Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.

  • Васильева Г. НХТ. Васильева Г. Курс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.


    Скачать 199.83 Kb.
    НазваниеКурс лекций по предмету Народное художественное творчество поможет студентам формировать профессиональное мышление, навыки специалиста, деятельность которого будет связана с сохранением, возрождением и распространением традиций художественной культуры.
    АнкорВасильева Г. НХТ.docx
    Дата16.01.2018
    Размер199.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВасильева Г. НХТ.docx
    ТипКурс лекций
    #14168
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности

    Художественная самодеятельность представляет собой большое общественное явление в жизни нашего народа. Исходя из содержания и воспитательного назначения художественной самодеятельности ее следует определить как организационно-оформленное художественное творчество широких масс в различных областях искусства. Это творчество не является основным видом их занятий (профессий), а выполняется в часы досуга. Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей. Чем сильнее чувство эстетической радости и наслаждения, доставляемое искусством, тем выше его воспитательная и познавательная ценность.

    Многие люди хотят не просто наслаждаться художественными произведениями, но и практически заниматься пением, музыкой, живописью, танцами, участвовать в работе драматического коллектива. И задача художественной самодеятельности как раз и заключается, в том, чтобы помочь массам выявить свои художественные задатки, развить их способности путем предоставления каждому человеку реальной возможности для достижения этой благородной цели. Поэтому в самодеятельные коллективы надо привлекать не только одаренных, но всех желающих, в особенности молодежь. Участие в творческом процессе самодеятельных художественных коллективов усиливает социальную активность человека. Сам факт, что человек отдает искусству свободной время и сумел достигнуть в художественном творчестве известных успехов, свидетельствует, что он взял на себя нелегкую обязанность развивать свои художественные способности и нести людям радость. Немаловажное психологическое значение имеет и тот факт, что нередко самодеятельные артисты хорошо знакомы зрителям по совместной работе и восприятие их выступлений в качестве певца, танцора повышает социальный престиж и усиливает воспитательную функцию художественной самодеятельности.

    Основные принципы организации художественной самодеятельности.

    1. массовость и доступность.

    2. Учет индивидуальных особенностей участников коллектива.

    3. Систематичность и планомерность занятий.

    4. Сочетание и взаимодействие учебно-творческой и воспитательной работы.

    5. Ведущим средством творческого процесса является репертуар.

    Учитывая эти принципы существует методика создания коллективов художественной самодеятельности.

    Вот основные ее этапы:

    1. Изучение запросов и интересов населения с целью определения какой коллектив художественной самодеятельности создать, организовать.

    2. Состояние материальной базы (подготовка помещения, музыкальное оснащение и т.д.).

    3. Пригласить квалифицированного руководителя (требование: высшее образование, стаж работы 3 года).

    4. Организовать набор в коллектив участников (реклама).

    5. Подготовить программу-план по которому будут заниматься участники данного коллектива.

    6. Составить график занятий.

    7. Выбрать старосту.

    8. Начать учебно-творческий процесс.

    9. Итоги работы коллектива - концертная деятельность.

    Как пример рассмотрим методику создания детского хореографического коллектива.

    Прежде чем создать коллектив, необходимо определиться, в каком направлении, жанре он будет работать.

    Организационная деятельность проводится и осуществляется педагогом хореографического коллектива совместно с администрацией.

    а) Подготовка к работе с танцевальным коллективом: проводится агитационная работа, афиширование; если есть основной состав, проводятся показательные выступления, концерты, т.е. делается все, чтобы заинтересовать как можно больше детей и родителей, чтобы их потянуло к этому виду искусства.

    б) Подготовка помещения: занятия проводятся в специальном классе. Необходимы зеркала, станки. Диаметр станка 6 см. Расстояние от пола до 1-го станка от 85 до 95 см; между 1-ой и 2-ой палкой 20-25 см. Расстояние от стены до палки 15-20 си. Зеркала - 60 см от пола; вентиляция; раздевалки; душевые; костюмерная, а так же желательно обеспечить тренировочной формой и обувью.

    в) Комплектование коллектива. Создание коллектива: выбор направления коллектива.

    Сейчас распространены коллективы: классического, народного, бального и эстрадного направлений.

    Далее проводится общее собрание, на котором зачитываются требования конкурсного просмотра.

    Проводится конкурсный просмотр:

    1тур. Внешний вид.

    2турФизические данные: осанка, шаг, выворотность, работа стопы, гибкость.

    3турПроверка чувства ритма и музыкальности.

    4 турТанцевальная импровизация.

    д) Формирование групп с учетом возрастных особенностей и способностей (в группе должно быть не менее 15 и. не более 30 человек).

    е) Проводится вводное собрание, на котором с родителями обговаривается все, даже маловажные детали, выбирается родительский комитет, обговариваются дни и время занятий.

    Большое значение в создании и деятельности коллективов художественной самодеятельности играет руководитель коллектива. Так как социально - педагогический смысл худ. самодеятельности в органичном сочетании художественно-исполнительском и воспитательном процессе, решение этой задачи осуществляет руководитель коллектива. Руководитель является учителем, педагогом, т.к. должен научить, развить творческие способности участников, он должен еще воспитать в участниках нравственно-этическую культуру. Поэтому к руководителю предъявляются следующие требования:

    1. Профессионализм (высшее образование и стаж работы не менее 3 лет).

    2. Организаторские способности.

    3. Высоко-художественный вкус.

    4. Чувство нового, современного, актуального

    5. Умение планировать деятельность коллектива.

    6. Быть постановщиком, репетитором.

    7. Быть воспитателем.

    Руководитель занимается организацией деятельности коллектива, организует учебно-творческий воспитательный процесс, и концертную деятельность.

    Положение

    о платных кружках, коллективах, студиях.

    1. Общие положения.

    1.1. Положение, разработано в целях удовлетворения разнообразных культурных потребностей на .основе свободного выбора занятий, общности интересов, и совместной творческой, деятельности, способствующей развитию дарований, в этих целях создаются кружки за счет взносов участников (или .родителей детей) обучающихся в них.

    1.2. На этих принципах могут быть созданы, кружки по обучению пению, хореографии, театрально-изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, овладению прикладным творчеством и т.д.

    2. Организация работы кружков

    2.1. Комплектование платных, кружков производится ежегодно, и завершается за 15 дней до начала занятий. Число обучающихся в них должно быть не менее 15 человек. Количество кружков в каждом отдельном случае определяется руководителем учреждения культуры.

    2.2. Руководители кружков могут привлекаться к работе по совместительству в порядке установленном законодательством РФ.

    2.3. Оплата труда руководителя платных кружков осуществляется в соответствии разрядами, установленными по основному месту работы.

    2.4. Штатные работники подлежат социальному страхованию и обеспечению пособием по временной нетрудоспособности на общих основаниях.

    3. Материальная и финансовая база.

    3.1. Доходы от платных кружков образуются из взносов участников или родителей детей обучающихся в них, а также поступлений от платных концертов, спектаклей художественной самодеятельности.

    3.2. Расходование средств производится на оплату труда руководителей кружков, их премирование, приобретение необходимого оборудования и инвентаря, ремонт помещений.

    3.3. Размеры платы за обучение устанавливается путем составления сметы, куда входят все затраты на содержание кружка и делится на количество учащихся.

    3.4. Плата за обучение вносится ежемесячно не позднее 10 числа через сберкассу на расчетный счет учреждения культуры. Плата не взимается за пропущенный месяц по болезни. При пропуске занятий без уважительной причины плата не возвращается.

    3.5. Для организации штатных кружков учреждения культуры должно иметь следующую документацию:

    1. Программы и планы учебно-воспитательной работы.

    2. Расписание занятий.

    3. Журнал учета работы.

    Положение

    О любительском объединении, клубе по интересам.

    1. Общие положения.

    1.1. Любительским объединением, клубом по интересам является организованная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

    1.2. Объединения могут быть трех основных типов:

    1.2.1.Объединения, осуществляющие свою деятельность за счет имеющихся на эти цели средств организации - учредителя.

    1.2.2. Объединения, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием, средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности любительских объединений, а также, за счет имеющихся на эти цели средств организации - учредителя.

    1.2.3. Объединения, осуществляемые свою деятельность по принципу, полной самоокупаемости с использованием средств участников объединения (членских взносов), а также средств, полученных от деятельности объединения. При необходимости объединения этого типа могут выделяться на самостоятельный баланс. В этом случае объединение по ходатайству организации-учредителя может открываться в установленном порядке текущий счет.

    1.3. Объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению организации-учредителя. Организациями-учредителями могут быть органы и учреждения культуры, спорта, внешкольные учреждения, дома и дворцы молодежи, библиотеки, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации, другие общественные организации и творческие союзы.

    1.4. Деятельность объединений может осуществляться по следующим видам: познавательная, пропагандистская, учебная, поисково-исследовательская, художественная -творческая, спортивно-оздоровительная.

    1.5. По направлениям деятельности объединения могут быть:

    • Общественно-политические, боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, интернациональной дружбы.

    • Производственно-технические (технического творчества, рационализаторов, изобретателей, новаторов производства, моделирования, конструирования и проектирования, компьютерной техники и т.п.).

    • Естественно-научные (любителей астрономии, океанологии, путешествий, огородников, садоводов, цветоводов, аквариумистов, птицеловов, собаководов и т.п. ).

    • Художественных (любителей музыки, театра, литературы, кино, изобразительного искусства, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т.д.).

    • Физкультурно-оздоровительные (клубы любителей бега, туризма, клубы «болельщиков» и т.п.).

    • Коллективно-собирательские (филателистов, филофонистов, нумизматов, фалеристов, и т.п.).

    Могут также создаваться клубы ветеранов войны и труда, подростков, молодежи, женщин, трезвости, знакомств, молодых специалистов, творческой интеллигенции, семейного отдыха, домоводства, и т.п.

    2.Руководство и контроль за деятельностью объединения.

    2.1. Общее руководства и контроль за деятельностью объединения осуществляется организацией-учредителем. Она создает необходимые условия для занятий и проведения массовых мероприятий объединения, утверждает смету доходов и расходов.

    2.2. Органом коллективного управления объединением является общее собрание участников. Оно избирает совет, рассматривает планы работы, проект сметы доходов и расходов объединения, заслушивает отчеты совета, определяет размер и порядок уплаты индивидуальных членских взносов.

    2.3. Совет избирает руководителя председателя совета объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью, составляют планы организационно-творческой и учебно-воспитательной работы, вносят их в организацию-учредитель для согласования, обеспечивают выполнение этих планов, участие членов объединения в мероприятиях организации-учредителя; содействуют созданию в объединении творческой атмосферы и высокой требовательности, обеспечению общественного порядка при проведении мероприятий объединения.

    3. Материальная и финансовая база объединения.

    3.1. Помещения для работы объединения предоставляются организацией-учредителем, которая обеспечивает их необходимым оборудованием, инвентарем и материалами в установленном порядке. Объединения, осуществляющие свою деятельность по принципу полной или частичной самоокупаемости, могут приобретать необходимые для их деятельности непродовольственные товары из розничной торговой сети по безналичному расчету, без зачета в лимит мелкого опта, с включением суммы продажи в объем розничного товарооборота за счет средств, получаемых любительскими объединениями от взносов их участников, а также от доходов деятельности объединения.

    3.2.В качестве базы деятельности объединений могут использоваться помещения учреждений культуры, спортивных сооружений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных, общественных и других организаций. При этом объединения несут ответственность за сохранность предоставляемых в его пользование материальных ценностей, соблюдение установленного организацией-учредителем порядка и режима работы.

    3.3. Средства объединения образуются за счет:

    • индивидуальных членских взносов;

    • доходов от платных мероприятий, проводимых объединением;

    • поступлений за выполнение объединением услуг, работы;

    • поступлений, за счет имеющихся на эти цели средств организации-учредителя.

    1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.

    Учебно-творческая работа в коллективе начинается с планирования.

    Планы: годовой, квартальный, месячный, поурочный, план построения открытого урока.

    Годовой план коллектива художественной самодеятельности состоит из следующих разделов:

    1. Учебно-творческая работа.

    2. Воспитательная работа.

    3. Работа над репертуаром.

    4. Концертная деятельность.

    5. Участие в культурно-массовых мероприятиях.

    При составлении годового плана учитывается.

    а) возрастные особенности, которые служат подспорьем для навыков;

    б) планирование, делится на 2-Згода в коллективах художественной самодеятельности.

    Квартальный план - это план на 3 месяца, в котором конкретно ставятся задачи, определенный график изучения материала.

    Месячный план - это план на месяц, в котором ставятся и определяются не только понятия, но конкретные цели, задачи по изучению каждого элемента.

    Поурочный план - это план на каждый урок. Он определяет цели и задачи каждого урока и является его кратким конспектом. В поурочный план входят задачи и цели урока подготовительная, основная и заключительная часть.

    План урока 0-го класса хореографии (студии).

    (дети 5-6 лет, подготовительная группа)

    1. Вход в класс. (Марш. Перестроения).

    2. Поклон.

    3. Середина. Аэробный комплекс.

    4. Комбинация на прыжки.

    5. Комбинация на восстановления дыхания.

    6. Партер. Растяжки.

    7. Танцевальные этюды (4-6)

    8. Диагональ. Перестроение.

    9. Поклон.

    10. Уход из класса (Марш).

    Рекомендуемая музыка на марш: «Вместе весело шагать», «Веселый ветер», (Дунаевский).

    Учет учебно-творческой и воспитательной работы ведется в журнале учета. Журнал является основным документом учета всей работы коллектива. Журнал ведется лично руководителем коллектива, заполняется регулярно на. каждом занятии. Журнал хранится в отделе художественной самодеятельности, как документ строгой отчетности. Содержание журнала:

    1. Список участников коллектива.

    2. Перспективный план работы.

    3. Учет посещаемости занятий.

    4. План учебно-творческой и воспитательной работы коллектива.

    5. Отзыв проверяющих работу коллектива.

    6. Отчет о работе коллектива за год.

    Воспитательная работа в коллективе.

    Методика воспитательной работы не может быть единой для всех коллективов художественной самодеятельности, так как коллективы отличаются друг от друга творческими направлениями, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. И наряду с общими положениями специфика конкретного коллектива определяет формы и программу его работы.

    Воспитание в самодеятельном коллективе направлено на два объекта: на зрителей и участников. При этом в процессе выступления перед зрителями сами участники становятся воспитателями. Остановимся на трех основных положениях, развитию которых способствует участие в коллективе художественной самодеятельности - нравственном, эстетическом и художественном.

    Основной - задачей нравственного воспитания в самодеятельном коллективе является формирование норм и правил поведения участников коллектива, развития у них чувства коллективизма, и товарищеской взаимопомощи, честности, любви - к искусству, которая оказывает особенно глубокое воздействие на личность в том случае, когда сам непосредственно участвуешь в творческом процессе создания и воспроизведения художественного образа.

    Эстетическое воспитание - средство познания прекрасного в окружающем мире. Оно предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитию ее способностей к эстетическому восприятию действительности. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания в коллективе является изучение независимо от жанра лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус, умение понимать музыку, формировать эстетические чувства, раскрывающие реальную красоту действительности.

    Художественное воспитание неразрывно связано с эстетическим и является его составной частью. Основным средством художественного воспитания в самодеятельном коллективе является общение с произведениями искусства различных жанров, процесс восприятия которых в каждом коллективе протекает по-разному, так как определенные эстетические взгляды есть у каждого взрослого человека./ одних они возникают стихийно, у других сложились на основе приобретенных знаний и навыков.

    Методы воспитательной работы.

    Одним из методов воспитания является метод внушения, с помощью которого руководитель старается передать исполнителям отношение к художественному произведению, а так же свое мнение, оценку, настроение.

    Руководитель, работая над постановкой или фрагментом какого-либо произведения, должен стремиться передать не только свое отношение к произведению, но и путем внушения подключить участников к активному переживанию.

    В практике работы широко применяется метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что здесь руководитель воздействует на сознание и мышление человека, адресуется к его разуму и обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе надо исполнять тот или иной номер.

    Эффективность метода убеждения может быть при наличии уверенности руководителя в том, что он доказывает своим воспитанникам. Сам же процесс должен строиться с учетом воспитательного и познавательного опыта участников. В ходе убеждения необходимо сочетать изложение и показ материала с выводами и оценками.

    Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить достижения участников коллектива. Он способствует установлению правильных взаимоотношений в коллективе, поддерживает необходимый психологический климат. Обращаясь к методу поощрения, рекомендуется соблюдать определенные правила.

    Вот некоторые из них:

    - оценивать действия, на которые затрачены силы или усилия независимо от способностей участников;

    - подбадривать тех, кто не всегда достигает успеха при затрате определенных усилий;

    - не поощрять одних и тех же (это разобщает коллектив).

    Важно, чтобы поощрение выражалось публично.

    Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри и вне коллективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь и форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения. Эти методы эффективны только в том случае, если имеют воспитательную направленность, применяются объективно и справедливо.

    Прибегая к методу наказания, руководитель должен соблюдать следующие правила:

    - наказание должно осознаваться, как необходимая, мера;

    - наказание - это не средство разрядки плохого настроения руководителя, в состоянии раздражения наказывать не следует.

    - предварительно должно быть все известно о поступке и наказание нельзя задерживать.

    - наказание по подозрению недопустимо.

    Все эти методы должны использоваться в сочетании.

    Коллективный разбор произведения, поездка с выступлениями за пределы города, села, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.д. В таких моментах методы воспитания используются в различных сочетаниях, и руководителю надо владеть ими свободно, каждый раз по разному в зависимости от конкретной ситуации. Руководитель должен предпринимать все возможное, чтобы нравственная атмосфера была здоровой, дружественной, чтобы процесс творчества радовал людей, приносил удовлетворение.

    Большое значение в учебно-творческой работе коллектива играет репертуар.

    Репертуар - это своеобразный план, который является в коллективе результатом работы, по которому судят о состоянии коллектива, и выливается в концертное выступление. Вся учебная работа в самодеятельном коллективе строится инаправлена на достижение конкретной цели - формирования репертуара.

    Принципы формирования репертуара.

    1. С учетом профиля типа коллектива.

    Коллективы классического, народного, эстрадного, бального танцев. В репертуар всех коллективов, кроме народного, может входить классический танец в обработке.

    Коллектив бального танца, его репертуар: программные танцы европейские и латиноамериканские.

    Эстрадный коллектив работает на основе современной ритмики и пластики, может использовать. классику.

    Источники репертуара.

    1. Местный фольклорный репертуар.

    2. Можно использовать материал профессиональных коллективов. На самодеятельную сцену выносятся в упрощенном виде.

    3. Используются собственные постановки руководителя, а так же разводки по записи.

    При формировании репертуара необходимо учитывать организационный принцип, т. е. сочетание репертуара с общим планом мероприятий Дома Культуры.

    Репертуар должен сочетаться с общей направленностью коллектива. Помогать созданию его творческого лица. Предполагать возможность творческого роста. Подчеркивать его индивидуальность.

    Особые требования к репертуару.

    1. Коллектив должен брать к работе значимые высокохудожественные произведения.

    2. Разноплановость, постепенное усложнение содержания и формы.

    3. Репертуар должен подбираться с учетом .пожеланий и запросов участников коллектива и с учетом их индивидуальных особенностей.

    4. В репертуаре коллектива должны присутствовать произведения классиков и современных авторов.

    Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им нравственной направленности. Решение этой задачи во многом связана именно с репертуаром, с теми художественными произведениями вокруг которых строится работа самодеятельного коллектива.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта