Главная страница
Навигация по странице:

  • Древние египтяне

  • Великие художники эпохи Возрождения

  • Главная линия движения фигуры человека и ее основные опорные точки

  • Общий центр тяжести тела

  • КУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом. Курс лекций Витебск Издательство уо вгу им. П. М. Машерова


    Скачать 4.91 Mb.
    НазваниеКурс лекций Витебск Издательство уо вгу им. П. М. Машерова
    АнкорКУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом.doc
    Дата29.12.2017
    Размер4.91 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом.doc
    ТипКурс лекций
    #13465
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Гицеску Г. Пластическая анатомия. – Т. 2. – Бухарест, 1963.


    2. Дюваль М. Анатомия для художников. – М., 1998.

    3. Механик Н. Основы пластической анатомии. – М., 1958.

    4. Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник скульптора. Скульптор Бруно Лукесси. – Мн., 2003.

    5. Павлов Г.М., Павлова В.Н. Пластическая анатомия. – М., 1967.

    6. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основах. – М., 1985.

    7. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – Т. 1. – М., 1989.

    8. Хогарт Берн. Динамическая анатомия для художников. – М., 2001.

    9. Чиварди Джованни. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. – М., 2002.

    10. Школа изобразительного искусства. – Т. IV. – М., 1963.

    ЛЕКЦИЯ 8



    ПОЛОЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРОПОРЦИЯХ.
    ОСИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА




    Положения и движения тела.


    Из всего разнообразия движений и положений выделяются положения и движения – симметричные и асимметричные. Первые характеризуются тем, что обе половины тела, как правая, так и левая, находятся в одинаковом положении или выполняют одинаковые движения, т.е. отдельные части тела той и другой стороны располагаются или движутся по типу зеркального изображения. Вторые же отличаются неодинаковостью положения отдельных звеньев правой и левой половин тела.

    Во время того или иного движения человека меняется взаимное положение костей его скелета, напрягаются соответственные группы двигательных мышц, что вызывает изменения во внешней пластической форме всей фигуры.

    В анатомии в качестве исходного положения тела при его изучении принято симметричное положение с ладонями, обращенными вперед. Однако в искусстве, равно как и в жизни, чаще приходится встречаться с асимметричными положениями и движениями. Древние египтяне изображали человека с опорой на две ноги, из которых одна была выставлена несколько вперед, но обе ноги полностью опирались на свои подошвы. Мастера Древнего Мира ввели при изображениях человеческого тела так называемый «античный перекос», характеризующийся тем, что фигура стоит в основном на одной ноге, другая же нога полусогнута в коленном суставе и лишь слегка касается опорной поверхности. При этом поперечная ось таза не горизонтальна, а наклонена в сторону полусогнутой ноги, плечевой же пояс имеет перекос в противоположную сторону. Великие художники эпохи Возрождения ввели при изображениях человеческого тела простой и сложный винтообразный поворот, «простой винт» и «сложный винт». Первый из них характеризуется тем, что поперечные оси плечевого пояса и таза при рассмотрении их сверху находятся под углом друг к другу, т.е. туловище имеет несколько скрученное в одну сторону положение. Второй же заключается в том, что помимо скручивания туловища, имеется поворот головы в противоположную сторону.

    А Б



    Рис. 54. Главная линия движения фигуры человека
    и ее основные опорные точки
    :

    А – вид спереди, Б – вид сзади.

    Центр тяжести.


    Для сохранения равновесия тела необходимо, чтобы вертикаль общего центра тяжести тела проходила внутри его площади опоры. Общий центр тяжести тела, т.е. точка приложения всех сил тяжести, находится при обычном стоянии тела на уровне его крестцовых позвонков, хотя эта точка может находиться на несколько ином уровне – выше или ниже. Так, например, у лиц с хорошо развитым плечевым поясом (у мужчин) центр тяжести несколько выше. При изменениях положения тела – его сгибании, наклоне в сторону и разгибании – общий центр тяжести смещается. Однако для сохранения равновесия тела, предотвращения его падения, нахождение общего центра тяжести тела непосредственно над его площадью опоры является непременным условием.

    Стоя или сидя, человек сознательно, но чаще всего инстинктивно занимает такое положение, при котором вся нагрузка от веса его тела воспринимается всем скелетом, а работа мышц фиксирует это положение. Человек сознательно управляет положением центра тяжести своего тела, создавая определенную взаимосвязь его отдельных частей, что позволяет ему легко совершать различные сложные движения во время работы, спортивных упражнений, танцев и т.п. Отработанные в процессе жизни движения, кажутся естественными, а, подчас, красивыми и гармоничными. При неожиданных, случайных падениях, человек инстинктивно стремится привести центр тяжести своего тела в устойчивое положение. Леонардо да Винчи писал, что «движения людей настолько же разнообразны, насколько разнообразны состояния, проходящие через их души». Из всего многообразия движений следует выделить те, которые относятся к обычным перемещениям тела в пространстве, т.е. локомоторным движениям. К этим движениям принадлежат ходьба, бег, прыжок и его разновидности.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта