«Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте». Курсовая работа 3й курс. Курсовая работа Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
Скачать 235 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Факультет психологии и педагогики Кафедра общей и профессиональной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА «Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте» Выполнил студент Гуторова Полина Сергеевна группы ПО-302 очной формы обучения направления подготовки Психолого-педагогическое образование ___________________________________ ___________________________________ (подпись) «____» ____________ 20____г.
Челябинск 2018 СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте………………………………………..6 1.1. Представление об одиночестве в психологической науке….……………..6 1.2. Характеристика подросткового возраста………………………………….12 1.3. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте…...…16 ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте………………………………………19 2.1. Организация эмпирического исследования……………………………….19 2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ……...……………21 2.3.Рекомендации направленные на преодоления одиночества в подростковом возрасте…………………………………………………………..27 Заключение……………………………………………………………………...29 Список литературы…………………………………………………………….30 Приложения……………………………………………………………………..32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной проблемы заключается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием на личностное развитие. Подростки очень остро переживают одиночество, считая себя покинутыми, брошенными, никому не нужными. Одиночество подростком является серьезной проблемой в обществе. В этом возрасте ребенок считает, что ему открывается много нового в жизни. И, с одной стороны может возникнуть замкнутость, а с другой, наоборот, жажда общения, быть откровенным, стремление к дружбе. Подростку необходим понимающий человек, опора, того с кем бы он мог делиться всеми своими секретами. Исследователи отмечают, что именно из-за отсутствия понимания, близкого человека и является причиной одиночества. Для каждого подростка одиночество имеет свою личную значимость, а иногда и ценность, позволяющий познать свой внутренний мир. Цель исследования: Изучить особенности переживания одиночества в подростковом возрасте Объект исследования: Переживание одиночества Предмет исследования: Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте Гипотеза исследования: Существуют различия в особенностях переживания одиночества в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1) провести анализ психологической литературы с целью выявления представлений об одиночестве, психологических особенностей в подростковом возрасте; 2) организовать и провести эмпирическое исследование по изучению особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте; 3) осуществить количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования; 4) разработать рекомендации о преодолении одиночества в подростковом возрасте В исследовании приняло участие 38 человек (Одного из лагерей Артека) из них 19 человек девочек и 19 человек мальчиков от 12-14 лет. Теоретико-методологической основой исследования выступают: работы авторов о психологическом переживании одиночества (Григорий Зилбург, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и др.); работы авторов по характеристике подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Г. Гецер, Ж. Пиаже и др.); рабаты авторов по проблеме одиночества в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.) Методический аппарат исследования: – методы теоретического анализа психологической литературы (анализ, синтез, обобщение); – эмпирические методы (метод тестирования – диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной, Опросник для определения вида одиночества С.Г Корчагина); – методы количественной и качественной обработки результатов (в качестве обработки использовался критерий U-Манна Уитни, обработка осуществлялась с использованием компьютерной программы Excel). Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в учебно-педагогической деятельности и в деятельности психолога по работе с подростками. Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями. ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте 1.1 Представление об одиночестве в психологической науке Существовало много взглядом на проблему одиночества. Рассмотрим некоторые из них. Светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы, радости. Эту линию развили романтики. Именно с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Романтики в XVIII веке делают одиночество своим программным лозунгом: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости окружающего мира. Ведущим мотивом творчества становится рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность. Таким образом, полная физическая изоляция человека перестаёт быть единственным условием возникновения одиночества. Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» [2]. В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному. Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством - продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением - необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению. Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору - «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога» Он признавал веру в бога, но нетрадиционную, отвергающую официальную церковь. Главный тезис данной философии сводится к утверждению, что верить в бога абсурдно, вера претит разуму, но сам мир абсурден, поэтому верить надо. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет никакой необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом. Идеи Кьекегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX - началу XX века. В основе их представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества. Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенциализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия. Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отменить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной - нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида». Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «Любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, - это его (сознания) собственная совершенная пустота». В своей работе Миюскович Б., вразрез теории Фрейда З., считающего одиночество болезнью, констатирует факт того, что одиночество не является болезнью в медицинском или даже социологическом смысле слова. Он убежден в том, что оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции. С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества. Почему так происходит? Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная. Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п. Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы. Социальная реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности. Идейная реальность. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий. Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот. То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной. Научившись понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его восприятию жизни, и, познав его, через собственное понимание его достичь взаимного понимания с его стороны [2]. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны [1]. У каждого автора свое представление об одиночестве: С. Кьеркегор считает, «что одиночество – это замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемы никем, кроме Бога» [1, стр. 18]. Томас Вульф считает, что это универсальное состояние всего человечества: «Одиночество отнюдь не редкость, не какой – то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни главного человека» [1, стр. 24]. Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви [3]. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения. Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности [3]. Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности. Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, на которые должен идти человек [3]. Существует три вида одиночества: - «отчуждающее одиночество»; Выступает отчуждение от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом. - «самоотчуждающее»; Человек постепенно теряет свое «Я» саморастворением, обезличенностью общения, отчуждением от самого себя. - Уединенность. Условием позитивного состояния одиночества является психологическая устойчивость личности, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормальное состояние нормального одиночества. 1.2 Характеристика подросткового возраста Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни [17]. Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно [6]. Гендерное неравенство – тоже одна из распространенных проблем. Девушки-подростки сталкиваются с дискриминацией во многих частях света. Во многих обществах родители не вкладывают столько же усилий в здоровье и образование дочерей, как для сыновей. Во многих географических регионах женщинам не позволяют иметь собственность. Из-за бедности и отсутствия возможности заработка девушки и женщины подвержены сексуальной эксплуатации, такой как детские браки, сексуальное насилие и продажа в сексуальных целях. Невесты-дети практически никогда не оканчивают свою учебу и, из-за большой разницы в возрасте со своими мужьями, находятся в подчинении семьи, также обычно им не разрешается общаться за рамками семьи. Их возможность уйти от жестоких мужей очень ограничена. В обществах, где у женщин мало прав и они имеют небольшой социальный статус, сексуальное насилие является повсеместным, и женщины несут ответственность в том случае, если оно случается. Ежегодно от 700 тыс. до 4 млн девушек-подростков являются жертвами сексуальной торговли и влачат жалкое существование, сопровождающееся деградацией и болезнями [7]. В подростковом возрасте тесно переплетаются два взаимодействующих фактора развития: - биологический; Он проявляется в гармональных, физиологических и физических перестройках. С одной стороны, происходит значительный рост мышечной массы, рост тела в длину, с другой – грудная клетка и кости таза отстают в развитии. Наблюдается расстройство межцентральной координации движений. Вследствие этого подросток часто выглядит неловким, неуклюжим, «угловатым». Важную роль в развитии играет половое созревание. У мальчиков оно начинается в 12 – 13 лет и заканчивается к 15 – 16 годам; у девочек – на 1,5 – 2 года раньше. Биологический возраст у девочек и у мальчиков различен. Может возникнуть дисгармония между быстрым темпом биологического созревания и нравственным развитием, пониманием отношений между мужчиной и женщиной. - социальный. К нему относят маргинальность – пребывание на границе двух миров – мира детей и мира взрослых. Подростки уже слишком «большие» для детей и еще слишком «маленькие» для взрослых. Существенно расширяются сферы социальной активности подростка и изменяется их значимость. Увеличивается количество социальных ситуаций, требующих самостоятельной ориентации. Изменяются отношения со сверстниками, учителями и родителями. Переходный характер развития подростка вызывает тяжелое переживание неопределенности. Проявляется реакция эмансипации – стремление подростка освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Выделяют следующие виды эмансипации подростков (И.С. Кон): - эмоциональная – стремление к большей эмоциональной близости со сверстниками; - поведенческая – стремление освободится от контроля со стороны родителей; - нормативная – стремление отвергнуть нормы и ценности, которых придерживаются родители. Другой важной особенностью социального поведения подростка являются его отношения со сверстниками, которые становятся более глубокими и значимыми, нежели отношения со взрослыми. Около 80 % подростков входят в группу сверстников и около 20 % являются одиночками. Общение со сверстниками выполняет ряд функций: - получение информации, не сообщаемой взрослыми; - отработка навыков социального взаимодействия; - переживание эмоционального контакта с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности и взаимной поддержки, что позволяет сформировать чувство автономии от взрослых. Имеются половые различия в общении: мальчики вступают в контакт друг с другом в основном ради игрового или делового взаимодействия, в котором у них складывается эмоциональная близость, их общение предметно; девочки выбирают партнеров на основе симпатии друг