спецрисунок. лекции спецрисунок и художественная графика. Курс лекций по дисциплине оп. 04 Спецрисунок и художественная графика для специальности 29. 02. 04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Скачать 1.7 Mb.
|
ПРИЛАЖЕНИЕ Тестовые задания №1 Принципы построения композиции в цвете 1. Ахроматическими называют цвета: а) черный, белый, коричневый; б) желтый, красный, синий; в) синий, зеленый, желтый; г) черный, белый, серый; д) красный, оранжевый, желтый; е) желтый, синий, красный. 2. К основным относятся цвета: а) красный, синий, желтый; б) красный, оранжевый, желтый; в) черный, белый, серый. Рис. 1 Рис. 1 3. ……. а) яркость; б) насыщенность; в) цветовой тон. 4. Контрастные цвета находятся: а) в одной четверти цветового круга; б) в противоположных четвертях; в) в системных четвертях цветового круга. 5. Статика - …….. а) устойчивое положение форм; б) неустойчивое положение формы; в) одинаковость элементов. 6. Асимметрия - ……. а) расположение элементов относительно точки оси, плоскости; б) расположение элементов при отсутствии точки оси или плоскости. 7. Виды складок: а) вертикальные, диагональные, радиальные, дугообразные; б) горизонтальные, круговые, косые, параллельные; в) перпендикулярные, косые, радиусные, касательные; г) лучевые, касательные, биссектрисные, комбинированные. 8. Какие цвета указаны на рисунки 1: 9. Какое сочетания цветов указаны на р исунки 2 Рис.2 КЛЮЧ ДЛЯ ОТВЕТОВ Тест 1
Тестовые задания №2 Основные правила композиции 1. Как называется участок теневой поверхности, подсвеченный отражёнными лучами света Свет; Тон; Светотень; Рефлекс. 2. Одна из основных закономерностей композиции это -..... Ритм; Нюанс; Целостность. 3. Структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий в пространстве отдельные элементы и части в единый объём это - ...... Конструкция; Фигура; Силуэт. 4. Как называется резкое отличие формы, размеров, пластики, цвета, фактур Динамика; Контраст; Ритм; Нюанс. 5. Плоскостное цветовое изображение, полученное при заливке контура линейного рисунка изнутри ровным цветам это -..... Штрих; Пятно; Лессировка. 6. К группе хроматических цветов относятся: Бесцветные; Прозрачные; Цветные. 7. Степень отличия от белого или черного: Насыщенность; Светлота; Тон. 8. Наиболее гармоничное сочетание включает не более: Трёх цветов; П яти цветов; Как можно больше. 9. Цвета, расположенные в 1/4 цветового круга - это Контрастные цвета; Родственно-контрастные цвета; Родственно цвета. 10. Какой вариант композиционного размещения на листе натюрморта, представлен на рисунке 3. Изображение слишком велико; Изображение сдвинуто вверх; Натюрморт по "массе" соответствует формату листа Рис. 3 КЛЮЧ ДЛЯ ОТВЕТОВ Тест 2
Решите кроссворд №1 Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна. Вид изобразительного искусства, где человек проектирует здания, сооружения, парки и площади, города и поселки. Водяные краски, используемые для живописи. Сочетание цветов в картине. Основа для изображения, картины. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки. Художник, который рисует животных. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет. Тестовые задания №3 Выбрать правильный ответ: автопортрет, это… Портрет самого художника; Фотография; Линейный рисунок. 2. Выбрать правильный ответ: рисунок, это … Изображение композиции тел в пространстве из глины; Изображение животных на мольберте; Изображение на плоскости объёмных предметов в пространстве, посредством графики. 3. Выбрать правильный ответ: перспектива бывает… Линейной; Параллельной; Замкнутой. 4. Выбрать правильный ответ: с помощью законов перспективы передают на бумаге или холсте ощущение… Таинственности; Глубины и пространства; Вертикальности. 5. Выбрать правильный ответ: графика, это… Изобразительное искусство при помощи глины и песка; Рисунок пером или мелом; Изобразительное искусство, средством которого служит: пятно, штрих, точка. 6. Выбрать правильный ответ: в понятие светотень входит: Форма; Пятно; Рефлекс. 7. Выбрать правильный ответ: к материалам для рисунка относятся: Карандаши, краски, бумага, ластик Мольберт, песок и глина Папирус, книга. 8. Выбрать правильный ответ: степень мягкости карандаша… Твердый; Жесткий; Железный. 9. Выбрать правильный ответ: сангина, это … Мелок; Мягкий коричневый, красный или коричнево-красный, чаще всего минеральный, карандаш без оправы; Уголь. 10. Выбрать правильный ответ: пастель, это… Мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок красок, с добавлением отбеливающих или соединительных веществ-мела, клея; Мягкий коричневый, красный или коричнево-красный, чаще всего минеральный, карандаш без оправы; Стержень ломкий и мягкий, быстро крошится. КЛЮЧ ДЛЯ ОТВЕТОВ Тест 3
Тестовые задания №4 Выбрать правильный ответ: уголь обычно выпускают… Коричневым, красным мягким карандашом без оправы Обычно стержнем из ломкого и мягкого материала, длиной 10-12 см, диаметром 5-8мм; Мягким цветным стержнем, изготовленным из прессованных, измельчённых в порошок красок. 2. Выбрать правильный ответ: назвать модуль (единицу меры), которым руководствуются при рисовании фигуры человека… Голова; Лицо; Рука. 3. Выбрать правильный ответ: пастель, это… Коричневый, красный мягкий карандаш без оправы; Обычно стержень из ломкого и мягкого материала, длиной 10-12 см, диаметром 5-8мм; Мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок красок. 4. Выбрать правильный ответ: сангина – это… Коричневый, красный мягкий карандаш без оправы; Цветной жесткий карандаш; Мягкий цветной стержень из порошка. 5.Выбрать правильный ответ: мольберт - это… Многофункциональное доска, устройство для выполнения рисунка Набор акварельных красок; Чертежное устройство для архитектурных работ. 6. Выбрать правильный ответ: виды простых карандашей… Жесткие и гладкие; Заточенные и рефленые;, Мягкие и твердые. 7. Выбрать правильный ответ: ластик в рисунке нужен… Для нанесения тона и усиления темных пятен; Для завершения тонового рисунка, делают блики; Для определения линии горизонта в рисунке. 8. Выбрать правильный ответ: для набросков в рисунке, например, предпочтительнее карандаш С мягким графитом, дающим сочную по тону линию; С твердым графитом; Цветной ярких оттенков. 9. Выбрать правильный ответ: для точной передачи формы и светотени, предпочтительнее карандаш… С мягким графитом, дающим сочную по тону линию; С твердым графитом; Цветной ярких оттенков. 10. Выбрать правильный ответ: для рисования углём и пастелью выбирают бумагу… Подбирают ворсистую, зернистую, (мелко, средне, и крупнозернистую) которая задерживает пыль; Гладкую и ровную; Цветную ярких расцветок. КЛЮЧ ДЛЯ ОТВЕТОВ Тест 3
ГЛОССАРИЙ Абрис — линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур; линейный контурный рисунок, выполненный методом калькирования. Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном. Аксонометрия — способ трехмерного изображения формы на плоскости, один из видов перспективного изображения. Блик — элемент светотени на форме предмета, наиболее светлое место на освещенной поверхности изображаемого предмета. Воздушная перспектива — изменение цвета, характера очертания и степени освещенности изображаемых предметов в зависимости от степени увеличения световоз-душной прослойки между наблюдателем и изображаемым предметом. Детализация — тщательная проработка деталей изображения. Жанр — понятие теории искусства применительно к литературе и изобразительному искусству. Объединение произведений по принципу сходства их тематики: жанр натюрморта, интерьера, портрета, пейзажа, сюжетной картины. Законченность — стадия в работе художника над длительным рисунком, когда достигнуто окончательное приведение деталей к целому, окончательное обобщение образа, в более узком смысле — окончательное выполнение определенной изобразительной задачи. Контраст — художественный прием, сопоставление противоположных качеств в составе единого целого; обычно световой (цветовой) и тональный К. (соотношение светлого и темного в изображении); средство выделения главного, благодаря чему достигается большая выразительность передачи формы. Кроки — быстрая зарисовка с натуры, также беглая фиксация общего композиционного решения. Манера — индивидуальные приемы работы в той или другой технике рисунка, наиболее характерная для данного автора техника формотворчества. Моделировка — в рисунке обычно моделировка тоном (светотенью) с учетом перспективного изменения изображаемой формы; передача формы изображаемых предметов или фигур в условиях того или иного освещения. Модель — объект изображения, предмет, гипсовый слепок, Живая натура. Ср. Натура. Натура — объекты действительности, выбранные для рисования, которые художник непосредственно наблюдает в процессе длительного исполнения рисунка. Натюрморт — жанр изобразительного искусства; в рисунке обычно изображение окружающих человека вещей, предметы быта, объекты живой природы, композиционно организованные в единое изобразительное целое. Нюанс — тонкий светотеневой оттенок, легкий переход от света к тени. Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Передается при помощи точного конструктивного и перспективного построения предмета, а также при помощи светотеневых градаций: бликом, светом, полутенью, собственной и падающей тенью, тональными рефлексами. Композиция — согласованность частей произведения, выявленная на плоскости его структура в соответствии с общим замыслом художника; уравновешенность и согласованность пластически-зримых форм рисунка. Композиционное построение — размещение изображения в пространстве картинной плоскости или графического листа в соответствующих размере, формате, материале; определение центра узла композиции и подчинение ему второстепенных деталей (частей) изображения, группировка и соподчинение частей произведения в едином целом, пластическая целостность произведения. При работе с натурой также поиск изобразительного мотива, подбор и расстановка предметов изображения, постановка живой модели. Длительный процесс, связанный с поиском оптимального перспективного построения изображения, лучшей согласованности масштабов и пропорций изображаемых предметов, выразительного тонального решения рисунка. \Конструкция формы — сущность, характерная особенность строения любой формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения. Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т. п.), на которую наносят изображение. Отношения — взаимосвязь элементов изображения, выделяемая в процессе наблюдения и изображения той или иной формы, например тонов различной светлоты (тональные О.), метрические свойства предмета (пропорциональные О.), распределения форм в пространстве (пространственные О.). Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в рисунке вид, изображение какой-либо местности, фрагмента природного окружения человека. Перспектива — изменение форм и размеров предмета, их окраски на расстоянии; оптическое искажение форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемое их перспективным сокращением (линейная П.); определение изменения цвета, очертания и степени освещенности предмета, возникающих по мере его удаления от наблюдателя (воздушная П.). Пластика — выразительность формы в графических, живописных и скульптурных произведениях. Полутень — один из элементов светотени, ее градация на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью. Полутон — переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; одно из средств моделировки формы. Портрет — жанр изобразительного искусства; изображение человека или группы людей. Ракурс — перспективное сокращение изобразительных форм, живых и предметных, изменяющее их внешний вид; обусловлен положением натуры в пространстве и точкой зрения наблюдателя на нее в результате перспективного сокращения. Ритм — равномерное чередование или повторение каких-либо частей изображаемой формы; средство композиционного построения изображения. Свет — элемент светотени, служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности предмета. Светотень — градации светлого и темного на форме; одно из средств композиционного построения изображения; средство передачи пластических особенностей натуры. Силуэт — теневой профиль, очертание, абрис предмета или живой натуры, общие очертания фигуры или предмета в натуре. Сравнение — метод определения пропорций, тональных отношений в рисунке. Тень — элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре или живой форме (собственная или падающая тень); обусловлена формой предмета и направлением источника света. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Основные источники: 1. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240с. 2. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С. Е. Беляева – М.: Академия, 2009. – 208 с. 3. Рачинская, Е. И. Моделирование и художественное оформление одежды: Серия «Учебники, учебные пособия». / Е. И. Рачинская, В. И. Сидоренко.– Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 608 с. Дополнительные источники: 1. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В.Ермилова, Д. Ю. Ермилова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 2. Ермилова, В. В. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова.- 4-е изд., испр. и допол.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 224 с. Интернет – ресурсы: 1. www. OZON.ru – учебники ХХ века 2. http://bookashop.ru/book/ 3. My-shop.ru |