Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3.4.3 Амбушюрные инструменты

  • 2.3.5 Ударные музыкальные инструменты Ударные

  • Перепончатые ударные инструменты

  • Пластинчатые ударные инструменты

  • Самозвучащие ударные инструменты К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др. Тарелки

  • Там-там

  • Погремушки

  • Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

  • 2.3.6 Смычковые инструменты

  • 2.3.7 Электромузыкальные инструменты

  • Адаптеризованные музыкальные инструменты

  • 2.4 Требования к качеству: упаковка, маркировка, хранение

  • Курсовая работа по профессиональному модулю пм. 1 управление ассортиментом товаров


    Скачать 298 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по профессиональному модулю пм. 1 управление ассортиментом товаров
    Дата29.03.2022
    Размер298 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkursach_mat_ego.doc
    ТипКурсовая
    #424523
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    2.3.4.2 Лабиальные (губные) духовые инструменты

    В лабиальных инструментах исполнитель губами направляет тонкую струю воздуха на острый край отверстия в инструменте. Струя воздуха, рассекаясь, колеблет воздушный столб инструмента.

    В подгруппу лабиальных инструментов входит флейта, инструмент с самым высоким звучанием. Диапазон звучания — около трех октав, тембр звучания — пронзительный, холодный.

    Флейта — это колоратурное сопрано оркестра, легко и грациозно исполняющее быстрые и трудные партии. На флейте хорошо звучат певучие мелодии, получающие в исполнении этого инструмента особый светлый и несколько холодноватый оттенок.

    Существует два вида флейт: поперечные, в которых звук извлекается путем вдувания струи воздуха под прямым углом по отношению к положению инструмента, и продольные, имеющие цилиндрический канал и клювообразный мундштук. Поперечная флейта обладает более сильным и более широким диапазоном и получила более широкое распространение.

    Современная поперечная флейта имеет цилиндрическое сечение и состоит из трех частей: головки, среднего колена и нижнего колена. Головка в верхней части сбоку имеет отверстие с острыми краями — дульце, через которое вдувается воздух. В верхней части со стороны торца головка закупоривается подвижной пробкой, служащей для регулирования строя отдельных нот, общая подстройка инструмента осуществляется перемещением всей головки. На среднем и нижнем коленах находятся звуковые отверстия и крепится рычажно-клапанный механизм, служащие для изменения высоты извлекаемых звуков.

    Промышленность выпускает следующие флейты:

    ♦  флейта малая пикколо в строе до. Диапазон звучания от ноты до второй октавы до ноты до пятой октавы;

    ♦  флейта большая системы Бема в строе до, диапазон звучания от ноты до первой октавы до ноты до четвертой октавы. Большая флейта звучит так же, как и йотируется, а малая флейта пикколо звучит на октаву выше, чем йотируется;

    ♦  флейта-альт в строе соль, диапазон звучания от ноты  соль малой октавы до ноты соль третьей октавы. Звучит на кварту ниже, чем йотируется.

    Выпускается также продольная флейта-сопрано. Диапазон звучания — от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. Флейта имеет хроматический звукоряд, звучит на октаву выше, чем йотируется.

    Продольная флейта-сопрано состоит из двух частей: мундштука со свистком и корпуса в виде трубки с голосовыми отверстиями. Корпус и мундштук соединены между собой цапфой, позволяющей изменять длину голосового канала, что дает возможность понижать или повышать весь звуковой ряд флейты.

    Запасные части и принадлежности

    к духовым инструментам: 1 — мундштук к медным духовым инструментам; 2 — мундштук кларнета; 3 — мундштучная машинка; 4 — колпачок для кларнета; 5 — подушки для клапанов деревянных духовых инструментов

    ♦  для амбушюрных — сурдины, мундштуки всех видов; футляры для корнета, трубы, валторны, тромбона; для остальных инструментов — чехлы;

    ♦  для лабиальных — подушки клапанно-рычажного механизма, футляры;

    ♦  для лингвальных — трости одинарные и двойные, подушки клапанно-рычажных механизмов всех видов инструментов, мундштуки кларнетов и саксофонов, ремни, протирки, сурдины, футляры.

    В продаже обязательно должны быть жидкости для смазки клапанно-рычажных механизмов, а также чистки медных инструментов.

    2.3.4.3 Амбушюрные инструменты

    В амбушюрных инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в канал ствола инструмента через плотно прижатые к раструбу мундштука (амбушюра) губы.

