Политология. Лекции ТГП 2020-2021. Курс лекций по теории государства и права
Скачать 1.2 Mb.
|
ТЕМА 6 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Цель – выявление объективной необходимости построения правового государства, его основные характеристики, цели, задачи, функции и социальное назначение. Политические, экономические и нравственные основы правового государства. Становление гражданского общества -социально-экономическая предпосылка формирования и развития правового государства. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - демонстрировать знание основных понятий предмета теории государства и права; - анализировать современное состояние государственно-правовой действительности; - выражать суждения о тенденциях развития государства и права - анализировать тенденции развития государства и права, находить и использовать необходимую информацию для решения будущих профессиональных задач; - выявлять сущность и значение изученных явлений; - анализировать существующие проблемы юридической деятельности, а также пути их преодоления; использовать теоретические правовые знания на практике. Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Формирование теории правового государства уходит в глубину веков. Мыслители античности (Сократ, Платон , Аристотель , Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью , которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Идеи правового государства находят свое отражение в трудах средневекового мыслителя Востока Абу Насыр аль-Фараби. Широкая образованность и ученость снискали ему славу "Второго Учителя мира" (после Аристотеля). В его знаменитом трактате «О взглядах жителей добродетельного города» отражены идеи относительно законов, государства, правителя. Приведем высказывание мыслителя: «Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья». Аль- Фараби различал две основные разновидности городов-государств: «невежественные» и «добродетельные». Только в последних, по его мнению, жители стремятся к счастью, основанному на знании и благе. Лишь здесь правители заботятся об интересах города и счастье его обитателей. В других же городах власти стремятся только к личной выгоде. Таким образом, «добродетельный» город-государство альФараби – это модель наилучшего и естественного общения, в рамках которого человек может достичь наивысшего блага и достойного образа жизни. Основные признаки такого города, отличающие его от «невежественных» государств,– порядок и высокие моральные качества его жителей, в первую очередь правителей. Поэтому главная роль в «добродетельном городе» отводилась просвещенному правителю, который по своим личным качествам должен удовлетворять строгим требованиям. Аль-Фараби полагал, что правитель должен отвечать следующим требованиям: Первое – быть мудрым; Второе – знать законы, правила и обычаи народа; 47 Третье – быть изобретательным; Четвертое - обладать проницательностью и догадливостью; Пятое - уметь словом своим направлять людей к исполнению законов; Шестое - обладать телесной силой, необходимой для ведения военных дел, знать при этом военное искусство. В основе современных концепций правового государства лежат идеи представителей естественно-правовой теории - Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Д. Локк определил понятие правового закона, его цели. Это сохранение и расширение свободы людей, разделение власти как гарантию против злоупотребления властью. При этом свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека». Основоположником теории разделения власти на ветви принято считать французского юриста XVIII в. Ш.Л. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение власти на ветви будет сдерживать произвол и способно обеспечить подлинную свободу. Впервые законодательное закрепление идей правового государства, а именно приоритет прав и свобод человека, разделение власти на ветви получили в Конституции США (1787 году), а также были закреплены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 году). Правовое государство ( нем. Rechtsstaat) – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах: а) приоритет права (нашел свое конституционное закрепление в статье 1 Конституции РК, где сказано, что «...высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной); б) правовая защищенность человека и гражданина (сочетается с главным принципом основ конституционного строя - приоритетом человека, его прав и свобод как высшей ценности и выражается не только в номинальном признании и закреплении в законодательстве основных прав и свобод человека, но и в реальном их действии); в) разделение власти на ветви (предполагает разделение государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов», исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия); г) верховенство закона (законы обладают высшей юридической силой в системе права, действующей в государстве. Все правовые акты издаваемые органами государственной власти, должны соответствовать законам, не противоречить им Законы регулируют наиболее важные, сферы жизни общества. Основным законом правового государства является конституция, обладающая верховенством по отношению ко всем остальным источникам права); д) единство права и закона (закон – документ, содержащий право. Право – особенный феномен, определяющий дозволенность и недозволенность в обществе. При помощи законов как официальных документов происходит формирование и функционирование объективного права, которое является феноменом, способным решать различные задачи. Правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. 48 Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно- правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти); е) взаимная ответственность государства и личности (отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством; ж) наличие гражданского общества (общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения, общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним); и) высокая правовая культура и высокий уровень правосознания общества (под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности т.е. все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, — это и есть правовая культура. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, уважение и понимание значения права в жизни общества); д) независимость судов (создание для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия); е) существование антимонополистических структур (создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо в одном звене, или институте). В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов: а) принцип “разрешено только то, что прямо указано в законе” – для государственных органов и должностных лиц (используется для установления компетенции объема властных полномочий государственных органов и должностных лиц, при его применении в нормах права четко указывается, что именно может делать субъект права, т.е. дается исчерпывающий перечень его полномочий, и ничего, кроме прямо указанного в законе он совершать не может); б) принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом” – для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования (лицо несет ответственность перед государством, только в случаях прямо предусмотренных законом, гаждане обязаны выполнять только те требования государства, которые основаны на законе). Цель правового государства – создание условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию. Идея правового государства как идеального государства, в котором все подчиняются закону, праву, возникла еще в древности. Так, Платон в Диалоге “Законы” писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”. 49 Внутреннюю взаимосвязь права и государства Аристотель сформулировал в «Политике» и других трудах. Аристотель теснейшим образом ассоциирует право с государством, как несуществующие друг без друга элементы. Право состоит из норм, которые регулируют жизнь общества, придавая ей стабильность. Главный признак права - принудительная сила, поскольку, согласно Аристотелю, оно является воплощением справедливости. Целью права и государства выступает общее благо, поэтому, которое, естественно, ассоциируется у всех со справедливостью. Идеалы аль-Фараби о правовом государстве нашли отражение в труде «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», где можно наблюдать в построенных ими принципах классификации городов-государств и человеческих сообществ. На основе этических категорий, как добро и зло, по видам истинных и ложных благ, аль-Фараби делил города на добродетельные и невежественные. В добродетельных городах-государствах общественная жизнь построена на высших принципах нравственности людей, которые, поддерживая друг друга, достигают истинного счастья. В таких государствах все слои населения связаны взаимной поддержкой, справедливыми отношениями. Идея о разделении законодательной и исполнительной власти была сформирована в труде “Защитник мира” средневекового мыслителя Марсилия Падуанского, который писал о необходимости отделить одну ветвь от другой с целью создания невозможных условий узурпации всей власти в государстве одной из них. Теоретическое развитие принцип разделения власти получил в средние века. Прежде всего, в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения власти французский философ и просветитель Шарль ЛуиМонтескье в труде - «О духе законов». Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д. Обоснование теории правового государства дали немецкие философы И Кант и Ф. Гегель. В труде “Метафизические основы учения о праве”, государство Кант определял как соединение многих людей, подчиненных правовым законам. В работе “Философия права”, Ф.Гегель определяет: право, - это настоящая свобода, Государство - тоже право в его наиболее абстрактном понимании. В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. Основополагающим принципом правового государства является разделение власти в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании. Основное требование принципа разделения власти заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”. Таким образом, главная цель разделения власти - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы 50 самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем. Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В соответствии со статьей 3 п. 4 Конституции Республика Казахстан государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Согласно пункту 1 статьи 2 Конституции Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В соответствии со статьей 40 Конституции РК, Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, выступающий символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. И именно на Президента, согласно с пунктом 3 статьи 40 Конституции возлагается обеспечение согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственность органов государственной власти перед народом. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п. Вето (лат. veto - запрещаю) право главы государства приостановить или не допустить введение в действие закона, принятого законодательным органом. Различают два вида вето: - абсолютное (или резолютивное) вето, когда принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом; - относительное (отлагательное) вето, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. Вотум (лат. votum — желание, воля), мнение, выраженное голосованием. В ряде государств при вынесении вотума недоверия правительство, как правило, выходит в отставку либо парламент (нижняя палата) распускается главой государства и проводятся досрочные парламентские выборы. Импичмент ( англ. impeachment - недоверие) – это выражение недоверия высшему должностному лицу, отстранение его от должности, привлечение его к юридической ответственности. Так, в Конституции РК, в ст.47 п.4 закреплено, что импичмент (или отстранение от должности) Президенту РК может быть объявлен Парламентом только в случае государственной измены. Основания для импичмента могут быть различными, но при этом должны быть четко закреплены в законах государства. 51 Одним из главнейших признаков правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество является основой для правового государства. Без гражданского общества не будет правового государства. Понятие «гражданское общество» было введено Дж. Локком, А. Смитом для отражения исторического развития общества , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному. Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом ( Томас Гоббс , английский философ); Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы ( Джон Локк , английский философ); Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство ( Шарль Монтескьё , французский философ); Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства ( Томас Пейн , американский просветитель); Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер ( Георг Гегель , немецкий философ); Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство ( Карл Маркс и Фридрих Энгельс , немецкие экономисты и социологи). Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Основной идеей в гражданском обществе является идея главенства человека в обществе, идея самостоятельности человека, способности его самому осуществлять свою деятельность, опираясь прежде всего на нравственные принципы, уважая право. Причем государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, и только в случае нарушении права допустимо вмешательство государства. Если попытаться дать развернутую характеристику гражданского общества, то это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Признаки гражданского общества: – наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; – самоуправляемость общества; – конкуренция образующих его структур и различных групп людей; – свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; – всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; – жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации); – многоукладность экономики; – легитимность и демократический характер власти; 52 – правовое государство; – сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др. Гражданское общество как структура состоит из систем: а) социальной (совокупность объективно сформировавшихся общностей людей (человек (личность), семья, различные социальные группы (творческие союзы, профсоюзы и др.), объединения людей (религиозные и общественные образования, политические партии) и др.) и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающая основа гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. В процессе жизни человек может переходить из одной категории гражданского общества в другую. Интересы каждой из них должны учитываться государством, тем самым создается социальное равновесие, компромисс; б) экономической (представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределе- ния, обмена и т.д.); в) политической (связан с политическим участием, с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Данная система предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью политических партий, движений, групп интересов, групп давления и т. д.); г) духовно-культурной (система нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование, образовательные институты, наука, культура, искусство, религия; и др.; д) информационной (складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации). Более подробнее структура гражданского общества делится на следующие части: 1) негосударственные, социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); 2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); 3) общественные организации и объединения; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и негосударственного образования; 6) система негосударственных средств массовой информации; 7) семья; 8) церковь и т.п. Строительство правового государства и демократического общества предполагает сужение сферы государственной регламентации жизнедеятельности граждан. В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры. Гражданское общество - наивысшая стадия и наиболее современная форма человеческой общности. Прогресс связан с отмиранием государства, с поглощением его гражданским обществом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. В пункте 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что Республика Казахстан 53 утверждает себя правовым государством, в Казахстане - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. В Республике формирование правового государства и гражданского общества только начинается. Поэтому возникает множество проблем, решение которых зависит и от государства, и от общества, и конкретно от каждого человека. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите имена мыслителей и их произведения, в которых были сформулированы основные идеи правового государства. 2. В чем суть и главная цель принципа разделения властей? 3. Охарактеризуйте систему сдержек и противовесов. 4. Что такое вето? В чем различия абсолютного и относительного вето? 5. Что такое импичмент? Каковы основания предъявления импичмента Президенту РК? 6. Дайте определение понятию «гражданское общество». 7. Каково соотношение правового государства и гражданского общества? 8. Какова структура гражданского общества? 9. Назовите признаки гражданского общества. |