Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература: Горелов А.А. Основы философии. - М., 2003. С.16-31 Дополнительная литература

  • Задания: Письменно ответить на вопросы

  • Составить биографию философа на выбор: Лао-Цзы, Конфуций,Будда Заполнить сравнительную таблицу

  • Линии сравнения Др. Индия Др. Китай

  • УРОК № 17-18 Дисциплина. Основы философии Тема занятия. Философская мысль Средних веков Тип урока. Комбинированный урок

  • 2.Развивающая

  • Философская мысль Средних веков Основные черты и этапы средневековой философии.

  • Спор об универсалиях: номинализм и реализм

  • Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения(14-16 в)

  • УРОК № 19-20 Дисциплина Основы философии Практическая работа №2 «Западная философия» Время выполнения

  • Задание №1.Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы

  • Спиркин А. Г. Философия : учеб.для вузов; Аблеев С. Р. История мировой философии.

  • Аблеев С. Р. История мировой философии.

  • Попробуйте ответить. Ответ с обоснованием

  • Алексеев П. В. Философия : учебник для вузов.

  • Попробуйте опровергнуть довод скептиков. Ответ с обоснованием

  • Радугин А. А. Философия: курс лекций.

  • Аблеев С. Р. История мировой философии; Спиркин А. Г. Философия : учеб.для вузов. Задание №2. Обоснуйте ваше согласие или несогласие с этими высказываниями.

  • ЭОР Основы философии. Курс лекций Основы философии


    Скачать 486.42 Kb.
    НазваниеКурс лекций Основы философии
    Дата28.03.2023
    Размер486.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭОР Основы философии.docx
    ТипКурс лекций
    #1022217
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая

    Цель: Сравнить философские системы Древней Индии и Древнего Китая, определить общее и особенное. Определить особенности Древневосточной философии.

    Словарь:

    Реинкарнация, карма, кастовая система, архетип, Единое, Бытие, Вечное, майя, ахимса, драхма, Веды, Упанишады, «ян», «инь», «Книга перемен», натурфилософия, диалектика, дао.

    Литература:

    Горелов А.А. Основы философии. - М., 2003. С.16-31

    Дополнительная литература:

    Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов.-М.,1969.-Т. 1.-Ч.1.

    Древнеиндийская философия. / Сост. В.В. Бродов. - М., 1963

    История китайской философии / Под. ред. М.Л. Титаренко. - М., 1989.

    Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии.

    Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. – М., 1956

    Задания:

    Письменно ответить на вопросы:

    1. Что такое реинкарнация и закон кармы?

    2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?

    3. Что означает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?

    4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

    5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

    6. Какова роль этики в индийской культуре?

    7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

    8. В чем заключается главная идея буддизма?

    9. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?

    10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

    11. Что такое «дао»?

    12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?

    13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?

    14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?

    15. Какое значение имеет китайская культура для становления философии?

    16. В чем заключается главная идея конфуцианства?

    17. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно-философскими?

    Составить биографию философа на выбор:

    Лао-Цзы, Конфуций,Будда

    Заполнить сравнительную таблицу:

    Линии сравнения

    Др. Индия

    Др. Китай

    Восприятие человека







    Восприятие природы и окр. мира







    Отношение к государству







    Отношение к религии








    УРОК № 17-18

    Дисциплина. Основы философии

    Тема занятия. Философская мысль Средних веков

    Тип урока. Комбинированный урок

    Цель: Сформировать знания у студентов об особенностях изменения философской мысли от эпохи Средневековья

    Задачи:

    1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Средних веков, знать основных основоположников эпохи Средневековья

    2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

    3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

    Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

    Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

    Обеспечение занятия:

    Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

    Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

    http://znanium.com/catalog/product/918074
    Ход урока

    Вопросы для повторения:

    1. В чем проявилось новаторство философии эллинизма?

    2. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте.

    3. Философские школа Античности

    4. Проверить таблицу: «Основные направления философии эллинизма»

    Философская мысль Средних веков

    Основные черты и этапы средневековой философии.

    Начало зарождения- Римская империя 1-5 века н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в 5-8 в.в. н.э. ( в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, отрванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

    Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

    Основные черты:

    1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования- Бог)

    2. Задача философии- это интерпретация Священного писания «философия- служанка богословия»

    3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отдвигается на второй план

    4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее в себе божественный образ, как творение Божие ( свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

    Основные этапы средневековой философии:

    1. Патристика- («патер»-отец, имеется ввиду святой отец церкви), 1-8 век( Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). задача- разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов- прежде всего Платона и Аристотеля.

