Политология. Лекции ТГП 2020-2021. Курс лекций по теории государства и права
Скачать 1.2 Mb.
|
Тема 5. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Цель – раскрыть значение научной типологии государства для правильного понимания его сущности и общественного предназначения, изучение типологии государства и ее значение для юридической науки. Определение классификации цивилизаций по уровню их организации. Выделение особенностей кочевого государства и казахского ханства. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - демонстрировать знание основных понятий предмета теории государства и права; - анализировать современное состояние государственно-правовой действительности; - выражать суждения о тенденциях развития государства и права - анализировать тенденции развития государства и права, находить и использовать необходимую информацию для решения будущих профессиональных задач; - выявлять сущность и значение изученных явлений; - анализировать существующие проблемы юридической деятельности, а также пути их преодоления; использовать теоретические правовые знания на практике. Значение научной типологии государства для правильного понимания его сущности и общественного предназначения. Формационные основания типологии государства, исходящие из необходимости его рассмотрения в неразрывной связи с общественно –экономической формацией, существующей в данный период. Настоятельная необходимость изучения цивилизационных оснований типологии осударства, учитывающих влияние на него культуры и социокультурных факторов (ценностных, религиозных, психологических, этнодемографических и др.). На нашей планете существовало множество государств. В настоящее время по данным ООН существует 253 государства. Из них 195 являются членами ООН. Для того, чтобы изучить общие закономерности происхождения и развития гсоударств необходимо провести научную классификацию. Данный метод именуется типологией государства. Понятие "тип государства" выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государствасамых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Всем государствамопределенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты. Типология государства в юридической науке необходима для того, чтобы объективно и полно раскрыть сложнейшие процессы становления, функционирования и перспективы государственного развития, провести систематизацию и анализ всех научных данных относительно возникновения и развития государства. Типология как научный 32 метод, научный прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем. Таким образом, типологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев. Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный подход (представители К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин) использует в качестве критерия категорию общественно-экономической формации, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым, более развитым. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Для определения типа государства при формационном подходе учитываются следующие понятия. 1. Общественно - экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства. 2. Соответствие государства определенной общественно – экономической формации, типу производственных отношений; 3. Понятие классов и классовой борьбы. При этом государство представляется инструментом обеспечения политической власти господствующего класса. 4. Социальное назначение государства. Обратимся к понятию классов. В. И. Ленин в начале ХХ века предложил развернутое определение классов. Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению (большей частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства; по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что классовая борьба определяет развитие истории человечества и смену одного государства другим. В рабовладельческих и феодальных общественно-экономических формациях К. Маркс выделял два противоположных класса: 1) эксплуататоры – рабовладельцы и феодалы, которые владели землей и средствами производства; 2) эксплуатируемые – рабы или крепостные крестьяне, которые принадлежали эксплуататорам на правах собственности. В условиях развития промышленного производства появляются два новых класса: 1) класс капиталистов (промышленников), владеющий средствами производства; 2) рабочий класс (пролетариат), который продает свою силу капиталисту и не имеет ничего «кроме собственных цепей». Помимо вышеупомянутых классов в капиталистическом обществе могут существовать другие. Например, могут существовать самостоятельные работники, являющиеся собственниками своих средств производства, но не использующие наемный труд. Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства: – рабовладельческое; – феодальное; – буржуазное; – социалистическое. 33 Долгое время формационный подход к типологии государств был единственным способом научной классификации государств. Однако данный подход не мог объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании. В результате появились и другие критерии типологии государств. В настоящее время рассматривается такой тип государства как восточное, которое предшествовало рабовладельческому государству. Рассмотрим типы государств подробнее: 1. Восточное государство (Египет, Вавилон). Географические условия и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Функции восточного государства: а) организация общественных работ; б) взимание податей; в) оборону своей территории или захват чужой; г) подавление сопротивления общинников и рабов. Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата. 2. Рабовладельческое государство (Древняя Греция, Древний Рим). Экономический базис составляла собственность не только на орудия и средства производства, но и на работников (рабов). Основные классы – рабовладельцы и рабы. Существовала социальная прослойка – ремесленники и др Функции государства: а) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации работников; б) подавление сопротивления рабов; в) идеологическое воздействие с целью поддержания дисциплины и порядка. Форма организации государственной власти – унитарные монархии и республики. 3. Феодальное государство. Экономическая основа – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Существовал и промежуточный класс – ремесленники и др. Функции государства: а) охрана феодальной собственности; б) подавление сопротивления эксплуатируемых; в) защита от внешних нападений и ведение захватнических войн. Форма организации государственной власти – монархия различных видов. Республиканская форма правления была лишь в городах-республиках (Генуя, Псков). 4. Буржуазное (капиталистическое) государство. Экономическая основа – частная собственность на средства производства. Основные классы – буржуазия и рабочие. Существует также социальная прослойка – люмпен-пролетариат. Функции государства: а) экономическая, то есть государственное регулирование экономики путем активного вмешательства; б) социальная (поддержка неимущих слоев населения и др.). Форма организации государственной власти разнообразна (от республики до монархии). 34 5. Социалистическое государство. Экономическая основа – общественная собственность на землю и др. Основной класс – рабочие и крестьяне. В качестве социальной прослойки выступает интеллигенция и др. Функции государства: а) охрана интересов государства, общества и трудящихся; б) экономическая; в) социальная. Форма организации государственной власти – республика, федерация. В юридической науке существует другой подход к типологии государства, основанный на понятии “цивилизации”. Цивилизация понимается как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, зависящий от религиозных, национальных, географических и других признаков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: первый – основатели локально-цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно-исторического процесса являются самостоятельные,достаточно замкнутые (локальные) общности — цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индийская, эгейская и др.); второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств; третий – современная цивилизация, с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. Существуют различные основания для типологии цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные. Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе. Государство в первичных цивилизациях занимает центральное место в жизни общества, т.к. государственные органы определяют социально-экономическую систему отношений, выполняя не только политические функции, но зачастую и хозяйственные, культурные, религиозные. Верховный правитель обожествляется, государственный аппарат вместе с церковью представляет единый политико-правовой механизм. Государственная власть функционирует в форме деспотии.К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, шумерскую, вавилонскую, японскую, китайскую, индийскую и др. Во вторичных цивилизациях государство занимает важное, но далеко не центральное место в жизни общества. Государство возникает как результат компромиссов между различными социальными классами и группами. Оно необходимо для защиты общества от внешних агрессий, поддержания внутреннего порядка. В хозяйственной деятельности не участвует, т.к. в обществе широко распространена предпринимательская деятельность, преобладает частная собственность. Религия уже не выполняет политические функции, а является только частью культуры общества. Глава государства не нарушает религиозные догматы, т.к. поддержка церкви необходима для его легитимности, но слияние государственного аппарата с церковью не происходит, либо незначительно. К вторичным цивилизациям чаще всего относят западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. 35 А.Дж.Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» (СПб, 1996, С.14) пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации». Понятие цивилизации он сформировал как относительно и замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. Из 21 цивилизации, считает А.Дж.Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную средуразвить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизации делятся на оседлые и кочевые. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу. При цивилизационном подходе развитие общества и государства рассматривается через призму человека, через его права и свободы, через его представления о ценностях и целях собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет рассмотреть взаимосвязь и соотношение государства и духовно-культурной жизни общества. Так, рассматривая государство необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. Также государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет раскрыть связь государственной власти и морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения и т. д. Изучая разнородность культур во времени и пространстве можно понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. То есть здесь в сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера. При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами. В научной литературе особый интерес вызывает понятие кочевого государства. Здесь государственная власть рассматривается как отражение кочевой цивилизации. Отметим, что кочевая (номадическая) цивилизация имеет ряд отличий от оседлых цивилизаций и представляет собой определенную систему культуры, мышления, менталитета, мироощущения. Культура кочевников близка к природе, естеству, отличается своеобразием мышления и самосознания. Кочевая система хозяйствования позволяла осуществлять свою примитивную экономическую деятельность вне государственных форм жизни. Отметим, что кочевой образ жизни и кочевая ментальность определили особенности государства как института управления обществом. Здесь сохранились родоплеменные отношения и правопорядки. Отсутствовал строго легитимной порядок престолонаследия. Существовало обычное право, основанное на традициях, отсутствовал развитый 36 бюрократический административный аппарат. Функции кочевого государства были незначительны по объему и разнообразию. Государственная власть основывалась на кровнородственных связях. Таким образом, можно полагать, что кочевое государство - это особая форма организации власти, присущая обществам кочевого типа. Основой такого государства была коллективная собственность на землю, обладание которой давало основу существования государства. Земля здесь