Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА Влияние киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию

  • Введение Актуальность темы исследования.

  • Степень изученности проблемы в литературе.

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Теоретические основы исследования составили

  • Эмпирические основы исследования

  • Основные понятия эмпирического исследования.

  • Подражание молодежи киногероям

  • Структура работы

  • Курсовая работа. Скиба. Курсовая работа влияние киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеКурсовая работа влияние киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию
    АнкорКурсовая работа
    Дата04.12.2019
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСкиба.docx
    ТипКурсовая
    #98584
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра государственной политики и государственного управления

    КУРСОВАЯ РАБОТА


    Влияние киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию
    Работу выполнила: студентка 1 курса

    Скиба Александра Игоревна

    ________________________

    Научный руководитель

    кандидат политических наук, доцент

    Плотичкина Н.В.

    _______________________

    Краснодар 2015

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1 Теоретические основы исследования аудитории зарубежного кинематографа…………………………………………………………………………………...9

    1.1 Социологический подход к исследованию кино: основные направления интерпретации и изучения кинофильмов………………………………………..9

    1.2 Подходы в исследовании аудитории кино…………………………………14

    1.3 Методологические особенности исследования молодежной аудитории кинематографа…………………………………………………………………...17

    2 Зарубежный кинематограф и российская молодежь: кинопредпочтения, восприятие киногероев………………………………………………………….23

    2.1 «Киноменю», практики кинопросмотра в структуре досуга российской молодежи……........................................................................................................23

    2.2 Образы главных героев, персонажей в восприятии кубанской молодежной киноаудитории (по материалам эмпирического исследования)……………...25

    Заключение……………………………………………………………………….29

    Список используемой литературы………………………………………….......32

    Приложение А – Макет анкеты…………………………………………………35

    Введение

    Актуальность темы исследования. Кино – одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Влияние кино на человека на сегодняшний день заметно и бесспорно. Оно существенно проявляется в молодежной среде. В отличие от старшего поколения, плохо владеющего современными техническими приспособлениями, молодежь часто использует компьютер, ноутбук, планшет или любой другой гаджет, чтобы посмотреть фильм. Количество иностранных кинокартин, сериалов и мультипликационных фильмов с каждым годом растет не только во всемирной сети, но и на современном телевидении. Тем более, современные школьники, в большинстве своем, ориентированы на западных производителей «Фабрики грёз», отдавая предпочтение зарубежным фильмам. Молодые люди проживают жизнь с героями фильма, совместно с которыми они переживают, учатся и открывают что-то новое.

    Молодежь не представляет свою жизнь без кино. Они рвутся в кинотеатры, чтобы увидеть новинку кинопроката, или дома сидят у телевизоров, или находят нужный фильм в Интернете. Но цель просмотра всегда разная, а значит, и полученная информация будет носить определённый характер. Когда мы хотим расслабиться, то смотрим какую-нибудь ненавязчивую комедию или мелодраму. Если нам не хватает острых ощущений, в нашем распоряжении триллеры, боевики и драмы. При этом воспринимаем кино как развлечение, «лекарство от усталости». Помимо дикого смеха, нервных конвульсий и горьких слез, оно способно вызывать у нас много других чувств (и не просто вызывать), а воспитывать на протяжении всей жизни.

    Данная тема особенно актуальна сегодня, так как, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, можно говорить о том, что кино может влиять как положительно, так и отрицательно на формирование морально-нравственных ценностей нынешнего поколения.

    Степень изученности проблемы в литературе. Теоретический фундамент социологии массовой коммуникации составляют концепции социальной коммуникации и социального взаимодействия (Г.Блумер1, И.Гофман2, Дж.Г.Мид3, Ю.Хабермас4), теории массового общества и массовой культуры (Г.Лебон5, Х.Ортега-и-Гассет6, Г.Тард7), теории постиндустриального общества (Д.Белл8, М.Кастельс9, Э.Тоффлер10) и общества постмодерна (З.Бауман11, У.Бек12, Ж.Бодрийяр13, Р.Инглхарт14).

    Критический анализ массовой коммуникации в контексте производства массовой культуры содержится в работах Т.Адорно15, Г.Маркузе16, М.Хоркхаймера17, Н. Постмана.

    Проблематика аудитории растворена во многих аспектах и направлениях исследований массовой коммуникации. Одно из самых ранних и наиболее разработанных в зарубежной социологии – исследование влияния (эффектов) массовой коммуникации (Г.Донахью, Дж.Клаппер, М.МакКомбс, Э. Ноэль-Нойман18, Е.Рубинштейн, Л.Фестингер, К.Ховланд, Дж.Халлоран, Д.Шоу). Особенности медиапотребления и выбора медиаконтента в рамках разработанной Дж.Блюмлером и Е.Кацем концепции «удовлетворения и использования» изучали М.Гуревич19, Е.Гринберг, Д.Зилман, А.Рубин, П.Элиот и др. Исследованиями киноаудитории в рамках этнографического подхода занимались Д.Гонтлетт, А.Грей, Д.Морли, Р.Сильверстоун, А.Хилл, Е.Хирш и др. Теоретическое осмысление состояния и динамики аудитории в обществах постмодерна представлено в работах Е.Анг, Н.Аберкромби.

    Систематизации методологических подходов и методических приемов исследования аудитории медиа посвящены работы ряда современных зарубежных авторов, среди них: Р.Викс, Д.МакКуэйл, Э.Раддок, К.Шредер и др.

    В отечественной науке теоретические основы социологии массовой коммуникации разрабатывали Г.П.Бакулев20, Т.М.Дридзе21, В.П.Конецкая22, М.М.Назаров23, Г.Г.Почепцов24, Ф.И.Шарков25.

    Среди работ по вопросам кино следует выделить несколько направлений, затрагивающих интересующие нас вопросы и соответствующие основным пластам исследования: социологическому, киноведческому.

    Киноведческий подход представлен работами З.Кракауэра. Исследователь подчеркивает фотографическую природу кинофильма, постулирует необходимость объективного отражения реальности средствами кинематографа26.

    Значительную группу составляют труды по теории кино, написанные киноведами и искусствоведами. В советский период выходили в свет работы по общим вопросам киноискусства27, специальные исследования, посвященные теоретическим проблемам документального28, научно-популярного29 кино. С.С.Гинзбург анализирует неигровой вид кино – кинопублицистику.

    Е.Р.Ярская-Смирнова в ряде работ представляет анализ основных направлений социологической интерпретации кинематографа30

    Актуальность темы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.

    Объект исследования: влияние киногероев зарубежного кинематографа на киноаудиторию.

    Эмпирический объект исследования – молодежная кубанская киноаудитория в возрасте от 17 до 25 лет.

    Предмет исследования: социокультурное, психологическое влияние киногероев зарубежного кинематографа на молодежную аудиторию.

    Цель исследования: рассмотреть характер влияния киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию.

    Задачи исследования:

    – рассмотреть основные направления интерпретации и изучения кинофильмов в рамках социологического подхода;

    – изучить подходы в исследовании аудитории кино;

    – выявить методологические особенности исследования молодежной аудитории кинематографа;

    – дать характеристику «киноменю» в структуре досуга российской молодежи;

    – определить специфику восприятия образов главных героев, персонажей зарубежного кинематографа в восприятии кубанской молодежной аудитории (по материалам эмпирического исследования).

    Теоретические основы исследования составили работы А. В. Луначарского, Б.Балаша (Балажа), Эйзенштейна, А. Топоркова, М. Левидова, Н. Ф Агаджановой, в которых содержится много идей социологического характера; подход и теоретические положения русского фольклориста Владимира Проппа. Определенное значение для автора имели труды Филатовой О.Г. и Фомичева И.Д., а также анализ нарративной структуры фильмов, проведенный Умберто Эко.

    В ходе анализа киноаудитории автор использовал следующие социологические концепции: исследование эффектов (что кино делает с молодежью?, работы Г.Лассуэлла, У.Липпмана, Дж.Дьюи, Дж.Клаппера, Дж.Гербнера, модель двухступенчатой коммуникации, концепция лидеров мнений, концепция эффектов повестки дня (М.МакКобс, Д.Шоу), спираль молчания Э.Ноэль-Нойман), теории использования и удовлетворения ( какие потребности молодежь как активная киноудитория удовлетворяет с помощью просмотров кинофильмов, работы Дж. Блюмлера, Е.Каца и т.д.).

    Для того чтобы выявить определенные черты и характер подражания молодежи телегероям автор использует теорию подражания Г.Тарда31. Данный концепт посвящен описанию ключевых процессов социальной жизни: подражания, конфликтов и приспособления. Г.Тард выявляет три формы подражания: подражание другому человеку; современное подражание (мода) или подражание образцу (обычай); подражание самому себе (привычка).

    В рамках курсового проекта автор использовал следующие методы: метод традиционного анализа текста, вторичный анализ социологических данных, онлайн-анкетирование.

    Эмпирические основы исследования курсовой работы основываются на результатах следующих прикладных исследований: социологических опросов, проводимых на базах ФАНО, исследовательского холдинга «Ромир» и компании Movie Research, компанией Невафильм Research, касающихся изучения влияния зарубежного кино на российскую молодёжь. Автором было проведено социологическое исследование в 2015 году с общим объемом выборки 236 человек среди различных социально-демографических групп. Метод сбора первичной информации – онлайн-анкетирование (см.макет анкеты в Приложении).

    Основные понятия эмпирического исследования. Ключевыми понятиями данного исследования, требующими дополнительного уточнения, являются:

    Киногерой –действующее лицо кинофильма, которое играет значительную роль в раскрытии его идейного содержания (этим лицом может быть как положительный, так и отрицательный персонаж).

    Подражание – процесс социального взаимодействия, характеризующийся сознательным или несознательным копированием чужих движений или действий, при котором происходит усвоение новых форм поведения.

    Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.

    Подражание молодежи киногероям – процесс сознательного или неосознанного копирования действий действующих лиц кинофильмов группой, переживающей период становления социальной и психологической зрелости и адаптации к исполнению социальных ролей.

    Можно выделить следующие переменные, определяющие процесс воздействия кино на молодежь:

    - привлекательный образ персонажа;

    - словесные доводы;

    - обоснование отрицательных действий как положительных.

    Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Она включает: введение, две главы, заключение и список литературы.

    1 Теоретические основы исследования аудитории зарубежного кинематографа

    1.1 Социологический подход к исследованию кино: основные направления интерпретации и изучения кинофильмов
    Социология кино - отрасль социологического знания.

    В узком смысле социология кино - сфера исследований, целью которых является изучение социально-демографической структуры кинопублики (пол, возраст, образование, социальное положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д.

    В широком смысле социология кино - исследование социальных факторов кино и событий, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изучения, с точки зрения социологии, могут быть разные составляющие кинематографического процесса - создание, функционирование, восприятие и воздействие кино.

    Социология кино в широком смысле находится в стадии становления. История социологического изучения кино - это попытки сделать предметом социологического изучения какой-либо аспект кино.

    Первые социологические исследования кино, проводимые в России юристом А.Заком, представляют собой изучение реакций на фильмы детей и юношества. В 20-е гг. появилось много социологических теорий, которые иногда очень трудно отличить от, например, психологических исследований. Например, в работах А.В.Луначарского, Б.Балаша (Балажа), Эйзенштейна, А.Топоркова, М.Левидова, Н.ФАгаджановой содержится много идей социологического характера, были сделаны попытки понять социологические, социально-психологические и психологические этапы функционирования, восприятия и воздействия кино. При этом, несмотря на отдельные позитивные стороны, социология кино 20-х гг. часто оказывалась под воздействием некоторых ошибочных общесоциологических и общепсихологических теорий. Уровень развития общественных наук сказался и на становлении социологии кино в 20-е гг. В связи с односторонним, исключительно гносеологическим подходом к искусству, сменившим в начале 1930-х гг. вульгарную социологию, преобладающую в науке об искусстве 1920-х гг., наука о кино до 1960-х гг. в основном развивалась в рамках эстетики и искусствознания. Сложившаяся структура взаимодействия кино и публики почти не исследовалась. Опросы зрителей не проводились. Социологические вопросы обсуждались лишь в рамках киноведения и не имели самостоятельного значения. Изучение кино сосредоточивалось исключительно на творческих проблемах, обсуждаемых преимущественно в рамках монографий о деятелях кино. Из поля зрения исследователя выпадали проблемы функционирования, восприятия и воздействия фильмов.

    С 60-х гг. в связи с бурным развитием общественных наук, с появлением целого ряда новых дисциплин (социальной психологии, семиотики, теории массовой коммуникации, теории культуры и т. д.) разработка социологии кино вновь оказалась актуальнейшей проблемой.

    В социологии кино изучаются: частота посещения кино разными социально-демографическими группами, структура и динамика кинопублики, отношение различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, причины выбора фильма; факторы прокатного успеха фильма, изменение структуры свободного времени и влияние на посещаемость кино, улучшение кинообслуживания, взаимодействие кино и телевидения.

