Главная страница

Курсовик Полывянова А. Курсовая работа по дисциплине Методика профессионального обучения


Скачать 112.25 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика профессионального обучения
Дата30.03.2023
Размер112.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовик Полывянова А.docx
ТипКурсовая
#1025330
страница3 из 4
1   2   3   4
. Разработка новых методических приемов и средств (например, изложение информации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорного сигнала с многократным повторением на занятии).

Дидактическое обобщение(например, классификация методов обучения по источникам информации).

Дидактическое изобретение. Разработка новых способов и средств обучения.

Дидактическое открытие.Разработка новых методов обучения (новых процедур, потенциально обеспечивающих из-за выполнения специально подобранной психической или другой учебной активности субъекта учения реализацию явно сформулированной цели обучения или новых продуктов такой активности под управлением преподавателя). Например, поэтапное формирование умственных действий П.Я. Гальперина; суггестопедия (десуггестивно - суггестивные процедуры Г. Лозанова); выделение частей социального опыта человечества, подлежащих освоению в образовании И. Я. Лернера, освоение требуемой деятельности на основе выполнения специально подобранных действий (деятельностно - ориентированные методы обучения).

Деятельностно-ориентированные методы обучения, обеспечивающие активность обучающихся под руководством педагога следующие.

В процессе реализации метода совершенствования теории происходит уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории.

Теоретическое обобщение способствует адаптированному включению в известную теорию новых объектов. Подведение под известную теорию процессов.

Новая теория позволяет обобщить существующий опыт педагогической и методической деятельности преподавателя. Объединенное единой концепцией теоретическое обобщение опыта преподавания и взглядов предшественников, воплощенное в совокупности взаимосвязанных определений и утверждений.

Педагогическое усовершенствование позволяет разрабатывать новое методическое оснащение занятий, способствующее более качественному достижению поставленных целей и требований Федерального государственного стандарта в формировании компетенций обучающихся.

В данной группе методов, способствующих педагогическом открытию, педагогическое изобретение стимулируетактивность обучающихся реализацией нового содержания образования (поскольку отсутствуют методы и формализованные процедуры такого обоснования).

Педагогическое открытие - эторазработка новой системы обучения и воспитания для каждого уровня образования.

Труд преподавателей имеет ярко выраженную специфику в отличие от труда в других сферах. Это труд сложный, требующий серьезной профессиональной подготовки и постоянного повышения квалификации. Конечно, каждый педагог сталкивается с так называемой «рутиной» – от проверки тетрадей до многократного повторения учебного материала, отдельных положений, законов, принципов. Тем не менее, труд педагога, несомненно, творческий. Это проявляется как в создании новых оригинальных учебно - и научно-методических разработок, авторских курсов, так и в адаптации существующих разработок к индивидуальным особенностям обучаемых. Продукты творческого труда педагога используются в практической работе коллегами, учеными-исследователями, служат материальной базой для научных работ с целью совершенствования педагогического процесса и процесса профессиональной подготовки обучающихся в колледже. Благодаря творческому труду педагога развивается интеллектуальный потенциал обучаемых, способствующий достижению ими высокого уровня конкурентоспособности на рынке труда.

Продукты творческого труда преподавателей имеют специфику. Большинство из них – объекты авторского права. Кроме того, некоторые из этих продуктов можно считать «ноу-хау», т.е. секретами преподавательского мастерства, нередко неотделимыми от своего автора (на вопрос анкеты о специфике оценки объектов интеллектуальной собственности один из респондентов по этому поводу сказал так: «Продукт творческой деятельности настолько тесно слит своим автором, что оценка объекта приводит со своим автором, что оценка приводит к оценке субъекта»).

Обратимся к циклу предметно-материального воплощения продуктов труда преподавателей и его конечным результатам. Изобразим это в виде логической цепочки, которые отражены на рисунке 4:



На рисунке 4 отражено воплощение продуктов труда преподавателей

В завершении параграфа хочется отметить, что в оценке продуктов преподавательской деятельности масса нерешенных проблем. Обусловлено это тем, что конечные результаты педагогического труда проявляются чрезвычайно опосредовано даже в сравнении с протяженным циклом реализации научных разработок. Тем не менее, каждый новый результат педагогического труда - это результат умственного труда, новый интеллектуальный продукт, который может удовлетворять потребности людей, использоваться в образовании, воспитании, производственно-коммерческой, культурно - досуговой деятельности, то есть может быть товаром и приносить своим создателям определенный доход.
2 Развитие профессиональных компетенций у будущих дизайнеров на занятиях теоретического обучения по разделу междисциплинарного курса «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»
2.1 Методический анализ содержания раздела междисциплинарного курса «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»
Цель изучения курса «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» - овладение теоретическими основами педагогики, основами воспитания и образования, психологией художественного творчества и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт: организации художественно-творческой работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

уметь: использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

знать: основы педагогики; основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические аспекты творческого процесса; требования к личности педагога.

Обязательная учебная нагрузка студента - 140 часов, время изучения - 3-6 семестры.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

- развитие профессиональных навыков через формирование практических умений;

- развитие созидательных творческих способностей;

- -формирование умения решать художественно-творческие задачи по созданию художественных образов в разном материале,

- самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой;

- проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.

Место курса в общей системе подготовки специалиста

Междисциплинарный курс «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» занимает одно из центральных мест в лекционном курсе учебного процесса. Он должен заложить прочный фундамент для практической деятельности.

Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения междисциплинарного курса «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»:

Дизайнер(базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями

ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК-6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.

ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК-9 Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности

Дизайнер(базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов

ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн проектов

ПК 1.2 Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций, в области дизайна

ПК 1.3 Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта

ПК 1.4 Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта

ПК 1.5 Выполнить эскизы с использованием различных графических средств и приемов

Техническое использование художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале

ПК 2.1 Применять материалы с учетом их формообразующих свойств

ПК 2.2 Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале

ПК 2.3 Разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технически чертежи

ПК 2.4 Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия

Контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу

ПК 3.1 Контролировать промышленную продукцию и предметно – пространственные комплексы на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации

ПК 3.2 Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощением предметно-пространственных комплексов.

Организация работы коллектива исполнителей

ПК 4.1 Составлять конкретные задания для реализации дизайн-проекта на основе технологических карт

ПК 4.2 Планировать собственную деятельность

ПК 4.3 Контролировать сроки и качество выполненных заданий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

- теоретические концепции современной психолого-педагогической науки;

- свободно ориентироваться в предметном содержании курса;

- закономерности освоения человеком окружающей действительности;

- теоретические основы, основные положения и современные методы дизайнерского проектирования;

- тектонические закономерности формообразования объектов предметной среды, принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования.

2. Уметь:

- выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;

- формулировать документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче;

- направлять развитие и саморазвитие личности.

3. Владеть:

- методом творческого проектирования;

- знаниями, умениями и навыками в области проектирования в дизайне.

Формы и методы освоения материалов дисциплины.

Содержание разделов курс «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин».

Лекционный курс рассчитан на четыре семестра и включает в себя 140 учебных часов, 10 лекций, 40 лабораторно-практических занятий и 90 часов самостоятельной работы. Представляется более целесообразным разделить его на разделы, с последующим делением на темы, последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса.

Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и помогает студентам формировать профессиональное мышление и овладевать научным пониманием и познанием искусства. В программе выделены двенадцать разделов по освоению материала художественной, декоративной, стилизованной и абстрактной видов композиции и преобразование этих графических объектов в элементы преподавания.
2.2 Формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров на практических занятиях по декоративной композиции.
На сегодняшний день дизайнер призван выполнять одну из ключевых ролей - формировать эстетические многофункциональные также экономически выгодные и интересные изделия. Задача дизайнера - учитывать в проектируемом продукте все без исключения – популярные тенденции, потребительские предпочтения, эргонометрические требования, возможности производства, экологические рамки, эстетические потребности общества. Данная цель усугубляется тем, что один и тот же товар выпускается десятками и даже сотнями различных производителей. Зачастую именно дизайн продукта определяет его конкурентоспособность. В подобных обстоятельствах на первый план выходит творческая деятельность дизайнера, его умение представлять уникальные идеи, отклоняться в собственных действиях от стереотипов.

Формирование профессиональных компетенций на занятиях согласно композиции декоративно-прикладного искусства, станет ориентирована, в первую очередь, на изучение проблемы качества высококлассной подготовки специалистов. В последнее время снова критически возникает вопрос совершенствования форм обучения, так как совершенно очевидно, что стимуляция учебного процесса, сконцентрированного на подготовку конкурентоспособного специалиста в пределах назначенного времени, не может быть достигнута лишь путем оптимального отбора содержания учебного материала.

Необходимо выделить, что для современного профессионального специалиста значим не сам факт обладания суммой познаний и умений, а имеет большую значимость умение к реализации данной суммы знаний и умений в практической деятельности. Формирование конкурентоспособного обучающегося обусловлено наличием определенного компетентностного опыта, то есть обладание обучающимся определенной компетенцией или системой компетенций в конкретной области, а также совокупность его личностных качеств.

Формирование профессиональной компетенции обучающихся осуществляется через сущность образования, которое содержит в себе не только лишь перечень учебных предметов, однако и профессиональные умения, и навыки, которые развиваются в процессе обучения, а также способность к осуществлению их на практике.

В большинстве случаев ряда исследований более популярных методических работ в сфере изучения композиции в дизайне выявил немаловажную значимость композиционного анализа в процессе развития профессиональных умений будущих дизайнеров. Однако в отечественной литературе не попадается системного изложения использования данного средства на первоначальной стадии обучения, при изучении основ композиции. В данном тексте раскрыли ключевые положения использования композиционного анализа, которые позволяют наиболее эффективно его применять в учебном процессе, а также обозначены профессиональные умения, формируемые у студентов-дизайнеров, что позволяет автору определить цель использования композиционного анализа как средства обучения в образовательном процессе.

Композиция в области искусства, а также и литературы подразумевается, как процесс построения, расположения компонентов, которые объединены единым замыслом, с целью формирования гармоничного единства.

В том числе и основные принципы композиционной организации закладываются уже на первоначальном этапе обучения студентов-дизайнеров в курсе занятий согласно дисциплине «Композиция». В ходе обучения основам композиции, обучающиеся приобретают необходимые теоретические знания, практические умения, однако, как отмечает исследователь дизайнерского творчества В.Ю. Медведев, приобретенные умения и навыки, как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности дизайнера далеко не всегда расширяются умением анализа композиции.

Таким образом, основой этого анализа является система познаний о сущности композиции, а сформированная на ее основе технология композиционного анализа должна способствовать следующим факторам:

- проведению предпроектных исследований, в том числе эффективной оценке аналогов и прототипов, которые составляют базу исследования;

- объективной оценке собственных результатов проектной деятельности на промежуточных и завершающих стадиях проекта;

- экспертной оценке продуктов дизайнерской деятельности.

Таким образом, композиционное исследование в ходе обучения основам композиции используются преподавателем в качестве коллективного, индивидуального средства обучения. В то же время применяется при объяснении нового материала, определении направлений эффективной работы, методов и средств решения установленных учебных задач, с целью активизации внимания на более частых ошибках с дальнейшим анализом и целью их устранения.
1   2   3   4


написать администратору сайта