    2. Схоластика ( схолэ- школа) 10-14 век ( Фома Аквинский, Ансельм Кентербирийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируется. Схоластика означает «школьную, учебную философию», преподававшихся в университетах и школах. В этот период сильным было влияние Аристотеля.

    Спор об универсалиях: номинализм и реализм:

    Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об унииверсалиях( общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего к обоснованию существования Бога в трех лицах- Бога Отца, Бога- Сына, и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.

    Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли- он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решению вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существует реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса»- «ноумены». Отсюда название этого направления- номинализм. Нет «общего», есть единичное, реально существующее.

    Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения(14-16 в)

    Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николло Маккиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Н. Кузанский.

    Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое, социально- политическое.

    Само название эпох говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе

    Главная черта философии эпохи Возрождения- антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается- он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Меняется понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу., приходит пантеистическая картина бытия, в которой Бог и природа отождествляются. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии- «секуляризация»- освобождение церковного влияние.

    Вопросы для закрепления темы:

    1. Написать письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья»

    2. Основные черты и этапы в Средневековой философии

    3. Спор о универсалиях: номинализм и реализм

    4. Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение»

    5. Составить таблицу: «Патристика 2-4 в.в. н.э.»

    Черты «отцов церкви»

    Святость жизни, древность, возраст

    Представители

    Климент Александрийский, Августин Аврелий Блаженный

    Черты патристики

    Внутренняя единство принципов, истина служит всему христианскому миру, находится в согласии с традицией и признана церковью

    Цели патристики

    Синтез христианства и античной культуры, разъяснить античной аудитории смысл и содержание христианства

    Задачи патристики

    Выразить христианское вероучение в рациональных понятиях, толкования текстов Священного писания и систематизация учения

    Роль философии

    Философия- служанка богословия

    Источники

    Тексты Священного писания, сочинения Платона




    1. Составить таблицу: «Апологетика 2 век н.э.»

    Представители:

    Юстин, Татиан, Афиногор, Тертулиан

    Предмет апологетики

    Нравственно- этическое содержание христианства

    Задачи апологетики

    Защита христианства от критики античных философов

    Аргументы апологетов посредством критики античной философии

    Античная философия полна суеверий и предрассудков

    Плюрализм античной философии породил в ней противоречия, разногласия и согласованность

    Плюрализм философских учений не объединяет людей

    Защита христианства

    Чем древнее учение, тем оно истиннее, а христианство древнее античной философии

    Источники

    Тексты Священного писания


    УРОК № 19-20

    Дисциплина Основы философии

    Практическая работа №2 «Западная философия»

    Время выполнения-2 часа

    Цель: разобраться в основных этапах формирования Западной философии.

    Средства для выполнения практической работы: философский текст

    Литература:

    1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.

    2. Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск.

    гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект,

    2002. - 609 с. - ISBN 5-902171-99-7

    3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

    4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. :

    Гардарики, 2004. - 736 с. - (Disciplinae). - Имен. указ.: с. 731-733. - ISBN 5-8297-0098-7

    5. Философия [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н.

    Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998. - 376 с.

    - ISBN 5-7975-0120-1
    Задание №1.Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы:

    1. Древнегреческий философ Гераклит считал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же

    реку». Ученик Гераклита Кратил утверждал, что и один раз нельзя войти в одну и ту же

    реку. Пока человек входит в реку, рассуждал Кратил, она уже изменилась и стала иной.

    Кто прав? Аргументируйте свой ответ.

    Ответ с обоснованием
    1. Я считаю, что в одну и ту же реку можно войти всего один раз, потому что чтобы войти в неё во второй раз, из неё необходимо выйти. Так что я согласна с Гераклитом, ведь под рекой подразумевается жизнь. Но и Кратил прав в том, что река эта постоянно меняется, становится иной, даже в момент «вхождения в реку».
    Спиркин А. Г. Философия : учеб.для вузов; Аблеев С. Р. История мировой философии.

    2. Рассказ о Фалесе Гегель начинает с анекдота: подняв глаза к звездам и наблюдая их ход,

    Фалес упал в яму, и народ смеялся над ним, говоря, как может он познать то, что происходит на небе, когда он не видит того, что у него под ногами.

    А вы бы смеялись?

    Ответ с обоснованием

    Я бы не стала смеяться. Ведь Фалес был на пути учения, он пытался постигнуть тайны мира, изучить природу, и у каждого на этом пути бывают взлёты и падения. Я скорее была бы восхищена упорством Фалеса в познании, ведь познания не нужно ограничивать на ближайших и более доступных целях.

    Аблеев С. Р. История мировой философии.
    3. Древнегреческий философ Эвбулид в своем парадоксе «Куча» спрашивал: «Одно зерно

    кучи не составляет, прибавив еще одно зерно, кучи не получить. Как же получить кучу,

    прибавляя каждый раз по одному зерну, из которых ни одно не составляет кучи?»

    Попробуйте ответить.

    Ответ с обоснованием

    Чтобы получить кучу, необходимо складывать зёрна в одно определённое место, чтобы получилась горка, и тогда это некое количество наваленных зёрен станет кучей.

    Алексеев П. В. Философия : учебник для вузов.
    4. Диоген Лаэертский сообщает, что античные скептики, опровергая существование движения, приводят следующий довод: «…движимое движется или в том месте, где оно есть, или в том, где его нет; но в том месте, где оно есть, или в том, где его нет; но в том месте, где оно есть, оно не движется, а в том, где его нет, оно тоже не движется; стало быть, движения не существует».

    Попробуйте опровергнуть довод скептиков.

    Ответ с обоснованием

    В некотором смысле скептики правы, но довод этот вовсе не доказывает, что движения нет. Согласна, там, где нет движимого, движения нет. Но представим, в одном месте, например на столе, в определённой точке сидит муха. В этой точке движения нет. Но ведь если муха проползёт к другой точке, пройдёт какое-то время и муха окажется на другом краю стола. Следовательно муха переместилась во времени и в пространстве относительно стола. Вот это перемещение на столе из одной точки в другую и есть движение.

    Радугин А. А. Философия: курс лекций.

    5. Первые греческие философы говорили о своем знании (а), софисты утверждали, что

    никакого знания вообще нет (б). Известно высказывание Сократа «Я знаю, что ничего не

    знаю».

    Чем высказывание Сократа отличается от первых двух.

    Ответ с обоснованием

    Греческие философы и софисты рассуждали о существовании или несуществовании знаний. А Сократ вывел теорию сомнения, которая учит стремлению познания себя и окружающего мира.

    Аблеев С. Р. История мировой философии; Спиркин А. Г. Философия : учеб.для вузов.

    Задание №2. Обоснуйте ваше согласие или несогласие с этими высказываниями.

    Даны четыре высказывания:

    а) «Познай самого себя» (Сократ);

     Сократовское самопознание — это поиск общих (прежде всего этических) определений, это забота о своей душе, о своем назначении. Ориентация на познание общего, или всеобщего (нравственного и вообще идеального), в человеке, установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью для достижения благой и осмысленной жизни по необходимости приводили Сократа к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели.

    б) «Стань тем, что ты есть» (поэт Пиндар);

    Не надо бояться быть самим собой. Маска, может быть, и делает нас лучше, но только на время. Недостатки есть у всех и с ними надо учиться бороться. Если быть самим собой, то меньше будешь разочаровывать людей, которые находятся рядом с тобой, и, как следствие, меньше разочарований получишь сам. людям не надо постоянно пытаться вести себя так как "надо" и делать то что "надо". Этого "надо" просто не существует. Если все будут стараться жить по одним правилам, общество вообще перестанет развиваться. Каждому человеку дано свое предназначение в этой жизни, и надо заниматься тем, что действительно тебе нравится.

    в) «Ничего сверх меры» (изречение Семи мудрецов);

    То есть в жизни в любой ситуации надо знать меру.
    г) Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

    «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» - изречение самого известного представителя античной софистики Протагора.

    И я согласна с этим высказыванием, ведь действительно, человек – это мера всех вещей на земле, он регулирует всё происходящее, ограничивает происхождение каких-либо событий. Раньше над человеком доминировал в общем весь мир, животные и так далее, а сейчас времена изменились. Теперь потребитель, а не производитель определяет правила игры. Человек контролирует происходящие события и указывает меру.

    Например, что такое время? Мера скорости процессов. Что такое страх? Мера эмоций. Человеку дан огромный потенциал развития своих способностей в измерении всего, что только существует. Все вещи являются таковыми, какими их видит человек и никаких иных способов познания нет, человек измеряет вещи через свои органы чувств.

    Если дует один и тот же ветер, кто-то мёрзнет при этом, а кто-то нет. Так разве можно сказать, что ветер этот холодный или тёплый сам по себе?

    Это очень удобная философия, поскольку позволяет оправдать всё, что угодно. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи.

    В самом деле, всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через своё тело, личность, душу, разум. Естественно, что он волей-неволей выступает этаким мерилом-фильтром.

    Тезис Протагора и указывает на это свойство человека, на то, что человек при оценке на вещи не может выпрыгнуть из самого себя, быть объективным, что в свои суждения он всегда вносит частицу себя.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта