Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание №1 Прочитайте внимательно следующий текст

  • Алексеев П.В., Панин А.В. Философия; Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи. Логико-методологические и научно-прикладные проблемы; Хайдеггер М. Время и бытие.

  • Задание №2. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного итого же философского направления

  • УРОК 49-50 Контрольно - зачетный урок

  • ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ

  • ЭОР Основы философии. Курс лекций Основы философии


    Скачать 486.42 Kb.
    НазваниеКурс лекций Основы философии
    Дата28.03.2023
    Размер486.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭОР Основы философии.docx
    ТипКурс лекций
    #1022217
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Тема «Понятие материи в науке и в философии»

    Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.

    Средства для выполнения практической работы: философский текст

    Литература:

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

    2. Виноградовский В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988.

    3. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

    4. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 219-227.

    5. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6, 7.

    6. Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи. Логико-методологические и научно-

    прикладные проблемы // Философские науки. 1998. № 7.

    7. Пригожий И., Стенгерс М. Бремя, хаос, квант. М., 1997.

    8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

    9. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия. Минск, 1998.

    10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

    Задание №1 Прочитайте внимательно следующий текст

    Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы ВЫ выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)?

    Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия «материя»? Характерен

    ли такой выбор (мастерство выбора) для философии «диалектического материализма»?

    Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для «материи».«Другой простой пример – аристотелевское понятие материи. Говоря теперь «материя», мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (эйдасе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы недооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и для себя материала будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из

    сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный

    момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем

    ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого…»

    В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов, что стало характерным для эпохи средневековья. 

    Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств. Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Теперь - на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность - субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.

    В представлениях о материи была выявлена взаимосвязь между материальным и идеальным. В частности это было определено Лениным, в содержании его определения «материи».

    Выбор названия для обозначения материи важен, как ориентир для понятия и восприятия этого определения. Для диалектического материализма выбор имени для понятия материи не характерен.

    Материя разнообразна, она может отличаться друг от друга консистенцией, цветом и другими физическими свойствами. Так и список имён для данного определения довольно разнообразен: субстанция, вещество, субстрат, сущность, бытие, квинтэссенция и т.д.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия; Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи. Логико-методологические и научно-прикладные проблемы; Хайдеггер М. Время и бытие.




    Задание №2. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного итого же философского направления

    а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда

    «объединяем их, как телесно существующие, под понятие материи. Материя как таковая, в

    отличие от вполне существующих материй, не является таким образом, чем-то чувственно

    существующим».

    б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше

    высказываниям)? Если допустить, что перед Вами не два высказывания, а одно (одного

    автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли Вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли Вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?

    Классическим в диалектическом материализме считается определение материи, данное В. И. Лениным: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    В чем основное содержание этого определения? Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества.

    Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно.

    Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое.

    В этой связи Энгельс писал: «Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракции. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим».

    Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

    Материальный мир развивается через взаимодействие, которое, согласно материализму, является причиной разнообразия вещей объективного мира и их свойств, источником их изменений. В настоящее время философы-материалисты указывают на внутреннее противоречие в определении материи, данном В.И. Лениным.

    С одной стороны, в этом определении указывается на независимость материи от человека и его сознания, а с другой - утверждается, что материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Кроме того, тезис о независимости материи от сознания материалисты логически не обосновывают, не доказывают, а постулируют.

    УРОК 49-50

    Контрольно - зачетный урок

    Контрольно - зачетный урок проводится в форме коллоквиума. Студентам предлагается подготовить к зачетному уроку вопросы к собеседованию:

    Вопросы к зачету

    1. Многообразие и сложность мира философии. Мыслители прошлого и настоящего о сущности философии.

    2. Понятие «мировоззрение». Формы мировоззрения. Философия как теоретическое мировоззрение.

    1. Место философии в системе культуры. Соотношение и взаимосвязь философии с религией и наукой.

    2. Основные направления и идеи античной философии.

    1. Философия средневековья: принцип теоцентризма.

    2. Идеи антропоцентризма и гуманизма в философии эпохи Возрождения.

    3. Философия Нового Времени: методология познания.

    4. Философия века Просвещения.

    5. Немецкая классическая философия.

    1. Философия марксизма: диалектический материализм и понятие «практика».

    2. «Философия жизни». Критика рациональности и формирование не­ классической философии.

    3. Позитивисткое направление в философии. Позитивизм в XIX века.

    4. Экзистенциальная философия XX века.

    5. Исторические и идейно-теоретические особенности русской философии.

    6. Русская философия XIX века. Полемика славянофилов и западни­ков об исторической судьбе России.

    7. Русская религиозно-нравственная философия XIX века. (Ф. Дос­тоевский, Л. Толстой, В. Соловьев).

    8. Русский космизм.

    9. «Серебряный век» отечественной философии.

    10. Философия Н. Бердяева: русский экзистенциализм.

    11. Основные понятия и идеи онтологии. Бытие и реальность. Много­образие форм бытия.

    12. Проблема единства мира. Категории «субстанция» и «материя».

    13. Материальное и идеальное. Философская дилемма материализма и идеализма.

    14. Движение и развитие. Самоорганизация бытия.

    15. Философские теории пространства и времени.

    16. Диалектика как философская теория развития. Категории диалектики.

    17. Законы диалектики.

    18. Проблема человека в философии. Два направления философской
      антропологии: сущность и существование.

    19. Философские традиции объяснения сущности человека: натурали­стическая, идеалистическая, культурно-историческая.

    20. Понятие «общество». Структура социальной реальности.

    21. Основные сферы общественной жизни.

    22. Социальный детерминизм и его виды.

    23. Экономика и политика, собственность и власть. Государство и гра­жданское общество.

    1. Личность и общество. Человек в системе социальных отношений.

    2. Сознание как философская проблема. Понятия «душа», «психика», «сознание».

    3 5. Психофизическая проблема. Отражение и информация.

    1. Социокультурный аспект сознания. Роль знаковых систем в ста­новлении и воспроизводстве сознания.

    2. Индивидуальное и общественное (коллективное, массовое) сознание.

    3. Сущность познания и познаваемость мира. Основные гносеологи­ческие теории.

    4. Структура знания, его типология. Чувственное и рациональное в познании.

    5. Наука как форма познания. Сциентизм и антисциентизм в совре­менной философии и культуре.

    6. Основные идеи аксиологии. Понятие «ценность». Классификация ценностей.

    7. Многообразие ценностного мира. Типологии и иерархии ценностей.

    8. Смысл жизни как философско-этическая проблема. Философские теории смысла жизни и отношения к смерти.

    9. Философия свободы. Свобода как философская проблема и обще­человеческая ценность.

    10. Нравственные ценности: добро, долг, совесть, ответственность.

    11. Проблемы философии истории. Глобальные и локальные модели общественного развития.

    12. Проблема направленности общественного развития. Понятия «смысл истории» и «общественный идеал». Утопизм как философская ересь.

    13. Классические и неклассические теории общественного прогресса. Современные концепции модернизации.

    14. Современное информационное общество. Человек в информацион­ном мире.

    15. Факторы глобализации. Глобальные проблемы современности, их типология.



    Второй вариант получения зачетов студентами - написание дифференцированного зачета в виде теста

    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ
    1 вариант

    1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

    а) фантазия

    б) ложь

    в) объяснение

    г) заблуждение

    2. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...

    а) О. Конт

    б) К. Маркс

    в) Ф. Ницше

    г) А. Бергсон

    3. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…

    а) А. И. Радищев

    б) Н.А.Бердяев

    в) В.И.Вернадский

    г) Н. Ф.Федоров

    4. Первые представления о философии на Руси сложились после…

    а) составления «Русской Правды»

    б) монголо-татарского ига

    в) возвращение Московского государства

    г) принятия христианства

    5. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…

    а) аксиологии

    б) методологии

    в) гносеологии

    г) мифологии

    6. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется…

    а) дуализмом

    б) монизмом

    в) агностицизмом

    г) деизмом

    7. Наука становится определяющим фактором развития ________ цивилизации.

    а) постиндустриальной

    б) аграрной

    в) индустриальной

    г) азиатской

    8. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…

    а) самосознание

    б) воля

    в) эмоции

    г) психика

    9. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется...

    а) индукцией

    б) аналогией

    в) дедукцией

    г) моделированием

    10. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

    а) И. Кант

    б) Сократ

    в) Ф. Аквинский

    г) Августин

    11. Развитие...

    а) характерно только для социума

    б) присуще природе, обществу и сознанию

    в) наблюдается только в живых системах

    г) характерно только для материальных систем

    12. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...

    а) психология

    б) этика

    в) эргономика

    г) эстетика

    13. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...

    а) мифологема

    б) факт

    в) гипотеза

    г) теория

    14. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

    а) деятельностью

    б) игрой

    в) поведением

    г) трудом

    15. Мысленное объединение частей в единое целое есть...

    а) синтез

    б) сравнение

    в) обобщение

    г) анализ


    Задание. Подумайте свободен ли человек от влияния философии, если он ее специально не изучает? Раскройте роль философии в культуре, ее взаимосвязь с наукой и мировоззрением.


    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ

    2 вариант

    1. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...

    а) эргономика

    б) этика

    в) эстетика

    г) психология

    2. Первые представления о философии на Руси сложились после…

    а) составления «Русской Правды»

    б) монголо-татарского ига

    в) принятия христианства

    г) Возвышения Московского государства

    3. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть...

    а) представление

    б) знание

    в) познание

    г) концепция

    4. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения называется...

    а) мироощущением

    б) картиной мира

    в) миросозерцанием

    г) наукой

    5. Постижение истины без обоснования с помощью доказательств есть…

    а) интуиция

    б) наблюдение

    в) эмоция

    г) гипотеза

    6. Авторами книги «Происхождение человека и половой отбор» является…

    а) Ч. Дарвин

    б) Т. Гексли

    в) Э. Мах

    г) Ф. Энгельс

    7. Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

    а) суммой

    б) схемой

    в) совокупностью

    г) системой

    8. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой...

    а) познание

    б) творчество

    в) практику

    г) инициацию

    9. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется…

    а) монизмом

    б) дуализмом

    в) агностицизмом

    г) деизмом

    10. Философская антропология - это философское учение о…

    а) обществе

    б) человеке

    в) природе

    г) цивилизации

    11. Развитие – это...

    а) необратимое качественное изменение объектов

    б) любое изменение

    в) прогрессивные изменения

    г) повторяющийся процесс

    12. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла в…

    а) появлением первых людей

    б) Древней Греции

    в) Древнем Риме

    г) эпоху древнейших цивилизаций

    13. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть...

    а) искусство

    б) религия

    в) философия

    г) мифология

    14. Философское направление, считающее духовное высшим родом бытия называется...

    а) плюрализмом

    б) идеализмом

    в) материализмом

    г) дуализмом

    15. Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется...

    а) регрессом

    б) прогрессом

    в) случайностью

    г) круговоротом

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта