ЭОР Основы философии. Курс лекций Основы философии
Скачать 486.42 Kb.
|
УРОК № 9-10 Дисциплина. Основы философии Тема занятия. Философия Античного Мира Тип урока. Изучение нового материала Цель: Рассмотреть становление философской мысли Античного Мира Задачи: 1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Античности, знать основных основоположников эпохи Античного мира 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно - иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа (устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока Вопросы для повторения материала: Философские школы Древней Греции и их основоположники В 1508 году Папа Юлий 2 пригласил Рафаэля помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? Проверить таблицу: «Эволюция понятия бытия в древнегреческой натурфилософии» Философия Античного Мира Классическая философия Античного мира представлена также школой софистов. Софисты. Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты- платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательств и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов: известное высказывание Протагора: человек, есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют». Нравственность- это то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо- вообще то, что кому- то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно и знание( можно одно и тоже утверждение доказать или опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм »Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь». «Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла речи; или напротив, нарочито, растягивать свою речь, , дабы его противнику было тудно охватить весь ход ее рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д. Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса. Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений. Свое учение излагал в форме открытой беседы( диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честность. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания- самопознание, а принцип философии- «познай самого себя». Что же такое познание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е. определить ряд общих признаков. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется понятием о доблести и благе: нет, человека, который зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или заблуждению. Задача философии - помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию- предмета или явления. На то направлен метод, применяемый Сократом- «Майевтика». Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство. Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посещал беседам и спорам. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и был приговорен к смерти, и вынужден был принять чашку с ядом- цикутой. Просмотр документального фильма «Сократ» Канал «Культура» 20 минут Философия эпох эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм. Киники - название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данному одному из ее представителей. Прославил киническую школу эпатировавший людей своим поведением и презрениям к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь- образец жизни кинического мудреца. Диоген лишил себя всех потребностей, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке( пифосе). Эпикур - представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Основной задачей философии Эпикур считал создание этики- учения о поведении, приводящем к счастью. Согласно философу, критерий счастья- в чувстве удовольствия. Благо- есть все то, что порождает удовольствие, зло-то, что порождает страдания. Философ различает три вида удовольствия: Природные и необходимые для жизни Природные, но для жизни не необходимые Не необходимые для жизни, и не природные Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания полная невозмутимость, или безмятежность, которое и есть счастье философа, т. о. эпикуреизм – это воздержанность и аскетизм, а отнюдь не безудержное увлечение материальными удовольствиями. Скептицизм- основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности- атараксии. Суть вещей познать невозможно. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких- либо суждений о чем- либо. Это тоже проявление атараксии. Стоицизм - согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готов к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Представители: Зенон, Посидоний, Панеций , Марк Аврелий, Сенека. Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняетсяэтой необходимости( року, судьбе). Вопросы для закрепления материала: Философские школа Античности Составить таблицу: «Основные направления философии эллинизма»
В чем проявилось новаторство философии эллинизма? Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте. УРОК № 11-12 Дисциплина. Основы философии Тема занятия. Философия Древней Индии и Китая Тип урока. Комбинированный урок Цель: Изучить общее и особенное в становлении и развитии философского мировоззрения древневосточных стран. Задачи: 1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Древней Индии 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы Технические средства обучения - компьютер Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074 Ход урока Вопросы для повторения: Основной вопрос философии Материализм и его виды Типы мировоззрения Философские школы Древней Индии Древнеиндийская философия В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV - VI вв. до н. э. - ведический период; VI - II вв. до н. э. - эпический период; II в. до н. э. - VII в. н. э. - эпоха сутр. Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: • «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников («араньяки»); • философские комментарии к Ведам («упанишады»). Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед. Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана; • манаса. Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Реинкорнация - переселение или перевоплощение души по законам кармы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. Буддизм и его основные идеи: 1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид-хардха Шакьямуни) (563 - 483. гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать. 2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины - жажду нажины, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. 3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план - так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; • правильный образ жизни - соблюдение буддистских запове ей в каждом поступке; • правильное умение усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; 4.К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий не укради будь целомудренным следуй заповедям буддизма не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ Философия Древнего Китая Характерные черты китайской философии: 1. понимание окружающей действительности: восприятие своей страны - как центра существующего мира восприятие человека, природы и космоса как единого целого консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству невыделение отдельной человеческой личности из коллектива осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия) 2. понимание человека: согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии: Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: • «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; • «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни. Ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего. Энергия ци подразделяется на: • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Шэнь - неистребимая духовная энергия, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци). китайская философия не дает четкого понятия человека начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия выделяет в качестве духовного центра человека сердце воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность 3. понимание мира помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян – мужская сексуальная энергия Инь – женская сексуальная энергия Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага) в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. Религиозно-философские учения Древнего Китая: 1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира. Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.) Основные понятия даосизма: Дао – первоначало от которого произошел весь мир Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир 2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Основные вопросы, решаемые конфуцианством: 1. Как необходимо управлять людьми? 2. Как вести себя в обществе? Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества уступать друг другу слушаться старших по возрасту и по званию подчиняться императору сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей быть гуманным верно служить стране, быть патриотом быть благородным обладать большими амбициями, ставить высокие цели проявлять старание в работе постоянно учиться и самосовершенствоваться 3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти. Особенности легизма: движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся законы должны быть одинаковы для всех групп населения государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. Вопросы к лекции: К каким древневосточным странам восходит зарождение философии? Какие взгляды господствовали в ближневосточной философии древности: материалистические или идеалистические? Как называется самая древняя книга в мире и где она была найдена? Как называются основные периоды развития древнеиндийской философии? Что такое веды? В чем отличия ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии? Какие философские школы были распространены в Древнем Китае и каковы их особенности? УРОК № 13-14 Время выполнения: 2 часа Практическая работа №1. «Восточная философия» Цель помочь разобраться в основных этапах формирования Восточной философии. Средства для выполнения практической работы: философский текст Литература: 1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические концепции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989 2. Аникеева Е.Н. Индийская предфилософия ведического периода. М., 1997 3. Бхагавадгита (любое издание). 4. Клюев А.Г. Аюрведа: Единство философии и практики в ведическом знании. М.,1995. 5. Конфуций. Изречения. М., 1994. 6. Лао-Цзы. Книга пути и благодати: Дао Цзин. М., 1994. 7. Упанишады: в 3 кн. М., 1992. 8. Элиаде М. Йога: Свобода и бессмертие. Киев, 2000. Задание№1. подберите самостоятельно материал по теме: «Основные черты культуры Древней Индии» «Основные черты культуры Древней Индии» Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной .Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути, индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов». «Основные образы мифологии Древнего Китая. Философско-мифологические идеи «Книги перемен». «Основные образы мифологии Древнего Китая. Философско-мифологические идеи» Миф о хаосе (хунь дунь), являющем собой бесформенную массу, по видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водяном хаосе). Признаки нерасчлененности (сросшиеся ноги, зубы) обнаруживаются и у ряда мифических первопредков. Согласно трактату «Хуайнань-цзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразились и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли). В «Хронологических записях о трех и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от земли происходило по мере роста Пань-гу, с которым связывается и происхождение явлений природы: с его вздохом рождался ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Пань-гу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, насекомые на его теле - в людей. Миф о Пань-гу свидетельствует о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро- и микрокосма (в период поздней древности и средневековья эти миф. представления закрепились и в других областях знаний, связанных с человеком: медицине, физиогномике, теории портрета и т. п.). Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюй-ва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи (или дракона), считалась создательницей всех вещей и людей (но миф о создании ею вселенной неизвестен). Согласно одному из мифов, она вылепила людей из лёсса и глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Пань-гу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли, то Нюй-ва предстает и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ногигигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнань-цзы»). Можно предполагать, что Пань-гу и Нюй-ва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюй-ва возник либо в юго-восточных областях древнекитайских земель, либо в районе культуры Ба в юго-западной провинции Сычуань, а образ Пань-гу - в южнокитайских областях. «Книги перемен» Книга Перемен (более правильно Канон Перемен; цзин (кит. трад. 易經, упр. 易经, пиньинь: Yì Jīng; также известно под названием «Чжоу И» - 周易, предположительно, по названию эпохи Чжоу (во время которой была написана наиболее авторитетная редакция). По другому предположению иероглиф Чжоу (周) понимается как «цикл, кругооборот», иероглиф И (易) как «перемены», таким образом «Чжоу И» - означает цикличность перемен. И-цзин является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в II веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия. Задание№2. Занимательные задачи: 1) Китайские пословицы: «Кто больше всех лжет? – Тот больше всех говорит о себе». «Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его». Как вы думаете, почему? Китайская пословица: «Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его». Я не могу не согласиться с этой пословицей, ведь она несёт в себе древнюю восточную мудрость: лучше вообще не браться за дело, чем делать его только наполовину. И действительно, зачем без толку тратить своё время? Здесь уместно привести слова древнекитайского философа Лао-Цзы: «лучше вообще ничего не делать, чем быть занятым ничего не делая.» Миллионы людей часто говорят: «Я так занят! Мне важно быть таковым, быть значительным, быть не просто так.» «Мне нужно сделать тысячу дел. У меня никогда нет времени на что-то ещё.» - и т.д. И ведь люди всегда говорят так о множестве мелких, ничего не значащих делах, которыми заменены несколько каких-либо важных дел. Взять реальный пример из общественной жизни. Студенты, которые решили заняться важным делом просвещения, учатся. Их дела по сути должны заключаться в посещении занятий, усвоении знаний, выполнении каких-либо работ по учёбе и т.д. Но так выходит не всегда. Одни студенты учатся как положено, но другие в учёбе не успевают. Это касается тех, кто начинает прогуливать занятия, не выполнять работы, заданные на дом и т.п. Все они при этом ссылаются на занятость, что им некогда, они были там-то, ходили по делам или «болели». Как результат таких студентов отчисляют или они уходят сами, бросают поистине важное дело на полпути. В такой ситуации вполне уместна приведённая выше пословица. Нужно понимать эти слова и помнить, ведь заключённая в них мудрость значительна. Нужно различать важные дела и незначительные пустяки, которые ни как не влияют на ход вещей. Нужно помнить, что взявшись за дело, нужно доводить его до конца. 2) Восточная мудрость: «Искать истину в жизни, а не в изъеденных червями книгах; Чтобы видеть месяц, надо смотреть на небо, а не в лужу». Согласны, аргументируйте свой ответ. Данная мудрость учит, что истину можно найти только через самостоятельное познание жизни, через трезвый взгляд и анализ окружающих нас вещей. Я согласна с данным выражением лишь отчасти, так как чтобы познать что-либо, найти истину, необходимо опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, но ведь не всегда можно положиться лишь на свой опыт, чтобы познавать, найти настоящую истину, а не её отражение. Чужой опыт можно воспринимать через общение с людьми, изучение книг, несущих в себе древнюю мудрость, которую не смог бы пересказать ни один человек. Ведь книги содержат в себе чужой опыт, опыт тех, кто написал эти книги, кто жил в различные периоды времени. Парадоксом данной мудрости является то, что и мудростью этой пользоваться не нужно, а «искать истину в жизни…». Согласна, не всякая книга является источником мудрости, ниточкой ведущей к истине. Истина – это правильное, достоверное отражение предметов и явлений. Обратимся к фактам. Взять например изучение природных явлений. Изучение данных явлений началось давно, с обычных взираний на небо, анализа поведения например, дождя и т.п. Путь к истинной природе таких явлений был долгий, но сейчас можно наблюдать результат, наука метеорологии, природоведения и т.п., возможность предсказывать непогоду… Этот результат, рождение наук, порождён чужим опытом, записями о первых исследованиях. А вот если бы человек не пытался изучать природные явления или делал бы это не правильно, если бы путал небо со звёздами, отражёнными в поверхности пруда, что тогда? Воспользуюсь аллегорией. Это было бы всё равно, как если бы корень морковки пытался отыскать причины и следствия своего существования, называя результат обдумываний таинственным конфликтом корня и ботвы, а дождь считал бы неразгаданной созидающей силой… Вот и выходит, что истину нужно искать в жизни, при этом пользуясь «изъеденными червями книгами», полагаться на чужой, не только на свой опыт, смотреть в правильном направлении месяца, а не искать истину в отражениях и иллюзиях. Домашняя работа. Составьте презентация по темам: - Традиционные школы древнеиндийской философии - Основные положения философии и моральные заповеди джайнизма. - Философские аспекты буддизма. - Тема любви в философии и литературе Древней Индии -Философия Конфуция - Китайская буддийская философия УРОК 15-16. Семинарское занятие №2 |