    В поле зрения социологии находятся стороны творчество актера, режиссера, сценариста и т. д. на всех стадиях создания фильма. Однако в отличие от искусствоведа, социолог рассматривает эти стороны творчества под углом зрения ожиданий предпочтений и потребностей публики. Параллельно успешному развитию социологии происходит разработка социологической теории кино. Выявление точек соприкосновения социологии кино с киноведением, эстетикой, психологией, семиотикой кино и т. д. позволит занять этой науке свое место в комплексном исследовании кино32.

    В качестве устоявшейся и регулярной социальной практики, санкционируемой и поддерживаемой социальными нормами, кино играет важнейшую роль в социальной структуре современного общества. Кино как социальный институт включает целый комплекс разнообразных социальных ролей, в том числе зрителя и режиссера фильма, критика и продюсера, актера и сценариста, администрацию телеканала, кинотеатра или студии видеозаписи. Такие роли обязательны для каждого отдельно взятого кинофильма. В качестве института кино удовлетворяет потребности различных социальных групп, и поэтому развитие кино подчиняется вкусам зрителей.

    Социокультурный контекст практик кинопотребления при этом, очевидно, обладает гендерной спецификой. В то же время репрезентации визуальной культуры (кинематограф, живопись, реклама, медиа) также, как и дискурсы институциальных форм знания (например, медицины, психиатрии, сексологии, социологии, теологии), влияют на социальные представления, направляя повседневные социальные практики, и тем самым конструируют гендерные отношения33.

    Текстуальный анализ кино развивается в двух направлениях: контент-анализ и семиотика.

    В случае контент-анализа исследуются такие проблемы, как роли, психологические и физические качества женщин и мужчин, появляющихся в разных жанрах, насилие на экране. Формально контент-анализ определяется как «исследовательская техника объективного, систематического и количественного описания явного содержания коммуникации»34. Из этого определения следует, прежде всего, что ученому не позволяется читать между строк, ибо это может привести к необъективности заключения. Контент-анализ осуществляется на документальном или визуальном материале, при этом исследователи формулируют ряд категорий, которые передают проблемы исследования, а затем в соответствии с этими категориями классифицируют содержание текста.

    Важно наиболее точно определить ключевые понятия, чтобы свести к минимуму погрешности из-за различий в точках зрения ученых. Таким образом, получаются количественные данные, которые можно подвергать статистической обработке. Типичным выводом контент-анализа кино может быть следующий: появление насилия на экране явно преувеличено по сравнению с реальностью35.

    Семиотический анализ кино привлекает качественные методы социальных наук, методы философии и лингвистики, в отличие от контент-анализа, где используются методы количественной социологии. Во всем мире киноведы применяют подход русского фольклориста Владимира Проппа,36анализируя структуру нарративного кино, в котором, как в народной сказке, идентичность персонажа, характер ландшафта и препятствий менее существенны, чем их функции. В соответствии с этой исследовательской традицией, функция понимается как действие персонажа с точки зрения важности для хода событий. Структура повествования народной сказки сводится к тому, что история начинается с какого-либо повреждения или оскорбления жертвы, потери какого-то важного объекта и заканчивается возмещением за повреждение или приобретением недостающей вещи. Герой, посланный достать пропажу, осуществляет какое-то путешествие, при этом: а) встречает дарителя, который, проверив героя, снабжает его волшебным агентом, позволяющим преодолеть с победой все препятствия, и б) встречается с врагом в решающей схватке или оказывается перед серией задач, разрешаемых с помощью волшебного дара (агента)4.

    Анализ нарративной структуры фильмов о Джеймсе Бонде, проведенный Умберто Эко,37показывает, что сюжеты здесь выстроены в секвенцию шагов, соответствующих коду бинарных оппозиций и довольно близких к типическому нарративу В. Проппа. В инвариантную схему сюжетов о Бонде вполне укладывается и структура «нового русского кино», например выпущенного в 1997 году фильма А. Балабанова «Брат»: 1) некто появляется и дает задание Бонду; 2) злодей показывается Бонду; 3) Бонд и злодей впервые вступают в борьбу; 4) женщина показывается Бонду; 5) Бонд овладевает женщиной или начинает ее соблазнять; 6) злодей захватывает Бонда (одного или с женщиной); 7) злодей мучает Бонда (одного или с женщиной); 8) Бонд побеждает злодея; 9) Бонд наслаждается женщиной, которую затем теряет4.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта