спецрисунок. лекции спецрисунок и художественная графика. Курс лекций по дисциплине оп. 04 Спецрисунок и художественная графика для специальности 29. 02. 04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Скачать 1.7 Mb.
|
РАЗДЕЛ 4. Основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека 4.1 Средства художественной выразительности в рисунке Искусство рисунка, как и любое другое, имеет свой образный язык. К основным художественно-выразительным средствам рисунка относятся: линия, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыс-лри и оценили увиденное. Линия — это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой (рис. 24, 25, 26). Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из xвеликих художников эпохи Возрождения Микеланджело (рис. 27). Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи. Рис. 24. В.Янкилевский. Набросок. Карандаш Штрих — это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени (рис. 28 и 29). Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт — пятно. Силуэт (от франц. silhouette; по имени французского министра XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля) — плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию (рис. 30 и 31). Рис. 25. В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш Рис. 26. А. Броувер. Композиционный набросок Рисунок пятном может и не быть силуэтным. В нем могут использоваться градации тона, т.е. постепенные переходы от темного к светлому, как, например, на рисунке Н.Куприянова из серии «Вечера в Селище» (рис. 32). Рис. 27. Микеланджело. Мужской обнаженный торс Рис. 28. Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш Рис. 29. В.ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила Рис. 30. В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок Рис. 31. В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь Рис. 32. Н. Куприянов. У рояля. Из серии «Вечера в Селище». Кисть, черная акварель 4.2 Рисование фигуры человека по представлению с применением пропорциональных схем Для выполнения эскизов моделей одежды очень важно приобрести навыки прорисовки модели на фигуре человека. В этом случае необходимо руководствоваться данными о пропорциях фигуры и уметь передавать пластику человеческого тела и пластику его движений. Костюм органически связан с фигурой человека и художник, изображая фигуру в одежде в различных позах, использует целый арсенал тех или иных графических приемов и техник художественной выразительности. Рисунки моделей одежды, как правило, отличаются некоторой условностью и обобщенностью. В них нет детальной проработки фигуры человека. Для выполнения этих рисунков можно использовать схемы, в основе которых лежат данные о пластической анатомии и пропорциях фигуры человека. Конечно же, все пропорциональные схемы условны, однако их применение позволяет достаточно выразительно передавать различные позы стоящего человека. При рисовании моделей одежды на фигуре человека удобно использовать 8-модульную схему. Рассмотрим этапы рисования женской фигуры с использованием этой схемы. За единицу измерения, модуль (М), принимается голова (рис. 33, а). Проводим вертикальную линию и откладываем на ней восемь одинаковых отрезков и через полученные точки проводим горизонтальные линии: подбородка, плеч, груди, талии, таза, середины бедер, коленного сустава, середины икр, стопы. Линия плеч проводится через верхнюю треть расстояния от подбородка до груди, а линия лодыжек — через нижнюю треть расстояния от середины икр до стопы. На горизонтальных линиях откладываем величины ширины фигуры: длина плеча — 3/4 М; ширина талии — М; ширина таза — 1,5 М; ширина шеи — 1/2 длины плеча; ширина сдвинутых колен равна длине плеча; ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи; ширина стопы равна ширине колена. При построении пропорций руки следует учесть, что локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки доходит до середины бедра, а длина кисти руки равна 3/4 М. Перпендикуляры, опущенные из середины каждой плечевой линии на линию груди, определяют положение сосков грудных желез. Линию наклона плеча получаем, соединив среднюю точку высоты шеи с крайней точкой плеча (рис. 33, б). При определении ширины руки необходимо помнить, что она не должна превышать ширину шеи. Далее плавными линиями очерчиваем фигуру. При обведении внутренней поверхности ног следует учесть наличие просветов между бедрами, коленями и лодыжками (рис. 33, в). Схема мужской фигуры строится аналогично, только длина плеча соответствует модулю М, а ширина таза определяется построением (рис. 34). Рис. 33. Построение пропорциональной схемы женской фигуры Рис. 34. Построение пропорциональной схемы мужской фигуры Мы рассмотрели рисование женской и мужской фигуры по схеме в положении фас с опорой на обе ноги. Теперь рассмотрим этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу (рис. 35). Проводим вертикальную линию, откладываем на ней отрезок, равный высоте фигуры, и делим его на восемь частей. Строим основные конструктивные линии фигуры с учетом изменения их направления при данном положении фигуры. Линии плеч и груди будут направлены вниз к опорной ноге, а линии талии, бедер и колен — вверх, в сторону опорной ноги. От линии плеч до линии бедер проводим новую серединную линию. Изменим наклон головы и шеи также в сторону опорной ноги. Все размеры ширины фигуры намечаем относительно новой серединной линии по линиям груди, талии и бедер. Рис. 35. Этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу, с применением пропорциональных схем Далее схематично прорисовываем голову, торс, намечаем направление движения конечностей. Для передачи в рисунке устойчивого положения фигуры линия движения опорной ноги должна быть направлена от бедра к концу вертикального отрезка, который проходит через центр тяжести. Затем, начиная с внешнего контура, прорисовываем очертания фигуры. Свои особенности имеет рисование схемы фигуры человека в повороте (рис. 36). Следует отметить, что предлагаемые построения очень условны, однако они помогут избежать ошибок при рисовании и получить более грамотное изображение. При небольшом повороте средняя линия изогнута в области груди у женщин больше, чем у мужчин. Основные конструктивные линии направлены в глубину с учетом законов перспективы. Фигура будет иметь более естественный вид, если линия горизонта совпадет с линией груди. Таким образом, проведя через вертикальную осевую линию основные конструктивные горизонтальные линии, прорисуем среднюю линию. От точки пересечения линии плеч с осевой до линии груди она пройдет под небольшим наклоном к осевой. Далее до линии бедер она будет параллельна вертикальной осевой линии. Отрезки величин ширины фигуры откладываем от вертикальной осевой линии в ближнюю к нам сторону, а величины ширины плеч — в обе стороны, причем ширина дальнего плеча будет немного меньше. Такое построение позволит наиболее верно определить соотношение передней и боковой частей торса. Из середин каждого из двух плечевых отрезков проводим линии, параллельные серединной линии, определяя таким образом на рисунке переднюю поверхность туловища. Затем намечаем боковую часть туловища, а также движение конечностей, наклон головы и шеи. На заключительном этапе обрисовываем фигуру, корректируя ее форму. При рисовании фигуры человека по представлению необходимо правильно определить центр тяжести, расположение относительно него и относительно друг друга частей фигуры, чтобы наиболее точно передать характер движения человека. Важным моментом является правильное изображение головы и шеи и их положения относительно плечевого пояса. Рис. 36. Этапы рисования схемы фигуры человека в повороте Вопросы для самоконтроля: 1. Какого характера бывают пейзажи? Назовите виды пейзажей. 2. Расскажите о портретной живописи. 3. Расскажите об историческом, бытовом и батальном жанрах. РАЗДЕЛ 5. Основы рисунка и живописи 5.1 Живопись — искусство цвета Как и рисунок, живопись — это средство познания окружающего мира. «Писать живо», «писать как в жизни» — эти словосочетания определяют ту значительную нагрузку, которую живопись несет прежде всего как изобразительное искусство. Таким образом, живопись — это наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Для создания художественного образа в живописи используют выразительность цвета. Цветом передают объем, фактуру, обозначают главное в композиции живописного произведения. Выделяют две основные разновидности живописи: станковую и монументальную. Это связано с той материальной основой, на которую наносится живописное изображение. «Носителем» монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания и т.д.). Произведения монументальной живописи предназначены для фасадов, для открытого пространства, поэтому для монументальной живописи выбирают более прочные живописные материалы и технологии, стойкие к воздействию внешней среды. К произведениям монументальной живописи относятся: фреска, панно, витраж. Фреска (итал. fresco — свежий, сырой) — это живопись водяными красками по сырой (в некоторых техниках — по сухой) штукатурке. Мозаика (итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное Музам) — изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки и т.д., закрепленных в слое грунта — в извести или цементе. Витраж (франц. vitrage — остекление, лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка и т.д.). Панно — это живописное произведение, выполненное на плоскости стены и ограниченное обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента). Также панно называют живописное произведение декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера, которое в отличие от монументальной росписи исполняется вне предназначенного ему места. В отличие от монументальной живописи станковая имеет самостоятельное значение. Как правило, произведения станковой живописи (картины) предназначены для интерьеров. Многообразие реальной жизни отражают разнообразные жанры станковой живописи. Жанр (франц. genre — род) — в теории изобразительного искусства — область искусства, ограниченная определенной тематикой и кругом предметов изображения. Различают следующие жанры станковой живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой, исторический, батальный жанры. С жанром натюрморта мы уже познакомились в главе I, где было сказано, что натюрморт получил широкое распространение в творчестве голландских художников XVII в. Особенно проявили себя в этом жанре такие мастера, как Питер Клас, Биллем Кальф, Биллем Хеда и др. Художники изображали самые обычные вещи, но это выглядело поэтично и красиво. Они передавали в своих натюрмортах радость бытия. Излюбленным мотивом был так называемый завтрак — изображение различных яств, драпировок, предметов посуды на столе. Расположенные обычно в некотором беспорядке предметы тем не менее представляют собой композиционную целостность и оставляют впечатление незримой связи с человеком (рис. 37). Рис. 37. П. Клас. Завтраке ветчиной Красоту, скрытую в обыденных вещах, утверждал в своих лаконичных, четко построенных натюрмортах французский художник XVII в. Жан Батист Шарден (рис. 38). В творчестве художников XIX в. жанр натюрморта приобретает социальный и философский смысл, особенно в творчестве импрессионистов: Винсента ван Гога, Поля Сезанна, Эдуарда Мане (рис. 39). В XX в. к натюрморту обращались художники разных стилистических направлений. Они открыли в натюрморте новые неисчерпаемые возможности, экспериментировали с цветом, формой, фактурой и пространством. Среди них Пабло Пикассо и Жорж Брак во Франции, Владимир Татлин, Павел Кузнецов, Петр Кончаловский, Мар-тирос Сарьян в России, Джорджо Моранди в Италии (рис. 40) Основной смысл жанра натюрморта в том, что через материальную сущность предмета художник в образной форме отражает вкусы, нравы, исторические события, а иногда и целую эпоху. Рис. 38. Ж. Б. Шарден. Натюрморт Рис. 39. Э. Мане. Блюдо с устрицами Пейзаж (франц. pausage ) — жанр изобразительного искусства, объектом изображения которого является естественная или преобразованная человеком природа. Выделяют сельский, городской, индустриальный пейзажи. Особое место занимают морской (марина) и речной пейзажи. Воображение художника может устремляться к образам природы далекого прошлого или будущего, тогда можно вести речь об историческом или фантастическом пейзаже. Обращение художников к изображению космического пространства, далеких планет представляет космический, астральный пейзаж. Рис. 40. М. Сарьян. Виноград Рис. 41. К.Лоррен. Пейзаж с купцами Элементы пейзажа можно обнаружить еще в искусстве древности, в росписях храмов, дворцов, гробниц, в иконах и пр. В самостоятельный жанр пейзаж выделился в XVI в., а в XVII —XVIII вв. формируются его разновидности и направления (лирический, героический, эпический). Мастерами пейзажа были Питер Пауль Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Якоб Рейсдал в Голландии, Никола Пуссен и Клод Лоррен во Франции (рис. 41). Образы природы волнуют всех людей, часто вызывая сходные переживания. Каждому из нас близки пейзажи русских живописцев: Ф. А. Васильева, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, А. И. Куинджи, И. И.Левитана, художника-мариниста И.К.Айвазовского (рис. 42). Рис. 42. И.Левитан. Вечер на Волге Жанр пейзажа не только отражает красоту, величие и разнообразие природы, но и передает внутреннее состояние и индивидуальность художника. Портрет — жанр изобразительного искусства, изображающий одного человека или группу людей. Возможны различные композиционные решения портрета, он может быть погрудный, поясной, в полный рост, групповой, портрет в интерьере и на фоне пейзажа. По характеру изображения различают парадные и камерные портреты. Можно выделить еще и автопортрет — изображение художником самого себя. В портретной живописи важна не только передача внешнего сходства, но и раскрытие внутреннего мира портретируемого, его социального положения, времени, в котором он живет. Искусство портрета известно еще со времен античности, это были в большинстве своем скульптурные портреты, изображавшие правителей, философов, общественных деятелей и т.д. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда человек стал центральной темой искусства. Лучшие мастера этого жанра — Леонардо да Винчи, Рафаэль, В.Тициан, А.Дю- pep — создали удивительно гармоничные и поэтические образы (рис. 43). В XVII в. в европейской живописи наряду с парадным особое значение приобретает камерный портрет (Ф.Хальс, Рембрандт, Д. Веласкес, А. Ван Дейк). В русском искусстве портретный жанр стал развиваться с начала XVIII в. Серию прекрасных портретов создали Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.А.Боровиковский (рис. 44). Живопись XIX в. особенно богата образами выдающихся личностей, живущих общественными страстями эпохи, поражающих силой мысли и чувств (Т.Жерико, Д.Энгр, Э.Мане, В.Ван Гог во Франции, О.А.Кипренский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин в России) (рис. 45). В XX в. в поисках новых средств выразительности портретисты противоречиво сочетают острое внимание к личности и подчинение портретной задачи субъективному миру и художественному воображению автора (П. Пикассо, A. Модильяни во Франции, В. А. Серов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, П.Д.Корин в России) (рис. 46). Рис. 43. Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи Рис. 44. Д.Левицкий. Портрет М.А.Дьяковой Бытовой жанр (часто называемый просто жанр) — наиболее распространенный вид станковой картины. Работая в этом жанре, художники обращаются к изображению сюжетов из повседневной частной и общественной жизни человека. В русском искусстве бытовой жанр занял ведущие позиции в XIX в. Крестьянский быт и жизнь разнородного городского люда отражены в произведениях В.К. Перова, А.Г. Венецианова, П.А.Федотова, К.А.Савицкого, B.Е.Маковского, И.Е.Репина. Произведения бытового жанра XX в. исполнены бурным содержанием эпохи (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Т.Н.Яблонская, С.А.Чуйков, Ю.И.Пименов) (рис.47) Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям, общественно значимым явлениям в истории человечества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображение событий, историческое значение которых осознано современниками. Рис. 45. Т.Жерико. Генерал Клебер В XVII — XVIII вв. классицизм и художественные академии выдвинули исторический жанр на первый план, как «высокий жанр», включающий религиозные, мифологические, аллегорические и собственно исторические сюжеты (Н.Пуссен, Д.Веласкес, П.Рубенс, Рембрандт) (рис. 48). В XVII—XIX вв. героические образы античной и национальной истории утвердились в русском искусстве (А. П.Носенко, А.А.Иванов, К.П.Брюллов). Мастером русской исторической живописи был В.И. Суриков, воссоздавший в своих картинах яркие исторические события и национальные характеры (рис. 49). Рис. 46. П. Корин. Портрет А. Н. Толстого Рис. 47. И. А. Пластов. Весна Рис. 48. Н. Пуссен. Танкред и Эрминия Рис. 49. В. Суриков. Боярыня Морозова Исторический жанр часто переплетается с бытовым, портретом, пейзажем и особенно батальным жанром. Батальный жанр (франц. bataille — битва) рассматривается как разновидность исторического жанра и посвящен темам битв, войн, эпизодам военной жизни. Художники-баталисты воспевают воинскую доблесть, героизм, торжество победы (рис. 50), но одновременно они стремятся раскрыть зрительно античеловеческую сущность войны (В.В.Верещагин, А.А.Дейнека, М.Б.Греков, Е. Е. Моисеенко и др.). Помимо вышеназванных видов живописи существуют театрально-декорационная, декоративная роспись, миниатюра, иконопись. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно-образных задач. Рис. 50. А. Дейнека. Оборона Севастополя 5.2 Основы цветоведение Цвет — одно из самых важных средств создания модели. В работе над моделью и образом необходимо обращать внимание на цветовой набор материала как для самих изделия, так и для, его отделки. Конечно, желательно как можно больше знать о цвете, познакомится с основными свойствами, взаимодействием цветов – цветовой гармонией, т.е. согласованностью в сочетании цветов. Цветоведение– наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы. Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине-фиолетовым и красным будет пурпурный. Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую половину круга – голубо-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки называют теплыми. Эти цвета более яркие, они как бы напоминают цвет накаленных тел, огня, солнечного света. Зрительно они выступают на первый план. Цвета голубо-синей половины круга и все их оттенки называют холодными. Они ассоциируются с цветом голубой дали, воды, льда. Зрительно они смотрятся на втором плане. Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон – это, собственно, цветность – красный, синий, желтый и т.д. По цветовому тону отличают один цвет от другого (зеленый от синего, синий от голубого и т.д.). Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые (а значит, и самые яркие) будут цвета, близкие к белому (светло-розовый, светло-желтый и др.). Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать еще более синим. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески «хромос» - цвет, а – отрицание). К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый, черный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными. Ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета. Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет – белый. Черный цвет яркости не имеет. Хроматические цвета — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Основные цвета Это — красный, желтый и синий цвета. Они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это:оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета– красный, желтый, синий. Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середину красного цвета, то он пересечет голубо-зеленый цвет, который в цветовом краге находится почти красного, и т.д. Значит, дополнительным к красному будет голубовато-зеленый, к оранжевому - голубой, к желтому – синий, к зеленовато-желтому – фиолетовый и т.д. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов. Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга а пределах ¼ части цветового круга (гармония родственных цветов), например, сочетание желтого с зеленым. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трех контрастных цветов (или их оттенков). Эти цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, в писанного в цветовой круг. Гармония контрастных цветов – сочетание цветов противостоящих друг другу в цветовом круге. Гармония родственных цветов – сочетание цветов, расположенных в интервале 1/4-1/8 цветового круга. Гармония родственно-контрастных цветов – сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга. Гармония двух родственных и одного контрастного цвета. Цвета расположены в углах равнобедренного треугольника, вписанного в круг. Гармония двух родственно-контрастных цветов и цвета, контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в круге. Цвета расположены в углах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Насыщенность цветапредставляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д. Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета). Пример создания цветовых гармоний родственных цветов К родственным в цветовом круге относят все промежуточные, между двумя основными, цвета, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: жёлто-красные, жёлто-зелёные, сине-красные, сине-зелёные Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений. Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета (см. рис. 51): чистый жёлтый, оранжевый оранжево-красный. Количество жёлтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом: а) разбелить чистый жёлтый, уменьшая в нём количество и жёлтого; б) оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество жёлтого и красного одновременно; в) оранжево-красный оставить неизменным. Пример создания гармоний родственно-контрастных цветов. Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это: а) тёплые: жёлто-красные и жёлто-зелёные (рис. 52. А); б) холодные: сине-зелёные и сине-красные (рис. 52. В); в) тёплые: жёлто-зелёные и холдные: сине-зелёные (смешанная гармония — рис. 52. Б); г) тёплые: жёлто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония — рис. 52. Г). Рис. 51. Примеры создания цветовых гармоний родственных цветов Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов. Рассмотрим первую из них — жёлто-красную и жёлто-зелёную: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий жёлтый цвет, одновременно в жёлто-красных цветах присутствует чистый красный, а в жёлто-зелёных — чистый зелёный, контрастный и дополнительный к красному, т.е. они несут признак контрастности (за счёт жёлтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зелёного контрастируют). Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это жёлто-зелёный и оранжево-жёлтый, оранжево-красный и пурпурно-красный. Рис. 52. Примеры создания цветовых гармоний родственно-контрастных цветов Рассмотрим сочетание жёлто-зелёного цвета из главного третьго круга и оранжевого из первого затемнённого круга: оранжевый затемнённый содержит меньше чистого жёлтого цвета по сравнению с жёлто-зелёным из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно жёлто-зелёный разбелить, тогда уменьшится количество и жёлтого, и зелёного тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это нежелательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество чёрного. Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда: 1) два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов; 2) два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов; 3)один цвет— чистый, остальные — из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга; 4) все родственно-контрастные цвета или затемнённые, или разбеленные. В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур. Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники, прямоугольники, например равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника (рис. 53). Рис. 53. Составление гармоний родственно-контрастных цветов с помощью равнобедренного треугольника Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония жёлто-зелёного, оранжево-жёлтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, — а цвет жёлто-зелёный, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов (рис. 54). Вписываем четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагоналям располагаются взаимодополнительные цвета. Рассмотрим гармонию Рис. 54. Составление гармоний родственно-контрастных цветов с помощью прямоугольного треугольника Рис. 55. Составление гармоний родственно-контрастных цветов с помощью четырёхугольника жёлто-зелёного, сине-фиолетового, пурпурного и оранжево-жёлтого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре паре родственно-контрастных цветов. Это жёлто-зелёный и жёлто-оранжевый, жёлто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, жёлто-зелёный и пурпурный (рис. 55). Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определён из теневого ряда любого из этих цветов. Например: жёлтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемнённый жёлтый или фиолетовый |