    Все амбушюрные духовые инструменты представляют собой металлическую трубу конической формы, переходящую в конце в раструб. Для удобства пользования трубы сгибают в несколько оборотов (в виде петли, круга и др.).

    Амбушюрные инструменты подразделяют на инструменты с вентильным механизмом, безвентильные (сигнальные) и цуговые (с выдвижным коленом).

    Вентильный механизм позволяет извлекать все звуки хроматической гаммы путем увеличения длины канала инструмента за счет подключения к основному стволу коротких трубок различной длины, так называемых крон.

    Различают два типа вентильных механизмов: с продольным движением поршня — помповые и с вращающимся поршнем — цилиндрические. 

    При нажиме на клавишу, клапан подключает в основной канал определенный крон, в результате чего увеличивается длина воздушного столба и вместе с тем понижается высота звучания инструмента.

    Амбушюрные духовые инструменты с вентильным механизмом классифицируют по подгруппам: саксгорны, трубы, валторны и тромбоны.

    К подгруппе саксгорнов относятся: корнет, альт, тенор, баритон и бас.

    Это одинаковые по форме, но разные по размерам инструменты. Баритоны и басы используются только для аккомпанемента. Различают басы двух видов: бас-геликон для походных духовых оркестров и бас-туба для симфонических оркестров.

    Трубы в отличие от саксгорнов имеют в основном цилиндрическое сечение, а корпус более резкие изгибы. Труба обладает большой громкостью звучания и своеобразным тембром, часто используется для исполнения соло.

    Валторны имеют корпус, свернутый в правильный круг в три оборота и заканчивающийся широким раструбом. Это один из наиболее выразительных духовых инструментов, имеющий мягкий и красивый тембр, напоминающий звук лесного охотничьего рога.

    Безвентильные сигнальные инструменты предназначены главным образом для подачи различных сигналов. К этим инструментам относятся горн, фанфара, пехотный рожок, охотничий рог.

    Цуговые амбушюрные инструменты — тромбоны — имеют выдвижную кулису или цуг. Звуки различной высоты получают перемещением кулисы, тем самым изменяя длину трубы.

    2.3.5 Ударные музыкальные инструменты

    Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.

    В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.

    К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).

    В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).

    Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.

    Перепончатые ударные инструменты

    В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относят-ся литавры, барабаны, бубен и др.

    Литавры — инструмент с определенной высотой звучания, имеющий металлический корпус в виде котла, в верхней части которого натянута мембрана из хорошо выделанной кожи. В настоящее время в качестве мембраны используют специальную перепонку из полимерных материалов повышенной прочности .

    Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободнойт вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.

    Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.

    В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.

    Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

    Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.

    Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.

    Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожейили пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.

    Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680x365 мм.

    Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580x350 мм.

    Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.

    Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.

    Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340x170 мм.

    Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.

    Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356x118 мм.

    Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.

    Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.

    Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони  правой руки.

    Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.

    Пластинчатые ударные инструменты

    К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.

    Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.

    Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.

    Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.

    Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).

    Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.

    Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

    Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.

    Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

    Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

    Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки. С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.

    Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.

    Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.

    Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически. Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/2 октавы, обычно от фа большой октавы.

    Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.

    Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.

    Самозвучащие ударные инструменты

    К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.

    Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.

    При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щётки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки "чарльстон", тарелки "гонг". Звучат тарелки резко, звеняще.

    Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.

    Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

    Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.

    Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.

     

    Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.

    Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.

    Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.

    Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.

    Ударная установка эстрадного ансамбля

    Для полного изучения группы ударных музыкальных инструментов специалисту, занимающемуся их реализацией, необходимо знать состав ударных установок (комплектов). Наиболее распространен следующий состав ударных установок: большой барабан, малый барабан, спаренная тарелка "чарльстон" (хей-хет), тарелка одинарная большая, тарелка одинарная малая, бонги, том-том бас, том-том тенор, том-том альт .

    Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.

    Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.

    В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.

    Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.

    В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.

    Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.

    В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок "чарльстон", стул.

    Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.

    Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

    К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок "чарльстон", механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.

    В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.

    Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.

    К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой). В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.

    В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.

    Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.

    По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:

    • пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);

    • перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;

    • самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).