была необходима, прежде всего, для ведения скотоводства. Кочевые государства, постоянно сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVIII века . В настоящее время ученые доказали, что скифы создали первое государство кочевников. Самой большой кочевой империей были Тюркский каганат ( VI век ) и Монгольская империя ( XIII век ). Обратимся к особенностям казахского ханства как кочевого государства. Так, по мнению известного историка Н. Масанова 4 , кочевое хозяйство было максимально адаптировано к природным условиям. В нутри казахского народа никогда не существовало стремления к политической централизации. Поэтому ханов всегда было много, и каждый из них опирался на свою родоплеменную группу. Хан всегда былнейтральным арбитром в спорах. Казахское ханство не знало абсолютной монархии. Власть хана не передавалась прямо по наследству, хан выбирался из среды султанов. Объединить все жузы в единое государство было невозможно, поскольку территория была слишком огромной, а плотность населения не превышала 1-2 человек на кв. километр. Кочевой образ жизни подразумевал минимальный уровень политической централизации с преобладанием центробежных тенденций. По мнению известного казахстанского ученого историка И. Ерофеевой 5 , политическая система кочевников, и соответственно кочевое государство намного отличалась от классического понимания. Особенность казахского ханства определялось совокупностью многих факторов: обширностью территории, небольшой плотностью и рассеянностью населения, аридным климат, отсутствием длительных и прочных поселений и др. В этих условиях управлять государством так, как было принято в городах или небольших государствах, было невозможно. Отношения в казахском обществе носили патронатно-клиентный характер, то есть основывался на обмене ресурсами и услугами. Такой уклад был в основании политического мировоззрения кочевников. Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя, совершенно уникальная. По типу правления это была монархия с верховным правителем во главе. Но монархия здесь была достаточно условной, потому что ханов было несколько. Параллельно народом управляло от трех до десяти человек, имевших монархический титул. Это была иерархия так сказать «разнопорядковых» ханов. Верховный правитель – Улкен-хан (он управлял всей территорией), ниже его стояли региональные правители – Кiшi-ханы (часто они управляли жузами), а еще ниже – Келте-ханы, то есть мелкие ханы (их власть распространялась на отдельные роды или объединения). Между этими тремя типами ханов сложились совершенно удивительные взаимоотношения. Всю полноту власти Верховному хану региональные и локальные правители делегировали только в военное время. Тогда он становился и «верховным главнокомандующим», и полновластным правителем. Но в мирное время властные полномочия Верховному хану были недоступны. В основном Улкен-хан выступал в качестве верховного председателя на всевозможных собраниях и курултаях, занимал почетные места на различных ритуальных мероприятиях. Сами ханы четко осознавали 4 Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы, 2011. – 455 с. 5 Ерофеева И. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов. Сборник исторических документов в 2-х томах». – Алматы, 2014. // https://365info.kz/2015/07/istorik-irina- erofeeva-sredi-kazaxskix-xanov-sluchajnyx-lyudej-ne-bylo/ 37 границы своих возможностей. Отметим, что самодержавных казахских ханов никогда не существовало. Такое политическое устройство было органично вплетено в ткань естественных процессов Степи, адаптировано и к месту, и к климату, и ко времени. Степная система управления функционировала фактически без перебоев довольно продолжительное время вплоть до Нового времени, пока не изменилась геополитическая обстановка. В оседлых странах произошли технологические революции, возникли империи и начался передел мира. В новых условиях преимущества достаточно демократической системы Казахского ханства стали уязвимыми местами – Степь начала уступать технологичному и деспотичному напору соседних культур. Этому способствовали еще два фактора: изобретение огнестрельного оружия дальнего боя, которое лишило конницу кочевников всех преимуществ, и открытие морских торговых путей, которые оказались дешевле и безопасней сухопутных. И Степь постепенно перестала быть караванным путем. Таким образом, можно заключить, что казахское ханство было уникальным, основанным на кочевничестве, максимально приближенным к природе, основанной на демократической форме управления. В юридической литературе имеют место и другие виды классификации государств. Так, в зависимости от политического режима государства делятся на демократические и недемократические. В зависимости от отношения к религии выделяют светские, теократические, клериальные и атеистические государства. Также юридическая наука выделяет такой тип как государство переходного периода от тоталитарного к демократическому содержанию. Раскроем виды государства в зависимости от политического режима. 1. Тоталитарное государство (от лат. totalis — весь, целый). В данном государстве власть в руках диктатора или правящей элиты, человек ничто перед государством. В этом государстве запрещено все, что не дозволено законом. Выделим признаки тоталитарного государства: • стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; • практически полное отчуждение общества от политической власти; • монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей; • формирование государственной власти бюрократическим способом, господство одной партии; • формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации; • наличие крупной собственности (общинной, монополистической, государственной), выступающей в качестве экономической основы; • наличие одной официальной идеологии, устранение плюрализма мнений и идеологий; • централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; • отсутствие правовой государственности и гражданского общества; • произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. 