Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.

  • 1.2. Основные виды народного художественного творчества . Народное песенное творчество.

  • Народный танец.

  • Народный театр.

  • Васильева Г. НХТ. Васильева Г. Курс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.


    Скачать 199.83 Kb.
    НазваниеКурс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.
    АнкорВасильева Г. НХТ.docx
    Дата16.01.2018
    Размер199.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВасильева Г. НХТ.docx
    ТипКурс лекций
    #14168
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Васильева Г.А.

    Народное художественное творчество: Курс лекций.- Ярославль, 2004.-230с.

    Введение

    Необходимость выпуска данного сборника продиктована тем, что предмет «Народное художественное творчество» выведен в самостоятельную дисциплину специального цикла.

    Курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта от 17.06.2002 г. и рабочей программы дисциплины «Народное художественное творчество». В данном сборнике сделана попытка осмысления народного художественного творчества, этапов его развития и его значения в процессе подготовки студентов по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

    Необходимость и актуальность дисциплины «Народное художественное творчество» диктует тот факт, что в Национальной доктрине образования, принятой в 2000 году , подчеркивается значимость отечественного культурно-исторического наследия – как основы всего образовательного процесса.

    Курс лекций по предмету «Народное художественное творчество» поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.

    В сборнике помимо теории и истории народного художественного творчества, раскрываются особенности регионального развития народного творчества, а также методика организации самодеятельного художественного творчества.

    Данный курс лекций рассчитан на студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 0518 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

    1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.

    Народное, художественное творчество является частью художественной культуры общества.

    Оно развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов.

    Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности национального характера и национальных образов, мышления.

    Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточно-славянских племен, проживающих на территории нашей страны.

    Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы). В старину они передавались из поколения к поколению в бесписьменной форме (из уст в уста) и поэтому все время изменялись, варьировались.

    До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать да разному. Имена авторов многих произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

    Народная художественная культура - более широкое понятие чем народное художественное творчество.

    Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

    Процессы и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с особенностями национального характера, творческими устремлениями народа.

    Народное творчество представляет собой сферу творческой активности масс. Специалисты различают понятия «творчество» и «мастерство».

    Творчество - это деятельность отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто нового, что несет в себе печать социально ценного, уникального.

    Творчество - это способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников, действовать индивидуально, неповторимо.

    Мастерство - это овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников и коллег, высокое умение, результат школы, тренировки, опыта. Мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возникает на основе мастерства.

    Для человечества важны не только деятельность корифеев и гениев но в творчество масс.

    Творчество - это удел профессионалов, мастерство - это творчество масс.

    В принципе между творчеством профессионалов нельзя провести резкой границы. Деятельность человека или коллектива обладающая признаками новизны, оригинальности и общественной значимости предоставляющая интерес для окружающих объективно является творчеством независимо от того профессиональная она или любительская.

    Народное художественное творчество, имея древние истоки и прекрасные традиции, трансформируется в современном мире сберегая тем самым все дорогое, что есть у человечества - народную мудрость и духовную красоту.

    1.2. Основные виды народного художественного творчества.

    Народное песенное творчество.

    Народная песня - сочетание двух видов искусств: музыки и поэзии созданной народом. Народная песня оказалась необычно устойчивой формой художественного творчества, она существует уже несколько тысячелетий. песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношения людей к окружающей действительности, к родной природе, к семье, к происходящим историческим событиям. Исконно народную музыку в науке принято называть фольклором. Слово фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость. Это устная, бесписьменная традиция, сложившаяся в многовековой творческой практике того или иного народа. В процессе устной передачи народной песни огромную роль сыграла коллективность творческого процесса. Песня становилась такой же разнообразной как сама жизнь, воплощенная в различных жанрах.

    Что же такое жанр? Понятие жанр - французское -вид, род. В применении к русскому народному творчеству означает вид или разновидность произведений музыкального фольклора обладающий общими чертами музыкально-слуховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной общественной и художественной функцией.

    У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполнения.

    Народная песня подразделяется на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, шуточные; а также обрядовые, календарные и свадебные песни.

    Самыми старевшими образцами народной песни являются любовные песни. Они проникнуты этически-трагическим настроением в рассказывает о неразделенной любви, позабытой и преданной любви. В любовных песнях излагается портрет любимого, любимой в идеалистических тонах.

    Семейные песни построены на неразрешимой конфликте между мужем и женой, ведущем зачастую к гибели.

    Трудовые песни - исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило совершаемых коллективно, Свои песни имеют представители многих специальностей: «Не кочегары мы, не плотники», «Ткачихи».

    Казацкие, солдатские песни относятся к единой группе военных песнопений. Казак переводится как человек вольный, независимый, искатель приключений. Казаки - живут на юге России. Слово солдат - от итальянского нанимать. Тематика казацких, солдатских песен многообразна: проводы солдата в армию, прощание с родными, разлука с милой, горечь от известия о неверности невесты, описание военных походов и баталий. В военных песнях отражается русская история и национальный характер.

    Тюремные, арестантские песни объединены общей тематикой неволи. Находящиеся в условиях лишения свободы преступники в зависимости от решительного характера или наоборот смирения намерены совершить побег либо предаются воле божьей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия нахождения в неволе.

    В этих песнях все этапы отбывания наказания: от заключения под стражу до отправки на каторжные работы.

    Шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым содержанием. Частушки как шуточные песни исполнялись речитативом, быстроговоркой.

    Обрядовые песни одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Среди них выделяются календарные и свадебные песни. Одну из отличительных черт календарных песен составляет их приуроченность к определенным датам календаря. Как правило к какому либо времени года. К весне, лету, осени, зиме. К посевной, жатве, уборке урожая – это центральная тема в календарном песенном творчестве. Земледельческий труд и те явления природы, от которых зависит успех труда.

    Свадебные песни мелодичны, богаты, национально-самобытны. Исполняются они по ходу свадебной игры, свадебного обряда. Это своеобразное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Старинная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных, драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов сопровождающихся песнями. К числу обрядовых песен относятся плачи и причитания, лирические песни–жалобы и величальные песни, торжественные поздравительные величанья, шуточные и наконец плясовые песни.

    Свадебные причитания исполнялись невестой, ее матерью, или сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжелая женская доля и бесправное положение девушки. Муж в причитаниях назывался злодеем, особый страх внушали свекор и свекровь.

    Особенность ритуальных песен в том, что в основе их лежит не человек, а обряд. В этих песнях нет ни описания природы, ни быта. Ритуальные песни исполняются хором. Хор выполняет в обряде роль режиссера, направляет ход обряда.

    В величальных песнях прославлялись участники ритуала – люди верили что величальная песня могла сделать человека богатым и счастливым. В центре внимания величальных песен был человек. Величальные песни исполнялись в честь жениха и невесты, матери и отца, девушек и парней. Величальные песни исполнялись только на свадебном обряде.

    Народный танец.

    Народный танец на многих этапах исторического развития начиная с древних времен был основою хореографической культуры общества. Что же такое хореографическая культура?

    Современная научная литератора отражает разногласия по поводу данного понятия. Многие ученые под хореографической культурой понимают только профессиональное балетное искусство. Вместе с тем хореографическая культура современного общества включает в себя и фольклорный танец, народную хореографию, эстрадный танец, балетное искусство.

    У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с этническим характером.

    В народных танцах отражается особая пластика свойственная представлениям того или иного народа. В нем представлены особенности того или иного народа, виды трудовой деятельности, нормы поведения, взаимодействия между людьми. Народный танец раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывна связи с магическими обрядами, ритуалами, праздникам народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя, хорошего урожая удачной охоты. У народов Севера до сих пор сохранились танцы медведя, оленя, моржа, имеющих ритуальный смысл.

    Со временем народные танцы утратили свои магические обрядово-ритуальные функции и стали превращаться в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечений. Их стали использовать и профессиональные коллективы выступающие на сцене.

    Русский народный танец имеет ряд характерных особенностей: манера исполнения отличается широтой, простотой, доступностью, т.к. танцевал народ на свадьбах, семейных праздниках, народных гуляниях.

    История возникновения танца на Руси связана с музыкальным и песенным творчеством. Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному.

    На Севере - величаво, степенно, горделиво.

    На Юге - задорно, озорно, о удалью.

    В Центре России - лирично, задушевно, весело и игриво.

    Так же имеется различие мужским и женскими танцами. Мужской танец отличает необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, ,уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство.

    Русские народные танцы классифицируются следующим образом:

    1. в зависимости от песни под которую исполняются танцы. Например:

    «А я по лугу», «Камаринская», «Сени».

    2. танцы различают по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера».

    3. танцы делятся в соответствий с рисунком: «Плетень», «Воротца», «Звездочка».

    4. танцы делятся по движениям: «Дробушечка», «Топотуха».

    5. в основу классического танца могут быть положены трудовые процессы: «Косари», «Веретено», «Ленок».

    6. по названию персонажа изображаемого в танце – «Лебедушка», «Гусачок», «Журавли».

    Основными русских народных танцев являются: хороводы, кадрили, переплясы.

    Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод.

    Хоровод - это народная игра, движение людей по кругу с песней и пляской, это пластическое выражение песни, действенность, зрелищность, передача характера, настроения.

    Хороводы бывают орнаментальными - изображение узоров, фигур, как будто плетут кружева.

    Хороводы песенные - которые исполняют под песни. Народные хороводы выполняют роль музыкального сопровождения.

    Хороводы выражающие драматическое действие называются игровыми.

    Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Берет свое начало от французской кадрили в салонах русской аристократии 19 века. Особенности русской кадрили в том, что у нее более богатый рисунок (корзиночки, воротца, звездочки и т.д.) В русской кадрили встречается до 14 фигур. Названия фигур четко соответствуют содержанию «знакомство», «девки нарасхват», «петухи» и т.д. Каждая фигура отделяется от последующей (паузой, притопом и т. д.).

    По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадриль.

    В квадратной кадрили по углам расположены четыре пары, перемещение происходит между противоположно расположенными парами: Московская, Тверская, Рязанская, Тульская области танцуют квадратную кадриль.

    В линейная кадрили принимает участие четное количество исполнителей от четырех и более. Движения в парах производятся стенкой на стенку на встречу друг другу: Урал, Сибирь, Архангельская, Вологодская, Ярославская области.

    В круговой кадрили принимает участие любое количество пар, но не менее четырех. Все перемещения происходят по кругу по часовой стрелке: Московская, Самарская область, Сибирь.

    Перепляс, один из древнейших видов русского народного танца, преимущественно был мужским.

    Смысловое назначение перепляса – состязание в ловкости, силе, выносливости, сообразительности. Победителем выходит тот, кто переплясал своего соперника, продемонстрировал сложные трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).

    Традиционный перепляс состоит из проходки и самого движения «колено» - далее тоже повторяет второй исполнитель.

    Зрители являются участниками состязания, поддерживают своего исполнителя.

    Перепляс исполняется под сопровождение народных инструментов (гармошки, баяна, домры, балалайки). Темп танца вначале умеренный, может дойти до очень быстрого в конце танца.

    В переплясе вырабатывался, формировался мужской русский народный танец.

    Но женщины тоже являются исполнительницами перепляса. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, шаги с подбивкой, вращений.

    Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку».

    Народный театр.

    К виду народного или фольклорного театра относятся представления скоморохов, кукольный театр Петрушки, балаганы, раек, вертеп, и наконец народная драма.

    Истоки русского фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. Их элементами были ряженье, пение, игра на музыкальных инструментах, пляски. В обрядах и ритуалах они объединились в определенной последовательности в единое действо, зрелище. Первыми актерами на Руси считаются скоморохи. Скоморохи делились на оседлых и бродячих, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины. Скоморохи доказывали зрителям на ярмарках «Медвежью комедию», с участием настоящего медведя. Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль богатырскую, защитников русской земли. Власти относились к скоморохам как к бунтовщикам. В 1648 году был издан царский указ о запрещении скоморошества. Однако искоренить скоморохов не удалось ни властям, ни церкви.

    Со скоморошьими играми связано появление кукольного театра. Определился главный персонаж - озорной и задорный Петрушка. Это был любимый герой и скоморохов и зрителей, озорной смельчак и задира с чувством юмора и оптимизма, он облачал, богачей и представителей власти. Комедия о Петрушке остается памятником устной народной драмы, хотя она никогда не имела постоянного текста и бытовала во многих вариантах и импровизациях.

    Помимо театра Петрушки в России, особенно в ее южных областях, был распространен вертеп - специальный переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева или других материалов куклы. «Зеркало сцены», открытое публике, было обычно разделено на 2 этажа. Сверху на крыше сооружалась миниатюрная колокольня, на ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный таинственный характер. Куклы прикрепляли к стержню, нижнюю часть которого держал кукловод, скрытый за ящиком. На верхнем этаже вертепа обычно разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем житейские, чаще всего комедийные.

    С развитием торговли в России, с ростом городов и популярностью русских ярмарок, набирают силу ярмарочные зрелища. Одним из распространенных был Раек. Он просуществовал до конца 19 века и был непременной частью праздничных народных увеселений. Раек - это небольшой инструмент с двумя увеличительными стеклами внутри. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоска с доморощенным изображением разных городов, великих людей и событий. Зрители глядят в стекло… Раемник не просто показывал картинки, но и комментировал их, затрагивая животрепещущие проблемы, рассказывал присказки. Раек пользовался большой популярностью в народе. Главное в раемнике было то, что он включал в себя 3 вида воздействия на публику: изображение, слово и игру. Раек вошел в историю фольклорного театра как одно из ярких, самобытных явлений народной художественной культуры.

    Наряду с райком широкую популярность получает балаган. В 18 веке ни одна ярмарка не обходилась без балагана. Их строили прямо на площади из досок и полотна. Внутри размещалась сцена, занавес и скамейки для зрителей. Снаружи балаган украшался гирляндам, вывесками, а когда появилось электричество - разноцветными гирляндами. Труппа балагана, как правило, состояла из бродячих актеров. Они давали в день несколько представлений. В основном это были интермедии, фокусы, клоунады. Здесь выступали певцы, танцоры, и просто «диковинные люди».
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта