Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3.3 Щипковые музыкальные инструменты

  • 2.3.4 Духовые музыкальные инструменты

  • 2.3.4.1 Лингвальные духовые инструменты

  • Курсовая работа по профессиональному модулю пм. 1 управление ассортиментом товаров


    Скачать 298 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по профессиональному модулю пм. 1 управление ассортиментом товаров
    Дата29.03.2022
    Размер298 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkursach_mat_ego.doc
    ТипКурсовая
    #424523
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    2.3.2 Язычковые музыкальные инструменты

    Свое название эти инструменты получили из-за того, что звук у них образуется благодаря колебаниям упругих стальных язычков. К язычковым инструментам относятся гармони всех видов, баяны и аккордеоны. Все эти инструменты имеют одинаковые основные узлы: корпус, гриф, клавишный механизм.

    Корпус состоит из правой и левой коробок и меха. Внутри каждой коробки имеется фанерная перегородка (дека) с отверстиями для прохода воздуха при растяжении мехов. С наружной стороны деки все отверстия закрываются клапанами, а с внутренней стороны на деке перед отверстиями закреплены планки с голосовыми язычками и резонаторы.

    К правой коробке прикреплен гриф с кнопками или клавишами. Клавишный механизм состоит из системы металлических рычагов, соединяющих клавиши с клапанами на деке, которые открывают доступ воздуха при растяжении мехов к голосовым язычкам. Высота звука зависит от размера язычка, который открывает клапан. Корпус изготовляют из березы и облицовывают галантерейным целлулоидом.

    В зависимости от количества одновременно звучащих язычков инструменты подразделяются на одно-, двух-, трех-и четырехголосные. Чем больше голосов, тем громче (голосистее) звучание инструмента.

    Мех служит для создания давления воздуха, изготовляется из картона, оклеивается ситцем, бязью или дерматином. Углы для прочности оклеивают кожей и окантовывают металлическими пластинами.

    По виду используемого звукоряда выделяют две группы язычковых инструментов: диатонические с диатоническим звукорядом (гармони — тульские, саратовские и т. д.) и хроматические — с хроматическим звукорядом (аккордеоны и баяны).

    Регистровые переключатели предназначены для изменения тембра звучания инструмента.

    Отличительной особенностью тембра аккордеонов является то, что его голоса настроены в "разлив" — серебристый вибрирующий звук, по которому узнается звучание аккордеона.

    Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода: на первом месте буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г— гармонь; на втором месте — количество кнопок (клавишей) на грифе (правой клавиатуре), на третьем месте — количество кнопок в левой клавиатуре; на четвертом — количество одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши; на пятом — дробь: в числителе количество переключателей регистров на грифе, в знаменателе — в левой клавиатуре.

    Например, шифр А 41x120-111-7/2 Тула означает: аккордеон Тула, 41 клавиша на правой клавиатуре, 120 кнопок — на левой, инструмент трехголосый имеет семь переключателей регистров в мелодии и два — на басах.

    Гармони относятся к музыкальным инструментам с диатоническим звукорядом.

    Диатонические гармони подразделяются на два основных типа "хромки", которые при сжиме и разжиме меха, при нажатой клавише, издают звуки одной и той же высоты и "венки", которые при сжиме и разжиме издают звуки разные по высоте. Различают гармони одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание. Наиболее широкий диапазон звучания у гармони Рябинушка — Г 25x25-111.

    Баяны в отличие от гармоней имеют в мелодии хроматический звукоряд с количеством клавиш на грифе не менее 37. По конструкции левой клавиатуры они могут быть с готовыми, выборными и с готово выборными аккордами (ГТВ).

    В клавиатуре с готовым аккомпанементом кнопки первых двух рядов дают звуки отдельных басов, остальные ряды — готовые аккорды. У выборных баянов каждая кнопка левой клавиатуры извлекает один звук. Последние обладают большими игровыми возможностями и предназначаются для музыкантов высшей квалификации. Изготовляют также баяны, комбинированные с готовым и выборным аккомпанементом. В этом случае переключение отдельных звуков на готовые аккорды производится с помощью регистров левой клавиатуры. Баяны часто используются для сольного исполнения, для сопровождения вокала и хора. В отличие от аккордеонов имеют строгое, лаконичное оформление.

    Ассортимент баянов: Б 43x41-1; Б 52x100-11; Б 52x100-111-7.

    Аккордеоны предназначены для эстрадного исполнения, поэтому в их отделке широко используются цветной галантерейный целлулоид, хром, никель, яркие фирменные обозначения, дополнительные ложные клавиши и т. д.

    В отличие от баянов, которые имеют прямоугольную форму корпуса, аккордеоны имеют плавные переходы от грифа к корпусу, более удобную для игры стоя, прилегающую форму, клавиатура для правой руки у них чаще рояльного типа. Из-за больших размеров клавиш музыкальный диапазон правой клавиатуры у аккордеонов ограничен. Поэтому в аккордеонах для профессионалов делают правую клавиатуру не с клавишами, а с кнопками. Особенностью аккордеонов является своеобразная "вразлив" настройка голосовых язычков, это придает звучанию инструмента своеобразный джазовый оттенок. Аккордеоны всегда имеют несколько регистров, которые могут включаться в различных вариантах.

    Ассортимент аккордеонов: А 34x80-111-3/2; А 37x96-111-3/2; А 41x120-111-5/2; A 41xl20-IV-9/3. Эти аккордеоны имеют различные фирменные названия ("Вельтмейстер", "Орфей" и др.).

    Аккордеон "Орфей"— А 75/87x120-11-5/2 — кнопочный аккордеон. Его часто называют баяном. В правой клавиатуре 75 действующих и 12 ложных кнопок. По объему звукоряда и по своим музыкальным возможностям он не уступает баяну.

    2.3.3 Щипковые музыкальные инструменты

    К группе щипковых музыкальных инструментов относят: гитары, балалайки, домры, мандолины. В этих инструментах звук извлекается путем защипывания струн пальцами или упругой пластинкой — медиатором.

    Гитара. Основными узлами гитары (рис.) являются корпус, гриф и колковый механизм. Корпус гитары напоминает форму восьмерки и состоит из деки, дна и обечайки. Наиболее важной деталью является дека. Через приклеенный к ней порожек дека воспринимает колебания струн и совместно с корпусом усиливает звук и придает ему специфический тембр. Контур деки украшают окантовкой, а резонаторное отверстие — розеткой. На грифе гитары установлены ладовые пластины и головка с колковым механизмом для натяжения струн.

    Длина струны между верхним и нижним порожком называется мензурой. Гитары с мензурой в 620 мм называются нормальными. Если величина мензуры составляет 650 мм, то такие гитары называются большими концертными. Гитары уменьшенных размеров (для детей) имеют мензуры 585 мм (терц-гитара, 540 мм (кварт-гитара) и 485 мм (квинт-гитара). По количеству струн гитары бывают шести- и семиструнные.

    Разновидностью шестиструнной гитары является гавайская гитара, которая отличается от обыкновенной отсутствием ладов на грифе.

    По качеству звучания и отделке различают гитары обыкновенного, повышенного и высшего качества.

    Обыкновенные гитары изготовляют из лиственных пород древесины (березы, бука) и покрывают лаком. Корпуса гитар повышенного качества облицовывают древесиной ценных пород, покрывают лаком, с последующей располировкой. Гитары высшего качества изготовляют с измененным контуром верхней части (для удобства исполнения) и двумя резонаторными отверстиями — эфами, как у скрипки. Такие гитары инкрустируют перламутром, металлические детали никелируют.

    Балалайка. Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки,задинки и дна, склеенного из клепок. В том месте, где ударяют пальцами по струнам, врезается панцирь, предохраняющий деку от ударов пальцами. Балалайка — трехструнный инструмент, но некоторые струны могут быть сдвоенные.

    По количеству клепок балалайки могут быть пяти-, шести-, семи— и даже девятиклепочными. Чем больше клепок, тем ценнее балалайка.

    В зависимости от назначения балалайки подразделяют на обыкновенные, оркестровые и сольные. К оркестровым относятся балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

    Мандолина. Мандолина — четырехструнный музыкальный инструмент со сдвоенными струнами. В зависимости от формы корпуса различают мандолины трех видов: овальные, полуовальные и плоские. Звук на мандолине извлекают медиатором.

    Домра. Домра в отличие от мандолины имеет корпус полушаровидной формы, гриф заканчивается головкой с завитком. Струны у домры одинарные. Домры могут быть трех— и четырехструнные. Используются домры только в составе оркестра струнных инструментов под названиями: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.

    2.3.4 Духовые музыкальные инструменты

    Духовая музыка обладает особой силой воздействия на человека. Она объединяет людей, рождая в них сокровенные чувства и высокую гражданскую настроенность. Трудно представить себе праздник, военный парад, торжественное шествие, спортивное состязание, народные гуляния без музыки духовых оркестров.

    Духовые инструменты применяются исключительно для оркестровой игры, они используются в духовых, симфонических, эстрадных и джазовых оркестрах. Такая особенность накладывает определенные ограничения на их распространение Основными потребителями духовых музыкальных инструментов являются профессиональные музыканты и учащиеся музыкальных учебных заведений, значительно реже — участники самодеятельности.

    Духовые инструменты обладают прекрасными возможностями эксплуатации за счет большой громкости звучания, относительной легкости при ношении, удобства удержания инструмента и удобства игры.

    У этих инструментов звук извлекается путем вдувания струи воздуха, которая приводит в колебание воздушный столб находящийся в канале корпуса. Корпус духовых музыкальных инструментов представляет собой полую трубку конического или цилиндрического сечения. Общая длина трубки называется стволом. Каналом ствола инструмента называется сквозное отверстие ствола. Каждый духовой инструмент имеет точно рассчитанную длину канала, соответствующую определенному тону. Звучащий целиком воздушный столб дает основной тон. Это важнейшая характеристика инструмента, и она указывается в паспорте на инструмент.

    Высота звука зависит от размера (длины и сечения) канала ствола духового инструмента. Чем длиннее канал ствола тем реже звуковые колебания, тем ниже звук, и наоборот, чем короче канал ствола, чем чаще звуковые колебания, тем выше звук.

    Изменять высоту звука можно двумя способами: передуванием и изменением длины канала инструмента.

    Передувание заключается в усилении вдувания воздуха. При сравнительно слабом поступлении воздуха инструмент издает основной тон, например труба в тоне до-диез. При усилении потока воздуха звук приобретает удвоенную частоту колебания и звучание становится на октаву выше.

    Изменение длины воздушного столба в амбушюрных инструментах осуществляется с помощью голосовой машинки, в лингвальных и лабиальных — с помощью открывания и закрывания отверстий в трубке инструмента.

    Так же, как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком или делить его на определенное количество равных одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания; при этом, чем более напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в инструмент и тем на большее количество частей разделится столб воздуха. Делением воздушного столба на части можно получить тот же ряд звуков, что и на струне.

    Духовые музыкальные инструменты в зависимости от материала, из которого они изготовлены, подразделяются на деревянные и медные. Деревянные инструменты значительно отличаются по звуку от медных: у деревянных инструментов звук светлый, прозрачный, у медных — яркий и мощный.

    По способу извлечения звука, конструктивным особенностям духовые инструменты подразделяются на амбушюрные (мундштучные), лингвальные (язычковые), лабиальные (губные).

    2.3.4.1 Лингвальные духовые инструменты

    В лингвальных инструментах воздух вдувают через укрепленную в их верхней части трость одинарную или двойную, которая является возбудителем колебания. Изготавливают трость из тростника. Трости различают однолепестковые (у кларнета и саксофона) и двухле-пестковые (у гобоя, фагота). Первые вставляют в клюв инструмента и оставляют в нем узкую щель; вибрируя, трость закрывает и открывает канал в клюве инструмента. Вторые состоят из двух тонких пластинок, плотно прилегающих одна к другой; вибрируя, они замыкают или размыкают щель, возникающую между ними.

    К лингвальным инструментам относятся: гобой, кларнет, фагот, саксофон и родственные им инструменты.

    Гобой — деревянный духовой инструмент высокого регистра. Прототипом гобоя является свирель. Звук его резковатый, но не сильный.

    Гобой изготавливают из гренадильного, эбенового дерева, или эбонита. Он состоит из трех частей: двух колен (верхнего и нижнего) и раструба, усиливающего резонансное звучание и придающего звуку характерную окраску. На верхнем и нижнем коленах крепится рычажно-клапанный механизм. В узкий верхний конец инструмента вставляется двойная трость. Несколько перемещая саму трость, гобой можно подстраивать.

    Среди семейства гобоев наиболее распространен гобой в строе до с диапазоном от си-бемоль малой октавы до фа третьей октавы. Разновидностями гобоя являются малый гобой (звучит на кварту выше обычного гобоя) и альтовый гобой, или английский рожок (настроен в тоне фа — квинтой ниже гобоя).

    Гобои используется в оркестрах и ансамблях, а также в сольной игре. Тембр инструмента изобилует обертонами. Гобой в строе до в нижнем регистре звучит густо, несколько грубовато; в среднем регистре певуче и сочно; в верхнем резковато, напряженно.

    Кларнет — духовой инструмент с одинарной тростью. Для удобства исполнителей кларнеты делаются в разных строях, наиболее употребительные из них в строе си-бемолъ и ля.

    Современный кларнет — наиболее гибкий по своим выразительным возможностям инструмент среди деревянных духовых, на нем воспроизводятся разнообразные оттенки от достаточно звучного форте до нежнейшего пианиссимо, а также певучие мелодии и быстрые виртуозные пассажи. Диапазон звучания — около четырех октав.

    Кларнет изготавливают из гренадильного или эбенового (черного) дерева и из пластмассы(эбонита и др.)

    Кларнет имеет канал цилиндрического сечения и состоит из пяти частей: мундштука с клювом, бочонка (часть ствола инструмента), верхнего колена, нижнего колена и раструба.

    На верхнем и нижнем коленах находятся звуковые отверстия в количестве 18—27 и размещена рычажно-клапанная механика. Мундштук клювообразной формы с несколько  заваленным концом в задней стенке имеет прорезь, которая является продолжением канала ствола. Трость накладывают на заднюю плоскость и прикрывают прорезь. Закрепляют трость кольцеобразным металлическим держателем, имеющим стяжные винты. Бочонок соединяет мундштук и верхнее колено. Путем перемещения бочонка, изменения натяжения винтов и положении держателя трости кларнет подстраивается.

    В состав семейства кларнетов входят:

    ♦  кларнет малый (пикколо), в тоне ми-бемоль, реже в тоне ре;

    ♦  кларнет в тоне до;

    ♦  кларнет в тоне ля и си-бемоль;

    ♦  бас-кларнет в тоне си-бемоль, диапазон звучания от ноты ре малой октавы до ноты фа третьей октавы.

    Наиболее распространен кларнет в тоне си-бемоль.

    Применяют кларнеты в оркестрах и ансамблях, в сольной игре. Тембр кларнета насыщен обертонами. В нижнем регистре инструмент звучит густо, гудяще. Звучание среднего регистра разнохарактерно: от тусклого, матового — до ясного, чистого. В самом верхнем регистре звучит пронзительно, пустовато.

    Фагот — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент. Ствол его как бы сложен пополам, отсюда и название инструмента — "фагот-то" (по-итальянски — узел, связка).

    Фагот состоит из четырех частей: нижнего колена U-об-разной формы, малого колена, большого колена и раструба. Двойную трость насаживают на металлическую трубку, напоминающую по форме букву S-эска, которая вставляется в малое колено и является продолжением канала ствола инструмента. Для изменения высоты извлекаемого звука в фаготе делают 25—30 боковых отверстий, из которых 5—6 закрывают пальцами, а остальные — клапанами. На всех четырех частях фагота крепится клапанно-рычажный механизм.

    Изготавливают фагот из древесины клена. Рычажно-клапанный механизм — из нейзильбера.

    Фагот — непременный участник симфонического и оперного оркестров, а также он используется в качестве ансамблевого и сольного инструмента. Фагот исполняет роль баса в хоре деревянных духовых инструментов. В среднем регистре фагот звучит мягко, мелодично, по мере повышения звука приобретает гнусавый оттенок. Верхний регистр напряженный, нижний — полный, густой.

    Промышленность выпускает фагот в строе до с диапазоном звучания от ноты си-бемоль контроктавы до ноты ми-бемолъ второй октавы. Общая длина фагота 1340 мм.

    Саксофон — духовой инструмент с одинарной тростью, как у кларнета. Получил свое название по имени изобретателя А. Сакса, который сконструировал целое семейство саксофонов от сопрано до контрабаса.

    Саксофоны используются в военных и симфонических оркестрах, в джаз-оркестрах, а также как солирующий инструмент.

    Корпус саксофона представляет собой широкую конусообразную трубу, заканчивающуюся раструбом. В верхней части он имеет съемную мундштучную трубку, на которую надевается мундштук с тростью. На корпусе и раструбе расположены звуковые отверстия и крепится рычажно-клапанный механизм сложной конструкции. Мундштук саксофона по форме схож с мундштуком кларнета, но имеет несколько больший размер.

    Саксофон изготавливают из латуни с последующим никелированием, серебрением или золочением.

    В зависимости от высоты звука и тональности различают саксофоны: сопранино пикколо в тоне ми-бемоль, сопрано в тоне си-бемоль, альт в тоне ми-бемоль, тенор в тоне си-бемоль, баритон в тоне ми-бемоль, бас в тоне си-бемоль.

    Наиболее распространены саксофон-альт в тоне ми-бе-моль с диапазоном звучания от ре-бемоль малой октавы до ноты ля-бемоль второй октавы; саксофон-тенор в тоне си-бемоль, с диапазоном звучания от ноты ля-бемоль большой октавы до ноты ми-бемоль второй октавы. Нижний регистр альт-саксофона — густой, плотный. В среднем регистре — певучий, несколько гнусоватый, верхний регистр пронзительный.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта