спецрисунок. лекции спецрисунок и художественная графика. Курс лекций по дисциплине оп. 04 Спецрисунок и художественная графика для специальности 29. 02. 04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Скачать 1.7 Mb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский промышленный техникум» ОП. 04. спецрисунок и художественная графика Курс лекций 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Курган 2018 Курс лекций по дисциплине ОП.04 Спецрисунок и художественная графика для специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» / Авт.-сост. Г. П. Мурашева: ГБПОУ КПТ– Курган, 2018.- с Автор-составитель: Мурашева Галина Петровна, преподаватель ГБПОУ «Курганский промышленный техникум» Рецензенты: Гальцева Е. Н., заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Курганский промышленный техникум» Данное учебное издание предназначено для оказания помощи обучающимся в овладение общими и профессиональными компетенциями. В курсе рассмотрены принципы перспективного построения геометрических форм, основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, пластические свойства ткани в композиции рисунка, пропорция фигуры человека, методы построения отдельных деталей одежды с использованием пропорциональных схем. © Г. П. Мурашева, 2018 © ГБПОУ КПТ, 2018 Содержание стр.
ВВЕДЕНИЕ Художник должен учиться тому, что видит, а не тому, что слышит. Оскар Уайльд Представленный курс лекций составлен в соответствии с темами рабочей программы ФГОС третьего поколения для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий направлен на изучение основных понятий и особенностей графики костюма, и содержит материал, достаточный для успешного прохождения студентами текущей и промежуточной аттестации. В нём рассмотрены основы рисунка, живописи и композиции, художественная графика, пропорция фигуры человека, методы построения отдельных деталей одежды с использованием пропорциональных схем. Курс подготовлен согласно тематике рабочей программы учебной дисциплины и включает необходимые вопросы для самоконтроля, список использованных источников. Цель создания учебного пособия: повышение качества образования обучающихся распространение передового педагогического опыта. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов; - выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека; - выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - принципы перспективного построения геометрических форм; - пластические свойства ткани в композиции рисунка; - основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики; - основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека; - методы построения отдельных деталей одежды с использованием пропорциональных схем РАЗДЕЛ 1. Принципы перспективного построения геометрических форм 1.1. Основные сведения о рисунке Рисунок — изобразительное начертание на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (либо процарапанное твердым инструментом на более мягкой основе) и др. с помощью таких выразительных средств, как линия, штрих, пятно. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок является как самостоятельным видом искусства, так и вспомогательным средством для создания живописных, скульптурных, архитектурных, декоративных и других произведений. Рисунок играет немалую роль в различных видах деятельности человека. Примерами могут служить рисунки в учебниках, различные элементы оформления научных трудов, зарисовки технических деталей, эскизы костюмов и зарисовки деталей одежды, узлов обработки изделий и многое другое. Как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики. Графика (греч. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и очень широкий и многообразный круг печатных художественных произведений. Иллюстрации в книгах, рисунки в журналах и газетах, плакаты, различные гравюры, почтовые и денежные знаки, эмблемы и многое другое. Графика объединяет рисунок и печатные художественные изображения: гравюру на дереве (ксилографию), фавюру lia металле (офорт), гравюру на камне (литографию), гравюру на линолеуме (линогравюру), гравюру на каргоне и другие виды, основанные на искусстве рисунка, но имеющие собственные средства художественной выразительности. Более подробно вы познакомитесь с графикой, ее видами и средствами художественной выразительности в главе VI настоящего учебника. В отличие от произведений печатной графики рисунок является единственным в своем роде, т. е. он не воспроизводится во многих равноценных экземплярах. Рисунки могут различаться по технике, характеру, назначению, жанрам и темам. Станковый рисунок имеет самостоятельное значение, это тщательно проработанное произведение, выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе. Это могут быть рисунки различных жанров: пейзажи, портреты, натюрморты, рисунки на бытовую и историческую темы и т.д. По времени исполнения рисунки могут быть длительными и краткосрочными. В отличие от длительных рисунков в быстрых набросках и зарисовках художник фиксирует свое общее представление о натуре. В подготовительных рисунках-эскизах художники, скульпторы, дизайнеры воплощают первоначальные замыслы своих проектов. 1.2 Графические материалы, принадлежности и требования к ним Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши"(от тюрк, «кара» — черный и «таш» — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета. Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности, л иста определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаше или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель. Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В. Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок ТМ, М, 2М — 5М. С их помощью можно делать линии различной толщины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой. Рис. 1. Принадлежности для рисования тушью Большими выразительными возможностями отличается уголь. Он изготавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных пород дерева. Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева. В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тонкие, четкие линии, но и закрыть большую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и графический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Однако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специальным фиксатором. Рис. 2. И.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам. Другим мягким графическим материалом является сангина_ Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus — кровавый) — материал в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел. В настоящее время чаще используют сангину, приготовленную искусственно. Она имеет различные оттенки красного — от светлого до красно-коричневого и фиолетового; наносится «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволяет добиться разнообразия в тоне. Для рисования жидкими красящими веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические перья разных размеров и форм (рис. 1). В старину использовали тростниковые, соломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штриховки. Металлические перья распространились с XIX в. Перо, часто сочетающееся с размывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка. Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности. 1.3. Учебные рисунки. Композиция в учебном рисунке В курсе «спецрисунка» большое внимание уделяется рисованию с натуры. Учебный рисунок с натуры, основанный на ее наблюдении и изучении, является основной традиционной формой обучения рисованию. Учебный рисунок — это единый процесс, состоящий из логически связанных между собой этапов, цель которого — познание и изучение натуры, развитие наблюдательности, цельного видения, зрительной памяти и приобретение практических навыков. Главной задачей при рисовании какого-либо предмета является размещение рисунка на листе бумаги – композиция. Под композицией листа понимается такое расположение элементов изображения на плоскости, которое позволяет автору с наибольшей выразительностью передать свой замысел. Законы композиции требуют соблюдения некоторых правил: 1) уметь определить геометрический центр формата листа. Делается это просто: по диагонали соединяют противоположные углы листа или делят лист пополам по вертикали и горизонтали; 2) рисуя натюрморт, уметь найти его композиционный центр. Обычно в натюрморте это наиболее крупный или наиболее важный в смысловом отношении предмет. 3) Необязательно добиваться совпадения геометрического и композиционного центров. В качестве примера рассмотрим варианты композиционного размещения на листе натюрморта (рис. 3). Например, на рис. 3, а изображение слишком велико и предметам «тесно» на листе, а на рис. 3, б изображение слишком мало и сдвинуто вверх. На рис. 3, в натюрморт по «массе» соответствует формату листа, но изображение сдвинуто вниз. На рис. 3, г представлена удачная композиция натюрморта. Не возникает желания сдвинуть натюрморт в сторону, «масса» натюрморта уравновешена с форматом листа, и предметы не теряют своей выразительности. Рис. 3. Варианты композиционного размещения натюрморта на листе 1.4. Основы композиции Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов - нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. На рисунках это отчетливо видно: в первом - композиция цельная, законченная; во втором рисунке дробная, элементы разрозненны. Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции). Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично. Существуют определенные правила и приемы в композиции. Один из приём композиции является доминанта. Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой. Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным. Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя. Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и горизонтальные линии. Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. Существуют еще некоторые приемы, которые используют в композиции, для придания её большей выразительности: контрасты, нюансы, акцент и аналог. Контраст (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д. Контрасты фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое. Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.) Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы, правила и законы. 1.5 Общее понятие о строении формы и её конструкции Строение формы Любую сложную форму можно разделить на ряд простых. Самыми простыми формами, лежащими в основе строения любых предметов являются геометрические тела. Геометрическое тело – это любая ограниченная область пространства вместе с её границей: шар, конус, цилиндр, куб, призма, пирамида. В геометрических телах можно выявить ещё более простые геометрические фигуры, которые составляют их основу Геометрической фигурой называется совокупность точек, линий и поверхностей. Фигура называется плоской, если все её точки лежат в одной плоскости (например, треугольник). Для передачи в рисунке объёма формы необходимо разобраться в конструкции предмета. Конструкция Конструкция – это структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластический объём. Например, конструкция куба содержит восемь узловых точек вершины углов и двенадцать линий ребер. Вопрос. Сколько узловых точек и линий имеет конструкция четырёхгранной пирамиды ( четыре точки углов основания, точка вершины и восемь линий ребер). Нахождение конструктивных узлов-пунктов, направляющих линий и осей помогает строить разнообразные геометрические тела: граненые, круглые и комбинированные. Форма предметов По форме предметы можно классифицировать по трём признакам: граненые, круглые и комбинированные. К геометрическим телам гранёной формы относятся кубы, призмы, пирамиды. Их поверхности ограничены равноугольными геометрическими плоскостями. К круглым геометрическим формам, или телам вращения, относчтся шар, цилиндр, конус. Комбинированные формы создаются сочетанием прямых и кривых поверхностей. К ЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ПО ФОРМЕ ГРАНЁНЫЕ: кубы, призмы, пирамиды КРУГЛЫЕ: шар, цилиндр, конус КОМБИНИРОВАННЫЕ: Форма автомобиля и т.д. 1.6 Трёхмерность, форма, объём Оптические иллюзии. Для правильного изображения формы объектов необходимо познакомиться с некоторыми особенностями ее восприятия. Художники встречаются с целым рядом явлений, которые называют оптическими иллюзиями. Изучение и учет их помогут избежать зрительных искажений предметов. Психологи обратили внимание на то, что наше сознание стремится сгруппировать вещи в простые единицы. Точки, расположенные на равном расстоянии друг от друга и представляющие не связанные между собой объекты, в нашем сознании организуются в ряды и колонки (рис. 4). На рис. 5, апредставле-ны иллюзии, возникающие при сравнении длин отрезков. Оптические иллюзии могут появляться и при сопоставлении геометрических фигур (рис. 5, б). Одни и те же предметы могут казаться более крупными в окружении мелких и мелкими в окружении крупных. Восприятие геометрической характеристики может быть искаженным, если стороны прямоугольника пересечь множеством лучей, исходящих из центра (рис. 5, в). Эти лучи как бы превращают параллельные прямые линии сторон прямоугольника в изогнутые. Белый квадрат на черном фоне кажется больше черного на белом, хотя они одинаковые (рис. 5, г). Оптические иллюзии — это результат деятельности нашего собственного разума. Например, так называемые двусмысленные рисунки, которые наглядно демонстрируют, как восприятие одного и того же объекта дает попеременный образ и читается то как фигура, то как фон: мы видим то два темных профиля на белом фоне, то белую вазу на темном (рис. 5, д). Рис. 4. Равноудаленные точки Рис. 5. Оптические иллюзии Знание законов оптических иллюзий помогает художнику создавать интересные и выразительные рисунки, подчеркнуть определенные стороны художественного или проектного образа, усилить выразительность главного элемента композиции. Проектировании современной одежды знание законов зрительного восприятия и возникновения оптических иллюзий помогает модельеру более точно воплотить свой замысел, а также скорректировать некоторые недостатки фигуры человека. Светотень и ее закономерности. Объемная форма передается на рисунке не только с помощью конструктивного построения, но и с помощью светотени. Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Всякий объемный предмет ограничивается кривыми или плоскими поверхностями, которые при освещении попадают в разные световые условия. Свет, распространяясь по форме в зависимости от характера ее поверхности, имеет различные оттенки: от самого светлого до самого темного. Степень освещенности поверхности зависит от расстояния до источника света: чем дальше от поверхности находится источник света, тем слабее она освещена, и наоборот. Видимая светлота поверхности предмета также зависит от расстояния между предметом и зрителем. При удалении от наблюдателя светлые поверхности постепенно темнеют, а затемненные светлеют. Немалую роль в степени освещенности поверхности играет и угол падения лучей света на нее. Наиболее сильно будет освещена та поверхность, на которую лучи света попадают под прямым углом, т.е. перпендикулярно. Чем меньше угол наклона лучей света к поверхности, тем слабее она освещена. Светлота предмета зависит от цвета и фактуры его поверхности: глянцевая поверхность будет больше отражать свет, чем матовая и шероховатая. Темные поверхности поглощают больше световых лучей, а отражают меньше. На очень темных или очень светлых поверхностях траааши света различаются т\ло-хо, так как наш глаз не способен различать слишком слабое или слишком сильное световое раздражение. Передача объема осуществляется художником с помощью тона, который наносится на изображение штриховкой, тушевкой или окраской. Тоном называется степень светлоты поверхности предмета. Он передает присущие натуре светотеневые градации, которыми выявляется объем формы. В качестве примера распространения светотени на различных поверхностях в зависимости от угла падения рассмотрим светотень на простейших геометрических телах. Вопросы для самоконтроля: 1. Какую роль играет рисунок в различных видах изобразительного искусства и деятельности человека? 2. Перечислите художественные материалы для рисунка и назовите их особенности. 3. Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция? 4. Что включает понятие «композиция листа»? |