2. Авторитарное государство (от греч. autocritas — власть) отличается от тоталитарного большей демократичностью, хотя и ограниченной. Данное государство, прежде всего, связывается с именем главы государства, который единолично осуществляет государственную власть. Основными чертами авторитаризма являются: - монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна; - полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; 38 - сильно централизованная монистическая структура власти; - сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом: - наследование главный способ рекрутирования правящей элиты; - отсутствие возможности ненасильственной смены власти; - использование силовых структур для удержания власти. Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующими основными чертами: -допускается неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность; -авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима; -авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитаризму, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»; -при авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций; - в отличие от тоталитаризма, при котором систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется практика избирательного террора. 3. Либеральное государство (от лат. liberalis — свободный) создает условия для раскрытия правового потенциала личности. Здесь действует принцип “Разрешено все, что не запрещено законом”. Либеральное государство характеризуется специфическими признаками: ·- формализм законаи формальное равенство прав; либеральное государство — это формально-правовоегосударство, не признающее социальных и иных различий граждан; ·- приоритетиндивидуальных прав и свобод граждан, невмешательство в их частные дела, вправо собственности и социальные отношения; ·- ограничениеммногопартийности старыми («традиционными») партиями. Исключение новых партий изучастия во власти; ·- правительствопарламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.Идеологию либерального государства можно коротко изложить в известномвыражении:«Государство — ночной сторож». 4. Демократическое государство(гр. demokratia - властьнарода, отdemos - народ иkratos - власть).В этом государстве граждане участвуют в делах государства, все важные государственные органы подконтрольны народу. Граждане обладают реальными правами и свободами. Государство служит личности и обществу. Основные черты демократического государства: - признание народного суверенитета - власти народа в качестве верховного носителя и источника государственной власти; - равноправное участие всего народа (а не только части населения) в управлении делами в обществе и государстве непосредственно (самоуправление) и через представительные органы. Равный доступ всех к государственной власти предусматривает участие в формировании органов государства, контроле за их деятельностью, поддержании постоянного контакта с ними населения; - демократическая процедура образования органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов; прямые (непосредственные) выборах, предусматривающие сменяемость парламента, президента, местных представительных органов демократическим путем; 39 - политическая свобода и равенство граждан перед законом и судом. Политическая свобода означает свободу выбора общественного строя, формы правления, право определять и изменять конституционный строй, обеспечить защиту прав человека. Она основывается на свободе экономической, различных формах собственности, равном доступе к собственности и на многообразия культурной жизни. Раскроем особенности государств в зависимости от отношения к религии. Светские государства. Здесь провозглашается отделение государственной власти от религии. При этом религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных органов, имеют собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Здесь провозглашается свобода вероисповедания. Республика Казахстан является светским государством. Теократическое государство. Здесь государственная власть непосредственно находится в руках религиозных деятелей, духовенства, церкви. При этом вся деятельность государства и ее органов основывается на догматах соответствующей веры. В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г. и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г. Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. Клерикальное государство. Здесьрелигия, церковь не слиты с государством. Но на практике религия и ее представители оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая политику, судебную систему, систему образования и т.д. Примером такого государства является современный Иран. Атеистические государства. Атеизм понимается как отрицание религии. В таком государстве атеизм является основной доктриной , а атеистическая пропаганда исходит от органов власти. Примером является СССР – Союз Советских Социалистических Республик. Как известно, СССР распался в 1991 г. на пятнадцать самостоятельных государств. Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями - революция, эволюция, конвергенция. Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью. Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы. Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно- правовых систем. Конвергенция есть проявление эволюционной смены типа государстваи права. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО Существует множество определений политики. Приведем некоторые. • Аристотель: политика есть цивилизованная форма общности, цель которого достичь «общего блага», и «счастливой жизни». • Немецкий ученый М. Вебер: политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти». • Ленин В.И.: политика есть борьба между классами, политика есть «концентрированное выражение экономики». Для того чтобы понять, что такое политика выделим признаки политики. Политика это: • отношение в сфере власти; • политика регулирует организацию, распределение и основные направления деятельности государства; • политика есть способ организации общественной жизни, смысл которого 40 согласовать разнородные интересы классов, групп, личности, элит; • политика есть деятельность элиты и лидеров по поводу управления обществом. При этом используется институты государственной власти – Парламент, Президент, Правительство и другие государственные органы. Таким образом, политика есть деятельность в сфере власти. Иначе, политика есть борьба за власть и за влияние на власть. Поэтому очень важно чтобы эта деятельность осуществлялось цивилизованным, мирным, правовым путем. Для этого существуют определенные методы и способы. Это выборы, референдумы, выражение мнений через СМИ, собрания, шествия, демонстрации и пикеты, забастовки. Важно помнить, чтобы эти действия не нарушали законы страны, права и свободы других граждан. Законы регулируют отношение людей в сфере политики. К примеру, в Казахстане существуют следующие законы: «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О выборах», «О референдуме», «О поpядке оpганизации и пpоведения миpных собpаний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций» и т.д. Обратимся к понятию власть. Власть – этоотношения между людьми, в результате которого одни могут влиять на волю сознания, поведения других. Власть реализуется специфическими методами – методами убеждения и принуждения. Власть – это сложная система взаимоотношений управляющих и управляемых. Можно выделить следующие элементы власти: субъекты власти, объекты власти, ресурсы власти. Мотивы подчинения власти могут быть разные. Это заинтересованность в целях власти; убежденность в необходимости власти; авторитет властвующего; страх последствий неподчинения; привычка к повиновению и др. Изучая власть, мы исходим из того, что понятия «государственная власть» и «политическая власть» являются тождественными. Политическая власть — это способность контролировать поведение граждан и общества , исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Основные характеристики (признаки) политической власти: 1. Верховенство - решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти 2. Всеобщность - политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей. 3. Легальность использования силы - закрепленность в законах и Конституции 4. Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений. Ситуации двоевластия возможны, но непродолжительны. 5. Власть имеет широчайший спектр средств, которые может использовать. Политическую власть осуществляют субъект ы политического управления. Это органы государственной власти , политические партии и организации, лидеры , политическая элита . Чтобы эффективно действовать власть использует ресурсы, т.е. средства для воздействия на общество и достижения поставленных целей. Они делятся на: экономические, социальные, культурно- информационные ресурсы, силовые ресурсы. Укажем эти ресурсы: экономические – это материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д.; силовые – государственный аппарат принуждения (полиция, армия, тюрьмы и т.д.); военные формирования политических партий, движений, вооруженные отряды на службе частных лиц; информационные – знания и информация, контроль над средствами их получения и распространения; демографические – люди как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы; количество и качество населения; социальные – возможность повышать или понижать социальный статус групп, общностей, отдельный людей в общественной иерархии. 41 Народ является единственным источником власти.Для того, чтобы разбираться в политике, необходимо знать такие понятие как население, народ, общество. Население – это совокупность людей, проживающих на той или иной территории. Общество – это система взаимоотношений между людьми. Народ есть определённая группа людей , отличающаяся общностью ряда признаков — языка , культуры , территории , религии , исторического прошлого и т. д. Народ есть совокупность людей, объединенных общим интересом и общими проблемами. Подчеркнем, что народ является народом, тогда, когда он политически грамотен, сплочен под идеей свободы, умеет активно выдвигать и защищать свои права и интересы. Народ дает оценку своему лидеру, обращает внимание на достоинства и недостатки власти. Власть производна от народа. Именно поэтому народ является единственным источником власти. Необходимо, чтобы народ активно участвовал в создании, обсуждении и принятии законов. Тогда эти законы будут приняты всеми как справедливые. Народ должен контролировать исполнение законов, быть политически грамотен. Контроль от имени общества, осуществляют депутаты, избранные народом. Понятие «политическая система общества», вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Создателями теории политических систем являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд. В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике. В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: 1) институциональной (государство, политические партии, социально- экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества); Она состоит из: - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения); - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации). 2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.); 3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима); 4) идеологической совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях: 42 - теоретическом (политическая идеология); - эмпирическом (политическая психология). Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений. Основываясь на таком подходе, в составе политической системы выделяются ее основные компоненты: политические и правовые нормы, политическая структура, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура. 1. Политические и правовые нормы – сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, законов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. 2. Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. 3. Политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функциони-рования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе. 4. Политическое сознание и политическая культура – имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Такими институтами являются: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в той сфере общественной жизни, ядром которой являются завоевание, удержание и использование власти. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы социальных слоев. Ее характер определяется главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система. В научной литературе выделяют множество оснований классификации политических систем: 1. В звисимости от взаимодействия с внешней средой в современности выделяют две разновидности политических систем — либерально-демократическую «открытое общество» и тоталитарную «закрытое общество». - к тоталитарным относят системы с одной господствующей партией. Все другие составляющие такой политической системы являются проводниками государственной политики. В тоталитарных системах затруднен обмен идеями, связь с внешним миром. Стабильность поддерживается насилием, а иногда и геноцидом по отношению к своему народу. - либерально-демократические политические системы базируются на рыночной экономике, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Государство в такой системе выполняет роль организатора условий для развития рыночной экономики, обеспечивает права и свободы граждан. Партии в либерально-демократических системах стремятся к завоеванию власти путем участия в выборах. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей. 2. В зависимости от государственного режима, политические системы можно подразделить на: - демократические; - антидемократические (тоталитарные и авторитарные). 3. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют: - политическую систему рабовладельческого общества; 43 - политическую систему феодального общества; - политическую систему буржуазного (капиталистического) общества; - политическую систему социалистического общества. Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства. 4. По территориально-географическим факторам делят: - Политические системы азиатских стран; - Политические системы европейских стран; - Политические системы североамериканского региона и т. д. В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия. 5. В зависимости от степени культурной дифференциации политические системы подразделяются на: - примитивные (обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания); - традиционные (имеют развитую дифференцированную политическую структуру; население понимает, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях; - современные (обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия. В литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем: 1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации (Маркс, Энгельс, Ленин). 2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий (Роберт Даль). 3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная) (Габриэль Алмонд). 4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом (В. Е. Чиркин). 5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе (В. В. Радаев, О. Н. Шкартан). Основными субъектами политической системы общества выступают государство, политические партии, общественные движения и группы давления, или группы интересов Государство занимает решающую роль в политической системе, поскольку государство обладает присущими ему специфическими признаками; – во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов; – во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение 44 установленных им норм, правил организации общественных отношений; – в-третьих, правотворческая функция государства в обществе; – в-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми; – в-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ореол – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов. Особая роль государства в политической системе общества определяется следующим: - именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти; - государство выступает как единственная организация, объединяющая всех граждан; - государство обладает публичной властью и в необходимых случаях может применять принуждение; - обладает монопольным правом издания законов и установления правил поведения; - обладает суверенитетом. Основным субъектом политической системы также являются политические партии. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой ее модификации, заключается: – в осуществлении функции представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; – в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений; – в снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Партии могут быть: – классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские); – национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии; ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партия исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.); – проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа (экономическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.); – государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства; – формирующимися вокруг популярности политической фигуры и действующими как группы его поддержки; – так называемыми “гротескными партиями”, вроде “партии любителей пива”, 45 видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, не претендуя на власть. По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные. Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Участником движения может быть любой человек, поддерживающий цель движения. В движении выбор форм собственного участия или поддержки его деятельности более широк. В современных условиях в развитии политической активности наблюдается тенденция предпочтения движений перед партиями, поскольку в партиях действует система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологические проблемы, борьба за мир, демократизацию общества). Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес. Таким образом, главным субъектом политической системы является государство. Взаимоотношения государства и общественных организаций показывают, насколько общи их конечные цели и задачи, едины принципы построения и функционирования. Эти взаимоотношения строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение основного направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение политической системе. 2. Охарактеризуйте структуру политической системы. 3. Какие основания классификации политических систем вы можете выделить. 4. Выделите типы политических систем. 5. В чем заключается особая роль государства в политической системе общества. 6. Каковы основные признаки политических партий? 7. В чем особенности общественных движений? 8. Каковы взаимоотношения государства и общественных организаций? |