.Ленин), 3. Собирательные(лес), 4. Абстрактные (белый), 5. Соотносительные (вверх-вниз), 6. Тождественные (ключ и родник), 7. Обобщенные (материя, сущность). Суждение- это форма мышления, отражающая свойство вещей, их связи и отношения, выражаемая в повествовательных предложениях. Виды суждений: 1. Истинные (Франция-часть Евросоюза) и ложные (Венера- обитаема). 2. Простые (состоящие из понятий) и сложные (состоящие из простых суждений). Умозаключение – форма мышления, отражающая свойство вещей, посредством которой из ранее установленного знания (одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Пример умозаключения: Все металлы теплопроводны(первая посылка) Медь –металл(вторая посылка) Медь- теплопроводна( заключение) Истинность умозаключения определяется истинностью посылок и соблюдением правил вывода. Виды умозаключений: 1. Индуктивные (движение от частных посылок к общему); 2. Дедуктивные (движение от общих посылок к частному). Рациональное познание тесно взаимосвязано с иррациональным. Иррациональное – то, что находится за пределами разума, не соизмеряясь с логическим мышлением (предрассудки, эмоции, интуиция, мистические озарения); это способность нахождения истины, не обращаясь к логическому мышлению. Современная теория познания не исключает возможность открытия истины, обращаясь к иррациональным методам познания. Познание связано с пониманием и объяснением. У Дильтея, понимание- это проникновение в духовный мира автора интерпретируемого текста. У Хайдеггера- специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире. У Гадамера- способ интерпретации авторского текста отдельным субъектом. Выделяют три типа понимания: 1. Понимание, возникающее в языковой коммуникации( результат зависит от значения слов, употребляемых собеседниками). 2. Понимание, связанное с переводом слов с одного языка на другой( результат зависит от трактовки слов и предложений); 3. Понимание, связанное с интерпретацией текстов, произведений искусства, поступков (результат зависит от умения оперировать внерациональными и логическими методами трактовки). Понимание основано на герменевтическом круге: для понимания целого необходимо понять его части, а для понимания частей необходимо знать смысл целого. Объяснение - подведение конкретных фактов под некоторое обобщение( закон, причину). В естественных науках используется дедуктивно- нозологическая модель объяснения( дедукция явлений из законов). В гуманитарных –рациональное и теологическое объяснение (в первом случае объяснение поступка строится на основе поиска руководящих мотивов его совершения, во втором- на познании цели, который руководствуется индивид). Понимание и философия тесно взаимосвязаны (понимание характеризует переход от не знания к знанию, объяснение связано с углублением, детализацией знания). Вопросы для закрепления материала: Понятие «мышление» Уровни мышления Формы мышления Понятие «иррационального» Понятие «герменевтического круга» Составить таблицу «Иммануил Кант о роли рассудка и разума в познании»
Составить таблицу: «Философия иррационализма 19 века»
|