Главная страница
Навигация по странице:

  • Инструментально-музыкальное творчество

  • 1.3 Этапы развития народного художественного творчества.

  • Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества.

  • Фольклор, как явление народного художественного творчества.

  • Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.

  • Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.

  • Васильева Г. НХТ. Васильева Г. Курс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.


    Скачать 199.83 Kb.
    НазваниеКурс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.
    АнкорВасильева Г. НХТ.docx
    Дата16.01.2018
    Размер199.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВасильева Г. НХТ.docx
    ТипКурс лекций
    #14168
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах. Это были своеобразные спектакли на исторические, бытовке, религиозные темы и сюжеты. Они разыгрывались в просторной избе, сараях или на открытом воздухе. Тексты создавались неизвестными авторами, являлись произведениями устного народного творчества. Эти народные драмы исполнялись как правило людьми из народа, крестьянами, ремесленниками.

    Наряду с русский фольклорным театром существовали близкие ему по форме представления устраивавшиеся в дни церковных праздников в православных храмах. Они получили названия литургические действа. Расцвет литургических действ относится к 16 веку. Литургические действа ставились в основном на библейские сюжеты.

    Инструментально-музыкальное творчество

    Музыкально-инструментальна самодеятельность охватывает широкую массу любителей, желающих овладеть музыкальной грамотой и навыками игры на каком-либо инструменте.

    Русский народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Это и гармошка, и жалейка, бубен, баян, домра, балалайка, гитара.

    Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. Они подразделяются по 2 признакам - это источник звука и способ его извлечения. Исходя из данной системы музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:

    1. Духовые

      1. Флейтовые: свирель, сопель, кувиклы;

      2. Язычковые: жалейка, брелка, волынка;

      3. Мундштучные: рог, рожок

    2. Струнные:

      1. Щипковые: гусли, домра, балалайка, струнная гитара;

      2. Смычковые: гудок;

      3. Фрикционные: лира, колесная;

    1. Клавишные:

      1. Гармонь,

      2. Баян,

      3. Аккордеон,

    2. Ударные:

      1. Мембранные: бубен, барабан, накры, тулумбас;

      2. Самозвучащие: ложки, трещотки, косточки, ухваты, коса, роган, колокол.

    Одним из первых упоминании о народных инструментах относятся к Киевской Руси.

    Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов. Затем широкое распространение народные инструменты получили в среде скоморохов, которые были первыми русскими музыкантами-профессионалами. На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушковой среде широко использовались струнные инструменты: гусли, домры, гудок.

    Позднее широкое распространение получила балалайка и струнная гитара 17-19 век. Конец 19 века ознаменован появлением гармоник.

    В конце 19 века музыкант-просветитель В.Андреев создал национальный оркестр РНИ. Андреев был композитором и дирижером, виртуозным исполнителем на балалайке и гармонике из Пскова.

    В начале 20 века русский музыкант О. Смоленский сконструировал жалейки и создал квартет жалейщиков.

    Широкой известностью пользовался Владимирский пастух Н. Кондратьев, который создал ансамбль рожечников (иностр., рожок). Позднее в оркестре Н.Осипова была целая оркестровая группа рожков.

    Важной группой арсенала русских народных инструментов являются струнные инструменты. Среди них наиболее широкое распространение получили: гусли, домра, балалайка.

    Гусли - крыловидные звончатые и прямоугольные (столообразные). Среди основателей ансамбля гусляров был 0. Смоленский, который открыл жалейку. На сегодняшний день гусли входят во все оркестры Русских народных инструментов. Большой вклад в развитие гуслей внесла композитор В. Городовская, выпускница училища им. Собинова, солистка национального, оркестра им. Н. Осипова.

    Домра - занимает одно из ведущих мест среди струнных инструментов. Домры впервые появились в 16 в. и потом как бы забылись.

    В конце 19 в. домра появилась в Андреевском оркестре и с тех пор является неотъемлемой частью оркестров народных инструментов. Домры Андреевского образца имеет корпус в виде полушария. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикало», «прима», «альт», «тенор», «бас», «контрабас», каждая из которых имеет свою настройку струн. Лучшим исполнителем на домре сегодня считается А. Циганков - композитор, народный артист России.

    Первые образцы народной балалайки 19-20 веков представляют собой трехструнный инструмент с треугольным корпусом. Балалайка наиболее молодой инструмент русского народа, возникший не ранее 2-й половины 17 века.

    Гармоника - первое образцы гармоник появились в России в 30-40 годы 19 столетия. Инструмент небольшого размера, сильного звучания и относительно легкого овладения. Гармоника одновременно служила исполнением мелодии и аккомпанементом. В конце 19 века, когда появилась «городская песня» и гармошка стала служить как аккомпанемент. Родина гармошки - Тула. Совершенством конструкции гармоник стал баян, и теперь баян является многотембровым инструментом, без которого не обводится не один оркестр русских народных инструментов.

    Ударные инструменты:

    Первые сведения об ударных инструментах относятся к 11 веку. Первый инструмент из серии ударных – бил.

    Било - это толстая доска подвешенная на 2-х цепях по которой бьют равномерной колотушкой. Удары в било это первичная форма колокольного звона. Колокол - кроме церковно-ритуальной выполнял военную, гражданскую функцию.

    Бубен - металлический котел с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производится с помощью колотушки в виде кнута с плетеным шаром на конце.

    Трещотка - ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Это деревянные пластины нанизанные на 2 веревки.

    Ложки – для музыкальных целей изготовляют из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен), игровой комплект состоит из 2-4 ложек.

    Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они предоставляют собой живительный источник, который во многом питает все пласты народной художественной культуры.

    1.3 Этапы развития народного художественного творчества.

    Истоки художественного творчества уходят в глубину веков. С появлением высших чувств у человека появляются попытки выразить себя в окружающую действительность в художественной форме, это нашло свое отражение в стремлении украсить свой быт. Древнее искусство было составной частью социальной практики и было тесно связано с трудовой и бытовой практической деятельностью.

    С дифференциацией труда и общественного сознания художественное творчество развивалось как академическое и народное.

    Академическое представляет собой профессиональное искусство, которое пришло из Западной Европы и особенно распространялось на Руси в петровские времена.

    Народное художественное творчество продолжало древние традиции, сохраняя косность и традиционализм. В основе своей - это творчество не профессиональное, имеющее любительскую природу, самодеятельное начало, так как в нем могли участвовать все в свободное от работы время. Во все времена оно отражало мысли и настроения, ожидания и стремления, мировоззрение и идеалы народа.

    Правильно определить сущность народного творчества, направление его развития помогает исторический подход.

    На ранних ступенях развития человечества единой формой художественного сознания народа был фольклор.

    Эта форма творчества, получившая название аутентичного фольклора, развивалась первоначально в среде крестьянских масс. Под воздействием социальных факторов (разделение труда, появление новых классов и групп и др.) от фольклора отпочковывается и на его основе развивается профессиональное искусство, любительское творчество (дореволюционное любительство), а затем и художественная самодеятельность.

    Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества.

    Наиболее ранний этап развития принято называть «игрищным». Изучение этого этапа склоняется к гипотезам, так как литературные источники дают слишком мало информации на этот счет. Этот этап характеризует зарождение народного художественного творчества и вплоть до 17 века.

    Для обозначения явлений народного творчества в тот период использовались различные термины; потехи, игры, игрища. Игрищем называли и место действия, и свадьбу, и ряженье. Термин игра применялся и в отношении к народным музыкальным инструментам, но в ином значении.

    Но введение на Руси христианства, в конце 9 века, повлекло за собой множество изменений в идеологии и художественной культуре.

    Христианство на Руси распространялось медленно, преодолевая сопротивления простого люда в жизни и быту. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски, драматические обыгрывания и сцены осуждались и преследовались церковью, считались «бесовскими» и «сатанинскими», несовместимыми с христианством.

    10-11 вв. - период расцвета древнерусской феодальной культуры и искусства. Для него характерен подъем творчества и в народе. Об этом свидетельствуют различные литературные источники и дошедшие до нас различные песни, хороводы и т.д.

    Фрески Софийского собора в Киеве, датируемые одиннадцатым веком, доказывают, что к тому времени очень хорошо было развито скоморошество. А известно, что скоморохи на Руси поначалу являлись единственными носителями профессионального искусства. Деятельность скоморохов, уходившая в народную культуру родового строя, выражала настроения низших слоев феодального общества. И за это преследовалась церковью.

    Монголо-татарское иго, продолжавшееся более двухсот лет, задержало развитие культуры Руси. Многие национальные ценности были уничтожены. Но народ сумел сохранить свою культуру, свою самобытность, традиции, свое искусство.

    В конце 15 века народ освободился от монголо-татарского ига, а к началу 16 века отдельные княжества объединились в централизованное государство с новым политическим центром - Москвой. Государем Руси, Иваном 3, был проведен ряд реформ по укреплению государства. Это благотворно повлияло и на развитие культуры и искусства. Появились сочинения Максима Грека, фрески живописца А. Рублева, постройки каменных зданий, строится Московский Кремль и другие памятники культуры.

    В этот период церковь решает окончательно покончить с остатками язычества и утверждает «стоглав» из церковных и светских правил, где резко осуждает и запрещает народные игры, пляски, хороводы, песни, музыкальные инструменты и вообще всякие развлечения, как пережитки языческих обычаев и верований.

    Но никакие преследования, проклятья и угрозы не могли убить в народе вечной тяги к веселью, к творчеству, не могли заставить отказаться от древних праздников, обрядов и игрищ.

    Начало и середина 17в. - появились политические неурядицы, борьба против иностранных нашествий, раскол церкви, социальные потрясения, народные восстания Стеньки Разина, Ивана Болотникова и другие. Все это сказалось на народном творчестве. Отрицательное отношение церкви сомкнулось с отрицательным отношением светской, государственной власти к народным увеселениям с участием скоморохов, в результате чего царем Алексеем Михайловичем был издан указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» (1648г.).

    Но и этот указ не смог заставить народных мастеров отказаться от своего ремесла. Они уходили на север и в глухие леса Брянщины, где и сейчас живы традиции древнего народного творчества.

    С конца 17в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра 1, который провел многочисленные реформы, коснувшиеся всех сторон общественной и культурной жизни. Он создал армию и флот, подчинил церковь государству, открыл придворный театр, учредил академию наук, расширил и укрепил торговые и культурные связи с Западной Европой. Искусство в этот период приобрело светский характер. Специальным указом были введены Ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, новым европейским порядкам и правилам светского обхождения. Правила устанавливались не только для торжественных приемов, но и для семейных праздников. Главным для зажиточных кругов стало освоение правил придворного этикета и изучение новых европейских танцев.

    Утверждение в высших кругах западноевропейского искусства привело к пренебрежительному отношению к народному творчеству, которое стали называть «мужицким», «деревенским». Фольклорные формы народного творчества постепенно к 18 веку стали вытесняться или видоизменяться. Народ в своем творчестве стал ориентироваться на малодоступные формы профессионального искусства, но в то же время не мог полностью отказаться от фольклорного содержания. Это привело к зарождению так называемого «городского фольклора» или городского «примитива», в котором смешались и фольклор, и профессиональное искусство, например, традиционная народная пляска и бальный танец придворных аристократических кругов.

    В 19 в. русское государство переживало сложный процесс развития капитализма. Появился рабочий класс, обострилась классовая борьба, усилился революционный протест народа. Все это не могло не отразиться на народном творчестве, на его содержании и формах. Особенно благоприятные условия для развития были после падения крепостного права в 1861 году. Появляются любительские хоры, инструментальные ансамбли и оркестры, бесплатные учебные заведения для рабочих. На основе любительства после октября 1917 года развивалась художественная самодеятельность.

    Таким образом народное художественное творчество в своем развитии связано с несколькими своеобразными социально - историческими этапами, которые накладывали отпечаток на всю культуру и искусство. Своеобразие народного художественного творчества позволяет выделить четыре этапа в его развитии:

    1. Фольклорный, куда относятся все формы бытования крестьянского фольклора;

    2. появление городов и развитие «примитива» (городского фольклора);

    3. этап демократизации художественной культуры и развития любительского народного творчества;

    4. послереволюционный этап, связанный с развитием художественной самодеятельности.

    Фольклор, как явление народного художественного творчества.

    Вплоть до середины 19 века народное художественное творчество развивалось преимущественно в фольклорных формах. К наивысшему расцвету фольклора привели особенности жизненного уклада натурального крестьянского хозяйства в условиях феодального общества. Фольклорные формы были органично связаны с природой, жизнью и бытом людей, отвечали их насущным потребностям. С помощью искусства человек выражал свое отношение к действительности, все значительные события в жизни находили свой отклик в народном творчестве - в народных праздниках и обрядах, песнях, устном народном творчестве.

    Народное творчество, развивавшееся естественных условиях как неорганизованное, имеет свои специфические черты:

    1. Коллективность творчества, отсутствие авторского начала.

    Коллективность творчества указывает в большей степени на способ его бытования, коллективность исполнения, втягивание в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» дал строки, рисующие отношение публики к выступлению народных исполнителей:

    Хохочут, потешаются

    И часто в речь Петрушкину

    Вставляют слово меткое,

    Какого не придумаешь,

    Хоть проглоти перо!

    Вовлечение в действо имело большое влияние на личность. Человек, овладевая художественными исполнительскими приемами, овладевал нравственным опытом.

    2. Импровизационность в рамках заданной традиции, отсутствие фиксированной драматургии, вариативность.

    Образцы фольклорного творчества находятся постоянно в движении, существуют как вариации, развиваются и видоизменяются.

    Вот как об этом писал Белинский:

    «И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению, и видоизменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песней, то сложат другую песню в дополнение к ней».

    Эта черта была обусловлена устным способом передачи ценностей. Первоначально это было предопределено тем, что большинство населения было неграмотным и передавать свое творчество оно было вынуждено устно, со слов, по памяти.

    3. Синкретизм во всех его проявлениях.

    Неразделимость духовной и практической деятельности, видов и жанров искусства, исполнителей и зрителей, процессов производства, хранения, распространения и потребления.

    Народное творчество имело самую тесную связь с конкретными видами практики человека. Это обуславливает прикладной характер фольклора, существование песен трудовых, свадебных, хороводных, рекрутских и т.д.. Все эти произведения выражали народную философию, смысл жизни, были эффективны для сохранения и передачи традиций, закрепления коллективного опыта.

    Фольклорное творчество одухотворяло деятельность, придавало ей высокий, эмоционально - нравственный настрой.

    4. Саморегулируемость, отсутствие сознательно поставленных целей и организованных форм деятельности.

    На всем протяжении своего развития фольклор выступал как самобытное творчество, противодействующее искусственному насаждению официальных моральных заповедей, образа жизни, норм поведения и красоты. Это являлось одной из причин враждебного отношения господствующих классов к народному творчеству, бесконечных гонений на него.

    В своей статье «Разрушение личности» М. Горький писал: «Народ, духовно скованный ..., все же продолжал жить своей глубокой творческой жизнью, создал и создает тысячи сказок, песен, пословиц, иногда восходя до таких образов, как Фауст ...».

    Эпоха феодализма отмечена наивысшим расцветом фольклора. Широкое распространение в это время получили театрализованные бытовые обряды и празднества, различные хороводные гуляния, народные игрища и потешные представления.

    Кульминационной точки развития достигло искусство кукольников и скоморохов. Оно имело огромное воздействие на окружающих. Блестящую попытку на профессиональной основе возродить традиции народных представлений сделал А. Блок, написавший пьесу «Балаганчик».

    С изменением условий социальной жизни, сменой общественных формаций, происходило изменение и форм народного художественного творчества.

    Основными причинами, обусловившими старение фольклора, стали:

    • появление новых классов и социальных групп;

    • изменение характера их быта, духовного уклада жизни;

    • интенсивное распространение профессионального искусства, его некоторая демократизация.

    Таким образом на протяжении длительного времени фольклорное творчество выступало одной из важных форм сохранения и передачи социально-исторического опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. С его помощью передавались морально-эстетические нормы, наблюдения о явлениях природы, информация о наиболее значимых исторических событиях, войнах, бедствиях, праздниках.

    При анализе и характеристике традиционного народного творчества, связанного с деревенским, крестьянским трудом и бытом, пользуются различными терминами. Для обозначения устного народного творчества (поэзии и прозы) используют понятие «фольклор», что значит «народная мудрость». Применительно к жанрам искусства употребляют термины «музыкальный фольклор», когда речь идет народной песне и инструментальной музыке; «фольклорный танец» - о народном танце, «фольклорный театр» - о драматических действиях в народном искусстве.

    Изобразительные формы творчества принято называть декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами, т.к. это не относится к устному народному творчеству. Но независимо от условного обозначения ясно одно, что речь идет о традиционном народном творчестве, зародившемся в глубокой древности и дошедшем до нас как уникальное свидетельство жизни и быта, мировосприятия и мироощущения народа.

    Календарно-обрядовые формы бытования фольклора.

    Основные моменты трудовой жизни крестьянства отмечались празднествами. Они были приурочены к смене времен года, определяющих цикл работ земледельца в поле и в домашнем хозяйстве. Празднества следовали друг за другом соответственно различным состояниям природы: зимнему солнцевороту, первым праздникам возрождения, оживлению природы, полному цветению, осеннему и зимнему замиранию.

    С утверждением христианства к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествование какого-либо святого. Эти даты стали как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ. Таким образом, зародившись еще в родовом обществе как игрища, как магические действия, связанные с языческим культом, постепенно некоторые из них превратились в христианские календарные обряды с обязательными элементами.

    Народные празднества представляли собой как бы цепь приветствий возрождающейся природы с соответствующими обрядами. Они должны были способствовать плодородию земли, хорошему урожаю, приплоду скота, благополучию семьи через различные магические действия, обращения к высшим силам и природе.

    Особенно значительными были земледельческие празднества в дни зимнего солнцестояния. После принятия христианства они стали называться «святками». За ними следовали празднества в честь весеннего равноденствия, впоследствии названные «масленицей», и летнего солнцестояния. На такие праздники стекалось большое число участников и зрителей. Устраивались они на открытом воздухе или в закрытом помещении в зависимости от времени года.

    Музыкально-песенный фольклор.

    Песенный фольклор наиболее ярко представлен в хороводах. Хороводные песни подразделялись на два вида: хороводно-игровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождалось какими-нибудь игровыми действиями в соответствии с содержанием. Собственно хороводные исполнялись просто в хороводном движении.

    Кроме хороводов были распространены песни, непосредственно связанные с теми или иными обрядами и составляющие их часть. Это трудовые песни, также песни, сопровождавшие семейно-бытовые празднества и обряды.

    До сих пор в Белоруссии и некоторых областях России остались пережитки языческих празднеств, и все еще песни и хороводы исполняются. На лицах исполнителей календарно-обрядовых песен застывшая важность, у девушек непоколебимая томность. Это говорит о том, что в сознании людей глубоко отложилось серьезное отношение к различным обрядам, которые в Древней Руси имели очень важный, магический характер.

    Танцевальный фольклор.

    Древние формы танца и ритмизованной пантомимы зародились в процессе трудовой деятельности народа. В них были отражены условия быта людей, их мироощущение. Искусство танца было неотделимо от музыки и слова, они передавали различные состояния людей, а плясовые движения и жесты помогали глубже раскрыть эти чувства.

    Изначально существовало два основных танцевальных жанра - хоровод и пляска, в свою очередь они имеют много разновидностей.

    Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество.

    Изначально жизнь и быт людей были связаны с изобразительным искусством. Как и исполнительское художественное творчество, оно было синкретично, не существовало самостоятельно и имело прикладной характер. Отсюда и название народного изобразительного искусства Древней Руси - декоративно-прикладное.

    К моменту образования Киевской Руси декоративно-прикладное творчество достигло высокого уровня. Оно особенно было распространено среди крестьянского населения, в деревнях. Изготавливалось практически все, все то что нужно для домашнего обихода, земледелия, своими руками изготавливалась одежда.

    Уже в то время среди ремесленников выделяются мастера-ювелиры, создающие различные украшения, подсвечники и т.п.

    Также были распространены и другие формы декоративно-прикладного искусства, это искусство вышивки, кружевоплетение, узорное ткачество, узорное вязание на спицах. Нельзя обделить вниманием различные работы по дереву, так как этот материал был самым распространенным на Руси, из него были сделаны почти все вещи домашнего обихода.

    Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.

    Истоки возникновения городского «примитива».

    Появление данного типа культуры связано с ростом городов. Отсюда и название - городской «примитив». Примитивизм его в том, что он создавался в противовес ученому, профессиональному искусству, он как бы смотрит на него снизу вверх. Здесь нужно говорить об утрировании формы, так как проявления городского «примитива» нельзя назвать элементарными, или примитивными.

    Образование городского «примитива» уходит корнями в 11 век, первые упоминания о скоморохах. Именно они явились прародителями и распространителями различных форм третьего типа народной культуры. После царского указа 1648 года скоморохам пришлось уходить в глушь или менять свой «пришлый» образ жизни на «оседлый». Многие из оставшихся после репрессий скоморохов остаются в городах и уже там проповедуют свою культуру.

    Нельзя не согласиться с тем фактом, что и западноевропейская культура оставила свой отпечаток на формировании городского фольклора. Доля профессионализма в нем несомненно присутствует.

    Именно из оседлых скоморохов была сформирована Государственная Потешная Палата, в нее входили музыканты, певцы, танцоры, лицедеи, многие из них представляли культуру городских окраин.

    Итак, образование городского фольклора можно отнести к 17 веку, сразу после осуществления гонений на скоморохов. Его можно назвать легализованным продолжением деятельности скоморошества.

    Народный театр городского «примитива».

    Явление «примитива» в городском народном творчестве было представлено театром актера и кукольным театром. Театр актера возник на стыке народных развлечений драматического характера и элементов западноевропейского театра с его драматургией и сценическими приемами. Появлению народной драмы предшествовали различного рода обрядовые и не обрядовые драматические игры и сценки с ряженьем, основанные полностью на фольклорных традициях, и сатирические пьесы, реализуемые уже не в игре, а в драматическом представлении, состоящем из ряда последовательных эпизодов, раскрывающих характер основных образов.

    Ярким и самобытным явлением был кукольный театр. Он зародился в 17 веке как искусство средних и низших слоев городского населения. Существовало два вида кукольного театра: «Вертепный» и «Петрушечный».

    Позже, в 19 - начале 20 века сформировались новые формы театрального творчества. Это балаганный театр и раек, которые были неизменными спутниками народных гуляний и ярмарок.

    В 18 - 19 веках появляется настенный лубочный театр, в Европе он появился в 16 веке. Он отличался от театра действия тем, что это театр на бумаге, на стене. Он был связан с архитектурой избы, имел декоративное назначение и буднично бытовал в доме среди людей. В нем соединились изображение, слово и пластика, создавая единое целое - театр как особый вид народного творчества.

    Народное музыкальное искусство городского «примитива».

    Народное музыкальное искусство тесно связано и активно взаимодействует с театральным и танцевальным искусством городского населения. В городском «примитиве» музыкальное искусство представлено песенным жанром и инструментальной игрой, которые существовали во взаимосвязи. Инструментальная игра, как и в крестьянском фольклоре, сопровождала песенные и танцевальные мелодии. Но именно песня была основой развития большинства жанров народного художественного исполнительства не только в деревне, но и в городе.

    Большим достижением вокального искусства 17 века было зарождение городской песни, названной кантом. Возникновение канта связано с развитием особого стихосложения, в основе которого лежит определенное количество слогов в каждой стихотворной строке с ударением в середине и в конце строки, отсюда -квадратность построения.

    В конце 18 века появляется гитара, это способствовало развитию романса (французской песни).

    Таким образом в городском «примитиве» развивается песенный жанр, романсы, а также исполнительство на народных музыкальных инструментах.

    Народное танцевальное искусство городского «примитива».

    Городской примитив в танце, как и в других жанрах, соединяет в себе элементы фольклорных традиций и формы профессионального исполнительства. Ярким образцом является искусство скоморохов, среди которых были и мастера в танце. В своем ремесле исполнения танца они превосходили всех, не зря говорили о них: «Всяк спляшет, да не как скоморох». Это были профессионалы из народа и развлекали своим танцем на всех празднествах и увеселениях.

    Зарождается сценический танец, городской бытовой или бальный танец.

    Таким образом, народное танцевальное искусство в городе как пласт третьего типа культуры богато и разнообразно. Оно уходит своими корнями в глубокую древность, вбирает в себя элементы подлинно народного фольклорного танца и обращает свои взоры в сторону аристократического танца.

    Народные промыслы, декоративно-прикладное и изобразительное искусство городского «примитива».

    Главным сосредоточием городского примитива в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве была ремесленно-цеховая среда. Она выдвинула своих художников-ремесленников, состоящих в живописных, иконописных, малярных цехах; вывесочников, портретистов, «комнатных живописцев», декораторов, топографов, фотографов. Иногда это были воспитанники провинциальных художественных школ, уездные учителя рисования и т.п.

    Одно из интереснейших и самобытных явлений русской живописи конца 18 века - первой половины 19 века представляет собой бытовой примитивный или купеческий и мещанский портрет, который служил для использования исключительно в сфере быта.

    Большинство портретов анонимно, т.к. заказчик был равнодушен к индивидуальности автора, а художник чувствовал себя не столько свободной, творческой личностью, сколько ремесленником.

    В конце 19 - начале 20 вв. появилось новое направление - «примитивизм», который обращался к культуре наивного, неиспорченного цивилизацией творчества, следовал нормам примитива, вознося третий тип художественной культуры в высшие сферы ученого искусства.

    Таким образом, 20 век - это время признания примитива в профессионально-художественной сфере и в государстве. На фоне исчезновения фольклора из жизни и быта деревни происходит сублимация творческих способностей, энергии и фантазии народа. Укрепляется вера народных мастеров в важность и значимость своего творчества. Примитив является сегодня достоянием всех слоев населения: художественно необразованных и полуобразованных не только в городе, но и на селе в условиях уходящего фольклора, а также интеллектуальных и высокообразованных людей.

    Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.

    Социально - исторические условия возникновения любительства.

    Любительство - это еще одно явление народного художественного творчества, которое появилось в 19 веке в результате глубоких социально-экономических и духовных преобразований в России. Эти изменения были связаны, с одной стороны, с отменой крепостного права; с другой стороны, с распространением и развитием с конца 17 века западноевропейской профессиональной художественной культуры, достигшей высокого уровня во всех своих жанрах к началу 19 века.

    Это было новое явление в народном художественном творчестве, отличавшееся своими особенностями, развивающееся по своим законам.

    Первоначально в его развитии принимали участие либерально настроенной интеллигенции, буржуазии, народничества. По их инициативе были:

    ■ организованны курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков;

    ■ открыты бесплатные музыкальные школы, музыкальные классы для народа;

    • подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия по руководству коллективами, школы игры на музыкальных инструментах;

    • созданы образцовые кружки и ансамбли, осуществляющие концертную деятельность;

    • подготовлены и собраны первые теоретические работы, связанные с воспитательной ролью искусства.

    Эта деятельность способствовала тому, что первоначально в крупных городах, а потом и в сельской местности, стали складываться центры любительского творчества.

    Итак, особенностью первого этапа развития любительского творчества явилось то, что его творческие, организационные основы, облагороженный репертуар формировались людьми, получившими профессиональную подготовку или обладающими специальными знаниями.

    Им удалось привнести в любительское творчество элементы новизны, художественной полноценности, привлечь внимание к подлинно народным основам искусства, благодаря переработке фольклорных форм и заимствованию творческо-организационных достижений профессионального искусства.

    В конце 19 века усилия отдельных представителей интеллигенции по созданию художественных кружков стали получать общественную поддержку. В это время под эгидой официальных властей были созданы различные комитеты, общества, попечительства (трезвости, грамотности, университетов, искусств).

    Созданные организации в этой или иной форме занимались организацией любительского творчества, самообразованием рабочих, устройством лекций, библиотек, читален. Деятельность этих обществ, комитетов опиралась на частную инициативу, субсидировалась либеральной буржуазией.

    В деревне организацией любительских кружков занимались земства. Они содействовали устройству спектаклей, концертов народных хоров, оркестров. По их инициативе были организованы курсы для сельских учителей, врачей, земских работников, которые становились руководителями кружков. Некоторые курсы под эгидой земств организовывало Императорское музыкальное общество.

    На рубеже веков толчком к развитию любительского творчества стало создание специальных внешкольных учреждении - Народных домов. Идея их создания была поддержана официальными властями, церковью, т.к. это способствовало облегчению контроля за деятельностью кружков, приданию существующим формам внешкольной работы необходимого содержания и направления.

    Однако процесс создания народных домов шел медленно. Известно лишь несколько таких учреждений, оставивших заметный след в истории просветительства. Среди них Литовский народный дом графини Паниной в Петербурге, основанный в 1891 году.

    В 1914 году в крупных городах работало 143 народных дома, 94 - в волостях и уездных центрах.

    Таким образом на рубеже веков в любительском творчестве появились новые приметы, связанные с тем, что на него стали оказывать влияние различные общественные организации, государственные органы, земства, возникли попытки формирования центров организации любительского творчества - народных домов, ставших прообразом будущих клубных учреждений.

    Немаловажным фактором, способствующим активизации, осмысливания любительского творчества явилось проведение в предоктябрьский период съездов по вопросам развития любительского творчества :

    Первый общеземский съезд по народному образованию, 1911 г. (г. Москва).

    Пятый всероссийский съезд хоровых деятелей, 1914 г. (г. Москва).

    Первый всероссийский съезд деятелей народного театра, 1915 г. (г. Москва).

    В большинстве выступлений на съезде отмечалось облагораживающее, воспитывающее влияние любительского творчества на человека. Также много говорилось о развитии отдельных жанров народного творчества : народных хоров, оркестров народных инструментов, народных театров.

    Ход дискуссии на съездах свидетельствовал о том, что его развитию были присущи большие сложности как внутреннего, так и внешнего характера.

    Сложности внешнего характера обуславливались:

    • нехваткой средств на развитие любительства (основа финансирования средства меценатов, общественных организаций);

    • нехваткой руководителей кружков, особенно в деревне, низким уровнем их подготовки;

    • недоступностью массовой нотной и методической литературы (небольшие тиражи);

    • жестким контролем за деятельностью кружков со стороны полиции, цензурного комитета, церкви (официальная регистрация кружков, согласование программы их деятельности, репертуара).

    Сложности внутреннего характера были связаны с тем, что существовали самые противоречивые мнения относительно целей и задач любого творчества, способов его организации и руководства ими. Некоторые деятели культуры пытались принизить роль о значении народного творчества, доказать его малую эстетическую ценность.

    Но несмотря на все трудности народное творчество постепенно укреплялось, развивалось. Этому способствовала поддержка его со стороны известных писателей, деятелей культуры и искусства.

    Обобщая процесс развития любительского творчества следует определить его основные черты :

    1. переработка и использование наиболее ценных сторон фольклора, интеллигентского творчества, профессионального искусства;

    2. ориентир на освоение произведений классики и репертуар профессионального искусства, его языка, стиля, подражание ему в концертном исполнительстве;

    3. кружковая форма организации;

    4. сочетание саморегуляции и попыток регуляции со стороны меценатов и властей через установление цензуры создание альтернативных и контролируемых форм.

    Любительский народный театр.

    Понятие «любительский» подчеркивает отличие от фольклорного театра эпохи феодализма, который был связан с устным народным творчеством, и театра городского «примитива», также вобравшего в себя фольклорные традиции и ориентировавшегося на формы западноевропейского театра. Отличие любительского театра прежде всего в репертуаре, который состоял из произведений профессиональной драматургии.

    Другим отличием любительского народного театра является то, что появилась новая форма организации народного творчества - кружок. Эта форма соответствовала любительским кружкам привилегированных слоев общества.

    Появляются демократические театры для народа, очень разнородные по содержанию и характеру своей деятельности. Создавали их богатые меценаты, часто очень далекие от искусства и преследовавшие коммерческие цели.

    Любительское хоровое исполнительство.

    Наряду с театральным любительством в народе широкое распространение в 19 веке получает любительство в области вокально-хорового исполнительства. Существовали специальные школы обучения пению, хоры принимали участие в церковных службах, в оперных постановках и пышных дворцовых увеселениях. Еще в 17 в. появились первые хоровые композиторы, среди них - Д.С. Бортнянский.

    В 19 веке появился первый частный крестьянский хор. народный хор из крестьян Ярославской губернии был создан И.Е. Молчановым. Хор давал концерты в различных городах, стал профессиональным и пользовался широкой популярностью. Впоследствии многие участники сами стали руководителями народных хоров.

    В этот период складывались и демократические формы коллективного любительского народного вокально-хорового творчества, они создавались представителями художественной интеллигенции и служили удовлетворению и развитию музыкально-эстетических потребностей и вкусов низших слоев города и деревни. Они развивались в трех направлениях:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта