Главная страница

буддизм как фактор мягкой силы. Буддизм как фактор “мягкой силы” Японии во второй половине XX ве. Курсовая работа Буддизм как фактор "мягкой силы" Японии во второй половине xx века


Скачать 103.96 Kb.
НазваниеКурсовая работа Буддизм как фактор "мягкой силы" Японии во второй половине xx века
Анкорбуддизм как фактор мягкой силы
Дата04.05.2022
Размер103.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБуддизм как фактор “мягкой силы” Японии во второй половине XX ве.docx
ТипКурсовая
#512329
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

3.1. Концепция “Мягкой силы”


В современных международных отношениях «мягкая сила» является неотъемлемой составляющей внешней политики. Умение выстраивать и информационно обеспечивать свой образ повышает эффективность дипломатических усилий государств. Процессы, происходящие в системе международных отношений, приводят к тому, что влияние на умы и сердца людей, работа с общественностью становятся важным элементом в определении влияния государства в мире. Кроме того, рост значения мягкой силы в современном мире связан с тенденцией к диверсификации участников международных отношений, в частности, с усилением активности и влияния неправительственных организаций. В современном мире, где все больше и больше людей получает доступ к информации, наиболее эффективной стратегией является продвижение идей «снизу» путем диалога и дебатов, демонстрации достижений культуры и образа жизни, привлекающего международную аудиторию63.

Понятие «мягкая сила» было введено в научный оборот профессором Гарвардского университета Дж. Наем в 1990 г. По определению американского политолога, оно подразумевает способность достичь поставленной цели путем воздействия на поведение других акторов не через принуждение, а через сотрудничество и убеждение. «Мягкая сила» государства состоит в его привлекательности, которая, прежде всего, основывается на трех видах ресурсов: культуре (насколько она является привлекательной для остальных), политических ценностях (в той мере насколько государство соответствует им), а также на внешней политике (когда она является легитимной и опирается на моральный авторитет). Несмотря на то, что зачастую понятие «мягкая сила» используется как синоним понятия «культурная дипломатия», последнее является дополнением, а не полной заменой первого64.

С точки зрения исследования влияния мягкой силы и культурная дипломатия, и культурные отношения имеют большое значение, поскольку они, целенаправленно или стихийно, способствуют формированию взаимных представлений и симпатий, которые и лежат в основе привлекательности одного государства в глазах общественности другого.

«Мягкую силу» можно назвать традиционным инструментом послевоенной японской дипломатии. В ее основе лежал отказ от применения военной силы как средства решения международных споров, зафиксированный в пацифистской конституции, а также курс на поддержку деятельности ООН4. В русле доктрины Ёсида Япония предпочла сохранять низкую активность в международных делах, сосредоточившись на экономическом развитии. Это повлияло на создание ее нового образа в мире. С одной стороны, этот образ связан с экономическими достижениями Японии. Сегодня она признанный лидер в сфере технологий и инноваций. Кроме того, мировое внимание привлек и успех японской модели ведения бизнеса.

С другой стороны, в рамках экономической дипломатии Япония взяла на вооружение реализацию программы Официальной помощи развитию (ОПР), которая до сих пор считается одним из главных инструментов внешней политики Токио. По мнению Ц. Акаха, ОПР является одним из наиболее успешных и наглядных примеров использования Японией инструментария «мягкой силы».5 За 60-летний период реализации программы ОПР Япония прочно закрепилась в числе ведущих стран-доноров. Принципы оказания помощи развитию отражают те ценности, приверженность которым Япония представляет в качестве мягкой силы на международной арене. Они включают сохранение окружающей среды, недопустимость использования помощи развитию в военных целях, поддержку усилий по развитию демократических процессов и перехода к рыночной экономике65.

«Мягкая сила» государства связана с его национальной идентичностью, транслирование своего образа за рубеж отражает восприятие внутри страны. После Второй мировой войны страна была вынуждена заново выстраивать свой образ, как внутренний, так и внешний, что и сформировало новую идентичность, которая предопределила контуры «мягкой силы» Японии. В отличие от других государств, которым удавалось поддерживать более или менее устойчивый международный имидж, Япония в течение нескольких десятилетий претерпела стремительную трансформацию общества и, как результат, своего места в мире. Публичная дипломатия была тесно связана с ее культурной дипломатией, потому что имидж страны на международной арене был неотделим от культурной и национальной идентичности самой Японии.

Культурная дипломатия тесно связана с понятием международных

культурных отношений, однако эти понятия не тождественны. Такие отношения подразумевают два измерения – политика/действия (которые намеренно продвигают культурные отношения) и феноменальное измерение (трансграничные передвижения людей, товаров, денег, информации). Таким образом, культурная дипломатия принадлежит к первой категории этих отношений66.

С точки зрения исследования влияния мягкой силы и культурная дипломатия, и культурные отношения имеют большое значение, поскольку они, целенаправленно или стихийно, способствуют формированию взаимных представлений и симпатий, которые и лежат в основе привлекательности одного государства в глазах общественности другого.

3.2 Буддийская дипломатия в Японии во второй половине XX века.
Основным институтом, отвечающим за осуществление культурно-публичной дипломатии, является министерство иностранных дел. При МИД Японии в 1972 г. был учрежден Японский фонд, структура, которая

призвана координировать мероприятия по осуществлению культурного

обмена. В фонд 2003 г. он был реорганизован, получив статус самостоятельного административного юридического лица.

Сегодня Японский фонд имеет 22 отделения в 21 стране мира. В его компетенцию входят программы культурных обменов, стажировок, организация мероприятий по знакомству с японской культурой и распространению японского языка. В самом МИДе в 2004 г. был образован Департамент публичной дипломатии в рамках Секретариата министра.

Традиционно основные ресурсы японской «мягкой силы» направлены на США и страны Восточной Азии. С одной стороны, Япония предпринимает огромные усилия для формирования благоприятного имиджа в таких странах, как Китай и Южная Корея. С другой стороны, она конкурирует с ними в завоевании симпатий населения по всему миру67.

«Мягкая сила» играет немалую роль и в осуществлении внешнеполитической стратегии Токио в отношении пяти республик Центральной Азии.

«Мягкую силу» можно назвать традиционным инструментом послевоенной японской дипломатии. В ее основе лежал отказ от применения военной силы как средства решения международных споров, зафиксированный в пацифистской конституции, а также курс на поддержку деятельности ООН.

После распада СССР и образования на постсоветском пространстве новых государств Япония достаточно быстро обратила внимание на страны Центральной Азии. Уже в октябре 1992 г. на Токийской конференции, посвященной вопросам оказания помощи бывшему СССР, японский представитель заявил, что «как азиатское государство мы хотели бы оказывать большую поддержку бывшим советским государствам Азии. Таким образом, на начальном этапе Япония начала подчеркивать свою азиатскую общность с народами Центральной Азии, что легло в основу ее подхода к республикам региона. Необходимость строить отношения с молодыми республиками Центральной Азии объяснялась их геополитическим значением, близостью к России, Китаю и Ближнему Востоку. Японию привлекали и природные ресурсы, однако, по словам самих японцев, они не имели решающего значения в формировании политики в регионе. Экономическая выгода скорее рассматривалась в долгосрочной перспективе. По свидетельству первого директора отдела новых независимых государств и России Т. Хиросэ, для Японии было важнее строительство долгосрочных дружеских отношений, основанных на взаимном доверии, чем приобретение энергоресурсов68.

Именно культурно-историческое значение Центральной Азии как пути, по которому буддизм пришел в Японию, легло в основу первых дипломатических инициатив. По словам Т. Хиросэ, первоначально Токио подчеркивал «микрокосмический характер» региона и его значение для человечества. Позже акцент был перенесен на исторические и культурные связи с Японией, что стало мотивом развития дипломатии Шелкового пути после 1997 г.31 Неслучайно выступая с речью, провозгласившей начало Евразийской дипломатии, бывший премьер-министр Р. Хасимото особенно подчеркивал «глубоко коренящуюся в Японии ностальгию по отношению к региону, идущую от славных времен Шелкового пути»69.

Знакомство японцев с Центральной Азией началось давно. Первым японцем, побывавшим в регионе, считают японского дипломата Ниси Токудзиро. Проработав в консульстве в Санкт-Петербурге, он в 1880 г. совершил путешествие по российскому Туркестану, а в 1886 г. Опубликовал книгу «Описание Центральной Азии», которая стала первым трудом, посвященным этому региону.

На рубеже 19–20 веков Центральная Азия привлекала внимание не только как поле, на котором разворачивалась Большая игра между Россией и Великобританией, но и как источник неизведанных культурных богатств. В период между 1902 г. и 914 г. в регионе побывали три миссии, которые организовал граф Отани Кодзуи (1876–1948). В первой экспедиции он участвовал сам, однако после смерти отца в 1903 г. он вынужден был остаться в Японии, став 22-м настоятелем монастыря Ниси Хонгандзи в Киото, а две другие миссии он смог только финансировать.

Экспедиции Отани внесли значимый вклад в дело изучения культурно-религиозного наследия Великого шелкового пути и способствовали укреплению положения буддизма в самой Японии. Кроме того, Япония обозначила себя как одного из заинтересованных участников изучения региона. Сегодня коллекция Отани, насчитывающая сотни древних манускриптов, рисунков, скульптур, тканей, разделена между музеями в Киото и Токио, часть ее находится в Китае и Корее70.

Обнаружение в советские времена буддийских руин Аджинатепа (на юге Таджикистана, 1960-е гг.), Каратепа (вблизи г. Термез в Узбекистане), Дальверзинтепа (на юге Узбекистана) способствовало росту интереса к региону, который достиг пика после трансляции телекомпанией Эн-ЭйчКей многосерийного документального кинофильма «Великий шелковый путь» в 1980-х гг. Уже в конце 1980-начале 1990-х японские исследователи начали участвовать в совместных археологических экспедициях в регионе.

Так, тематика взаимопроникновения древних культур активно изучается в Японии и Узбекистане, ученые разрабатывают теорию о взаимовлиянии и синтезе древних цивилизаций и религий двух стран. В храме Хорюдзи были найдены два фрагмента сандалового дерева, датированные 761 г. н. э., на которых сохранились согдийская и пехлевийская надписи.

Это указывает на участие согдийцев в морской торговле на Дальнем Востоке и свидетельствует о существовании контактов между Японией и Узбекистаном уже в древности. Налажено тесное взаимодействие между японским городом Нара и городом Термез в Узбекистане, который согласно археологическим находкам, в I–IV века (в эпоху Кушанского царства) был центром буддизма в Центральной Азии. В 2008 г. в г. Нара была организована выставка «Великий шелковый путь: непрерывная нить», в 2010 г. в рамках мероприятий, посвященных 1300-летию основания древней столицы Японии, проведен крупный симпозиум «Древние цивилизации и религии Узбекистана: в поисках истоков культуры Японии». Благодаря усилиям японского художника И. Хираяма и его узбекских коллег в Ташкенте открыт Международный караван-сарай культуры, выставочный и просветительский центр, направленный на популяризацию наследия стран Великого шелкового пути71.

Основными инструментами проецирования «мягкой силы» Японии в Центральной Азии являются Официальная помощь развития, а также культурная и публичная дипломатия. ОПР изначально являлась основой японского проникновения в регион.

В качестве «мягкой силы» Япония использует национальную культуру, популярную культуру (именно через нее в основном происходит репрезентация культуры национальной), распространяет японский язык, участвует в содействии международному развитию, развивает общественную дипломатию

(молодежные программы обмена и так далее), оказывает поддержку бизнесу.

Япония в настоящий момент реализует свой потенциал «мягкой силы» при помощи Японского фонда (Japan Foundation). Фонд был создан в 1972 г. Актом Парламента Японии как независимая административная единица под управлением Министерства иностранных дел. В октябре 2003 г. фонд был реорганизован в самостоятельное учреждение и получил статус независимого органа, однако финансовую основу его составляют правительственные

капиталовложения. Организация предпринимает много усилий для представления японской культуры во всем мире. Японский фонд ведет деятельность по трем основным направлениям: искусство и культура, японоведение и японский язык72.

Еще в начале 1990-х гг. Япония заявила, что «как азиатская страна будет оказывать значительную помощь бывшим советским государствам Азии».

Это позволило ей выполнить обязательства как члена Группы семи по оказанию помощи бывшему Советскому Союзу и одновременно подчеркнуть азиатскую общность со странами региона. По инициативе Токио государства Центральной Азии были включены в список развивающихся стран Комитета официальной помощи развитию, что открыло дорогу для официального выделения ОПР. Япония долгое время оставалась одним из ведущих доноров помощи в регионе, при этом подчеркивая, что помощь носит бескорыстный характер, что Токио не стремится получить доступ к природным богатствам региона и настроен, прежде всего, на формирование долгосрочных дружеских связей со странами Центральной Азии.

На средства, поступающие по линии ОПР, Япония кредитует проекты по созданию необходимой инфраструктуры, а также финансирует большое количество проектов в сфере «безопасности человека», таких как помощь в восстановлении сельского хозяйства, медицина и здравоохранение, образование. Кроме того, значительные средства идут на организацию программ стажировок.

В рамках ОПР Япония предоставляет безвозмездную помощь, направленную на развитие деятельности в сфере культуры и высшего образования, а также на сохранение культурного развития в развивающихся странах. Помощь осуществляется по двум схемам: культурные гранты (для государственных учреждений) и культурные проекты «корни травы» (для неправительственных организаций). Япония изначально выделяла значительные средства на культурное содействие, гранты на поставку оборудования для музеев, университетов и т. п. Культурное содействие, с одной стороны, направлено на сохранение местных ценностей, с другой стороны, оно является частью усилий по популяризации Японии. Например, безвозмездная помощь включает предоставление оборудования для учреждений, где изучается японский язык73.
Заключение

На основании проведенных исследований, можно сказать, что влияние буддизма, как «мягкой силы» является ведущим фактором успешности и особой индивидуальности для японской дипломатии, а так как культурную дипломатию часто связывают с международными культурными отношениями, его значение для внешней политики Японии сложно переоценить.

Нам удалось изучить литературу российских и зарубежных исследователей и проследить путь развития буддизма и его значение для внешнеполитических отношений, рассмотрели деятельность новообразованных буддийских организаций, которые осуществляют активную деятельность для поддержания мира и ненасилия во всем мире.

В работе мы узнали о различных программах, которые осуществляют буддийские организации в настоящее время в мире, узнали о некоторых особенно влиятельных буддийских сообществах подробно, поняли, откуда берут начало особенности традиционной культуры страны.

Проблемой для моего исследования было наличие большого количества информации в источниках зарубежных исследователей, а также достаточно долгий и насыщенный путь буддизма в истории Японии, описать который подробно в рамках курсовой непросто.

Однако же, нам удалось достичь цели поставленной во введении работы и исследовать пути применения «мягкой силы», основанной на буддийских убеждениях в японской дипломатии, как инструмента международного влияния.

По моему мнению, подобного рода политические взаимоотношения были бы интересны для широкого применения их в политике нашей страны, для формирования статуса дружественности и поддержания мира.

Библиографический список

CITATION www201 \l 1033 : , (2020),



1 Григорьева Т.П Буддизм в Японии М., 1993

2 Григорьева Т.П Буддизм в Японии М., 1993


3 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.,1982

4 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.,1982

5 Мещеряков А.Н. Древняя Япония-культура и текст. М.,1990

6 Мещеряков А.Н. Древняя Япония-культура и текст. М.,1990

7 Нихон сёки, Тэмму, 6—8— 15, 677 г.

8 Нихон сёки, Тэмму, 9—11 —12, 680 г.

9 Нихон сёки, Тэмму, 14—3—27, 685 г.

10 Сёку нихонги, Дзинги, 2—7—17, 725 г.

11 Нихон сёки, Киммэй, 13—10—0, 552 г.

12 Сёку ннхонги, Тэмпё, 9—3—3, 736 г.

13 Сёку нихонги, Тэмпё, 12—6— 19, 739 г.

14 Мещеряков А.Н. Ранний буддизм и государство. М., 1987

15 Мещеряков А.Н. Ранний буддизм и государство. М., 1987

16 Под ред. Козловского Ю.Б. Буддийская философия в средневековой Японии, Санкт-Петербург, 1998

17 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.,1982

18 Григорьева Т.П Буддизм в Японии М., 1993

19
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта