Курсовая работа на тему история и современные тенденции развития тревэлжурналистики в россии
Скачать 57.43 Kb.
|
Частное учреждение высшего образования «Российский исламский институт» Теологический факультет Кафедра журналистики Направление: 42.03.02 – «Журналистика» Курсовая работа на тему: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРЕВЭЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ Работу завершил: "___"_________ 2022 г. Студент 1 курса, 162111 гр. очной формы обучения ____________________ Пупкова К.В подпись Работу допустил к защите: "___"________ 2022 г. Научный руководитель доцент, к.филол.н. ____________________ Зайни Р.Л. подпись Дата защиты: ____________________ Оценка защиты _________________ Заведующий кафедрой журналистики: доцент, к.филол.н. _____________________ Гильманова А.Н. Казань-2022 Содержание Введение. Глава 1 .Возникновение телевизионной тревэл-журналиситики в России. 1.1Определение понятий и жанровая специфика трэвел-журналистики 1.2 Развитие отечественной тревэл-журналистики в России 1.3 Роль и функции трэвел-журналистики в современном СМИ Глава 2. Сравнительный анализ отечественных и современных трэвел-влогов. 2.1 Сравнительный анализ публикаций «Клуба Путешественников» 2.2 Сравнительный анализ публикаций «Орёл и Решка» 2.3 Перспективы развития трэвел-журналистики в России. Заключение. Введение В современном мире тенденции развития тревл-журналистики в России за всю историю сильно изменились. В начале своего развития тревл-журналистика воспринималась как поучительная информация ,сейчас же в медиа пространстве показывается неверность подхода к трэвел-журналистике как к «несерьёзному» направлению ,что обуславливает актуальность выбранной темы. Степень изученности темы: Проблемам трэвел-журналистики и ее феномену посвящены научные работы исследователей трэвел-журналистики такие как Показаньева И. В. ; Ильченко С. Н; Долгова, Л. В. однако тревэл-журналистика изучаемая в сегменте временного континуума между отечественной и современной тревл-журналистикой по сей день остаётся малоизученна. Цель исследования заключается в том, чтобы изучить развитие тенденций тревэл-журналистики в России,выявить факторы изменения и основное отличие. Задачи: - изучить особенности формата тревэл-программ и выделить его жанры; - определить факторы, влияющие на популярность передач; - проанализировать разнообразие тревэл-программ; - охарактеризовать перспективы развития трэвел-журналистики в России. - выяснить, к чему приводит наличие коммерциализации в тревл-журналистике; - Дать сравнительный анализ структуры, жанрового и тематического наполнения программ «Орел и решка» и «Клуб путешественников»; - определить, какое влияние на развитие журналистики оказывают данные методы и приемы современной трэвел-журналистики Объектом данного исследования стали выпуски российских отечественных и современных телевизионных телепередач. Предмет телепередача " Клуб путешественников" и "Орёл и Решка" Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: сравнительно-сопоставительный, метод опосредованного наблюдения Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные исследованиям становления и развития трэвел-журналистики в России, а также материалы о её особенностях и уникальных чертах. В частности, в качестве основополагающих трудов были взяты работы Л. М. Гончаровой,Показаньева И. В , А.А.Бобров , Ю. В. Ростовской и других Эмпирическую базу исследования представляют выпуски программ «Орел и решка» и « Клуб путешественников». Практическая значимость данной работы заключается в том,что результаты исследований будут полезны для более качественного формирования тревэл-журналистики. Так как смысловая часть программ о путешествиях в основном отсутствует,либо существует исключительно в рамках досуга. Данные исследования помогут избежать окончательной потери смысла в тревэл-передачах. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы. ГЛАВА 1 .ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТРЕВЭЛ-ЖУРНАЛИСИТИКИ В РОССИИ. 1.1 Определение понятий и жанровая специфика трэвел-журналистики Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) – это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие. Несмотря на «несерьезное» отношение к трэвел-журналистике как со стороны массового потребителя, так и со стороны самих журналистов и исследователей, именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую детерминированный PR-агенствами и редакторами телепрограмм и телеканалов. Незаслуженное пренебрежение трэвел-журналистикой парадоксально, потому что происходит во время смещения фокуса масс-медиа с хард-ньюс (англ. hard-news) на софт-ньюс (англ. soft-news), т.е. с серьезной информации на развлекательную и досуговую.1 Современный трэвел-гибрид жанров, ярчайшее выражение журналистики. Историко-географические передачи связаны с документальными фильмами, путевыми очерками и образовательными фильмами-лекциями; документальными современными фильмами -имеющие телевизионный жанр, включающий элементы образовательной программы, ведущего, реалити-шоу, сериала и рекламного ролика. Ведущий программы вместе со зрителем путешествует на новое место, при этом важную роль играют творческие, а иногда и актерские способности ведущего – он, как ведущий положительной информации и хорошего настроения, отвечает за аудиовизуальное удовольствие от программы. Для современных трэвел-программ характерны две тенденции: во-первых, конкретная целевая адресация во взаимодействии с форматом программы (подростки и молодежь, путешественники, домохозяйки и т. д.), Во-вторых, ориентация на местное самоуправление. Трэвел-программы передают культурные и национальные различия в аудиовизуальной форме, предлагают и поддерживают готовые социокультурные конструкции. В зависимости от типа связи с местным населением, драматургии перевода и характера передаваемой информации, формат передачи может колебаться от авторского рисунка-монолога до трэвел-викторины или игры. Трэвел-программы включают элементы различных телевизионных жанров, но обычно один аспект доминирует в определенном жанре. Эти аспекты охватывают конкретные коммуникативные намерения ведущего, атмосферу программы, структуру и способы повествования. Трэвел-программы могут быть документального, развлекательного или потребительского характера в зависимости от коммуникативных намерений автора:обучающие, развлекательные или вспомогательные. За всю историю трэвел-журналистики, большое количество писателей, литературоведов, исследователей пытались выяснить жанровое содержание «путешествия». И. Борн в "кратком руководстве к российской словесности" дает первую жанровую характеристику: «Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран».2 Интересно отметить, что уже тогда существовало дифференцированное и неоднозначное отношение к различным подобным явлениям. И. Борн отметил: «особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения»3 Ещё один основоположник своего литературного путешествия Н. Карамзин в предисловии к «Письмам русского путешественника» отделяет путешествие художественное от путешествия научно-этнографического, географического и др.: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих "Писем", советую читать Бишингову "Географию"»4. Н. Чернышевский, по своему определил жанр «путешествие»: "соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно всё, что только хочет найти он»5. Это определение, с одной стороны, не дает четких границ жанра, но определяет широкий спектр и особенности текстов путешествия. С другой стороны, Н.Чернышевский указывает на важную сущность путешествия - способность синтезировать другие жанры. В своем определении Н.Чернышевский приближался к самым современным литературным характеристикам жанра, отмечая его динамичность, ясность, жанровое многообразие. Исследователи жанра путешествий (В. Маслова, В. Михайлов, М. Шадрина) опираются на наиболее полное и терминологически правильное определение В. Гуминского: «Путешествие - жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи»6 В. Гуминский также указал на форму и содержание путешествия среди аспектов, которые формируются как жанр- «сложное взаимодействие документальных, художественных и фольклорных форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика)»7 противопоставление "своего и "чужого " характерно для отношения к Родине, являющейся центром своеобразного произведения. По мнению исследовательницы М. Шадриной жанр "путешествие" в своей основе является документальным. "возможно точный слепок с действительности, параметры и качество которого определяются позицией субъекта (путешественника) в объективном мире и той культурной ролью (ученый, купец, посол и т.д.), которую он в этом мире играет".8 Стоит отметить,что в документальном режиме программа обращается к телезрителю как к познающему субъекту. Акцент делается на образовательной информации, задача программы – информировать, просветить зрителя. Обычно ведущий программы – авторитетная персона. В программе упоминаются географические, исторические факты, используется архивная съемка, фотографии. Непосредственные участники событий – местные жители, эксперты или информаторы – важные действующие лица, которые помогают осмыслить замысел программы.9 В отличии от других Н. Маслова строго разделяет "реальные" и "воображаемые" поездки, при этом анализирует только "настоящие", документальные поездки, и относит их в узком смысле журналистики. В "воображаемом" путешествии сам факт путешествия действует только как литературный приёем. Среди особенностей жанра путешествий Н.Маслова определяет: «создание целостной картины отображаемой социальной действительности, многосторонность ее описания и активную роль автора-путешественника, очевидца как действующего лица описываемых событий, субъективность авторского подхода».10 Ф. Ф. Сафарчиева отмечает, что неразделенность и промежуточность формы травелога были критериями для отказа травелога в статусе жанра. По её мнению «как только отечественный путевой дискурс вышел за пределы каноничного паломнического хождения, он оказался в полной творческой свободе, распространился практически на все жанры прозы, реализовался почти в каждом из них. С этой точки зрения более корректно говорить о травелоге не как о жанре, а как о наджанровом образовании, в частности метажанре»11 Таким образом, Проанализировав работы литературоведов и высказывания писателей на данную тему можно выделить характерные для травелога «носители жанра»: во-первых, принцип жанровой свободы.Отсутствие жестких литературных условий и жанровых канонов. Во-вторых, в травелоге структурирован образ автора, поскольку автор может быть участником событий, свидетелем, наблюдателем. В-третьих, следует отметить синтетичность жанра, предполагающую не только объединение различных форм, но и их взаимосвязь. Следует отметить, что маршрутные строки являются структурной частью текста в травелоге. Важным является субъективность взглядов автора и понимание его как неотъемлемой части текста произведения. И так, дадим чёткие определения: В соответствии со спецификой тревел-журналистики, она включает в себя текстовую и графическую информацию различных жанров. Это позволяет журналисту выбирать тот или иной вид. Среди них выделяются: Путевые заметки. Их отличает отсутствие глубокого анализа, что является характерной чертой путевых очерков. Тем не менее некоторые исследователи считают, что путевые заметки - это своего рода путевое эссе. Кроме того, подчинение одной теме здесь не является обязательным условием. Рекомендация. Предоставляет аналитическую информацию, носит программный, практический характер. Это можно назвать советом для читателя, который собирается путешествовать. Репортаж. Особенностью данного жанра является метод наблюдения и сопутствует с актуальным и динамичным раскрытием проблемы в авторском контексте трэвел-влога. Обзор. В нем содержится единство освещения общественных событий и мыслей наблюдателя, который глубоко проникает в суть того или иного процесса. Тематическая или пространственно-временная связь характерна для предмета рассмотрения (события, ситуации). Однако эти жанры не часто встречаются в чистом виде, журналисты скорее используют гибридные формы -в тексте может быть сочетание эссе и репортажа. В пример приведу журналы, которые разделяются на массовые издания, такие как «GEO», «National geographic» и др., Среди Российских телевизионных программ наиболее популярны «Орел и решка», «Непутевые заметки», «Мир Наизнанку»; В блогосфере YouTube среди молодёжной аудитории популярны шоу такие как «Пора валить» Руслана Усачева, «Путешествие по миру» Ильи Варламова. 1.2 Развитие отечественной тревэл-журналистики в России Обращение к истории национального научно-популярного телевидения на географические темы позволяет выделить три периода в развитии тревел-журналистики, выявленные исследователем И. В. Показаньевой. Первый этап. автор обозначает приблизительно 1950–1980 годами и связывается с появлением на Первом и Втором каналах Центрального телевидения передач, подготовленных Главной редакцией научно-популярных и учебных программ12. Студийные передачи «Клуб путешественников» и «В мире животных» носили просветительский характер, пользовались безоговорочным успехом у зрителей, существовали в рамках отсутствия конкуренции. «Клуб кинопутешествий» вышел 18 марта 1960 года в эфире Центрального телевидения впервые транслировалась передача , которая в дальнейшем выходила каждое воскресенье. «Клуб кинопутешествий» в течение 30 лет вел Владимир Шнейдеров — автор многочисленных географических фильмов и путешественник. Используя документальные и хроникальные фильмы, «Клуб кинопутешествий» «знакомил зрителей с такими местами, в которых они не только никогда не бывали, но о которых подчас даже не слышали.13 И «действительным членом» этого клуба мог стать любой, кто включал телевизор в воскресный вечер».14 И не только города, страны, континенты, народы их традиции и обычаи привлекали зрителей к экранам. В передачах участвовали люди известные всей стране: журналисты, писатели, учёные, полярники.Чего стоили хотя бы появления в «Клубе» великого Ивана Дмитриевича Папанина! Обстоятельный рассказ о полярных исследованиях на первой дрейфующей станции, встречи с белыми медведями, фронтовые приключения, и совершенно художественный матерок в перерывах между съёмками. 15 «Владимир Адольфович Шнейдеров выбрал себе профессию, которую сам себе придумал, – кинопутешественник, а за основу, взял себе девиз из того же Редьярда Киплинга: “Хоть на край земли, хоть за край земли”»16 Второй этап. И. В. Показаньева выделяет промежутком примерно с 1980 по 2000 год. В этот переходный исторический период происходит постепенная децентрализация СМИ, появляются частные телекомпании, которые создают собственные трэвел-передачи. К 1990 году окончательно рухнул и «железный занавес», и монополия Центрального телевидения. Научно-популярный компонент трэвел-программ сменяется развлекательным и рекламным. Так, в программе «Непутевые заметки» ведущий Дмитрий Крылов с 1991 года в легкой развлекательной манере рассказывает о традициях, обычаях, национальной кухне каждой из посещаемой им страны.17 Вступив, в ХХI в., отечественное телевидение на фоне коренных общественно-политических, экономических, социокультурных преобразований радикально изменилось. Телевидение окончательно утвердилось как главный источник информации, средство развлечения, способ организации досуга массовой аудитории. За короткий срок, именуемый «переходным периодом», телесистема России масштабно преобразовалась: вырвалась из-под диктата большевистской доктрины; перестала быть партийно-государственной монополией; произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей, что привело к возникновению рынка программ18 Причем, «если в 1991 г., накануне развала СССР, в системе Гостелерадио было четыре программы Центрального телевидения и 130 местных студий (из них 78 в автономных республиках, краях и областях РСФСР), то в 2000 г. только в Российской Федерации 9 каналов, принимаемых более 50 % населения (из них четыре федеральных — «Первый», «Россия», НТВ и «Культура»), столько же национальных телесетей (ТНТ, СТС, REN-TV, ТВЦ), спутниковые системы «НТВ+», «Космос-ТВ», предлагающие пакеты из 40 и более каналов, около 1000 региональных телекомпаний (600 из них государственные)»19 Исследователь С. Н. Ильченко отмечает обстоятельства, повлиявшие на эволюцию жанрового деления: «Смена парадигмы развития всей системы отечественных электронных СМИ на рубеже 1980–1990-х годов оказала существенное воздействие на формирующийся эфирный контент, который, чем дальше уходили медиа от советской модели, становился все более вариативным с точки зрения жанров, их конвергенции и приоритетности»20 На втором этапе российская телеаудитория подключается к глобальному обмену информацией: российские каналы начинают транслировать программы иностранного производства BBC, Discovery, National Geographic и других. У зрителей есть возможность выбирать, сейчас почти у каждого телеканала есть своя программа путешествий. Количество российских телеканалов растёт, также происходит профилирование, что на третьем этапе приведет к появлению специализированных телеканалов, полностью посвящённых путешествиям. Третий этап. Становление и развитие современных передач о путешествиях и страноведении (2000 г. — настоящее время). Начиная с 2000-го года ,сокращается число научно-познавательных и научно-популярных программ. Со смертью Юрия Сенкевича прекращает свое существование программа-долгожитель «Клуб путешественников». Если предыдущие этапы характеризуются небольшим числом программ о путешествиях и страноведении, то в этот период телевизионная тревел-журналистика достигает своего рассвета. Появляются географические передачи различных форматов, возрастает спрос на них среди зрительской аудитории, а следовательно и рекламодателей.21 С 2013 года по настоящее время на телеканале «Мир» по четвергам выходит программа «С миру по нитке» , ведущими которой являются две молодые активные путешественницы Людмила Горчакова и Виктория Заволжская. «С миру по нитке» -туризм с рюкзаками на спине и дешёвые путешествия, раскрывающие все тонкости самостоятельного бюджетного туризма. Каждый сезон передачи посвящён определённой стране. Ведущие беседуют с местными жителями, останавливаются у них на ночь, пробуют блюда национальной кухни, изучают достопримечательности, обычаи, образ жизни, рассказывают о том, где можно остановиться. Программа «С миру по нитке» является своеобразным реалити-шоу, где перед ее героями (ведущими) стоит задача жить в стране, не теряя много денег, посмотреть ее и рассказать о своих приключениях. Позже на телеканале «Пятница» выходит передача туристской тематики — «Орел и решка». Сюжет складывается иначе: «Орел и решка» — это авторская программа режиссера Жанны Бадоевой. "Орел и решка" рассказывает о двух разных видах очков – очень экономном путешественнике и очень состоятельном человеке. Чтобы решить, как кто из них проведёт эти выходные в рамках программы, ведущие перед каждым путешествием бросают монету, и всё решает орёл или решка22, если выпадет «орёл», то назначается золотая безлимитная карта (кредитку): ведущий, обладающий этой картой, в полной мере воспользуются всеми красотами страны- роскошными отелями, дорогими ресторанами, эксклюзивными развлечениями, элитным отдыхом, дорогим шоппингом, вечерами, встречами со звездами местного масштаба. Один из решённых ведущих,которму попалась «решка» вынужден экономить, так как на выходные у него есть всего 100 долларов: поездка на автостопе, переезд в хостелах, участие в авантюрах, переезд в дешёвое помещение. Это обеспечивают удачное сочетание образов ведущих, легкая непринужденная манера повествования, красочные съемки, использование элементов реалити-шоу, которые помогают удерживать внимание зрителя и предполагают неожиданные повороты событий, а также сопровождение повествования прикладной информацией23. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Книга, Ильченко С. Н.Современная трэвел-журналистика. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Мediascope. — 2013. — № 3. — Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1385. Долгова, Л. В. Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики в контексте истории / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 10-11. .Баландинский А. Съёмочные экспедиции: как это делается? [Электронный ресурс] / А. Баландинский // Информационный портал «100 дорог», 13.04.2009. – Режим доступа: https://100dorog.ru/club/stories/31589/ – Загл. с экрана. – Яз. рус. Бакеева М. К. Документальный кадр – реальный взгляд на мир [Электронный ресурс] / М.К. Бакиева// Электронный научный журнал «Apriori. Серия: гуманитарные науки» №1, 2015. Кочмарева Е.А. Физическая подготовка журналиста как главная составляющая профессиональной пригодности в сфере СМИ [Электронный ресурс] / Е.А. Кочмарева // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска, 2013 Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики / Р. П. Овсепян под редакцией Я.Н. Засурского – М.: «Издательство МГУ», 1996. – 208 с. Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явление современного медиапространства [Электронный ресурс] / И.В. Показаньева // Электронный научный журнал «Медиаскоп» №3, 2013. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 – Загл. с экрана. – Яз. Рус Покровский С. История «Клуба кинопутешествий» глазами одного из его создателей [Электронный ресурс] / С. Покровский // Всемирная энциклопедия путешествий 2009. – Режим доступа: https://planetguide.ru/entry/several/23/?order_by=2– Загл. с экрана. – Яз. рус. Полонский А. В. Травелог и его место в журналистике / А. В. Полонский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. − С. 207-215. Монгуш, М. В. В поисках экстрима: первые иностранцы, покорившие центр Азии / М. В. Монгуш // Современные проблемы сервиса и туризма №4, 2008. – С. 8-15. Шаркова Е. А. Экологическая журналистика: природа источников экологической информации [Электронный ресурс] / Е.А. Шаркова // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: гуманитарные науки» №2, 2014. – Режим доступа: http://www.apriori-journal.ru/seria1/2- 2014/Sharkova.pdf – Загл. с экрана. – Яз. Рус Степанова Н. Ю. Природа и эволюция функций телевидения [Текст] / Н.Ю. Степанова // Социально-экономическое управление: теория и практика № 1(15), 2009. – С. 90-94. Савенко А.А. Реалити-шоу в контексте позитивных и негативных тенденций функционирования массовой культуры / А.А. Савенко // Вопросы культурологии №10, М.:2011. – С. 82-85. Ростовская, Ю. В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России/ Ю.В. Ростовская // Вопросы теории и практики журналистики №2, 2012. – С. 206-213. Почкай Е. П. Вторая жизнь человека на телеэкране (журналистика хобби) [Текст] / Е.П. Почкай // Опыт журналистики в свете теории №1, 2016. – С. 219-229 Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы / Н.В. Кривцов // Вопросы теории и практики журналистики №3, Иркутск 2017. – С. 347 – 365. Гегелова.Н.С трэвел-журналистика на Российском телевидении .Серия литературоведение. Журналистика.2016. с 128-133. Сергеева. Е. С,Фролова Н.М. Трэвел-журналистика на отчественном телевидении: этапы становления Медиаисследования.2017. № 4-1. С.166-172 1 Merriman E. Soft News, the Rise of Critical Journalism, and How to Preserve Democracy / EDGE. Spring Quarter. 2003. 2 Борн И.М. Краткое руководство к российской словесности. СПб, 1808, - С. 140.. 3 Борн И.М. Краткое руководство к российской словесности. СПб, 1808,- С. 136.. 4 Карамзин Н.М. Письма русского путешественника// Избранные сочинения в 2 т., T.I.- M.-JL, 1964.- С.79.. 5 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. М.: ГИХЛ, 1948. Т. IV. - С. 997.. 6 Гуминский В.М. Путешествие / В.М. Гуминский // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1987 – С. 314-315. 7 Гуминский В.М. Путешествие / В.М. Гуминский // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1987 – С. 314-315. 8 Шадрина М.Г. Эволюция языка «путешествий»: Дис.…д-ра филол. наук. М., 2003. - С. 394.. 9 Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Мediascope. — 2013. — № 3. — Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1385. 10 Маслова Н. М. Путевой очерк: проблема жанра / Н. М. Маслова. – М.: Знание, 1980 – С. 72 11 Сафарчиева Ф. Ф. Современный травелог: жанр или иллюзия жанра? // Травелоги: рецепция и интерпретация: Сборник статей / Сост., отв. ред. Э.Ф. Шафранская. – СПб.: Свое издательство, 2016 – С. 212 12 Показаньева И. В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики // Вестник ВГУ, 2014. № 4. С. 135–136. 13 Ревенко, А. А. Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект / А. А. Ревенко. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 127-133. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8516/ (дата обращения: 04.04.2022). 14 Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — С. 189. — 416 с. 15 Покровский С. История «Клуба кинопутешествий» глазами одного из его создателей [Электронный ресурс] / С. Покровский // Всемирная энциклопедия путешествий 2009. –URL:https://planetguide.ru/krugosvetka/entry/118/- Загл. с экрана. – Яз. рус.(дата обращения: 04.04.2022). 16 Захаров П. П. Кто Вы, Владимир Адольфович Шнейдеров?! // [электронный ресурс], URL: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6732-Загл. с экрана. – Яз. рус.. (дата обращения: 04.04.2022). 17 Долгова, Л. В. Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики в контексте истории / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12693/ (дата обращения: 04.04.2022). 18 Сабитова, Л. И. Становление и развитие отечественного телевидения / Л. И. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 657-659. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25976/ (дата обращения: 05.04.2022). 19 Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М., 2002. — с. 21–103 20 Ильченко С. Н. Историко-культурные предпосылки трансформации системы жанров отечественного телевещания// Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики: сб. статей /. СПб.: Ин-т «Высш шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. № 4. С. 38. 21 Ревенко, А. А. Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект / А. А. Ревенко. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 127-133. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8516/ (дата обращения: 04.04.2022). 22 Даша Алишевская. Шоу «Орел и решка» собирается в Сомали? (рус.) (14 октября 2013). Архивировано 17 октября 2013 года. URL: http://kp.ua/daily/141013/418358/ (дата обращения: 04.04.2022). 23 Ревенко, А. А. Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект / А. А. Ревенко. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 127-133. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8516/ (дата обращения: 04.04.2022). |