Курсовая работа по профессиональному модулю пм. 1 управление ассортиментом товаров
Скачать 298 Kb.
|
2.2 Потребительские свойства музыкальных инструментов К потребительским свойствам музыкальных инструментов (МИ) относятся: социальная значимость, функциональные, эргономические, надежности, и эстетические. Социальная значимость МИ определяет их общественную полезность. Основное социальное назначение МИ — воздействие на эмоциональный мир человека, воспитание в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом. Функциональные свойства МИ определяют ценность инструмента как источника звука. Эти свойства характеризуются диапазоном и интервалом звучания, тембром, громкостью звучания и возможностью их изменения, возможностью создания дополнительных звуковых эффектов. Диапазон звучания МИ определяет ряд звуков, от самого низкого до самого высокого, извлекаемого с помощью инструмента. Каждый музыкальный инструмент имеет строго определенный частотный диапазон звучания: чем он шире, тем более выразительно звучание инструмента, тем больше его возможности в воспроизведении высоких и низких звуков. Диапазон каждого конкретного инструмента приводится в сопроводительной документации в словесной или нотной записи. На рис. в графическом виде изображен диапазон звучания некоторых музыкальных инструментов. Диапазон звучания некоторых музыкальных инструментов Интервал звучания — соотношение двух звуков в октаве по высоте. Чем больше тоновая величина интервала, тем больше возможности инструмента как источника звука. Наиболее приятны на слух следующие интервалы: прима, большая и малая терции, чистые кнарта и квинта. При настройке музыкальных инструментов используют в основном именно эти интервалы. Такие музыкальные инструменты, как скрипка, мандолина, имеют квинтовый строй, трехструнках домра — квартовый строй. Интервал звучания, как и диапазон звучания, конкретного музыкального инструмента приводится в сопроводительной документации в словесной или нотной записи. Тембр звучания — это характерная окраска звука, зависящая от наличия призвуков —- гармоник. Тембр позволяет различать звуки одной и той же высоты, полученные на разных инструментах. Для характеристики тембра звучания инструментов важна частотная характеристика извлекаемых звуков. В технической документации на инструмент сведения о тембре не приводят. В музыкальной терминологии тембр описывают прилагательными. Принято характеризовать его четырьмя показателями: сочностью (для диапазона частот 200—800 Гц), бархатистостью (для диапазона частот 800—2500 Гц), яркостью (для диапазона частот 2500—2800 Гц) и резкостью (для диапазона частот 3000—6300 Гц). На тембр звучания оказывает влияние еще ряд факторов, к которым относятся: атака, реверберация, вибрато, унисон: ♦ атака — характеризует нарастание звука и измеряется в миллисекундах. Время атаки колеблется от 20 до 200 мс; ♦ реверберация создает у слушателя иллюзию большого концертного зала с хорошей акустикой. При этом звук приобретает некоторую певучесть и длительность послезвучания; ♦ вибрато — электронное или механическое устройство, позволяющее производить искусственное периодическое изменение спектра сигнала по амплитуде, частоте или фазе; ♦ унисон — одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты, а также одинаковых звуков в различных октавах. Наличие унисона обогащает звучание, делая его более сочным, густым и мягким. Возможность изменения тембра расширяет исполнительские ресурсы инструмента. Достигается изменение тембра путем изменения спектрального состава звука за счет вариаций амплитуды гармоник и их соотношения между собой. Наибольшие возможности изменения тембра имеют электромузыкальные инструменты (ЭМИ). В ЭМИ имеются электронные устройства — темброблоки, позволяющие оперативно, т. е. во время игры, менять окраску тембра. Управление темброблоками осуществляется включением соответствующего тумблера ("скрипка", "фагот" и др.). Акустические (резонаторные)1 инструменты имеют очень ограниченные возможности изменения тембра; большинство их вообще этой возможности не имеет. Возможность создания дополнительных звуковых эффектов — свойство, присущее в основном электронным инструментам, акустические инструменты этим свойством практически не обладают. Благодаря наличию в ЭМИ блока эффектов или приставок с эффектами (в электрогитарах) создаются необычные звучания -— эффекты: вибрато, бустер, вау-вау, дистошн, фаз, сустейн, лесли и др.: ♦ бустер — придает звуку трескучий характер за счет усиления звука в первоначальный момент после щипка струны или нажатия клавиш: ♦ вау-вау — имитация квакания лягушки; ♦ дистошн (от англ. "искривление", "искажение") — по тембру звучания приближается к звучанию кларнета, саксофона, виолончели; ♦ фаз (от англ. "распушаться", "распыляться"), при этом сигнал как бы распыляется на большое число высокочастотных составляющих, по своему звучанию близок К дистошн и различается лишь опытными музыкантами; ♦ сустейн (от англ. "поддерживать") — эффект, заключающийся в поддержании незатухающих колебаний и регулировании скорости затухания (длительности звучания); ♦ лесли — эффект, создающий легкое подвывание звука с определенной периодичностью. Громкость звучания музыкального инструмента — это субъективное восприятие силы звука. Резонаторные (акустические) музыкальные инструменты создают громкость до 80 дБ. При использовании в небольших помещениях их громкость оказывается вполне достаточной. Например, гитары, обладающие громкостью до 20 дБ, могут озвучить площадь около 50 м2. При озвучивании с помощью акустических инструментов больших помещений, концертных залов, а также при концертировании на открытом воздухе громкость может оказаться недостаточной. В этом случае применяют электрическое звукоусиление. Для этого звук резонаторных инструментов преобразовывают с помощью микрофона в электрические сигналы, которые затем усиливаются до необходимой мощности и воспроизводятся через акустическую систему. В документации на акустические инструменты громкость не указывается, так как она является общеизвестной и традиционно постоянной. Громкость звучания ЭМИ зависит от характеристик усилителя звуковой частоты и акустических систем, к которым подключаются инструменты. Громкость этих инструментов может варьироваться в широких пределах от тончайшего пиано до громоподобного форте-фортиссимо. Очень часто музыканты, использующие эти инструменты, играют на максимальной громкости в 120—130 дБ, травмирующей слух. Такая громкость ничего общего с музыкой не имеет и свидетельствует о низком художественном вкусе. Требования к уровню громкости определяются объемом и площадью помещения, в котором звучит МИ. Эргономические свойства характеризуют затраты психофизиологической энергии музыканта при игре на инструменте. К основным эргономическим свойствам МИ относятся: легкость извлечения звуков, удобство игры, возможность виртуозного исполнения, удобство ношения и хранения. Физические усилия, необходимые для извлечения звуков, различны для инструментов с различным способом звукообразования. Наибольшие усилия затрачиваются при игре на духовых инструментах. Удобство игры на инструменте зависит от размеров инструмента и места расположения органов управления, усилий, необходимых для приведения органов управления в действие. Комфортабельность игры на таких инструментах, как фортепиано, аккордеон, определяется величиной статического сопротивления клавиатуры, являющейся одной из важнейших характеристик инструментов. Оно зависит от массы деталей и жесткости пружин. Физическая усталость оказывает существенное влияние на качество исполнения. Удобство игры определяют органолептически. Возможность виртуозного исполнения неразрывно связана с удобством игры, на что в значительной мере повлияло появление ЭМИ. В этих инструментах за счет использования электронных устройств упрощается по сравнению с акустическими инструментами техника исполнения таких приемов, как: беглые пассажи, глиссандо, выделение мелодии и ослабление аккомпанемента, автоматическое исполнение ритма и др. Удобство ношения и хрипения инструментов определяется их массой, размерами, формой, а также наличием футляра или чехла. Надежность музыкальных инструментов определяется их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и безопасностью пользования. Безотказность важна для всех инструментов, так как отказ во время игры, особенно при сольном исполнении, недопустим. Безотказность инструмента определяется безотказностью его отдельных узлов клавиатурного механизма, струн и др. Долговечность музыкальных инструментов определяется их физическим и моральным старением. При правильной эксплуатации акустических инструментов их долговечность исчисляется десятками и сотнями лет, о чем свидетельствуют скрипичные инструменты, изготовленные итальянскими мастерами. Для современных ЭМИ помимо физического существенно и моральное старение, которое обусловлено темпами развития радиотехники и электроники. Сохраняемость — свойство музыкальных инструментов сохранять обусловленные документацией показатели при хранении и транспортировании. Инструменты должны сохранять свои игровые свойства (легкость извлечения звуков и изменения громкости звучания), стабильность строя, стабильность регулировки механизмов (клавишного и др.), а также целостность и качество отделки корпуса и отдельных деталей в условиях хранения и транспортирования, оговоренных в технической документации. Ремонтопригодность музыкальных инструментов обусловлена возможностью предупреждения, обнаружения и устранения неисправностей. Показатели ремонтопригодности зависят от вида инструмента; так, замена струны в щипковых инструментах является непродолжительным по времени и не дорогостоящим ремонтом. Значительно сложнее ремонт духовых и электромузыкальных инструментов. Показателями ремонтопригодности являются стоимость и продолжительность (время) ремонта. Безопасность пользования относится главным образом к ЭМИ, где имеется возможность поражения электрическим током. Эстетические свойства характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения музыкального инструмента. Все резонаторные инструменты имеют традиционную форму и отделку, обеспечивающие необходимые функциональные свойства. Поэтому попытка осовременить их эстетические характеристики неизбежно привела бы к нарушению звучания инструмента и в первую очередь тембра, что совершенно недопустимо. При оценке эстетических свойств акустических музыкальных инструментов ограничиваются оценкой совершенства их производственного исполнения, качества обработки и отделки поверхностей. Полную оценку эстетических свойств можно давать в основном только ЭМИ. 2.3 Классификация и ассортимент Современная классификация музыкальных инструментов предусматривает разделение их по принципу звукообразования на группы: струнные, язычковые, духовые, ударные и электромузыкальные. Музыкальные инструменты различаются по конструкции, способу извлечения звука, виду звучащего тела, диапазону и тембру звучания. Для создания звуков музыкальные инструменты имеют определенное устройство. По принципу звукообразования их подразделяют на два класса: акустические (резонаторные) и электромузыкальные. Источником звука может быть любое тело, приведенное тем или иным способом в колебательное движение. Главный признак, положенный в основу классификации акустических музыкальных инструментов, — вид источника звука. По этому признаку музыкальные акустические инструменты подразделяют на четыре группы: струнные, язычковые, духовые,ударные. Внутри каждой группы инструменты подразделяются на подгруппы в зависимости от способа извлечения звука. Наглядно классификация музыкальных инструментов представлена в Приложении № 1 2.3.1 Клавишные (ударно-клавишные) инструменты К клавишным, или ударно-клавишным, инструментам относятся рояль и пианино. У рояля струны расположены горизонтально, молоточек ударяет по ним снизу вверх, у пианино — в направлении от музыканта вперед по струнам, натянутым в вертикальной плоскости. Благодаря большим возможностям инструментов, богатству звуков по высоте и силе звучания от громких (forte — громко) до тихих (piano — тихо) рояль и пианино получили общее название "фортепиано". Фортепиано— популярнейший инструмент. Пианино и рояли занимают особое место среди музыкальных инструментов. Они используются для сольной игры и в составе симфонических оркестров и ансамблей. Ассортименту дарно-клавишных инструментов представляет интерес для всех групп потребителей. Для профессиональных музыкантов, композиторов, вокалистов представляют интерес рояли. В зависимости от длины корпуса рояли изготавливаются четырех типов: ♦ большие концертные с длиной корпуса свыше 2200 мм; ♦ малые концертные с длиной корпуса от 1900 до 2200 мм (они предназначены для исполнения музыкальных произведений в концертных залах и на эстрадах); ♦ большие кабинетные с длиной корпуса от 1500 до 1900 мм; ♦ малые кабинетные с длиной корпуса не более 1500 мм (они предназначены для салонов и небольших концертных залов). Диапазон звучания роялей от 71/4, до 71/2 октав. Пианино — наиболее компактный инструмент, широко используется для домашнего музицирования, пользуется большим спросом не только у профессионалов, но и у любителей. В зависимости от высоты корпуса изготавливаются пианино: ♦ салонные с высотой корпуса от 1200 до 1400 мм; ♦ кабинетные с высотой корпуса от 900 до 1200 мм. Диапазон звучания от 7 октав до 71/4 октав. Все пианино имеют равномерно темперированный хроматический строй. Пианино и рояли различаются оформлением, габаритными размерами, весом, конструктивными особенностями основных узлов, диапазоном звучания, применяемыми материалами, видами внешней отделки. Основными узлами клавишных инструментов являются клавишный и педальный механизмы, резонансная дека, опорные конструкции, струнная одежда, корпус. Клавишный механизм — это система связанных между собой рычагов, служащая для передачи энергии пальцев пианиста струнам. Он состоит из клавиатуры и механики. Клавиатура — набор клавиш, количество которых определяется диапазоном звучания инструмента. Облицовывают клавиши в основном пластмассовыми накладками, монтируют их на клавиатурной раме при помощи штифтов. Клавиша имеет накладку, капсюль, пилот, свинцовые пломбы. Как рычаг первого рода она передает усилие пианиста, приложенное к переднему плечу, на фигуру механики. Механика состоит из молоточковых механизмов, которые преобразуют усилие музыканта на клавишу в удар молоточков по струнам. Молоточки изготавливаются из клена или граба, их головку обтягивают войлоком. Для прекращения колебания струн после освобождения клавиши в молоточковой механике предусмотрены глушители-демпферы, представляющие собой деревянные брусочки с подушечками из мягкого войлока. При нажатии на клавишу подушечка демпфера отходит от струны, освобождая ее для свободного звучания; при возвращении клавиши в исходное положение подушечка плотно прижимается к струне, гася ее колебания. В устройстве механики рояля и пианино имеются некоторые различия. Если у рояля молоточек возвращается в свое первоначальное положение под действием собственного веса, то у пианино после удара молоточек оттягивается с помощью специального приспособления. У рояля несколько другая форма молоточка и иное взаимодействие некоторых частей. Педальный механизм предназначен для усиления и ослабления звука при игре на инструменте. Конструктивно он связан с клавишным механизмом и состоит из левой и правой педалей и системы рычагов. При нажатии левой педали звук становится слабее и мягче либо за счет уменьшения хода молоточка к струнам пианино, либо за счет смещения молоточкового механизма несколько вправо у рояля. Резонансная дека фортепиано является основным излучателем и усилителем звука. Она представляет собой деревянный щит толщиной 8—11 мм, склеенный из дощечек резонансной ели или пихты. На деке укреплены два изогнутых бруска-штега, которые служат подставками для нижних концов струн и передают звуковые колебания от струм деке. Для упрочнения деки с противоположной стороны приклеивают поперечные бруски-рипки из резонансной ели. В пианино дека располагается вертикально, в рояле — горизонтально. Резонансную деку покрывают лаком для предохранения ее от атмосферных влияний. Опорные конструкции состоят из деревянной рамы (футора) и металлической рамы. Футор включает несколько горизонтальных и вертикальных брусков, прикрепленных к металлической раме. К краям футора прикрепляют деку, а в верхней части укрепляют колковый щит (вирбельбанк) с колками, к которым присоединяют верхние концы струн. Вирбельбанк — одна из наиболее ответственных деталей пианино и рояля, от качества которой зависит стабильность строя инструмента. Поворачивая колки, можно усиливать или ослаблять натяжение струн, тем самым настраивая их. Нижние концы струн укрепляют на штифтах в металлической чугунной раме, которая обеспечивает их основное натяжение примерно 15—20 т. Назначение струнной одежды — создавать звуковые колебания определенной частоты в пределах, установленных для данного инструмента. Все струны в роялях и пианино делятся на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижний регистр входят все басовые струны (диапазон от субконтроктавы до ре малой октавы), в средний — теноровые (от ре малой октавы до ля второй октавы), в верхний — дискантовые струны (от ля второй октавы до конца). В дискантовом и среднем регистрах на каждую клавишу приходится по три струны, натянутые рядом и настроенные в унисон. При игре молоточек ударяет сразу по всем трем струнам. В басовом регистре на каждую клавишу приходится одна или две струны, обвитые медной проволокой. Струны дискантового и басового регистра расположены перекрестно, это позволяет рационально использовать площадь инструмента. В корпусе устанавливают все перечисленные выше узлы. Корпус рояля в горизонтальной плоскости имеет крыловидную форму, корпус пианино в вертикальной плоскости имеет прямоугольную форму. Корпус состоит из двух боковых стенок, крышки, штульрамы для установки клавиатуры и молоточкового механизма, клавиатурной крышки-клапа с пюпитром, пола и ножек. Корпус пианино для передвижения инструмента снабжен четырьмя роликами. Корпус рояля снабжен роликами, расположенными на трех резных точеных ножках. Детали корпуса изготавливают из березы, ольхи и липы. Снаружи корпус покрывают полиэфирным лаком. В последнее время все более широкое распространение получают корпуса, облицованные ценными породами древесины красным деревом, орехом. Такие корпуса полируют в натуральный цвет без закрытия текстуры. По звуковым свойствам и внешней отделке выпускают пианино обыкновенного, повышенного и высшего качества. |