буддизм как фактор мягкой силы. Буддизм как фактор “мягкой силы” Японии во второй половине XX ве. Курсовая работа Буддизм как фактор "мягкой силы" Японии во второй половине xx века
Скачать 103.96 Kb.
|
1.2. Состояние буддизма в Японии в эпоху СёваИстория японского буддизма после 1868 г. характеризовалась свержением сегуната и восстановлением императорской власти - (Мэйдзи-исин), после которых началась трансформация буржуазии, разделяется на следующие периоды. Восьмидесятилетний период, закончившийся поражением Японии во второй мировой войне, характеризуется формированием капитализма в стране и колониальной экспансией Японии в Восточно-азиатские и Юго-Восточно-азиатские страны. Буржуазное правительство, которое в тот период держало власть в руках, помещики и представители родов самураев использовали для усиления политического влияния императорскую власть. Авторитет императора строился на мифологии, вытекающей из синтоистских представлений о его происхождении от «божества», благодаря чему он воспринимался, в качестве главы общегосударственного культа, нареченным самим Богом властителем народа Японии29. Официальной религией государства в то время являлась созданная на основе синтоизма политическая и религиозная система, которая получила статус общегосударственного синтоизма. Возвышение синтоизма по отношению к другим религиям, включая буддизм сдерживало дальнейшее развитие их догм, организации храмов и монастырей. Буддизм был вынужден для сохранения собственного положения приспосабливаться к сложившейся ситуации, поэтому представители его учений старались активно сотрудничать с представителями власти, а также его широко использовали власти для поддержания императорского авторитета30. После 1867—1868 гг. власти Японии решили окончательно утвердить синтоизм в качестве государственной религии. Они предприняли ряд шагов, направленных на сильное снижение распространения буддизма и его ответвлений. В марте 1868 г. издали указ, который провозглашал полное разделение буддизма и синтоизма. В нем предусматривалась остановка работы бэтто и сясо— представителей буддийского духовенства, которые ранее могли совершать обряды в святилищах синтоистских храмов, необходимость удаления буддийских культовых предметов и изображений из храмов, упразднение традиции по которой буддийское вероучение находилось под защитой синтоистских божеств, буддийская терминология в святилищах отныне была под запретом. В феврале 1871 г. власти конфисковали существенную часть территорий, ранее принадлежащих буддийским храмам и это стало серьезным ударом для материального обеспечения буддизма. В мае 1871 г. отменили систему, по которой население должно было прислушиваться к храмовой администрации, что лишило духовенство функции полиции. Предпринятые меры очень существенно снизили влияние буддизма в стране31. Хайбуцу кисяку, «искоренение буддизма», активно поддерживалось правительством в своей антибуддийской деятельности. В некоторых местах это движение предпринимало насильственные действия, проявлявшиеся в разрушении храмов и статуй, жестком контроле или полном запрете на деятельность буддийских священников. В Нара, например, подверглись разрушению некоторые древние буддийские храмы. Лишь пагода высотой в пять этажей осталась от огромного ранее храмового комплекса Кофукудзи, к слову сказать, она остается городской достопримечательностью и по настоящее время. Лишь восемь храмов в Тояма остались в неприкосновенности после насильственных слияний более 370 из них. Правители Мацумото объявили, что планируют в скором времени уничтожить все буддийские храмы32. После достижения главной цели мероприятий против буддийской религии, когда авторитет буддийских священников был значительно подорван, власти фактически прекратили поддерживать деятельность хайбуцу кисяку. Правящие круги стали стремиться к использованию буддизма в борьбе с христианством, которое в начале правления Мэйдзи (1868—1912) считали враждебной идеологией. Власти стали стремиться восстановить влияние буддизма для распространения дайкё- великого учения, которое характеризовалось активной поддержкой и апологетикой системы императорского управления. Правители стремились продвинуть «великое учение», как новую государственную религию. Его распространению послужило создание Академии Дай-кёин «великого учения», вновь объединившей синтоизм и буддизм33. Симбиотическое вероучение просуществовало недолго, в связи с утопичностью идеи соединения нескольких религиозных направлений для формирования «новой религии». Внутри Дай-кёин постоянно происходили разногласия между представителями синтоизма и буддизма, каждый из которых стремился восстановить автономность своей деятельности. Поэтому в скором времени в связи с неразрешимыми разногласиями, эта искусственная организация прекратила свою деятельность34. Синтоизм был провозглашен правительством в качестве общегосударственной идеологии, «надрелигии», обязательной для всех жителей Японии вне зависимости от его религии. Основное содержание синтоизма в этом положении- пропаганда культа императорской власти, обожествление его прародителей, важность индивидуальности государства и нации. Религиозные деятели страны отныне не могли проповедовать религиозные догмы, противоречащие синтоистической идеологии. Религиозным группам, в том числе и буддийским, приходилось, чтобы избежать преследования властями, изменять свои догмы для того, чтобы они соответствовали доктрине идеологии синтоизма. Учебные заведения исключили из своих программ религиозные дисциплины. Подобные меры существенно замедлили развитие направлений школ буддизма и негативно сказались на распространении религии в целом35. Глава 2. Буддизм в Японии во второй половине XX века |