    2.3.6 Смычковые инструменты

    К струнным смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. В инструментах этой группы звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны. Как волос смычка, так и струны скрипки имеют белковое происхождение, поэтому тембр звучания скрипок близок к тембру человеческого голоса. Отсутствие ладов на грифе позволяет музыканту извлекать звуки самые различные по высоте, включая промежуточные между тонами и полутонами. Возможность тонкой нюансировки звука как по высоте, так и по громкости, специфический тембр звучания придают скрипке бесконечные возможности в области техники исполнения.

    Корпус скрипки состоит из деки, дна и обечаек. На деке прорезаны два продолговатых звуковых отверстия в виде латинский буквы f (эф) и поэтому называемых эфами. Дека окаймляется врезной прожилкой — усом, состоящим из трех тонких полосок. Прожилки служат украшением инструмента и предохраняют края деки от повреждения.

    Гриф скрипки, в отличие от щипковых инструментов, не имеет ладов. Необходимой принадлежностью для скрипки является подбородник.

    Скрипка имеет четыре струны; первая - стальная, вторая и третья — жильные, четвертая — жильная, обвитая серебряной канителью. Жильные струны изготовляются из кишечного сырья овец.

    Смычок представляет собой упругую деревянную трость с головкой и колодкой. Между головкой и регулируемой колодкой. Натягивается конский волос. В группу смычковых музыкальных инструментов входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

    Скрипка является самым высоким по регистру и самым малым по размерам инструментом смычковой группы. Это основной солирующий инструмент симфонического оркестра.

    В зависимости от размеров скрипки могут быть полномерными — 4/4 (мензура 330 мм) и маломерными: 3/4 (мензура 311 мм), 2/4 (мензура 293 мм), 1/4 (мензура 260 мм), 1/8 (мензура 250 мм).

    В соответствии со стандартом существует три класса скрипок: сольные и учебные первого и второго класса.

    Альт отличается от скрипки вдвое большим размером мензуры.

    Виолончель отличается от альта большими размерами и наличием в нижнем конце корпуса шпиля, который, упираясь в пол, служит опорой для инструмента. Играют на виолончели сидя.

    Контрабас — самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра.

    2.3.7 Электромузыкальные инструменты

    Развитие техники XX в., и в первую очередь радиоэлектроники, привело к рождению электромузыки — результата сотрудничества радиотехников, акустиков и музыкантов.

    Появлению электромузыкальных инструментов (ЭМИ) предшествовали инструменты, построенные на электромеханической основе. К их числу следует отнести орган Т. Кахилла, органы Хэммонда (США). Первым ЭМИ, получившим широкую известность во всем мире, был терменвокс, изобретенный российским инженером Л. С. Терменом в 1921 г. Этот год и принято считать годом рождения электромузыки. Звучание терменвокса было продемонстрировано в том же 1921 г. на VIII электротехническом съезде в Политехническом музее.

    Этим изобретением ознаменовалось начало распространения ЭМИ в нашей стране. Производствоэлектромузыкальных инструментов началось с простой адаптеризации обычных акустических гитар. Затем промышленность перешла к выпуску полуакустических и неакустических электрогитар и разработке электронных музыкальных инструментов.

    Нашей промышленностью были выпущены такие электронные музыкальные инструменты, как:

    ♦ многоголосный орган Фаэми-1М, переносной электроорган Квинтет, портативный электроорган Электроника ЭМ-14,малогабаритный четырехголосный клавишный ЭМИ Форманта-мини, орган с синтезаторным звучанием Солярис (Эстра-дин-314), клавишный электромузыкальный инструмент — многоголосная приставка к пианино Мануал,клавишная электромузыкальная приставка к пианино Клавиола, портативный электроорган Лель, электроорганПрелюдия, переносной клавишный полифонический электронный инструмент Юность-1122, Юность-1132;комбинированный двухмануальный электронный инструмент Форманта ЭМС-01, электронное пианино Электроника ЭМ-15 и др.

    Технический прогресс способствует непрерывному совершенствованию электронных музыкальных инструментов. И сегодня на смену вышеперечисленным музыкальным инструментам пришли синтезаторы, цифровые пианино, которые и будут подробно рассмотрены ниже.

    Электронные музыкальные инструменты обладают практически неограниченными возможностями управления динамическим диапазоном (силой звука) от едва слышимых звуков до мощного звучания, диапазоном, высотой, громкостью, тембром и длительностью звучания. Эти инструменты позволяют извлекать звуки безграничной длительности (исполнитель не связан с дыханием, смычком и т. д.). Они могут воспроизводить тембр любого акустического инструмента, имитировать их смещение и даже выходить за пределы известных тембров, создавая новые краски звуков; они универсальны, поскольку в них можно регулировать тембр, придавать звуку вибрацию, получать различные эффекты.

    Современные ЭМИ по способу образования звука подразделяются на адаптеризованные и электронные.

    Адаптеризованные музыкальные инструменты

    В адаптеризованных инструментах механические колебания звучащего тела (струны, деки) преобразуются в электрические колебания звуковых частот с помощью звукоснимателя — адаптера. Эти колебания усиливаются в усилителе низкой частоты (УНЧ) и подаются в громкоговоритель.

    Наиболее широкое применение в качестве звукоснимателей для щипковых музыкальных инструментов получили электромагнитные адаптеры. Они имеют ряд преимуществ по сравнению со звукоснимателями, основанных на других принципах действия (пьезоэлектрические, электродинамические и др.): высокая механическая прочность, долговечность, надежность в работе, отсутствие воспроизведения посторонних шумов, достаточно широкий диапазон воспроизводимых частот.

    Диаграмма изменения сигнала по уровню во времени при нажатии клавиши инструмента.

    С помощью этого блока сигналы от внешних источников, например голос вокалиста или звук музыкального инструмента с микрофона, преобразованный в управляющее напряжение, поступает на генератор. Звуковой процессор позволяет музыканту играть с первоисточником в унисон, в октаву и в любом другом интервале, к тому же это может происходить или синхронно, или с некоторой задержкой во времени. При этом входной сигнал может быть обработан различным образом.

    Синтезатор, как правило, должен иметь электронную "память", или, как ее называют, секвенсер (С), иначе каждый удачно найденный звук живет лишь мгновение и теряется безвозвратно.

    В зависимости от сложности секвенсера можно запрограммировать от нескольких единиц до нескольких сотен значений управляющего напряжения и эту последовательность воспроизвести в нужный момент с любой заданной скоростью.

    В современных моделях синтезаторов часто применяют встроенные или отдельно подключенные устройства обработки сигнала для получения особых эффектов, как, например, фейзер и фленджер. На схеме они объединены в блок (Ф).

    Фейзер позволяет сдвигать фазу приходящего сигнала вперед или назад. Это создает впечатление медленно вращающегося источника звука, а так как часть сигнала пропускается необработанной, получается еще некоторый хоровой эффект. Комбинируя фейзер с ревербератором (Р), можно получить эффект большого пространства, немного оживляющий исполнение.

    Ревербератор — устройство для создания искусственной реверберации электрическими или электроакустическими методами. Применяется для создания специальных акустических эффектов (например, объемности звучания).

    Реверберация (лат. reverberatio — отражение) — послезвучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное неодновременным приходом в данную точку отраженных или рассеянных звуковых волн.

    Основой фленджера является аналоговая линия задержки, задерживающая сигнал от нескольких тысячных до нескольких десятых долей секунды. В момент изменения времени прохождения сигнал как будто "сжимается" или "растягивается" по времени. На выходе фленджера складываются два таких сигнала, отдельные части спектра усиливаются, другие гасятся. Благодаря фленджеру музыкант может добиться различных эффектов, начиная с еле заметного хора до режущих диссонансов и звукового вихря.

    Окончательно синтезированный и обработанный сигнал поступает на согласующий усилитель (УС), выходной уровень которого устанавливается регулятором (РУ).

    Игра на синтезаторе очень сильно отличается от игры на традиционных музыкальных инструментах не только по технике, но и в психологическом плане. Привычной музыкальной техникой при игре на синтезаторе не обойтись. Приемы использования клавиатуры напоминают игру на органе, но при этом приходится манипулировать большим количеством тумблеров. На рис. ниже представлено на примере простейшего синтезатора CASIO типичное расположение блоков и органов управления.

    Синтезаторы. Фирма CASIO делает основной акцент на выпуск домашних развлекательных и обучающих установок, которые пользуются успехом у российского покупателя благодаря своим большим возможностям и достаточно высокому качеству, удачно сочетающимся со сравнительно невысокими ценами. Ниже приводится краткая характеристика синтезатора CASIO WK-1300.

    Модель CASIO WK-1300 относится к типу домашних полупрофессиональных инструментов. Клавиатура: 73 полноразмерные клавиши. Музыкальные возможности: полифония — 24 голоса, 167 "вшитых" тембров плюс 32 тембра, программируемых пользователем, и 8 комплектов ударных, 100 ритмов. Эффекты: 8 эффектов, 3 типа искусственного эхо: зал, комната, сцена. Функция автоаккомпанемента. Демонстрационные возможности — 2 песни. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Память: 6 дорожек секвенсора, 5200 нот. Совместимость с системой MIDI.

    Фирма YAMAHA представлена на российском рынке широкой гаммой моделей — от самых маленьких детских недорогих инструментов PSR-140 до синтезаторов для профессиональных музыкантов.

    Синтезаторы YAMAHA PSR 140/240 — высококачественные домашние развлекательные инструменты, отличаются неплохим для детских недорогих моделей звучанием. Клавиатура: 49/61 клавиша стандартного размера. Музыкальные возможности: полифония — 16-голосная 100 тембров, 100 ритмов. Эффекты: гармония, реверберация уже включены в тембры. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Встроенный метроном. Автоаккомпанемент. Обучающая система. Демонстрационные возможности — 100 песен. Совместимость с MIDI. Эти инструменты предназначены для тех, кто делает первые шаги в мире музыки.

    Синтезатор YAMAHA PSR 270. Домашний инструмент с большим количеством интересных возможностей.Клавиатура: 61 клавиша стандартного размера. Музыкальные возможности: полифония 32- голосная, 100 тембров + 10 наборов ударных инструментов + 128 тембров; 100 стилей. Эффекты: 8 типов реверберации, 4 типа хоруса, 33 типа эффектов, 26 типов гармонии. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Память: 6-дорожечный секвенсор. Встроенный метроном. Автоаккомпанемент. Новая обучающая система. Демонстрационные возможности: 3 песни. Совместимость с MIDI. Большой жидкокристаллический дисплей оснащен особой системой подсветки, благодаря которой можно заниматься и при плохом освещении, не чувствуя дискомфорта.

    Современный уровень синтезаторов отражает модель YAMAHA PSR-9000. Синтезатор предназначен для профессиональных музыкантов и любителей. Для последних имеются обучающие программы. Это полифонический инструмент, воспроизводит 126 голосов, 331 тембр. Автоаккомпанемент имеет 125 стилей. Этой модели свойственен богатый, полный и яркий звук. Множество тембров призвано создать неограниченные возможности для музыкальной фантазии. Порты MIDI IN/OUT поддерживают связь с 32 каналами MIDI, т. е. это инструмент со множеством как звуковых, так и технических возможностей.

    Широкое распространение на российском рынке получили дисклавиры (disclavie) — цифровые пианино и рояли. Внешний вид цифрового пианино представлен на рис. ниже. Это комбинированные инструменты, позволяющие использовать их как обычные иструмен-ты и как ЭМИ. При работе в режиме ЭМИ подключается управляющее устройство, которое имеет запись на флоппи-дискете (мягкой дискете). В музыкальном программном обеспечении собраны лучшие образцы мировой музыки.

    Звук цифровых и акустических пианино сегодня различим только для профессионалов и опытных любителей. Для игры в сопровождении симфонического оркестра комп ромиссов быть не может — здесь подойдет только дорогой концертный рояль. Но если речь идет о повседневно используемом инструменте, цифровое пианино имеет ряд неоспоримых преимуществ — компактность, транспортабельность (малые габариты позволяют размещать их в любом удобном месте), оно не требует настройки, дает возможность музицировать в наушниках, использовать встроенные тембры — струнные, органные и др. Наличие MIDI-разъемов позволяет подключать цифровое пианино к другим электронным модулям или компьютеру и бесконечно расширять звуковую гамму исполняемых произведений. К тому же MIDI — это не только новые тембры, но и компьютерный секвенсор, записывающий музицирование и аранжировки.
    На нашем рынке цифровое пианино представляют следующие японские фирмы:

    Фирма KORG. Модели фирмы KORG серии ЕС — вписываются в любой интерьер.

    Модели KORG ЕС 510/ ЕС 310/ ЕС 100 Н — это инструменты прекрасного качества, обладающие чудесным певучим звуком, большим количеством возможностей. Эти инструменты отличаются великолепным дизайном. Клавиатура: мо-лоточкового механизма, 88 полноразмерных клавиш:, динамическая. Музыкальные возможности: полифония 32 голоса, 6 тембров: рояль, электрическое пианино, клавесин, орган, струнные инструменты, вибрафон. Эффекты: реверберация, хорус. Функциональные возможности: встроенный метроном. Память — однодорожечный секвенсор, 4000 нот, б демонстрационных произведений. Для моделей 510/310 — функции изменения темпа, яркости звука.

    Коммутация с внешними звуковыми модулями или компьютером осуществляется через MIDI-порты. Исполняемые произведения обогащаются встроенным процессором эффектов, а внутренний секвенсор позволяет исполнителю записывать музыку в память.

    Фирма CASIO. Модель CASIO Celviano AP-22S предназначена как для любителей, так и для работы профессионалов. Может использоваться и для обучения. Клавиатура: молоточкового механизма, 88 полноразмерных клавиш, динамическая. Музыкальные возможности: полифония— 32 голоса, 10 тембров. Возможно наложение тембров. Эффекты: искусственное эхо, оркестровая группа, тремоло, большая/ меньшая яркость звука. Функциональные возможности: память 5000 нот, 8 демонстрационных мелодий.

    Инструмент имеет приятный чистый звук. У AP-22S есть также и обучающая функция. В памяти этой модели заложено 80 различных произведений и, выбрав любое из них, можно учить отдельно партии правой, левой руки, в то время как инструмент сам будет вам аккомпанировать в заданном темпе. Можно воспользоваться функцией записи, причем записать можно в одном темпе, а прослушать в другом.

    Цифровое пианино CASIO Celviano AP-60R — инструмент с поразительно живым и чистым звуком. Имеет молоточковую клавиатуру, 88 клавиш стандартного размера. Музыкальные возможности: полифония до 32 голосов, 232 тембра, 78 ритмов (48 основных, 24 фортепианных, 6 программируемых пользователем), 10 цифровых эффектов. Функциональные возможности: секвенсор стилей, песенный секвенсор: 6 дорожек, 2 композиции общим объемом до 4900 нот; ритм-секвенсор: 6 пользовательских программ общим объемом до 7000 нот. Совместимость с общей системой MIDI.

    Модель CASIO Celviano AP-75. Полифония — 64 звука, 10 тонов, память: двухдорожечный секвенсор; встроенный проигрыватель для компакт-дисков. Возможность совмещения с ROM- и RАМ-картами. На этом инструменте можно не только играть, но и слушать. На сегодня это лучшая модель цифрового пианино этой фирмы.

    Цифровые пианино фирмы YAMAHA пользуются заслуженной славой благодаря отличной молоточковой системе и прекрасному звучанию. Эти инструменты высокого качества, выполненные с мастерством, которое делает их настоящим произведением искусства. Ниже приводится краткая характеристика цифрового пианино YAMAHA Clavinova CLP-840.

    YAMAHA Clavinova CLP-840 — цифровое пианино, представляющее собой высококлассный инструмент, предназначенный как для профессионалов, так и для любителей Инструмент имеет певучий яркий звук. Уникальная клавиатура с молоточковым эффектом Graded Hammer создает ощущение игры на первоклассном акустическом инструменте.

    Клавиатура: молоточкового механизма, 88 полнормерных клавиш, динамическая. Музыкальные возможности: полифония — 32-голосная, 7 тембров. Эффекты: (сорус, тремоло. Реверберация: комната, зал, сцена. Функция из менения яркости звука. Функциональные возможности: ПВ мять 5000 нот, двухдорожечный секвенсор. Встроенный метроном, 57 демонстрационных пьес. Без проблем и дополни тельной аппаратуры Clavinova подсоединяется к персональ ному компьютеру.

    Рынок электронных инструментов у нас сформировался так, что на нем преимущественно представлены японские фирмы. Однако сегодня на российском рынке появились инструменты итальянской фирмы GEM, или Generalmusic, которая занимает одно из ведущих мест на мировом рынке.

    Модели этой фирмы отличаются от инструментов других фирм не только качеством звука, но и некоторыми уникаль ными функциями, которые являются результатом использо вания новейших технологий.

    Синтезаторы Generalmusic серии WK представлены ми делями GEM WK2/WK2 HD, GEM WK 2 MIDI Arranger,

    Синтезаторы WK2/WK2 HD разработаны специально для музыкантов, которым необходимы современные, собранные на высоком технологическом уровне инструменты.

    Синтезатор GEM WK-8 Megastation — профессиональ ная рабочая станция высокого качества с большими возможностями и отличным звучанием. Клавиатура: 61 клавиша, динамическая с послекасанием и регулируемыми кривыми чувствительности. Музыкальные возможности: полифония 64 голоса, 132 стиля автоаккомпанемента с 4 вариациями + 32 стиля, программируемые пользователем; 1019 звуков; 96 наборов ударных; 56 эффектов. Имеются демонстрационные пьесы. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Встроенный метроном. 4 вида памяти: накопители на жестком диске, внешние накопители, оперативная память, флэш-память. Микшер, 32 канала системы MIDI. Автоматическая аранжировка.

    Для максимального приближения к звучанию фортепиано в инструментах Generalmusic используется уникальная запатентованная технология. Проанализировав спектральные характеристики нескольких лучших в мире акустических роялей и пианино, специалисты Generalmusic создали неповторимый и уникальный фортепианный тембр, сложив наиболее качественные элементы каждого из акустических инструментов.

    Цифровые фортепиано Generalmusic представлены сериями PS и RP. Серия RP представлена моделями RP 60, RP 70, RP 80, RP 90, RP 150, RP 200 и RP 300. Серия PS представлена моделями PS 1000, PS 1300, РЗ 2600 и GPS 2600.

    Приведем краткую характеристику некоторых моделей. GEM RP 60 и RP 70 имеют 10 различных фортепианных тембров, 32 голоса полифонии, внутренний эффект-процессор имеет 22 алгоритма реверберации и 22 эффекта.

    GEM RP 80 по основным параметрам такой же, как RP70, но отличается наличием встроенного секвенсера с подборкой 96 музыкальных стилей.

    Особого внимания заслуживает серия PS — это цифровые фортепиано с расширенным набором функций записи и обработки звука и с функцией караоке. Эти инструменты имеют 400 встроенных звуков и полифонию в 32 ноты. Секция секвенсера состоит из 16-канального секвенсера и интеллектуального аранжировщика. Секция аранжировщика содержит 96 различных музыкальных стилей.

    GEM PS 2600 и GEM GPS 2600 внутренне устроены совершенно одинаково, разница только в корпусе: PS 2600 выглядит как пианино, a GPS 2600 представляет собой кабинетный рояль, начиненный электроникой.

    Секвенсор GEM PS 2600 и GEN GPS 2600 32 канальный, одновременно в его памяти может храниться 16 песен. Секвенсор обладает функциями редактирования и возможностью загрузки данных во время воспроизведения. 2.4 Требования к качеству: упаковка, маркировка, хранение

    Каждый музыкальный инструмент должен иметь маркировку, в которой указывается: товарный знак предприятия изготовителя и его местонахождение, наименование изделия, модель, номер инструмента, дата изготовления и другие данные.

    Наносят маркировку на различные части инструмента в зависимости от его вида. Так, в щипковых инструментах маркировку наносят на дно корпуса — напротив резонаторного отверстия; в смычковых — на дно напротив эфа; в ударно-клавишных — на внутреннюю сторону клавиатурной крышки под пюпитром; в язычковых — на внутреннюю плоскость сетки или внешнюю плоскость правой деки; в духовых — на внешнюю плоскость корпуса.

    Каждый инструмент должен быть тщательно упакован: их завертывают в плотную упаковочную бумагу или помещают в футляры, чехлы.

    При транспортировании инструменты укладывают в ящики, пересыпанные стружкой (или используется другой мягкий прокладочный материал). Транспортирование, погрузка и выгрузка музыкальных инструментов должна осуществляться с особой тщательностью, предохраняя их от ударов, механических повреждений и попадания влаги.

    В зимнее время нельзя сразу вносить инструменты в теплое помещение. Предварительно до распаковки их надо выдержать 10—12 ч в прохладном помещении и только потом распаковывать и вносить в помещение с комнатной температурой.

    Помещение для хранения музыкальных инструментов должно быть чистым и сухим. В нем необходимо поддерживать температуру 15—20°С и относительную влажность 50—60%. Помещение должно быть защищено от прямых солнечных лучей и сквозняков.

    Условия транспортирования и хранения для каждого вида инструментов отражаются в сопроводительной документации.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта