спецрисунок. лекции спецрисунок и художественная графика. Курс лекций по дисциплине оп. 04 Спецрисунок и художественная графика для специальности 29. 02. 04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Скачать 1.7 Mb.
|
РАЗДЕЛ 6. 6.1 Методы построения отдельных деталей одежды с использованием пропорциональных схем В процессе своей профессиональной деятельности модельер-конструктор и технолог швейного производства выполняют рисунки моделей одежды. Эти рисунки должны быть грамотными, так как форма и пропорции моделей одежды ориентированы на форму и пропорции фигуры человека с учетом возрастных и половых признаков. Если специалист плохо представляет себе внешнюю пластику фигуры человека, неверно передает в рисунке пропорции, это влечет за собой, в свою очередь, искажение пропорций в модели одежды, неправильное местоположение конструктивных и декоративных линий, а также отдельных деталей и элементов. Поэтому, чтобы не допустить ошибок в рисунках моделей одежды, необходимо опираться на знания об анатомическом строении и пропорциях фигуры человека и использовать пропорциональные схемы для рисования фигуры человека. Следует заметить, что на практике иногда приходится выполнять рисунки только моделей одежды, без прорисовки фигуры полностью. Это быстрые рисунки, в которых набрасывают либо силуэт модели одежды, ее пропорции, либо определяют конструктивные и декоративные элементы, либо изображают детали (воротники, карманы, манжеты и т.д.). В таких случаях прорисовывают только торс, формы которого обобщены, как принято в манекене для швейников. Для приобретения необходимых навыков и знаний процесс рисования моделей одежды делится на ряд логически связанных этапов: рисование элементов одежды, рисование отдельных видов одежды, рисование моделей одежды на фигуре человека. (рис. 56). Рис. 56. Схема торса-манекена: а — женского; б — мужского Рисование элементов одежды При выполнении рисунков моделей одежды немалое значение имеет правильное изображение ее элементов: застежек, воротников, рукавов, кокеток и т. п. Рисование элементов одежды начнем с застежек. Виды застежек: центральная, смещенная, асимметричная Рисование - застежек (центральная, смещенная, асимметричная) При рисовании элементов одежды соблюдается принцип симметрии, следовательно, при рисовании застежек мы будем ориентироваться на вертикальную осевую линию торса-манекена. В моделях с центральной застежкой пуговицы располагаются по этой линии, а линия борта немного смещается в сторону (рис. 57). Рис. 57. Построение рисунка центральной застежки: а — с разметкой пуговиц, во фронтальном положении манекена; б — при небольшом повороте манекена; в — разметка петель на лифе в модели с центральной застежкой В моделях со смещенной застежкой линии бортов располагаются на одинаковом расстоянии по обе стороны от осевой. Параллельно линиям бортов намечаются линии расположения пуговиц (рис. 58). В моделях с асимметричной застежкой линия борта может быть расположена параллельно вертикальной осевой линии или под углом к ней. При нанесении линии борта на рисунке следует учитывать ее расположение относительно плеча и талии. При нанесении расположения пуговиц верхняя пуговица не должна располагаться слишком низко, иначе угол борта будет плохо прилегать к лифу (рис. 59). При рисовании линии борта и застежки необходимо учитывать следующие моменты: расстояние от края борта до вертикальной осевой линии (иными словами, величина полузаноса) зависит от диаметра пуговиц: чем крупнее пуговицы, тем больше величина полузаноса; местоположение пуговиц обозначается крестиками; при наметке расположения петель линия длины петли немного заходит за вертикальную осевую линию (см. рис. 57, в); при рисовании модели с планкой на лифе линии петель располагаются вертикально Рис. 58. Рисунок смещенной застежки: а — во фронтальном положении; б — в повороте манекена . Рис. 59. Рисунки асимметричной застежки: а — линия борта располагается под углом к осевой линии; б — линия борта параллельна осевой линии Рисование воротников При рисовании воротника следует обращать внимание на то, что он охватывает шею, а не лежит на линии плеча. Таким образом, необходимо учитывать степень прилегания воротника к шее, глубину открытия горловины и ширину выреза горловины. Виды воротников: воротники для изделий с застежкой доверху; воротники для изделий с открытыми бортами и на углубленной горловине; воротники плосколежащие; воротники цельновыкроенные. Рассмотрим рисование нескольких видов воротников по этапам. Рисование воротника в моделях с застежкой доверху. На рис. 60 отображены этапы рисования воротника с застежкой доверху. 1. На схеме торса определяем глубину открытия горловины по отношению к линии груди и отмечаем на осевой линии нужную точку (точка А). Намечаем линию горловины, линию борта и расположение пуговиц. Рис. 60. Этапы рисования воротника в моделях с застежкой доверху 2. На высоте шеи обозначаем точки Б и Б\, определяющие высоту воротника до сгиба. Через точки Б, А и Бх прокладываем линию облегания воротником шеи. Далее намечаем размер воротника, определив на линии наклона плеч от точек Б и Б^ его ширину. 3. Прорисовываем форму воротника и завершаем рисунок, придавая ему законченный вид. Рисование воротника пиджачного типа. На рис. 61, а показаны этапы рисования воротника пиджачного типа на женской модели с центральной застйккой. А на рис. 61, б — этапы рисования воротника на мужской модели с центральной и смещенной застежками. Общепринято, что в моделях мужской одежды застежка направлена слева направо, -а в моделях женской наоборот — справа налево. Рассмотрим последовательность рисования воротника пиджачного типа. 1. Определим глубину открытия горловины (точка А на осевой линии). Наметим линию борта и расположение пуговиц на осевой: верхняя пуговица — на линии перегиба лацкана. Обрисовываем линии перегиба лацканов, которые пересекутся в точке А. 2. Далее симметрично изображаем лацканы (линию раскрепа, уступ и край лацкана) и воротник (видимую часть линии горловины, отлет, угол). 3. Завершаем рисунок, уточняя форму воротника, лацканов, прорисовываем застежку. Рис. 61. Этапы рисования воротника пиджачного типа: а — с центральной застежкой — на женской модели, во фронтальном положении манекена; б — с центральной и смещенной застежками — на мужской модели, при повороте манекена Рисование воротника «стойка» (рис. 62, а). Рассмотрим этапы рисования воротника «стойка», прилегающего к шее. Рис. 62. Примеры рисования воротников «стойка» (а, б, в, г) и «хомутик» (д) 1. Определяем глубину открытия горловины и прорисовываем линию основания воротника. 2. Определяем высоту воротника и намечаем его верхнюю линию, согласовывая ее с линией основания. Завершаем рисунок, уточняя форму воротника. На рис. 62, б рассматривается построение рисунка воротника «стойка» в моделях с застежкой на тесьме «молния» с открытыми звеньями; В этом случае следует учесть, что вертикальные линии, определяющие ширину звеньев застежки, располагаются симметрично от вертикальной осевой линии и параллельны ей. На рис. 62, в изображен воротник цилиндрической формы, прямые стороны которого не прилегают к шее. В воротнике с конической «стойкой» стороны воротника расходятся вверх (рис. 62, г). На рис. 62, д показан воротник «хомутик», драпирующийся по линии горловины. Рисование рукавов Помимо воротников и застежек важно уметь грамотно рисовать рукав. Существует множество фасонов рукавов. Рукав может быть узким, облегающим руку или широким, коротким, пышным или прилегающим, может быть составлен из различных форм. Для того чтобы точнее передать покрой и фасон рукава, его рекомендуется изображать либо на руке, отведенной в сторону, либо на согнутой, опирающейся на бедро. Рис. 63. Различные фасоны рукавов Классическим является прямой втачной рукав, у которого линия втачивания в пройму совпадает с линией сочленения руки с туловищем. При рисовании рукава необходимо правильно передать линию его соединения с изделием. Пройма может быть завышена или занижена, может быть опущена или отсутствовать вообще, если рукав цельнокроеный. (рис. 63) Какой бы покрой рукава мы ни изображали, за основу всегда нужно брать рисунок прямого втачного рукава. Рис. 64. Рукава с манжетами Рисование рукавов с манжетами Немаловажными деталями рукавов являются манжеты, которые могут иметь разнообразные формы и отделки. Выполняя рисунки рукавов с манжетами необходимо найти пропорциональные соотношения манжеты и рукава в целом. После этого следует передать особенности формы и отделки манжеты. На рис. 63 и 64 представлены изображения рукавов разных фасонов и рукавов с манжетами и декоративными деталями. Рисование карманов, клапанов, кокеток Также следует сказать о рисовании карманов, клапанов, кокеток. В этом случае необходимо ориентироваться на основные конструктивные линии, такие как линии плеч, груди, талии, бедер, а также использовать вспомогательные горизонтальные и вертикальные линии, определяющие как параметры кармана или кокетки, так и их положение относительно конструктивных линий (рис. 65). При определении местоположения карманов следует руководствоваться особенностями модели и удобством пользования карманами. Также следует учитывать особенности расположения карманов и клапанов относительно талиевой вытачки. По технологическим требованиям клапан продлевается от вытачки к борту на 1 — 1,5 см, а ширина накладного кармана — до 2,5 см. Нижняя петля и пуговица располагаются на уровне середины клапана. Эти требования следует учитывать при выполнении технических рисунков моделей одежды. Рис. 65. Расположение карманов и кокеток Рисование отдельных видов одежды Прежде чем рассмотреть рисование отдельных видов одежды, следует уточнить такие понятия, как «одежда» и «костюм». Одежда — это искусственный покров, предохраняющий тело человека от воздействий внешней среды. Под одеждой понимается широкий комплекс предметов: нижнее белье, легкое и верхнее платье и др. Одежда отражает развитие производства конкретного исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народов, эстетические идеалы и вкусы, быт и занятия людей. Предметы одежды, связанные единством назначения и дополненные аксессуарами (шляпы, сумки, шарфы, перчатки, ювелирные украшения и т.д.), прической и косметикой, составляют костюм. Костюм — это образно решенный ансамбль, несущий утилитарно-эстетическую функцию, в центре которого — человек. В настоящее время к одежде предъявляются высокие требования. Изделия швейной промышленности должны отличаться и красотой, и высокой степенью удобства, поэтому от специалистов-швейников требуется высокий профессионализм, они должны быть эстетически образованными. Рисование моделей одежды также выполняется последовательно, этапами, в соответствии с принципом «от общего к частному». Сначала определяем силуэт модели, пропорциональные соотношения ее членений (по горизонтали и по вертикали), а также соотношение длины изделия к его ширине. Затем намечаем детали модели (воротник, карманы, кокетки, складки и т.д.) и прорисовываем их. Далее придаем рисунку законченный вид. Следует заметить, что,, рисуя модель, мы должны ориентироваться на вертикальную осевую линию, относительно которой располагаются конструктивные и декоративные линии и элементы модели. Также необходимо продумать композицию рисунка на листе, так как из-за неудачного расположения рисунок будет невыгодно смотреться. Рисование блузок. По месту крепления на теле различают два типа одежды: плечевую и поясную. Блузки относятся к типу плечевых изделий, поэтому для выполнения их рисунков потребуется схематичное изображение торса человека. Блузки отличаются большим разнообразием форм и отделок. Перед началом рисования необходимо четко представить модель, ее силуэт, особенности конструкции, форму деталей и характер отделки, так как все это должно быть отражено в рисунке. Последовательность рисования блузок подчиняется общей схеме и представлена на рис. 66, а на рис. 67 изображены блузки различных фасонов: а — прилегающего силуэта; б — полуприлегающего силуэта; в — прямого силуэта. Рис. 66. Последовательность рисования блузки Рис. 67. Блузки различных фасонов Рисование юбок и брюк Брюки и юбки относятся к поясному типу одежды, поэтому для выполнения рисунков используют схематичное изображение нижней части фигуры человека — от линии талии до линии стоп. Выполняя рисунок юбки, проводим среднюю вертикальную линию и откладываем опорные точки на линиях талии, бедер и низа. Линию низа определяем относительно линии колен (рис. 68, а). Намечаем силуэт юбки и выявляем ее членения по вертикали и горизонтали. Затем уточняем пропорции юбки и ее деталей (рис. 68, б). На заключительном этапе придаем рисунку законченный вид (рис. 68, в). Рис. 68. Последовательность рисования юбки Рис. 69. Последовательность рисования брюк При рисовании брюк необходимо отметить опорные точки на линии талии и бедер, а также на линии колен (ширина колен) и линии низа (рис. 69, а). Последующие этапы аналогичны этапам рисования юбки (рис. 69 б, в). В этой же последовательности выполняются рисунки платьев, костюмов и верхней одежды (рис. 70, а, б и 71, а, б). Рис. 70. Этапы рисования женского платья (а) и мужского костюма (б) Рис. 71. Этапы рисования женского (а) и мужского (б) пальто Очень часто к рисунку модели одежды прилагается рисунок со спины, как правило, в уменьшенном виде (рис. 72). Рисунки моделей со спины выполняются по традиционной пропорциональной схеме и поясняют особенности модели. Иногда рисунок со спины выполняется в том же масштабе, что и основной. Это связано с необходимостью более крупного рисунка при особенно интересном решении модели со спины. Рис. 72. Рисунки моделей одежды с изображением спинок Рисование моделей одежды на фигуре человека по представлению с использованием пропорциональных схем Целью моделирования одежды в настоящее время являются создание красивой формы, хорошей посадки на фигуре и соответствие моде данного времени. Если технолог швейного производства в своей практической деятельности может ограничиться зарисовками моделей одежды без рисования всей фигуры человека, то модельер-конст-руктор, разрабатывая эскизы моделей-предложений, выполняет рисунки моделей одежды на фигуре человека. Как уже говорилось ранее, одежду следует изображать в обязательной связи с фигурой человека, а чтобы наиболее полно раскрыть содержание модели, человека в одежде представляют в различных движениях и позах. Такие рисунки должны быть ясными, точно передающими особенности формы и пропорциональных соотношений модели, а также ее конструкцию. Рис. 73. Образцы рисования моделей одежды на фигуре человека, выполненных на основе пропорциональных схем Приступая к выполнению эскизов моделей одежды на фигуре человека, необходимо продумать, как выгоднее изобразить модель на рисунке. Если, к примеру, она имеет какие-то декоративные или конструктивные особенности на боковых частях, ее лучше представить на фигуре человека в трехчетвертном повороте. Рис. 74. Модели одежды на фигуре человека, выполненные на основе пропорциональных схем Очень важно учитывать пластические свойства тканей, из которых будет изготовлена модель, ибо они влияют на характер рисунка. Плотные ткани сохраняют четкость формы и силуэта, а мягкие и легкие образуют фалды, складки и лучше облегают формы тела. Для выполнения рисунков моделей одежды рекомендуется использовать пропорциональные схемы. Рассмотрим последовательность рисования модели на фигуре человека с использованием пропорциональной схемы: построение пропорциональной схемы человека в выбранном движении и повороте; линейная прорисовка силуэта одежды с учетом положения фигуры и особенностей ткани, из которой будет изготовлена модель; прорисовка деталей одежды, конструктивных, декоративных линий; уточнение формы конечностей, головы и характера прически (рис. 73). На рис. 74 представлены модели женской одежды, выполненные с применением пропорциональных схем. Выполняя рисунки моделей одежды на фигуре человека, следует помнить о композиционном размещении рисунка на листе, особенно если есть необходимость выполнения рисунка спинки модели. Рисунки моделей мужской и женской одежды на фигуре человека, а также головных уборов представлены в приложениях 6 — 9. Эскизы моделей одежды могут представлять однофигурные или многофигурные композиции (рис. 75). Рис. 75 Многофигурная композиция с расположением фигур на разных пространственных планах |