Курсовая работа Изучение читательских предпочтений. Барская. Курсовая работа. Курсовая работа студентки Барской М. В. Курс 3 группа мбид доц. Овсянникова Т. В. Волгоград 2020
Скачать 177.5 Kb.
|
Глава 2. Исследования читательских предпочтений пользователей библиотек.2.1. Типы читателей и их характеристика.Читателем можно назвать социальный субъект чтения как регулярной деятельности, отвечающей его духовным потребностям, который выступает в качестве объекта воздействия со стороны автора печатных изданий и каналов их распространения и пропаганды. Чтение – вид коммуникативной деятельности духовного общения и взаимодействия людей, в процессе которой читатель извлекает из печатного или рукописного текста зафиксированные в нём сообщения. Изучать читателя значит изучать человеческую личность, обладающую определёнными физическими, физиологическими, психическими и социальными свойствами. Изучать чтение, значит исследовать процесс восприятия произведения печати, его характер, особенности, свойства. Важной целью изучения чтения было создание типологии читателей. Типология читателей занимает особое место в библиотековедческих исследованиях. Первая попытка в создании такой типологии была предпринята Н.А. Рубакиным. Он рассматривал дифференциацию читателей как процесс объективного расслоения читающей публики, в котором проявляется диалектическое единство общего (связанное с интегрированностью читательских запросов, стереотипностью читательского поведения), особенного (присущие читательской группе характерные признаки) и единичного (отражает потребности конкретного человека) в читательской деятельности. Н.А. Рубакин в книге «Этюды о русской читающей публике» выделил две группы читателей: читатели из привилегированных классов и народный читатель. Им был использован социологический подход, где главным признаком являются социальные и демографические признаки читателя. Социологический подход использовался во многих исследованиях и в практике библиотечного дела. При его использовании можно получить достаточно достоверных знаний о количественных характеристиках чтения, но не представление о качестве чтения, об особенностях восприятия и понимания текста. В связи с эти сформировался психологический подход, в основу которого были положены особенности восприятия текстов, отношения к чтению, книге, мотивов чтения и т.д. [7] В своём труде «Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию» Н.А. Рубакин попытался выделить читательские типы на основе восприятия текста. В классификации И.Е. Рыскина, предложенной в 1930-х гг., в качестве ведущего критерия рассматриваются этапы развития читательской культуры. В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей: читатели, которые ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции – читают для развлечения, неразборчивы в чтении, неспособны к анализу произведения; читатели, для которых характерна познавательная направленность восприятия книги и способность анализировать прочитанное; читатели с высокой эстетической культурой, умением понимать художественные достоинства произведения и анализировать прочитанное. Рыскин видел возможность вычленения четырех стадий чтения художественной литературы и, соответственно, четырех типов читателей: начинающему читателю он рекомендует «свободное чтение, без всякой системы»; находящемуся на следующей ступени – «тематическое чтение»; для читателя на этапе «изучения литературы» характерно чтение произведений одного автора; четвертая стадия – «историко-литературное чтение» [5]. В своей статье «Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография» Е.И. Рыскин пишет: «Широкое изучение состава чтения различных читательских групп поможет нам представить себе их чтение, узнать их интересы, вкусы и склонности, узнать и учесть те или иные недостатки чтения, свойственные данной группе читателей» [26, с. 100]. С.А. Трубников в качестве критерия классификации выбрал литературно-художественный вкус. Понятие «литературно-художественный вкус» С.А. Трубников объясняет так: «...органическое объединение наиболее существенных признаков, характеризующих эстетическую культуру личности, реализующуюся в понятии эстетического вкуса, которое по отношению к художественной литературе выступает как вкус литературно-художественный» [31, с. 25]. С.А. Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы: читатели с неопределевшимся вкусом; читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса; читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса; читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими сторонами литературно-художественного вкуса; читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса; читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Лидия Ивановна Беляева предлагает использовать для типизации читателей художественной литературы синтетический критерий, дающий возможность сформировать типы читателей, относящиеся ко всем трем фазам чтения: предчтению, непосредственному восприятию и послечтению [15]. Л.И. Беляева замечает: «При исследовании мотивов чтения нередко выделяют ряд их разновидностей (обычно 3–5), в том числе мотивы эстетические, познавательные, эмоциональные, развлекательные, осмысления жизненного опыта, и подразделяют читателей на соответствующее число групп, соотнося каждую из групп с одним определенным мотивом». У разных читателей структуры мотивов различаются по следующим показателям: а) число и состав входящих в структуру мотивов, б) содержание и степень сложности доминирующих мотивов» [15, с. 152]. Психолог Л.И. Беляева выдвинула в качестве ведущего признака типологии читателей психологию восприятия литературно-художественного произведения. Ей выделено пять типов читателей: 1-й – характеризуется оптимальным эстетическим восприятием; 2-й – воспринимает слой фактов; 3-й – характеризуется рассудочным, познавательным восприятием; 4-й – характеризуется эмоциональным восприятием, основанным на субъективных ассоциациях; 5-й – характеризуется поверхностным восприятием всех компонентов произведения. Для каждого типа читателей Л.И. Беляева выделяет определенные вариации всех элементов, влияющих на фазу предчтения. Однако она называет в целом каждый тип «восприятием», что представляется неверным, поскольку восприятие – это только один из трех этапов читательской деятельности. Во всех рассмотренных типизациях читателей художественной литературы на этапе предчтения обнаруживаются разные основания деления: у Е.И. Рыскина — уровень читательской подготовленности; у Л.И. Беляевой – комплекс компонентов, состоящий из мотивов чтения, установки, читательских интересов и стимуляторов чтения; у С.А. Трубникова – особенности литературно-художественного вкуса. Благодаря различиям в основаниях разных вариантов типизации читателей она предоставляет возможность библиотекам с разными контингентами читателей – в зависимости от их профиля – ориентироваться на наиболее подходящую им типизацию, либо использовать разные типизации для разных читательских контингентов, внося в них необходимые поправки и уточнения. |