к другу, содержание же их деятельности для них менее значимо. Большое значение для мальчиков и для девочек дружба как средство самопознания, взаимопонимания, взаимоуважения, установление эмоциональной близости. Специфика полоролевого поведения в подростковый период заключается в следующем: - рост интереса к противоположному полу; - опережающее и более устойчивое усвоение половой роли девочками [4]. Обнаружена связь между проявление ранней сексуальной активности и успехами или неудачами в учебе: слабоуспевающие ученики раньше начинают проявлять сексуальную активность, которая, вероятно, выступает для них средством удовлетворения потребности в успехе [13]. Следует так же отметить возникновение в подростковом возрасте мотивов делинквентного поведения (наркомания, алкоголизм, курение, преступное поведение), что может быт обусловлено такими причинами, как: - поиск новых ощущений, психическое экспериментирование; - соответствие обычаям и традициям подростковой группы; - желание выглядеть взрослым; - реакция на чувство тревоги и одиночества, неуверенности в себе; - корыстная и насильственно – эгоистическая криминальная мотивация [4]. Общество, в котором растут подростки, оказывает важное влияние на их развитие, взаимоотношения, приспособление и возникающие проблемы. Ожидания общества формируют их личности, влияют на их роли, направляют их будущее. Структура и функции общества либо помогают им удовлетворять свои нужды, либо создают новые проблемы, стимулируя последующее напряжение и фрустрацию. Поскольку подростки – это социальные существа, которые являются частью большого сообщества, необходимо понять эту социальную группу и то, как она на них влияет [11]. В качестве основного новообразования подросткового возраста указывает на «чувство зрелости» (Д. Б. Эльконин). Подростак стремиться быть и чувствовать себя взрослым, что проявляется в его манерах поведения, стиле одежды, построение планов на будущее, профессиональном самоопределении, ориентации на мужскую и женскую роли, «взрослых» интересах и др. Среди новообразований отмечается также формирование самосознаний и рефлексивного мышления, социальной ответственности, мировоззрения [4]. 1.3 Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте И.С. Кон, наряду с другими исследователями подросткового возраста, связывает возникновение одиночества со становлением самосознания, с осознанием своего отличия от других. «До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его от внимания только в исключительных, конфликтных ситуациях. Его Я практически сводится к сумме его идентификации с разными значимыми людьми. У подростка все иначе. Ориентация одновременно на нескольких «значимых других» делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию и чувство своей особенности, непохожести на других. <…> Сознание своей особенности, непохожести вызывает чувство одиночества или страх одиночества, характерны для подростка. <…> Чувство одиночества – нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но оно может быть и драматичным» [14, с. 85 – 89]. В связи с одной из главных тенденций подросткового возраста – переориентации направленности общения с родителей на сверстников, возникает основное противоречие в сфере общения подростка: одновременная потребность в обособлении и потребность «в принадлежности». «Хотя обобщение чаще проявляется в эмансипации от взрослых, оно действует и в отношении со сверстниками. При этом меняются представления о содержании таких понятий, как «уединение» и «одиночество». Дети, во – первых, трактуют их как равнозначные, а, во – вторых, связывают с неким «физическим» состоянием («нет никого вокруг»), подростки же не только разделяют значение этих слов, но и наполняют эти слова психологическим смыслом, предписывая как отрицательную, так и положительные стороны.» [ 19, с. 129 ]. Поскольку, одиночество может быть и драматичным (понимание как «тоска», субъективное ощущение духовной и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении и человеческой близости), то одиночество порождает у подростков «неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками». [19,с. 130] Подростковый возраст характерен «возникновении интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенностью внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности предаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущим с собой конфликты» [20, с.122]. Т.В. Драгунова проводила специальное исследование, направленное на выяснение роли и места одиночества в подростковом возрасте. Общие вывод исследования заключается в следующем: - «У изученных нами подростков нет переживания одиночества как постоянного и характерного для них жизнеощущение. Оно возникает эпизодически, под влиянием внешних, а не внутренних обстоятельств» [ 11, с. 148 ]. - «Вместе с тем это эпизодическое ощущение отлично от того чувства, которое есть у детей более младшего возраста, когда они бывают лишены общества товарищей. Подросток ощущает одиночество как следствие нереализованной потребности быть включенным в коллективную жизнь. То есть одиночество выступает как результат конфликта с коллективом товарищей, даже при сохранении хороших отношений с семьей» [20, с.148]. - «Эпизодическое чувство одиночества отнюдь не доставляет подросткам наслаждения и активно преодолевается через включение в жизнь и деятельность коллектива» [20, с.150]. При этом Т.В. Драгунова выделяла в качестве особого феномена «стремление к одиночеству», понимая его как эпизодически возникающую у подростка потребность побыть одному. «Желание побыть одному у наших подростков связанно с потребностью разобраться в себе самом, в событиях окружающего мира, в своем отношении к этим событиям» [20, c. 152]. Одним из главных моментов исследования Т.В. Драгуновой является, на наш взгляд, понимание потребности побыть одному как «необходимого условия для формирования мировоззрения подростка, и как свидетельство наличия этого процесса на каком – то определенном его этапе» [20, с. 15]. Одиночество представляется не только симптомом происходящих изменений, но и может понято как одно из условий осознания своей уникальности, непохожести на других, которое «исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с другими людьми» [14, с.60]. |