Социальные сети в формировании культурной идентичности молодежи. Курсовая работа. Социальные сети в формировании культурной идентичности молодежи.. Курсовая работа Содержание
Скачать 75.98 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИПовод описать модель формирования культурной идентичности в молодежной среде для автора кажется достаточно важным по нескольким причинам. Формирование культурной идентичности человека дает возможность развития необходимых позитивных потенций и созидательных условий жизнедеятельности общества. Современные реалии все чаще показывают картину не совсем благополучной ситуации с реализацией культурного потенциала молодых людей с легкостью примеряющих сегодня новые социальные роли и образы. Иногда это быстрая перемена ведет и к потере жизненных ориентиров, но меняющийся новый мир не оставляет выбора. Становится нормой освоение новых профессий, переход с работы на работу, смена интересов и проектов, переосмысление семьи, изменение тела и пола, переоценка смыслов и ценностей, границы жизненных ресурсов плавно растекаются по когда – то начерченной карте. За последнее пятилетие мы наблюдаем, как меняется мироощущения социума, кардинальные видоизменения происходят в основе правовых, политических, общественных и культурных норм. Самую масштабную атаку на главные смысло – образующие позиции в обществе нанес интернет, появилось глобальное виртуальное пространство для обсуждения и высказывания полярных мнений в отношении человеческих ценностей. Сегодня разные по сути потребности и запросы можно осуществлять через кибер-пространство, имея при этом обратную связь и конкретные отзывы, но оставаясь наедине с личными размышлениями. Психологические издержки «такой» личной свободы ведут к постепенному отчуждению, дефициту межчеловеческого общения и культурной коммуникации, а расширение межчеловеческих связей в глобальном масштабе нивелирует культурное наследие. С кем сравнивать себя в виртуальном мире, какие культурные ценности выбрать за основу своей жизнедеятельности, по каким параметрам определять себя как персонального индивидуума, если нет опыта взаимодействия с реальными социальными группами? Поиск ответа на вопрос «кто я?» становится важнейшей проблемой в культуре постмодерна. Поиски «себя» в этом бесконечно меняющемся мире перестали ограничиваться какими-то определенными рамками. Актуальность темы «идентичности» сегодня имеет другую доминанту. Можно ли говорить, что мы формируем, развиваем, ищем «свою» идентичность? Ведь «идентичность отражает результат идентификации, сочетающий определенность и схематизацию с выбором места для себя… Идентичность определяет соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного Я и окружающего мира… Идентичность – это результат процесса, точка в развитии» [3].Культурные ориентиры общества затрагивают многие сферы жизни человека – учебу, работу, отдых, развлечения, хобби, кухню, моду и др. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в само отождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. [8] Очевидно, что сегодня формирование культурной идентичности важный процесс для разнонаправленных творческих групп, объединений, сообществ, которые определяют и инспирируют новые культурные смыслы в социум. Особенно этот процесс характерен для творческих людей с креативным мышлением, как дизайнеры, художники, актеры и др. Проявление индивидуализма в творчестве важная и необходимая потребность. Граница, которая разделяет собственное «я» от другого человека создается на основе выработке новых личностных категорий, уникальные способности не стимулируют на объединение. Но сосуществование индивидуальности и идентичности в определенной студенческой среде возможны. В большинстве психологических трудов «индивидуальность» (от лат. individuum – неделимое, особь) определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности» [10]. «Индивидуальность… противоположность общего, типичного, в социальной психологии – коллективного (группового)» [4]. Молодой человек, имеющий выраженную индивидуальность, с одной стороны пытается показать уникальность качеств и своеобразие своей творческой натуры, с другой обязательно будет искать группу людей, где все качества творческой личности будут оценены по достоинству, правильно приняты, адекватно восприняты. Граница между индивидуальностью и идентичностью стирается в силу необходимости того, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Здесь можно усмотреть тонкую грань взаимосвязи индивидуальности и идентичности. Можно представить себе положение, когда формирование идентичности как само – идентичности протекает в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и, тем самым, сознательно отказываясь от прочих. Мода выступает как важнейшая форма приобщения индивида к социальному и культурному опыту, как форма самоидентификации людей в коллективе. Человек в современном обществе формирует индивидуальное мироощущение себя, личностных культурных образцов и транслирует это через модные стандарты. Человек становится интерпретатором в процессе эстетического смыслообразования и модного события. Однако, если искусство прежде всего одухотворяет человека через возвышение его над нуждами и проблемами биофизического свойства, то модная индустрия часто обращается именно к такому уровню восприятия, когда первичные потребности человека являются центральными. Воспроизведение модных образцов стереотипированного сознания вступает в противоречие с эстетическими смыслами. Эстетическая функция в модных показах играет важную стабилизирующую роль: найти грани соприкосновения и объединения художественных ценностей костюма с модными стандартами в современной одежде. Сегодня мода и культура, культурные и модные образцы имеют много общего, определяют новые культурные направления. Модные показы, как одна из форм культурных событий современного социума может занять лидирующую позицию для коммуникации и объединения в креативные сообщества студенческой молодежи. Событийные коммуникации имеют проективный характер, которые заставляют молодого человека интерпретировать, экспериментировать, совершенствовать визуальную информацию, что отражает и характеризует сегодня социокультурную реальность. Продуцируемая глобализмом тенденция к однородности использует полистилизм моды в формировании индивидуалистических модных эстетик в современном обществе. Социокультурная реальность становится интерактивной в различных контекстах, подвластной «креативным проективным стратегиям» и технологиям коммуникации [2]. Благодаря «проживанию» культурного модного события в новом сообществе, интерпретируя некие визуальные образы и смыслы, молодой человек находит аргументы для саморазвития и самосовершенствования. Если человек в этих визуальных посылах отмечает характерные черты своей культурной идентичности, есть вероятность увидеть развитие его исключительности в данном сообществе. Мотивация для социализации и непосредственной личной коммуникации у молодого человека должна быть в современном обществе интринсивной (внутренней) и устойчивой. «Просто информации недостаточно, важно, что актуально именно сейчас и интересно и именно для меня, то, что даст мне новые ощущения и новый уникальный опыт» подчеркивает А.Г. Ясинский [12]. Важным становится и сохранение внутреннего духовного опыта человека, когда происходит становление культурной идентичности в новом сообществе. Человек не может быть анонимным, главное «показать в делах и словах, кем он является в своем уникальном отличии» [11]. Студенческая аудитория всегда более остро чувствует актуальные проблемы времени, как совокупность реальных возможностей обновления в культуре. Особенности культурной идентичности молодежи, которая формируется в профессиональной дизайнерской среде, очевидны, они выстраиваются на взаимосвязи традиций и новаторства, и предполагает осмысление прошлых ценностей для инспирирования их в будущие идеи новых смыслов. М.И. Килошенко отмечает: «мода – это из тех явлений, в котором наиболее ярко отражается уровень активности личности, а точнее уровень владения ею способами разрешения противоречий между желаемым и требуемым, между индивидуальным и типичным для личности» [6, с. 84]. Именно модный образ дает возможность удовлетворять потребность в различии, выделении индивида из общей массы. Мода помогает идентифицировать себя с той группой, принадлежность к которой воспринимается, как особая ценность. Образование молодежных креативных сообществ, коллективов, групп, происходит на почве разных возможностей, ценностей, смыслов. Огромное разнообразие субкультур и стилей жизни в постиндустриальном обществе представляет исключительное значение и авторитет моды у молодежи. Художественная среда профессиональных дизайнеров моды подразумевает развитие культурного самосознания и необходимость осмысления собственного пути в переходные для развития культуры моды периоды; исключает одномерность в культуре; формирует креативные направления социокультурного пространства общества. В данной среде существование локального сообщества с собственной культурной идентичностью закономерно и гармонично. Можно считать, что студенческий театр мод «Образ», как молодежное сообщество имеет все признаки культурной идентичности [1]. В качестве ее следует определить: культурную историческую память, профессиональные локальные традиции, эстетические достояния и формы их осознания. Культурная историческая память в данном контексте – это сохранение и продвижение творческих традиций омской школы дизайна в течение трех десятилетий, которые прослеживаются на этапах проектирования и создания коллекций моделей одежды. Каждую коллекцию отличает индивидуальная дизайн – разработка, каждая идея автора подразумевает нестандартное, авангардное, образное, радикальное или актуально модное решение коллекции одежды, несомненно, отражающее связь с прошлым или трансформирующее традиции. Представители Омской школы дизайна отличаются поисками самоопределения в многообразии источников вдохновения и их активизации в массовой культуре. В методике преподавания Омской школы, основными проектными задачами являются: развитие ассоциативного мышления, приобретение собственного культурно-ценностного опыта, преобразование предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические и материальные поиски решений объекта. Творчество – это рождение новых идей. Инновация – это претворение этих идей в жизнь. Новая идея в костюме – новая комбинация, а креативность часто определяет способность индивида составить уникальную комбинацию из отдельных идей или создать новый вид связи между ними. Костюм получает новый смысл как объект, существующий в определённых контекстах, усиливается его коммуникативная функция, активно развивается тема индивидуальности. Человек ищет костюм, способный вместить его личность, отражающий его мировоззрение, его представление о само-презентации. Зритель во время модного показа и потребитель в повседневной жизни наделяет костюм множеством контекстов, помимо вложенных в него дизайнером. Ему нужна одежда, не только соответствующая утилитарным требованиям, но и наделённая смыслом. Поэтому дизайн костюма на современном этапе становится всё более интеллектуальным, в нем художественно-эстетическое ощущение объекта и ассоциативное творчество всё больше дополняется или заменяется интеллектуальным осмыслением. Привычка к высоким стандартам создаёт привлекательную культуру, культура привлекает заинтересованных людей, человеческий ресурс формирует «территории инноваций» в социокультурном пространстве. Обладая отличительными особенностями в подаче культуры образа, цветовой гармонии, определенными эстетическими смыслами, творческим потенциалом дизайнеры создают актуальные нематериальные символы, которые находят свое воплощения в конкретной модной одежде. Индивидуальное творчество дизайнеров, их приверженность к определенной профессиональной идентичности дают возможность большому классу потребителей модной одежды найти желаемое решение для укрепления своего статуса и определенного культурного диалога в обществе. Дизайнер демонстрирует на подиуме определенную эстетику, форму своего бытия и творчества. Посыл зрелищного образа моды зрителям это некое приглашение следовать новым идеям и вопрос дизайнера к зрителю на согласие или несогласие этого приглашения. В постановке модного дефиле учитываются всевозможные варианты более выразительного решения стилистики авторской коллекции. Профессиональные локальные традиции закладываются уже в самом сообществе и просматриваются в разработках различных форм модных показов, имеющих единый стилистический подчерк, особую черту, признак принадлежности к зрелищному виду искусства. Модный показ студенческого театра мод «Образ» – это многовариантное конструктивное взаимодействия молодежи, выстроенное на общей мотивационной идеи и творческой ориентации; организации процесса взаимодействия и коллективном созидании; совместном действии и общем результате творческого процесса, а также имеющее концептуальные особенности интеллектуальной мысли, способности самостоятельного мышления, генерацию новых эстетических смыслов. Такое взаимодействие в событии перестраивает самого человека, раскрывает и использует потенциальные способности каждого. В постановках модных показах студенческого театра мод «Образ» можно увидеть сложнейшие синтезированные формы зрелищного искусства и разнообразные форматы модного дефиле: традиционная демонстрация модных образцов, спектакль-сновидение, авангардный спектакль, перфоманс, хепенинг, концептуальный спектакль, шоу спектакль, спектакль акция, футуристический спектакль, спектакль мистерия и др. По утверждению И.В. Кондакова: «как правило, каждое социокультурное событие семантически многослойно: в нем есть пласт естественный и социальный, культурный и эмоционально-психологический» [7]. Модные дефиле студенческого театра мод «Образ» не являются исключением. Перечисленные формы постановок моды проверены историческим опытом, а также имеют современную доминату – новизну поиска. В логике моды требование новизны, в том числе и к модным событиям, это один из маркеров нового модного образа жизни современного социума [9]. Общее определение эстетических ценностей и форм их осознания участником определенного сообщества является важным источником трансляции смыслов в процессе подготовки общего события. Молодежное студенческое сообщество способно аккумулировать новые культурные категории для своей целевой аудитории, используя актуальные формы взаимодействия. Каверина Е.А. подчеркивает совокупность компонентов события: «в специальных событиях наблюдается игра с идеей, игра со смыслом, игра с пространством, игра с образом и, в конечном счете, игра с человеком, зачастую перерастающая в игру человеком» [5]. Эстетическая значимость модного показа непосредственно связана с субъективной стороной творческого эксперимента и его доминирующей образной идеей. Однозначного ответа на определение ценностных категорий в модном событии через формулировки – это «прекрасное», «красивое» «возвышенного», а это «безобразное», «трагичное», «комичное» не может быть получено в связи со сложным переплетением многих смысловых контекстов. В каждой модной постановке, как в любом другом культурном событии закладывается свой образ и своя формула гармонии. Концептуальный подход, отличающий творческие поиски студенческого коллектива театра мод «Образ» – это новизна идей показов, творческая способность к выбору точности и «чистоты» смысла модного действия, симоволическая значимость происходящего, мотивация зрителей к ассоциативному мышлению и образному восприятию. Данная модель культурной идентичности студенческого сообщества имеет признаки синтеза интеллектуального дизайна и креативных смыслов, эстетизации зрелища и художественного вкуса публики, а главным следствием становится групповая рефлексия всех участников на происходящее модное культурное событие. Модные постановки со сложным синтезированным подходом молодежного события являются главным фактором развития и будущих новых культур. Важно отметить, что социальное взаимодействие и культурное взаимовлияние участников модных событий становится инструментом построения культурных кодов студенческих сообществ в социокультурном пространстве. Интернет-коммуникации как фактор формирования социокультурной идентичности Социокультурная реальность современной информационной эпохи порождает новые формы воздействия на процесс социализации личности. Главную роль здесь играют все более сложные (в техническом смысле), но и более доступные широким массам технологии. Появление Интернета, его, быстрое распространение и доступность породили и новые формы социокультурной коммуникации. Распространение социальных Сетей и других форм коммуникации в Интернете дает возможность пользователю расширить круг своих социальных связей, прежде всего в виртуальной реальности. И тогда Интернет становится очень важным для личности, фактором формирования его социокультурной идентичности. Виртуальные культурные миры порождают и новые формы идентичности. Сама возможность появления новых факторов для формирования социокультурной идентичности является следствием того, что человек способен конструировать социальное пространство как ценностную модель собственного существования. А современные IT-технологии, в частности, Интернет, способны очень сильно расширить это пространство. Расширяется также сильно и круг агентов социализации, можно сказать, что большое роль начинают играть виртуальные «свои» и «чужие». Рассматривая роль Интернета в формировании социокультурной идентичности личности, нельзя не остановиться на проблемах, которые сопровождают этот процесс и, прежде всего, как социокультурная идентичность формируется в современном обществе, с его неустойчивостью, кризисами, рисками. В настоящее время процесс идентификации рассматривается значительно шире, чем это было принято в классической гуманитаристике. Ранее этот процесс четко связывался с социализацией личности, прежде всего, с ее первой стадией (период взросления личности). В настоящее время процесс личностной идентификации анализируется в рамках практически всей жизнедеятельности человека. В свою очередь, это расширяет поле для анализа идентификации и групп, и всего общества. Ощущение идентичности – это субъективное ощущение тождества и целостности собственного «Я», приведение в соответствие желаемого и реального образа своей личности. Этот процесс основывается на выборе культурных, философских и национальных моделей самосознания и поведения, идет постоянная дифференциация социокультурных форм бытия, и сама идентификация становится более содержательной по мере того, как расширяется круг значимых для индивида личностей и групп. Процесс идентификации развивается прежде всего в рамках индивидуальной культуры, на которую оказывает большее влияние состояние культуры всего общества. Идентификация тесно связана с процессом социализации, она формируется в обществе и поэтому зависима от состояния социальной среды и, прежде всего, от состояния основных социальных институтов общества (семьи, государства, экономики, образования и др.). Если социальная среда быстро и значительно изменяется, то это неизбежно ведет личность к поиску новых форм соответствия требованиям полностью или частично измененной социальной среды. Именно здесь можно говорить о проявлении кризиса идентичности. Кризис, в данном случае, есть состояние утраты прошлой идентичности и не приобретения новой, когда человек теряет представление о собственном «Я» в новых, еще непривычных условиях социального бытия. Распад привычного образа мира влечет за собой массовую социокультурную дезориентацию. Мир перестает быть понятным, и начинается процесс поиска новых культурных форм, которые восстановили бы мир как нечто целое и понятное. Потеря идентичности проявляется как несоответствие поведения требованиям среды. Человек видит, что социальная среда перестает реагировать на его действия привычным, ожидаемым образом. Человек как бы «теряет» свою биографию, предыдущий опыт и прошлые заслуги уже не определяют его настоящего и будущего. Несмотря на опасность нестабильности, которая неизбежна при кризисе идентификации, этот процесс нельзя считать исключительно отрицательным. Если бы подобных кризисов не было, то не было бы и стимулов для инноваций, развития индивидов и общества. В некотором смысле мы можем считать их одним из факторов социокультурной динамики. Следовательно, если в процессе развития кризисов идентификации избежать невозможно, важнейшей задачей и социогуманитарных наук, и социальной политики может быть выработка определенных механизмов социальных, политических в частности, в и экономических действий по направлению их в рациональное русло. Усложняет ситуацию также и информационный прессинг на человека, вызванный к жизни развитием системы массовых коммуникаций. Средства массовой информации как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Конец второго тысячелетия ознаменовался вступлением человечества в информационную эпоху. Широкое распространение персональных компьютеров, оптико-волоконных каналов связи, электронной почты и электронных журналов и др. дают возможность получать разнообразную и широкую информацию, не выходя из дома, благодаря компьютерной системе Интернета. Не отрицая позитивных сторон этого процесса, необходимо отметить, что широта и разнообразность распространяемой информации часто совсем не адекватна ее высокому качеству. А также многообразие информации ставит человека в ситуацию, когда он не в состоянии осмысливать получаемую информацию, у него не остается времени делать выводы, встраивать ее в систему своего мировоззрения, он способен ее только «потреблять». Духовный мир как целостная система разрушается, приобретая черты эклектичности и релятивизма. В этой ситуации формирование идентичности осложняется разрывом социокультурных связей между поколениями и глубоким социальным неравенством, сложившимся в обществе. В последние годы идут активные исследования влияния компьютерно-опосредованных коммуникаций (Интернета) на процесс формирования социокультурной идентичности (построение пользователем своего образа в виртуальном пространстве, т.н. «виртуальная личность»). В Интернете человек может реализовать свою активность, удовлетворяя следующие основные потребности: коммуникативные, познавательные, игровые. Можно выделить и мотивы пользователей: 1) деловой, 2) познавательный, 3) мотив общения (коммуникативный), 4) мотив сотрудничества (корпоративный), 5) мотив самоутверждения, 6) рекреационный и игровой мотив, 7) аффилиация (потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских отношений с другими людьми, 8) самореализация и развитие личности. Все выше перечисленные виды активности, в конечном счете, включают в себя и другие виды деятельности посредством Интернета. Например, виртуальный флирт или весьма распространенные в Интернете попытки изменения идентичности – это общение с заметными элементами игры. В научно-популярной литературе даже появился термин «игры с идентичностью». В пространстве Интернета отчасти размывается мускулинная и феминная идентичность. Так, при исследовании пользователей Рунета (русской версией Интернета), был сделан вывод о разделении их на две группы – предпочитающих гендерно-унифицированные или гендерно-специализированные стили коммуникации. При этом считается, что мужчины чаще осуществляют изменение пола, в то время как женщины более склонны скрывать свой пол или не афишировать его. Причиной такого поведения, по мнению исследователей, является то, что исторически сообщество пользователей формировалось из представителей мужского пола. Немногочисленные женщины обращают на себя внимание и становятся известными. И решившийся инвертировать половую идентичность мужчина таким образом может рассчитывать на большее внимание. Виртуальная «смена пола» очень широко распространена в Интернете. Помимо вышеназванных причин можно отметить и такие, которые приводит Дж. Сулер: исследование отношения между полами; отражение диффузной половой идентичности и стремление приобрести некий новый социокультурный опыт, возможный благодаря анонимности сетевого общения. Интернет представляет собой, в частности, и определенное социальное сообщество, с которым личность пытается себя идентифицировать. Но это сообщество обладает своей спецификой. Прежде всего, это виртуальное и воображаемое сообщество. Но оно воспринимается как вполне реальное коммуникативное поле. Если учитывать, что подавляющая часть пользователей Сети – это молодежь, то можно заметить как фактор формирования идентичности – Интернет, вносит свои коррективы в процесс традиционной идентификации. В современных условиях «глобального объятия» Интернета влияние родительских (или вообще «старших») моделей поведения резко падает под влиянием киберподростковой субкультуры, в которой одной из важнейших социальных норм становится компьютерная грамотность. Этот навык позволяет определять круг «своих», чье влияние на формирование идентичности становится ведущим. В ситуации стабильности социокультурных норм, молодежь, как правило, воспроизводит родительские модели поведения, а в условиях социокультурных изменений группа сверстников может выступать определяющей в формировании идентичности молодого человека. Но, по мере взросления, возрастные параметры становятся значительно менее важными. Скорее профессиональные, социальные, этнические и политические факторы становятся определяющими в формировании социокультурных ценностей и интересов. Еще одно свойство Интернета, на которое нельзя не обратить внимания, рассматривая проблемы идентичности. Он предлагает пользователю не только широкий выбор сетевых сообществ, с которыми можно себя идентифицировать, но и дает возможность экспериментировать с собственной идентичностью, создавая виртуальные образы собственного «Я», часто отличающиеся от реального субъекта. Сам принцип Интернет-коммуникации требует создания своего виртуального «двойника» (виртуальной личности), которая наделяется определенным именем («nick» от «nickname» – псевдоним). Среди «ников» встречаются литературные персонажи, название животных, социально-статусные определения и огромное количество афроамериканских жаргонизмов (особенно у тинейджеров). Уже сам выбор имени может о многом сказать, а в нашем случае и определить претензию на определенный образ. В работах Белинской Е.П. и Жичкиной А.Е., посвященных социально-психологическим исследованиям личности подростка – пользователя Интернета, актуальной представляется проблема соотношения реального «Я» с виртуальной личностью и возможные границы между самоактуализацией, самопрезентацией и симуляцией. Что вообще заставляет людей конструировать виртуальную личность? Существует несколько точек зрения на этот процесс. Согласно одной из них, конструирование виртуальных личностей в Интернете – желание множественной идентичности в реальной жизни как отражение изменения структуры самой идентичности, связанной с социокультурными изменениями в обществе. Если человек может полностью реализовать в реальной жизни желаемые и допустимые для него социокультурные роли, то, скорее всего, потребность расширять количество своих ролей за счет конструирования виртуальных образов своего «Я» у него будет минимальна или совсем отсутствовать. В таком случае общение в Интернете будет носить характер дополнительного к основному общению в реальности. А состояние неудовлетворенности от своего внешнего облика, пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и др. порождает потребность в создании новой, виртуальной личности, в большей или меньшей степени отличающейся от реальной. В исследованиях (Янг К.С., Туркли Ш. и др.), посвященных социопсихологическим аспектам поведения пользователей Сети, раскрываются возможные мотивационные детерминанты создания виртуальной личности. Не перечисляя все предложенные варианты, можем выделить, на наш взгляд, основные: а) виртуальная личность может создаваться для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих, причем в этом случае она может соответствовать существующим нормам или, наоборот, противоречить им; б) она может представлять собой реализацию «идеального Я». В большинстве случаев исследователи подчеркивают компенсаторный характер такого поведения в Сети. Виртуальная личность выступает как самопрезентация, цель которой – компенсировать сложности реального взаимодействия и общения. А для пользователей Сети подросткового и юношеского возраста создание виртуальной личности (в исследованиях Белинской Е.П. и Жичкиной А.Е.) имеет своей целью испытать новый опыт, что может быть объяснено возрастным стремлением к самовыражению, реализуемого через «примерку» на себя различных ролей. Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некую социальную группу (чат, форум и др.) в Интернете. Как любое сообщество, субкультура Интернет-пользователей обладает своим набором ценностей, стандартов, языка, символов, которые разделяются некоторыми пользователями. Включаясь в такую группу, человек получает определенную поддержку, что способствует, в свою очередь, формированию позитивной социальной идентичности («свой среди своих»). Необходимо также отметить такое распространенное явление в современном обществе как Интернет-зависимость (Интернет-аддикция). К ней обычно приводит ухудшение или минимизация межличностной коммуникации. Интернет создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Большая часть Интернет-зависимых пользователей стремится найти там те формы социального признания, которые они не получают в реальной жизни вследствие внутренних или внешних причин. Но возможно также и то, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают чувство удовлетворенности реальным общением. Возможность экспериментирования с собственной идентичностью в Интернете может быть рассмотрена и с позиций ценностного выбора: с одной стороны, как расширение личного опыта и самосознания, а с другой – как «уход» от реального социального и культурного взаимодействия. Нельзя не отметить, что Интернет-комуникация через своих акторов обладает способностями манипулирования (сознательно или нет) личностью, мифологизируя социальнокультурное пространство, в котором существует человек. Поэтому проблема влияния Интернета-коммуникаций на формирование социокультурной идентичности требует еще своего дальнейшего осмысления и в рамках социокультурного анализа. ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В современных политических, социальных и культурных реалиях вопросы анализа характера и специфики идентичности молодежи представляются весьма актуальными. Это объясняется не только задачами общей модернизации российского государства и общества, но и той ролью, которую молодежь играет в жизни любого социума, формируя стратегический потенциал будущего. В таком контексте с целью прояснения вопроса о российской идентичности в структуре идентичностей молодых жителей региона было осуществлено исследование методом формализованного (N=1000; апрель – май 2015г.). Исследование проводилось в трёх регионах: Республика Хакасия (48,2%), Республика Алтай (24,7%), Республика Тыва (27,1%). Мы придерживаемся официально принятой в Российской Федерации позиции возрастной сегментации молодёжи от 14 до 30-35 лет, однако, при изучении экономических, культурных, правовых вопросов для объективности интерпретации полученных данных, необходимо рассматривать ответы только совершеннолетней молодежи, которая включена в общественное разделение труда, поэтому возрастные рамки объекта исследования ограничились от 18 до 34 лет. Для определения того, как понимают свою национальность опрашиваемые, предлагалось ответить на следующий вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?». Респонденты ответили следующим образом: русский 39,5%, тувинец 24,1%, хакас 17,8%, алтаец 15,9% отказались отвечать на данный вопрос 3% опрошенных. При этом, для нас было важным выяснить почему респонденты относят себя к данной национальности, и ответы распределились следующим образом: 52,5% относят себя к той или иной национальности так как родители относятся к этой национальности, 30% молодых людей относят себя к той или иной национальности так как знают историю и культуру этой национальности, 14% опрошенных относят себя к определенной национальности так как говорят на языке этой нации. При этом, типичными положительными чертами присущие выбранному этносу назывались следующие: доброта, широта души, гостеприимность, искренность, трудолюбие, целеустремлённость. К менее типичным чертам данного этноса перечислялись следующие черты: спокойствие, чувство юмора, вежливость, справедливость, честность. К типичным отрицательным чертам своего этноса респонденты относили: лень, вредные привычки, злость, эгоизм. Одним из важных показателей самоидентичности является территориальная самоидентификация который представляет систему знаний о регионе, о собственной региональной общности, итак, 32,9% молодых людей считают себя, прежде всего жителем России, 22,9% респондентов считают себя жителем своей республики, для 13% вообще не важна территориальная принадлежность, так как для них важнее идентифицировать себя с национальностью, 11,2% респондентов идентифицируют себя, прежде всего с жителями Сибири, 10,6% жителем своего города, 1,2% вообще не задумываются о своей идентичности, так как затрудняются ответить на данный вопрос. На сегодняшний день, по мнению респондентов, народу больше всего нужно чувство взаимопомощи, коллективизма (50%), чувство свободы личности, личной деловитости, индивидуализма (34,1%), затруднились ответить (15,9%). В целом респонденты отдают приоритет коллективистским началам жизни над индивидуалистическими. Это проявляется в предпочтениях коллективной собственности над частной, чувства коллективизма и взаимопомощи как фактора развития своего народа над индивидуализмом, личной деловитостью. В данном контексте, трудно не согласится с мнением В.А. Тюгашева, о том, что после десятилетия официальной политики, направленной на внедрение в стране свободного рынка, население в большинстве своем не приемлет соответствующей модели развития, продолжая возлагать на государство надежды на обеспечение занятости и создание достойных условий существования, а не просто принятие тех или иных законов [6]. Кроме того, наблюдается в целом негативное отношение населения к предпринимателям и бизнесменам, которые, действуют в своих собственных корыстных интересах и реально выступают фактором разъединения этносов. С точки зрения молодёжи, на сегодняшний день для страны важнее всего обеспечить общий порядок (54,1%), расширить личную свободу граждан (26,5%). Можно сказать, что современная молодёжь несколько беспечна, так как считает, что государство обязано обеспечить рабочие места и условия жизни, а человек должен хорошо трудиться (47,1%). На свои силы рассчитывает каждый третий и считает, что работу и условия жизни человек должен обеспечить себе сам, а государство обеспечивает его защиту законами и справедливыми налогами (43,5%), остальные - 9,4% затруднились ответить. В социологии при помощи термина «идентификация» описываются механизмы и практики вхождения человека в социальное пространство, помогающие ему овладеть различными навыками социальной деятельности. Усвоение тех или иных видов социальной практики происходит в результате того, что идентификация протекает в разнообразных формах. Тем самым для молодого человека, приобретается идентичность как ощущение принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он не один и что его неповторимая индивидуальность защищена от хаоса одиночества определенной традицией [2]. Итак, идентичность это главный элемент субъективной реальности, который формироуется в социальных процессах, поддерживается, видоизменяется социальными отношениями. Основным источником формирования идентичности является взаимодействие индивидуального и коллективного сознания. 1. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра/Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с. – С. 39-40 2. Гуревич П. С. Культурология. М.: Гардарики, 2000. – 280 с. 3. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Российская идентичность и межэтническая толерантность // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшкова. М.: Новый хронограф, 2010. С. 116-135. |