Курсовик Полывянова А. Курсовая работа по дисциплине Методика профессионального обучения
Скачать 112.25 Kb.
|
Вместе с тем главными примерами композиционного анализа, используемыми на начальных этапах обучения основам композиции, считаются наилучшие образцы мирового искусства в области архитектуры, скульптуры, живописи, графики, графического дизайна. В данных случаях ярко выражена идея произведения, легче выявляются законы и средства композиционной организации. Включение в работу в качестве примеров композиционного анализа изделий промышленного дизайна рационально осуществлять уже после изучения основных законов и средств композиции, при изучении пластических форм. Данное положение связано с тем, что в изделиях промышленного дизайна труднее уловить и почувствовать системную организацию композиции, которая обусловлена, в том числе художественным и многофункциональным решением. Как правило, в процессе изучения основ композиционной организации необходимо опираться на соответствующие основные положения: - при анализе основываться на понятиях композиционной теории, подходить к вопросу системно, целенаправленно, выделять в учебных целях изучаемый материал с обязательным рассмотрением его в общей структуре анализируемой композиции; - основываться на том, что примеры композиционного анализа не должны быть образцами для подражания, они являются стимулом к творческому процессу, выявляют перспективные пути решения композиционных задач; - словесный поэтапный анализ примеров композиционной организации в ряде случаев целесообразно дополнять композиционными схемами, которые выносятся отдельно от изучаемого примера или накладываются непосредственно на анализируемую композицию; - применять компьютерные графические программы в процессе анализа композиционных примеров. В процессе применения композиционного анализа у студентов формируется ряд специфических профессиональных умений. Анализ методических работ в области изучения основ композиции позволил определить наиболее важные из них: - выявлять средства, используемые в анализируемой композиции, производить оценку влияния данных средств на общий композиционный строй; - производить анализ композиции с целью выявления взаимосвязи формы и содержания, определять, как используемые средства и способы композиционной организации проявляют идею композиции; - на основе анализируемой композиции составлять композиционные схемы для выявления общей динамики композиционной организации; - подбирать и анализировать композиции, которые являются удачными примерами решения поставленных композиционных задач, выявлять на основе анализа перспективные пути решения; - анализировать собственные начальные эскизы, выбирать оптимальные варианты композиционных решений, исходя из поставленных учебных задач; - умение анализировать собственную композицию, критически определять удачные решения и ошибки, а также способы их устранения. Необходимо выделить, что раскрытые выше ключевые аспекты использования композиционного анализа в ходе обучения основам композиции и формируемые профессиональные умения дали возможность установить, так как целью применения композиционного анализа в учебном процессе считается формирование у студентов-дизайнеров самостоятельной, основанной на знаниях теории композиции, целенаправленной, последовательной деятельности, которая заключается в делении сложных многоэлементных композиций на отдельные части с дальнейшим определением и уяснением того, как эти части взаимодействуют между собой и с целым, создавая общую гармоничную структуру. Эта способность области композиционного анализа способствует углубленному пониманию основ организации композиции, ее оценке, а также оценке личных результатов учебной деятельности. Профессиональная компетентность считается целью и результатом во вновь созданных ФГОС согласно различным тенденциям подготовки обучающихся СПО. Вследствие этого в настоящее время имеется социальный заказ на формирование высококлассной компетентности специалистов. Потребность профессиональной компетентности у выпускников вуза требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионал-дизайнер. Основную значимость в изучении специальности дизайнера и воспроизводстве профессиональных компетенций представляет среднее профессиональное дизайн-образование, готовящее профессиональных специалистов различных направлений дизайна. Одним из ключевых методов в дизайн-образовании, содействующих приобретению, а также и освоению обучающими основных знаний, а также и умений, требуемых для их последующей деятельности в качестве специалистов-дизайнеров, считается композиция. Результатом художественно-дизайнерской разработки представляет целесообразно аргументированная, изготавливающая красочное представление и обладающая отчетливо выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. В данном контексте основной становится проблема профессиональной подготовки студентов - будущих художников декоративно-прикладного искусства, способных показать себя в различных сферах профессиональной деятельности. М. В. Соколов отмечает: «Важно определиться - какого специалиста мы хотим получить. Инновационные образовательные стандарты ориентированы на развитие новой дидактико-компетентностной модели образования, призванной разрешить противоречия среди требований, предъявляемыми государством, обществом, работодателем к качеству образования, и образовательными результатами. Понятие «компетенция» - одно из главных в современных научных исследованиях и образовательных практиках. И. А. Зимняя полагает, что компетентность - это «основанный на знаниях, интеллектуальный и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». Основными элементами высококлассной компетентности художника декоративно-прикладного искусства являются: - мотивационно-ценностный; - когнитивный; - практический; - индивидуально-психологический; - личностный. Необходимо выделить, что меняющиеся общественно - экономические требования, активное формирование производительных сил, науки, техники, культуры приводят к растущей значимости дизайнера в современном мире. Таким образом ведь, можем выделить, что, учитывая во внимание растущую значимость дизайна в современном мире, увеличивающаяся потребность на компетентных специалистов, способных представлять уникальные продукты и услуги, удовлетворяющие наиболее различным пожеланиям потребителей, является важным формированием у дизайнеров творческого компонента профессиональной компетенции. В трудах Н.В.Матяш, М.Б.Павловой, М.Б.Романовской, а также иных педагогов-исследователей замечается огромный потенциал метода проектов в формировании креативных качеств личности. В настоящий период времени метод проектов уже перешел границы метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире применяется как в средней, таким же образом и в высшей школе. Рациональность применения проектного обучения с целью формирования творческого элемента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его тенденцией в решение настоящих профессиональных задач, развитие качеств личности, требуемых согласно деятельности дизайнера, которая по собственной сути считается проектной. Педагогические требования, способствующие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: 1) сопровождение разработок проектов, в основе которых лежат реальные профессиональные проблемы, консультированием специалистами с предприятий; 2) выполнение студентами основных командных ролей с целью приобретения опыта работы в команде, выработки навыков конструктивного профессионального общения и взаимодействия; 3) использование портфолио в качестве эффективного средства оценки и самооценки творческого мышления, профессиональных навыков и индивидуального стиля студентов; 4) деятельность преподавателя, направленная на развитие творческого компонента у студентов, посредством их мотивации к решению нестандартных профессиональных задач, инициирования овладения методологией и методикой решения творческих задач, демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов Реализация предложенных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров дает возможность: - стимулировать развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера путем внедрения реальных профессиональных задач, позволяющих реализовать все этапы дизайнерской деятельности, применять знания, навыки на междисциплинарном уровне; - развивать у студентов творческие способности, умения, навыки, воображение и творческое мышление в целом за счет постепенного усложнения проектов, позволяющего планомерно переходить от репродуктивно-творческой деятельности к творческо-репродуктивной, а затем и к творческой; - развивать способности студентов к творческой самореализации- и самооценке путем оформления портфолио; - осуществлять профессиональный отбор преподавателей в соответствии с их способностью организовывать эффективное проектное обучение и развивать творческий компонент профессиональной компетенции у студентов. Заключение Ориентация современного профессионального и высшего образования на подготовку нового типа специалистов в области дизайна, готового к инновационной деятельности, участию в преобразующей опытно-экспериментальной работе, обуславливает необходимость выявления его исследовательского потенциала, стимулирование его «выхода» за рамки традиционного мировосприятия. Новое качество подготовки специалиста в области дизайна должно определять не только готовность к применению на практике уже известных способов решения задач практической профессиональной деятельности, но и способность к самостоятельному поиску их решения. Иначе говоря, речь идет об овладении исследовательской культуры, которая является показателем отношения к профессиональной деятельности как творчеству и готовность к ее осуществлению. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Модель творческой личности может быть представлена следующими основными характеристиками: - высокий интеллектуальный уровень (оригинальность, самостоятельность мышления, сила воображения, интуиция, «цепкая» память, наблюдательность, умение сосредоточиться); - высокий уровень работоспособности; - энтузиазм, выносливость, неудовлетворенность достигнутым; инициативность, склонность к риску; - организационные и управленческие умения и навыки; - степень самообладания, терпимость к критике, сдержанность в общении и др. Личность, обладающая такими характеристиками, способна к высокопродуктивному труду и конкурентоспособна на рынке труда как национальном, так и международном. Творческий стиль деятельности универсален, так как охватывает все составляющие деятельности, все качества и стороны личности специалиста-дизайнера, предполагает их гибкое использование в меняющихся условиях; целесообразен, так как включает нацеленность на решение главных задач наиболее рациональными путями; самобытен, ибо предполагает развитие и использование, прежде всего наиболее сильных сторон личности дизайнера, его наиболее ярких способностей. Творческий стиль деятельности всегда предполагает особый почерк, индивидуальную неповторимость. В практической части исследования с целью развития профессиональных компетенций у будущих дизайнеров при изучении междисциплинарного курса «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» разработано содержание ряда самостоятельных работ по выполнению декоративной композиции. Современному обществу необходимы дизайнеры, обладающие знаниями в области искусства и художественно-графических дисциплин; владеющие методикой проектирования окружающей среды; использующие современные компьютерные технологии для создания функциональных, эстетичных и конкурентоспособных проектов. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов рассматриваемой проблемы ввиду ее многоплановости и ставит ряд проблемных вопросов, требующих решения. Среди них следует отметить проблемы совершенствования учебного процесса на интегративном уровне - расширения междисциплинарного взаимодействия между группами дисциплин, формирующих общекультурные (универсальные) и профессиональные (общепрофессиональные и специальные) компетенции с нацеленностью на взаимодействие психолого-педагогической и дизайнерской (художественно-проектной) составляющих, ориентированных на специфику профессиональной деятельности специалистов в области дизайна. Список использованной литературы 1. Педагогическая энциклопедия. /Под общей редакцией А.Н. Фролко. – М., 2007. 2. Энциклопедический словарь. / Ред. А.М.Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 3. Психологический словарь / автор-сост. В.Н. Копорулина. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1996. 5. Крутецкий В.С. Основы педагогической психологии. - М., 2009. 6. Лопухина Е.К., Захаренко А.Б. Генерация идей и инженерное творчество. – М., 2009. 7. Технология развития педагогического творчества. / Под ред. И.П. Радченко. – М., 1998. 8. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. – Казань. 2011. 9. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студентов сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 10. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 2007. 11. Кан-Калик В.А, Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1998. 12. Плюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности: Кн. для учителя. – М.; Просвещение, 1989. 13. Красильщиков В. Россия и мировые модернизации // Proet Contra. – 2009. Т.4. - №3. 14. Лопухина Е. К., Меренков Д. Опыты по творческому развитию. // Высшее образование в России. – 2012. - №2. 15. Харькман В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. – М., 2012. 16. Миндели Л., Васин В. Проблемы выбора и реализация приоритетов в научно-технической сфере. // Общество и экономика. – 1999. - №9. 17. Орлов А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2009. – №2. 18. Ушинский К.Д. Собр. соч. – М., 1950. – Т.2. |