Главная страница
Навигация по странице:

  • Второе направление

  • Третье направление

  • Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.

  • Структура и классификация современного народного художественного творчества

  • 1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.

  • Васильева Г. НХТ. Васильева Г. Курс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.


    Скачать 199.83 Kb.
    НазваниеКурс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.
    АнкорВасильева Г. НХТ.docx
    Дата16.01.2018
    Размер199.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВасильева Г. НХТ.docx
    ТипКурс лекций
    #14168
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Первое направлениесвязано с освоением профессиональной музыкальной культуры, ее языка, классического репертуара и академического вокально-певческого стиля. Широкое распространение в этом направлении получили студенческие хоры.

    Значительную роль в движении музыкантов для народа сыграла бесплатная музыкальная школа в Петербурге, где занимались в свободное от работы время рабочие, ремесленники, служащие и студенты. Занятия вели многие выдающиеся музыканты: М.Я. Балакирев, Г.Я, Ломакин, Римский-Корсаков.

    Второе направлениеразвития хорового любительства было связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. Большой интерес в этом плане представляет деятельность П.Г. Яркова.

    Интересна и оригинальна деятельность по развитию народного хорового любительства М.Е. Пятницкого, основателя крестьянского хора.

    Наиболее впечатляющим в его деятельности было создание хора из крестьян Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний и организация нескольких ежегодных концертов.

    Пятницкий заботился о сохранении народно-певческой манеры во всей ее чистоте. Песни исполнялись группами и вызвали большой интерес слушателей. Украшением концертов была 70-летняя Аринушка Колобаева с двумя дочерьми.

    Третье направлениехорового любительства было связано с революционным подъемом, который способствовал развитию массового пения революционных песен и гимнов. Это было пение пролетарских песен об освобождении, песен, которые звали к борьбе и способствовали развитию политического самосознания.

    Любительское музыкальное исполнительство на народных музыкальных инструментах.

    Особенность развития любительского исполнительства на народных инструментах состояла в том, что это жанр был связан не только с освоением классического репертуара, но и с пропагандой народной музыкальной культуры среди широких слоев населения. В этом как нельзя лучше проявилась взаимосвязь двух культур - профессиональной и народной.

    Первоклассным, непревзойденным по исполнительскому мастерству, искусству разработки тем и импровизации был рожечный ансамбль, руководимый Н.В. Кондратьевым. Ансамбль просуществовал более 40 лет, удивляя своим искусством. Он выступал в Москве, Петербурге и других городах, совершил гастрольную поездку на Всемирную выставку в Париж.

    В этот период была развита и ансамблевая игра на жалейках, часто сопровождавшая хоровое пение.

    Продолжали жить у отдельных любителей и ушедшие из повседневного быта народа гусли и другие инструменты.

    Благодаря таким личностям как В.В. Андреев, реконструируются народные инструменты, которые вышли из обихода столетия назад - это балалайка, домра.

    Любительское исполнительство развивалось и подготовило почву для появления в дальнейшем художественной самодеятельности в области оркестрового исполнительства в советский период.

    Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.

    Понятие художественной самодеятельности появилось в З0-е годы и закрепилось для определения и характеристики активного участия масс в деятельности по освоению художественных ценностей и их созданию. Искусство было признано главной силой, дающей определенный эмоциональный заряд, а потом являющейся мощным средством не только в движении за культуру масс, но и в политической агитации и пропаганде.

    Таким образом, понятие «самодеятельность» выражает социальную активность и социальную деятельность во всех сферах общественной жизни. Понятия «активность» и «деятельность» употребляются как синонимы. Следовательно, под самодеятельностью понимается деятельность человека, не навязанная ему извне, совершаемая не по принуждению, а внутренне необходимая для него, порожденная его собственными потребностями. Активность масс, проявленная в сфере художественной деятельности, и есть художественная самодеятельность.

    Как самостоятельный, самобытный тип народного художественного творчества, художественная самодеятельность имеет ряд важных примет и характеристик:

    1. Отличаясь общенародным характером она перешла из сферы быта ( в отличие от фольклора) в сферу общественной жизни человека. В связи с этим художественная самодеятельность использовалась как идеологический механизм передачи культурных ценностей, была ориентирована на выполнение социального заказа – коммунистическое воспитание советских людей. Такую сущностную характеристику можно увидеть во многих определениях данных этому явлению. Одна из них была дана в начале 30-х годов Ю. Янелем: «Массовая художественная самодеятельность в СССР является отражением социалистических производственных отношений и общественной самодеятельности пролетариата в специфической области - искусстве». В других определениях она предстает «средством коммунистического воспитания», «частью духовной культуры», «чертой советского образа жизни». Но за кажущимся демократизмом этого явления часто стоял жесткий контроль со стороны партийных и советских органов, а за «массовостью» откровенное принуждение и показуха. Хотя нельзя умалять заслуг художественной самодеятельности в решении задач культурного строительства и приобщении широких масс к художественной культуре.

    2. Художественная самодеятельность зародилась и развивается как социально-организованное движение. Организованность - единственный признак, отличающий художественную самодеятельность от более широкого явления - массового художественного творчества. Признаками организованности художественной самодеятельности являются:

    • развертывания на базе определенного социального института – в данном случае клубных учреждений.

    • наличие оплачиваемого или общественного руководителя (существование системы подготовки кадров для художественной самодеятельности).

    • централизованное государственное руководство художественной самодеятельностью (наличие официальной статистики, нормативно-правовой базы, финансирования, научно-методического руководства).

    • планомерный характер в рамках кружков, студий, исполнительных коллективов.

    1. В художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанровая структура, отличающая ее от синкретичных форм фольклорного, а также любительского творчества. Эти жанры во многом схожи с теми, что имеются в профессиональном искусстве. Это музыкальная самодеятельность (инструментальная и хоровая) изосамодеятельность, танцевальная самодеятельность, театральная самодеятельность, цирковая самодеятельность, кинофотосамодеятельность. Каждый из этих жанров имеет свои разновидности.

    2. Несмотря на своеобразие художественная самодеятельность корнями связана со всеми типами народного художественного творчества и в целом с художественной культурой. Это проявляется в ориентации самодеятельности художественных коллективов. Традиционно выделяют три группы самодеятельных явлений:

    • Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографические культуры прошлого (крестьянства и городские окраины).

    • Самодеятельность ориентирована на профессиональную культуру и интеллигентское любительство.

    • Оригинальная самодеятельность, не имеющая аналогов ни профессиональном искусстве, ни в фольклоре. («Бардовская песня», «КСП», «КВН», Агитбригада, СТЭМы).

    Структура и классификация современного народного художественного творчества.

    Современное народное художественное творчество представляет собой явление с довольно сложной структурой и с трудом поддается классификации, которая должна иметь единое основание. Это возможно осуществить, дав несколько типов классификации с различными основаниями.

    Так, по своей сущностной характеристике народное художественное творчество представлено фольклором и прикладным искусством, городским примитивом, художественной самодеятельностью и любительством.

    Тип классификации по направленностина освоение той или иной культуры дает представление о народном художественном творчестве как ориентированном:

    • на традиционную народную культуру;

    • на академическую культуру;

    • на создание оригинальной культуры.

    По характеру освоения художественной культурывыделяют исполнительское, авторское и искусствоведческое народное творчество. Исполнительское народное творчество представлено коллективами различного типа. Авторское творчество - это создание новых произведений.

    Искусствоведческое творчество связано с художественным исследованием или критической деятельностью в области искусства.

    Еще один тип классификации народного творчества - это по преобладающим функциям. Творчество может выполнять функции социализации личности, производственные, универсализации досуга и коммерческие. Все современные коллективы так или иначе выполняют названные функции.

    Следующий тип классификации - по степени социальной значимости, которая может быть индивидуально-личностной, личностно-общественной и общественной. Все три диалектически соединяют деятельность для себя, для себя и коллектива, для общества, а также соотносятся с тремя уровнями творчества -низшим, средним, высшим.

    По степени формализованности. Народное художественное творчество может быть формально организованным, неформально организованным и неорганизованным.

    По форме организации совместной деятельностиможно классифицировать народное художественное творчество как индивидуальное, групповое (коллективное) и массовое.

    Еще одна классификация позволяет дифференцировать народное художественное творчество по социальной структуре. Неорганизованное любительство представляют все социальные слои и возрастные группы. А организованные коллективы могут быть однородными или смешанными по составу. Например, мужским или женским; юношеским или пенсионеров; по профессиональной принадлежности.

    Таким образом структура современного народного художественного творчества сложна и классификация многообразна настолько, что данная не исчерпывает возможность другой. Она не означает также, что такая дифференциация есть попытка разделить одно проявление от другого. Напротив, все восемь типов классификации взаимопроникают, взаимно дополняют друг друга. Это значит, что народное художественное творчество одновременно может быть, например, фольклорным, направленным на освоение традиционной культуры, исполнительским, выполняющим функцию культуротворческую, с личностно-общественной значимостью, формально организованной групповой деятельностью и смешанным по составу.

    За всю историю народное художественное творчество прошло в своем развитии несколько стадий. Вместе с этим происходила смена типов народного искусства, или они существовали параллельно, взаимно дополняя друг друга. Особенности их были обусловлены всей социально-исторической и социокультурной ситуацией.

    Первый этап начался с первобытнообщинного строя и продолжался вплоть до отмены крепостного права. Это фольклорный тип народного искусства, расцвет которого приходится на эпоху феодализма. Он зародился в условиях натурального крестьянского хозяйства и тесно связан с устным народным творчеством. Вбирает в себя игрищные, обрядовые элементы искусства и характеризуется синкретизмом духовной и практической деятельности.

    Второй этап начался с развитием городов, обусловивших появление нового типа народной художественной культуры - городского «примитива». Как явление он четко обозначился в 17 веке, развивался параллельно с крестьянским фольклором и просуществовал в разных видах и формах вплоть до октябрьской революции. Это было народное искусство городских окраин, в большинстве своем выходцев из крестьян. Особенностью его было сохранение фольклорных элементов и ориентация на ученое, академическое искусство. Во многом этот тип городского народного искусства сформировался на основе скоморошества.

    Третий этап связан с падением крепостного права и движением прогрессивных представителей интеллигенции за демократизацию художественной культуры. Появился новый тип народного искусства - любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стремление народных масс освоить формы, методы и стиль академического искусства, его репертуар. Это искусство рабочих, крестьян, солдат и матросов, учащихся и студентов, которое было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического художественного наследия и лучших образцов фольклора.

    Четвертый этап развития народного художественного творчества начался после октябрьской революции. Появился новый тип народной художественной культуры - советская художественная самодеятельность. Она вытеснила собой и фольклор, и городской «примитив», сохранила элементы любительства и развивалась как явление массовой культуры. Прошла сложный путь поисков, становления, высшего подъема и распада. Художественная самодеятельность была создана государством, развивалась усилиями управленцев и распалась, как только лишилась экономической поддержки.

    В условиях современных социально-экономических реформ народное художественное творчество вступило в новый этап своего развития. Оно снова стало явлением саморазвивающимся в зависимости от общей социокультурной ситуации. Сегодня народное творчество многообразно. Оно включает в себя элементы и фольклора, и городского «примитива», и любительства, и художественной самодеятельности.

    1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.

    В нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечение. Поскольку на Руси уже тысячу летсуществует христианство - это еще и вереницы нарядных, смиренных прихожан, торжественно украшенные церкви, крестные ходы и далеко льющийся, мелодичный колокольный звон. Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, однако здесь сразу отметим, что едва ли не все христианские праздники возникли на месте старых языческих. Так, день рождения солнца по старому стилю 24 декабря) стал кануном Рождества Христова; древний Купала, праздновавшийся ровно через полгода - 24 июня,- днем Рождества Иоанна Предтечи; языческое начало года («зачатие его»), 25 марта, стало днем Благовещения, зачатия Иисуса Христа; Третий Спас, день смерти лета, стал в христианском календаре Успением Богородицы (15 августа, Спас - 18-го); еще одна граница зимы и лета, 29 августа, знаменовалась как Усекновение главы Иоанна Предтечи, три же эти этапа «обретения главы», в первую половину года, осмысливались как праздники возрастания солнечного света и воцарения лета на земле. То же с менее значительными деталями календаря, посвященными многочисленными святым, угодникам, великомученикам и мученикам.

    Образовалась своеобразное соединение двух вер, официальной христианской и народной языческой, и народная, несмотря на тщательные попытки ее искоренения, продолжала жить и живет по сей день. Даже имена святых из церковного месяцеслова были осмыслены по народному (и имена праздников тоже): Мокий - мокрый, потому что в этот день всегда идет дождь, Ирина - урви берега, так как в эти весенние дни всегда тают льды на реках, Пахомий - пахнет теплом, Сидор - сивер (последние дни в мае дует северный ветер),и даже - Вшестье (вознесение Христа на небо на 40-й день после Пасхи) - не потому что "восшествие", а потому что празднуется на "шестой" неделе после Пасхи (в Полесье).

    Абстракцию народ не воспринимал - он приспособлял христианских святых и мучеников к потребностям своей трудовой жизни и, например, остерегался сеять и сажать в день «мученика» (а выбирал день апостола или святого), чтобы растение, «не мучалось», а росло свободно и хорошо.

    Так вот, праздник для народа - это вынужденная, необходимая праздность. Кстати, и у древних народов праздников было великое множество: у греков и римлян - до 200 в году, в Египте же праздновали каждые три-четыре дня. То жевидим и в русской традиции - редкая неделя обходится без праздника и «полупраздника» (когда работают только половину дня), а иногда они, подобно двенадцатидневным Святкам иди трехдневной Троице, идут целыми сериями.

    Что же заставляло человека вдруг бросать все и садиться сложа руки - ведь в некоторые праздники, как в «страшные вечера» на Святках, запрещалось ходить в гости и даже выходить из дому по вечерам?

    Сейчас это трудно представить, но в народном сознании эта необходимость вызывалась сменой определенных, больших и малых циклов в ритме жизни природы, поскольку он диктовал и ритм человеческой жизни. Самые большие, великие праздники связаны с днями солнцестояний и равноденствий. Так, Святки начинаются днем зимнего солнцестояния, когда умирает и рождается новое солнце (кратчайший день в году постепенно начинает возрастать); Иван Купала - день летнего солнцестояния, когда, напротив, солнце начинает умирать, «наступает зима» (зимняя половина года). Пасха, хотя она в существе лунный, подвижный праздник, приурочен к дню весеннего равноденствия, возрождению, воскресению природы после зимней смерти; день осеннего равноденствия среди народных праздников стерся, передвинувшись, очевидно, на август, к дню Третьего Спаса - Успения Богородицы. Думать об этом позволяет тот факт, что русский народный календарь включает в себя четыре больших поста, и все они, как периоды ритуальных очищений, предшествуют самым большим годовым праздникам: Святкам - Филипповский пост, от 14 ноября до 24 декабря. Пасхе - Великий 7-недельный, Купале - Петровский пост (приурочиваемый церковью к менее «безобидному» дню Петра и Павла, так как разгульный языческий Купала всячески стирался церковью из народной памяти), и Успенский - Успению, 13 августа.

    Не пройдя ритуального очищения, поста, не готовя себя к наступлению праздника, не бросая работы, человек мог способствовать сбоям в биоритме природы и навлечь на общину, семью и прежде всего на себя самого великий гнев божества. Если девка плела косу на благовещенье, у нее мог родиться кривой, непригодный для жизни ребенок (а если птица вила гнездо - то она лишалась способности летать); кто до Вербного воскресения купался, тот мог попасть в лапы чертей, которые жили в воде; кто слишком рано топил печь на Новый год, мог навлечь нападение той зимой волчьих стай на деревню; кто прял на Покрову, мог быть истыкан до смерти иголками. И так далее и тому подобное. Поэтому праздник для крестьянина не только радость, сколько священный трепет.

    Праздник - это всегда катаклизм, момент временной смерти и одновременно нового рождения мира. В дни праздников, когда мир балансировал на грани жизни и смерти, земная его сторона входила в контакты с потусторонней. Обитатели последней, высокочтимые умершие предки, «родители», или противоположная им «нечистая сила», именно в эти моменты особенно настойчиво вторгались в человеческую жизнь, ведьмы в согласии с чертями крали с неба месяц и звезды, как в «Ночи перед Рождеством» Гоголя, они же могли выдаивать молоко у коров, влетать через печную трубу в избу и «сурочить» ребенка, напустить порчу на девку; огненный змей под видом красного молодца мог стать отцом проклятой еще во чреве матери кикиморы, домашнего зловредного духа. Мертвецы приходили на ужин в свой дом, и если им не оставляли положенную пищу, тоже могли навлечь болезни и горе на своих «сродственников».

    Деревья могли перестать родить, и поэтому их специально выходили отряхивать в сад (нередко ровно в полночь, когда наступал апогей праздника, заходил он же всегда вечером, после захода солнца), пробуждая от смертного сна. Предпринимались всевозможные обереги от «нечисти» - мазали смолой кресты на дверях, притолоках, окнах и других «пограничных» местах домашнего и дворового мира; мазали лбы скоту, выжигали кресты огнем в избе, кропили святой водой, обходили «магическим кругом» иногда объезжая на «чародейных» вещах - палке, венике или помеле, свой скот и кур, со специальными заговорами и заклинаниями; перегоняли рогатых животных через обыденную новину - холст, сотканный незамужними девками за одну ночь.

    Все большие праздники сопровождались обходом домов села или деревни определенным коллективом людей. На Святки – это калядники, на Пасху - волочебники, на Вьюнец (окличка молодоженов на Красной горке, на второй неделе после Пасхи) - дети или молодежь, на Георгия весеннего – «окликами Юрья» девки, и т.д. Почему надо было непременно обходить все дворы? Причем на Святки это обязательно делали ряженой общиной чтобы предохранить ее от действия злых сил и способствовать процветанию. Тут же и землевладельческая магия - обещание хорошего урожая, хотя ходят зимой и весной, до наступления лета и сбора урожая.

    В большие праздники, особенно на Рождество, в Новый год и Крещение, а вернее в их кануны,. в особенно языческие праздники, можно было гадать о судьбе, и нечистая сила являлась в образе суженного. Гадали обычно в особой ситуации, приближавшей земной быт в сфере потустороннего мира. Если гадали дома, то непременно ночью, в темной комнате, в одиночестве, при свете горящей свечи, зеркала или полотенца, или других ворожейных вещей, как, например, хвоста осмаленного рождественского поросенка. Если гадали вне дома, тоже «на границах», где «этот» мир встречается с «тем» - на огороде, на перекрестках дорог, на углу избы, под окном. Вызывали образ суженого, и нечистая сила являлась. Это было рискованным шагом, так как малейшее нарушение условий могло навлечь необычайный испуг или даже смерть гадавших.

    Праздник всегда мыслился человеком одушевленным и одухотворенным: Он «заходил» и «уходил», его встречали и провожали. Его олицетворяли различные вещные символы, в том числе и живые персонификации, девушка - Кострубонько, мужик - Кострома или Ярило, мужик со штофом под столбом - Масленица, или чаще куклы, чучела, которые в конце каждого праздника торжественно уничтожали. Эти символы божеств того или иного праздника, и способ их уничтожения часто говорит о том, какова природа этого божества. Масленицы, например, обычно огнем - это божество огня; русалку топили или относили в ржаное поле - это божество воды и растительности, еще могли ее растерзать на части - древнейший способ смерти, известный греческим вакханкам. Вероятно, восходящий к первобытному каннибализму.

    Переживаемые богом-праздником «страсти» - это и есть момент его смерти и возражения. Поэтому главный момент всего ритуального действа - ритуальная трапеза - в качестве главного блюда обычно включала самое божество; на Масленицу – «коровьи» продукты, на Святки это жареный поросенок или кабан, на Пасху- яйца. В Сибирь ко всем большим праздникам варили особое пиво, «канун», и сам акт варения пива был тоже ритуалом - процессом брожения, «муками» и «страстями» хмеля и ячменя, из которого готовили напиток. Умирающий и возрождающийся бог, воплощение праздника, в ритуальной еде символически умерщвлял и возражал человека. Вэтом и был главный праздничный акт. Так, христианин на Пасху в церкви съедал провируи запивал ее вином или «свяченой» водой, убежден
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта