Главная страница

КУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом. Курс лекций Витебск Издательство уо вгу им. П. М. Машерова


Скачать 4.91 Mb.
НазваниеКурс лекций Витебск Издательство уо вгу им. П. М. Машерова
АнкорКУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом.doc
Дата29.12.2017
Размер4.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом.doc
ТипКурс лекций
#13465
страница1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный
университет имени П.М. Машерова

ПЛАСТИЧЕСКАЯ
АНАТОМИЯ



Курс лекций

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

2006

УДК 7(075.8)

ББК 85.100.62я73

П61

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Составитель: старший преподаватель кафедры изобразительного искусства УО «ВГУ им. П.М. Машерова» И.И. Колодовский

Рецензент: профессор кафедры изобразительного искусства УО «ВГУ им. П.М. Машерова» кандидат педагогических наук В.Е. Нестеренко



П61

Пластическая анатомия: Курс лекций / Сост. И.И. Колодовский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 101 с.










ISBN 985-425-570-0







Курс лекций «Пластическая анатомия» предназначен для студентов
II курса ХГФ дневной и заочной форм обучения. Изложение материала построено на последовательности изучения закономерностей строения черепа, учения о мышцах, покрывающих его и частей лица, далее следует изучение строения скелета (костной системы), мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения.

Учебное издание содержит 57 иллюстраций и обширный список рекомендуемой литературы.


УДК 7(075.8)

ББК 85.100.62я73


ISBN 985-425-570-0

© УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005

с о д е р ж а н и е



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….

4








ЛЕКЦИЯ 1. Введение в пластическую анатомию. Анатомическая терминология. Общее понятие о скелете ………

5







ЛЕКЦИЯ 2. Скелет головы. Череп, его разделение на мозговой череп и лицевой. Швы крыши черепа. Лицевой угол ………………………………………………………..

11



ЛЕКЦИЯ 3. Мышцы головы. Мышцы жевательные и мимические. Пластическая анатомия органов чувств: уха, глаза, носа. Особенности строения лба, щек, рта, подбородка. Борозды и складки головы ……………..
20



ЛЕКЦИЯ 4. Общие сведения о строении костей (остеология). Строение суставов и их классификация. Пластическая анатомия скелета туловища …………………….


37







ЛЕКЦИЯ 5. Пластическая анатомия скелета свободной верхней конечности. Скелет свободной нижней конечности ..

51



ЛЕКЦИЯ 6. Общее учение о мышцах (миология). Пластическая анатомия мышц шеи и туловища …………………….


67







ЛЕКЦИЯ 7. Положение и функция мышц верхней конечности. Мышцы ягодичной области. Мышцы нижней конечности ………………………………………………….

79







ЛЕКЦИЯ 8. Положение и движение тела. Центр тяжести. Общее учение о пропорциях. Оси фигуры человека ……….

93


В В Е Д Е Н И Е

Общеизвестно, что существенное положение в процессе профессиональной подготовки художника-педагога занимает изучение пластической анатомии человека. Это место определяется тем значением, которое имеет знание анатомии для студента и помогающее ему правдиво изображать фигуру человека, находить характерные черты позирующей модели, достигать необходимого портретного сходства.

Курс лекций «Пластическая анатомия» рассчитан на студентов
II курса художественно графического факультета. В связи с сокращением лекционных и практических занятий курса пластической анатомии (всего один семестр и 16 лекционных часов), автор решил представить реферативное настоящее пособие студентам, обучающимся рисунку, живописи, скульптуре, графике и декоративно-прикладному искусству на факультете, так как определенный, нужный фактический материал по предмету, направляет внимание на то, как научиться понимать и анализировать, как в данной модели отделить характерные для нее черты строения от второстепенных деталей, как «читать» рельеф поверхности тела и его изменения, «игру» мышц в момент движения.

Корректируя главы и несколько сдвигая их в последовательности (а это связано с натурными постановками по рисунку и живописи) после вводной лекции следует изучение закономерностей строения головы – черепа, учение о мышцах, покрывающих его и частей лица. И только после этого излагается материал о закономерностях строения скелета, мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения, сознательно отказываясь от изложения раздела истории пластической анатомии.

В учебном издании максимально сокращены латинские анатомические термины, а их русские эквиваленты – опорные анатомические точки построения в тексте – выделены темным курсивом.

Курс лекций содержит большое количество иллюстраций (57), которые заимствованы из ряда современных отечественных и зарубежных источников (Школа изобразительного искусства III–IV т.т.; С.В. Тихонов – рисунок; Х. Фениш – карманный атлас анатомии человека; М. Дюваль – анатомия для художников), может быть использован для самостоятельного изучения курса пластической анатомии студентами заочной и дневной форм обучения.

ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ.
АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЕЛЕТЕ


Анатомия, как указывает этимология слова (греч. anatome – рассечение), наука, изучающая строение составных частей тела (мышц, костей, сухожилий, связок, внутренностей и т.д.), которые мы отделяет друг от друга рассечением для дальнейшего исследования формы, отношения и связи. Различают сравнительную анатомию, где рассматриваются аналогии и различия органов у животных различных классов; анатомию хирургическую или топографическую – выясняется взаимное расположение органов – знания, необходимые врачу и хирургу; возрастную анатомию – рассматривается процесс развития индивида: когда анатомия имеет дело с изучением нормального, здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организм и болезненные изменения его органов; изучение расположения и строения органов, которые определяют внешние формы тела – это анатомия пластическая или анатомия форм, или анатомия для художников.
Под пластической анатомией подразумевается совокупность тех необходимых знаний, которые может получить для своего искусства художник, пользуясь материалами, добываемыми в науке при рассечении тела, это наука, изучающая особенности человеческого тела в статике и динамике во взаимосвязи с окружающей средой.

Пути изучения пластической анатомии.


  1. Изучение живой натуры.

  2. Изучение мертвой натуры (препарирование трупа).

  3. Изучение произведений искусств, классического наследия.

  4. Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников.

Значение пластической анатомии.


  1. Дает возможность выявить особенности строения человеческого тела и связать его с особенностями характера, черт натуры:

  1. психология портрета, где форма строит характер;

  2. связь внутренней сути с внешней;

  3. тип строения – меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик (структура отражает внутреннюю суть).

  1. Дает возможность увидеть и определить диапазон нормальной формы, т.е. художник в полной мере применяет знания пропорций человеческого тела.

  2. Дает возможность работать без натуры, т.к. уже знает какие формы соответствуют типу данного человека.

О значении пластической анатомии поучительны высказывания
А.С. Голубкиной в книге «Несколько слов о ремесле скульптора…»
[стр. 31] «Чтобы стать на твердую почву знания конструкции, необходимо опереться на анатомию. …Есть один способ усвоения нужных знаний… это – подойти к анатомии только со стороны механизма движения…

Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы также подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства». И далее, как образно Голубкина пишет: «Рессорное устройство ступни, блок руки, чутко подвижная система шеи, массивные колонны спинных мускулов, тонкие и широкие мышцы живота, плавно прикрепляющиеся к чаше тазовой кости, которая проблескивает под кожей, или голень и ее стройные кости с базой внизу и капителью вверху». И добавляет: «…Из анатомии нам надо взять только устройство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре вы увидите уже не анатомию, а собственную конструкцию натуры! …знайте анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, анатомии же самой, чтобы и в помине не было. Вообще анатомия вспоминается как раз там, где нет ее достаточного знания». Эта недостаточность анатомических знаний раскрывается на выставках самодеятельных (примитивных) художников, где поверхностные, непрофессиональные навыки в пластической анатомии сказываются на натуралистичном, слишком анатомически детальном показе модели.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чистого внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм к правдивому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и целым.

Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего художника-педагога.

Плоскости и оси фигуры человека. Анатомическая терминология.


Построение человеческой фигуры следует базировать на системе осей и плоскостей, соответственно системе прямоугольных координат. Они позволяют верно «поставить» фигуру, сделать ряд характерных «сечений» ее, точно соотнести абсолютные размеры всех ее частей.

Таких осей и плоскостей всего три – сагиттальная, фронтальная и горизонтальная (вертикальное положение тела человека).




Рис. 1. Схема осей и плоскостей в теле человека:

I – вертикальная ось, II – поперечная ость, III – сагиттальная ось,

AB – фронтальная плоскость, FQ – горизонтальная плоскость,

CD – сагиттальная плоскость.
Под сагиттальной плоскостью понимается вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронзающей его стрелы (sagitta) спереди назад и вдоль тела. Та сагиттальная плоскость, которая проходит как раз посередине тела и делит его на две симметричные половины, носит название срединной плоскости.

Плоскость, идущая вертикально, но под прямым углом к сагиттальной, носит название фронтальной, параллельной лбу (fronts, frontis – лоб). Она делит тело на передний и задний отделы.

Горизонтальная плоскость соответственно своему названию проводится горизонтально, т.е. под прямым углом, как к сагиттальной, так и к фронтальной плоскостям. Она делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек или линий в этих плоскостях принимается такое: то, что располагается ближе к срединной плоскости, обозначается как медиальный, (лат. medialis, mediale – середина); то, что лежит дальше от срединной плоскости, обозначается как боковой, латеральный (lateris – бок).

По отношению к частям конечностей употребляются термины – проксимальный и дистальный. Проксимальный (близкий) – части, расположенные более близко от места начала конечности у туловища; дистальный (отдаленный) – для обозначения дальше расположенных частей от места начала конечности у туловища.

Часто встречающийся анатомический термин функция от лат. (function-исполнение) – специфическая деятельность органа или организма.

Общее понятие о скелете (остеология).


Весь двигательный аппарат человека, его органы опоры и движения принято делить на пассивную, образованную скелетом и его соединениями и на активную, движущую, образованную мышцами. Обе эти части тесно связаны между собой функционально. На органы движения и опоры приходится 72–73% веса тела взрослого человека (на долю мышц – около 2/5 общего веса тела, меньшая – на скелет 1/5 веса тела). Этим и объясняется тот факт, что двигательный аппарат определяет собой внешние формы тела человека.

Скелет – костная основа человека (греч. skeletos – высушенный, старинный способ изготовления скелета – высушивание на солнце или в горячем песке) – состоит из отдельных костей, соединенных между собой при помощи соединительной, хрящевой или костной ткани, суставов и связок.


А Б В
Рис. 2. Исходные положения скелета:

А – вид спереди, Б – вид сбоку, В – вид сзади.

Функции скелета.


  1. Прикреплением мягких тканей и органов к различным частям костной основы достигается опора скелета.

  2. Отдельные части скелета образуют закрытые костные полости, в которых располагаются жизненно важные органы (кости черепа защищают мозг, кости позвоночника – спинной мозг, кости грудной клетки – сердце и легкие) – функция защиты.

  3. Кости скелета являются рычагами, к которым прикрепляются мышцы, т.е. скелет является частью двигательного аппарата тела.

  4. В костях располагается красный костный мозг, который служит органом образования эритроцитов.

  5. Кости скелета участвуют в общем обмене веществ организма (в особенности минеральных солей – фосфора, кальция, железа и др.).

Таким образом, скелет имеет следующие функции: опорную, защитную, двигательную или локомоторную, кроветворную и обменную.

Виды костей.

Наблюдая фигуру человека в исходном положении, можно отметить ярко выраженное деление ее на основные элементы: туловище, состоящее в свою очередь из тазовой, поясничной и грудной частей; голову с шеей; верхние и нижние конечности. В этом случае все кости располагаются симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через середину тела. Почти все кости парные. Исключение составляют позвонки, грудина и нижняя челюсть, которые располагаются по срединной линии тела. Отдельно взятая парная кость – асимметрична, а непарная – симметрична.

Всех костей скелета 206 – из них 170 парных и 36 непарных. Различают следующие кости: трубчатые, широкие, губчатые, плоские и смешанные.

  • Трубчатые кости построены из губчатого и компактного вещества, образующего трубку с костномозговой полостью, выполняют все три функции скелета (опору, защиту, движение). Из них длинные трубчатые кости (плечо, предплечье, бедро, голень) являются стойками и длинными рычагами движения; короткие трубчатые кости (пясть, плюсна, фаланги) представляют короткие рычаги движения. Следует отметить, что внутреннее строение трубчатых костей полностью соответствует ажурному рисунку Эйфелевой башней.

  • Среди губчатых костей различают длинные губчатые кости (ребра и грудина) и короткие (позвонки, запястье, предплюсна). К губчатым костям относятся сесамовидные кости, т.е. похожие на сесамовые зерна растения кунжут (коленная чашечка, гороховидная кость); функция их – вспомогательные приспособления для работы мышц. Сесамовидные кости располагаются около суставов, участвуя в их образовании и способствуя их движениям, но с костями скелета непосредственно не связаны.

  • Плоские кости черепа (лобная и теменная). Функция их преимущественно защитная. Являются покровными костями.

    Плоские кости поясов (лопатка, тазовые кости). Функции – опора и защита.

  • Смешанные кости – кости основания черепа.

Длинные кости большей частью расположены по оси конечностей. Плоские кости имеют форму костных пластинок. Короткие кости находятся в средней центральной части скелета и в концевых частях конечностей имеют форму более или менее кубическую.

Мышцы, связки, прикрепляющиеся к костям, сосуды и нервы, прилежащие к ним накладывают на кости свои отпечатки, образуя различные отростки, бугорки, бороздки, каналы, отверстия, выступы, гребни, ости, впадины, ямки, желобки, каналы, проходы.

В химическом отношении кость состоит их двух веществ: органического (оссеин) – 30% и неорганического (минеральные соли) – 70%. Оссеин сообщает кости упругость, а минеральные соли – твердость. В составе минеральных солей присутствуют соли кальция (известь), соли фосфорной кислоты и др.

Прочность кости на растяжение равна примерно прочности чугуна и во много раз превышает прочность наиболее твердых пород дерева. Бедренная кость, поставленная вертикально, выдерживает давление груза в полторы тонны, а большеберцовая – в 1600–1800 кг.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Барчаи Ё. Анатомия для художников. – Будапешт, 1984.

  2. Гицеску Г. Пластическая анатомия. – Т. 1. – Бухарест, 1963.

  3. Дюваль М. Анатомия для художников. – М., 1998.

  4. Механик Н.С. Основы пластической анатомии. – М., 1958.

  5. Павлов Г.М., Павлова В.Н. Пластическая анатомия. – М., 1967.

ЛЕКЦИЯ 2

СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ. ЧЕРЕП, ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ
НА МОЗГОВОЙ ЧЕРЕП И ЛИЦЕВОЙ.
ШВЫ КРЫШИ ЧЕРЕПА. ЛИЦЕВОЙ УГОЛ


Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна, но вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм, независимо от индивидуальных черт конкретного человека. В построении головы отражается ее внутренняя конструкция – структура костей черепа и располагающихся на нем мышц.

Скелет головычереп – образован двумя тесно соединенными между собой частями: 1 – верхне-задней, состоящей из плоских костей и называемой мозговым черепом; 2 – передне-нижней части, состоящей из многочисленных костей очень сложной формы, называемой лицевым черепом. Мозговой череп состоит из восьми костей, образующих полость, в которой находится головной мозг. Лицевой череп образуют четырнадцать костей и здесь находятся наружные органы чувств, дыхания и питания.

Мозговой череп. В образовании мозгового черепа участвуют кости: лобная (спереди), теменная (парная, вверху); затылочная (сзади); височная (парная, по боковым частям), клиновидная и решетчатая (основные).

Лобная кость составляет передний отдел мозгового черепа, внизу образует верхний край глазницы – «надглазничный край». Наиболее заметными образованиями этой кости, влияющими на форму лба, являются лобные бугры, надбровные дуги и находящееся между ними углубление, именуемое надпереносьем (глабелла).

У бокового края поверхности лба легко прощупывается височная линия. Продолжаясь снаружи вниз, лобная кость справа и слева образует по отростку, которые идут к скуловой кости и носят название скуловых. Лобная кость является непарной. Ее чешуя закладывается у зародыша из двух половин – правой и левой.

Лобные бугры находятся на стыке трех поверхностей: средней передней плоскости лба, боковых промежуточных плоскостей лба и верхней плоскости, являющейся началом свода черепа. Лобные бугры резче выражены у детей, сильнее выступают у женщин, чем у мужчин.

Надбровные дуги более резко выражены у мужчин, чем у женщин и детей.



А
Б

В


Рис. 3. Кости и швы черепа:

А – латеральная норма, Б – лицевая норма, В – вертикальная норма:

1 – лобная кость, 2 – теменная кость, 3 – затылочная кость, 4 – височная кость,
5 – клиновидная кость, 6 – носовая кость, 7 – скуловая кость,

8 – верхнечелюстная кость, 9 – венечный шов, 10 – стреловидный шов,

11 – лямбдовидный шов.



А Б

В Г

Рис. 4. Кости черепа:

А – лобная кость (вид спереди),

Б – лобная кость (вид снизу):

1 – лобная чешуя, 2 – надбровная дуга, 3 – лобный бугор, 4 – надглазничный край, 5 – глабелла, 6 – височная линия, 7 – скуловой отросток;



Д
В – затылочная кость (вид сзади и снизу),

Г – затылочная кость (вид справа и сверху):

1 – затылочная чешуя, 2 – затылочная кость, 3 – большое отверстие, 4 – затылочный мыщелок, 5 – наружное затылочное возвышение, 6 – выйные линии;

Д – теменная кость (вид справа и сверху):

1 – теменной бугор, 2 – затылочный край, 3 – чешуйчатый край, 4 – сагиттальный край, 5 – лобный край, 6 – верхняя и нижняя височные линии.



А

Б
Рис. 5. Кости основания черепа:

А – клиновидная кость (вид снизу), Б – решетчатая кость (вид сзади).
Височная линия определяет границу между боковой и передней промежуточной поверхностями лба, а затем, продолжаясь, становится границей встречи верхней и боковой поверхностей крыши черепа.

Теменная кость. Эта кость образует заметный выступ, именуемый теменным бугром. Они дают представление о ширине черепа. Теменные бугры лежат на стыке трех поверхностей: верхней, боковой и тыльной. Более отчетливо выступают у детей, чем у взрослых. Каждая из теменных

костей имеет четыре края. По срединной линии правая и левая теменные кости соединяются между собой, образуя стреловидный шов. Снаружи и снизу теменная кость соединяется с височной и клиновидной костями. На теменной кости продолжается височная линия, которая здесь раздваивается на верхнюю и нижнюю, идущие параллельно до встречи с теменным бугром.

Затылочная кость.Эта кость составляет заднюю стенку черепа. Большая часть кости – чешуя, обращенная назад и вниз своей наружной поверхностью. Основание ее соединяется с первым позвонком (атлантом) при помощи двух суставов (мыщелков), которые располагаются по бокам затылочного отверстия. Наиболее выступающим образованием этой кости является наружное затылочное возвышение, от которого вправо и влево отходят выйные линии – место прикрепление мощных мышц шеи.

Следует отметить, что лобная, две теменные и затылочная кости являются основными частями крыши черепа.

Кроме стреловидного шва, кости черепа образуют венечный шов – между лобной и теменными костями, лямбдовидный шов – между затылочной и теменными костями.

Височная кость участвует в образовании нижнебоковой стенки мозгового черепа. Ее чешуя представляет собой костную пластинку, соединяющуюся с теменной костью путем так называемого чешуйчатого шва. Эта кость образует наружное слуховое отверстие и наружный слуховой проход, сзади которого находится расположенный за ушной раковиной хорошо развитый сосцевидный отросток. Спереди от наружного слухового отверстия прощупывается другой отросток, именуемый скуловым. У основания скулового отростка можно найти бугорок, именуемый суставным. Между наружным слуховым проходом и этим бугорком находится углубление – суставная ямка, которая служит для сочленения с головкой нижнечелюстной кости.

Клиновидная кость черепа занимает среднюю часть в его нижней стенке. Эта кость имеет сложное строение и подразделяется на тело и три пары отростков, из которых наибольший, именуемый большим крылом этой кости, обращен в наружную сторону и участвует в образовании боковой стенки черепа. Клиновидная кость у взрослого человека срастается с затылочной костью, и они вместе составляют одну общую кость, именуемую основной, т.к. она находится в центре основания черепа.

Решетчатая кость так же как и клиновидная, затылочная и лобная, является непарной. Она располагается посередине в передне-нижнем отделе мозгового черепа, а своими боковыми поверхностями участвует в строении внутренней стенки глазницы, образуя здесь так называемую глазничную (бумажную) пластинку.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта