Главная страница
Навигация по странице:

  • Означающее Означаемое

  • Таблица 1. Смысл ракурсов съёмки.

  • 1.2 Подходы в исследовании аудитории кино

  • 1.3 Методологические особенности исследования молодежной аудитории кинематографа

  • Количественные исследования

  • Качественные методы

  • Курсовая работа. Скиба. Курсовая работа влияние киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеКурсовая работа влияние киногероев зарубежного кинематографа на кубанскую молодежную киноаудиторию
    АнкорКурсовая работа
    Дата04.12.2019
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСкиба.docx
    ТипКурсовая
    #98584
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Структурный анализ применяют и к анализу технологии кинопроизводства. Например, А. Бергер38показывает, что коды, присущие языку тела в западной культуре, задают смыслы ракурсов и приемы съемки:

    Означающее

    Означаемое

    Крупный план

    Интимность

    Большая часть тела

    Личные отношения

    Кадр сверху вниз

    Власть, авторитет

    Кадр снизу вверх

    Слабость, ничтожество

    Таблица 1. Смысл ракурсов съёмки.

    Добротный семиотический анализ обязательно развивается в более широкую культурную критику. Аналитические проблемы, которые решаются в исследовании репрезентаций социального неравенства – это, во-первых, определение, кто допускается, а кто вытесняется на периферию или за пределы социальной приемлемости. Во-вторых, вопрос о том, каким образом в репрезентациях оформляются гендерные, расовые и иные социальные различия, как очерчиваются границы, как сравниваются между собой и характеризуются группы в отношении друг к другу39. Например, У. Эко в упомянутом исследовании нарративной структуры фильмов о Джеймсе Бонде говорит о необходимости прочитывать и понимать смысл сюжетов, помещая их в специфические социальные практики. Кто представляет оппозицию главному герою, какую функцию выполняет женский персонаж и каково социальное значение этих определений? В фильмах о Бонде в качестве злодея обычно выступает типаж с атрибутами чужого: он смешанной крови или из другого этнического ареала, асексуален, гомосексуален или еще как-то ненормально сексуален, у него выдающиеся интеллектуальные или организационные качества, позволяющие ему ставить Бонда в трудные ситуации.4

    Мы рассмотрели два подхода к анализу дискурса в кинотексте: контент-анализ и семиотику. Выбор того или иного подхода и границы их применимости зависят от формулировки исследовательских задач. Для контент-анализа требуются большие объемы материала, а семиотическое исследование может ограничиться единичным текстом. Семиотика задается вопросом, как создается смысл, а не в чем он состоит. Контент-анализ скорее делает акцент на тех социальных ролях, которые приписываются актёрам в фильме.
    1.2 Подходы в исследовании аудитории кино
    Исследования аудитории отдельных проектов, в том числе кинематографа (так же как исследования аудитории СМИ вообще), строятся на анализе ключевых понятий: целевой, реальной и потенциальной аудиториях проекта. Фомичева И.Д. даёт следующие определения: целевую аудиторию формируют те пользователи, для которых предназначается информация, - канал, издание. Реальная аудитория – та, которая действительно сложилась у канала, издания в момент исследования. Потенциальной аудиторией называют то множество людей, которое технически досягаемо для доставки информации40.

    В социологии основные направления эмпирических исследований социальных коммуникаций происходят от известной с конца 40-х годов прошлого столетия структурной модели американского обществоведа Г. Лассуэлла. Учёный выделил в коммуникации пять элементов, исследование которых отвечает на следующие вопросы: 1) кто говорит? (коммуникатор); 2) что говорит? (содержание, контент); 3) по какому каналу? (тип и характер организации коммуникации); 4) кому говорит? (аудитория); 5) с каким эффектом? (результаты, последствия коммуникации).

    Аудитория является одним из самых распространенных объектов изучения. Можно выделить три наиболее часто исследуемых характеристик аудитории применительно к аудитории кинематографа:

    • аудиторное поведение: частота просмотра фильмов;

    • отношение к информации и её источнику: мотивы обращения к кинематографу, интересы и предпочтения;

    • социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, род занятий, квалификация, семейное положение, тип места жительства и т.п.

    Наиболее часто при обработке собранной информации в исследованиях аудитории решается два вида задач:

    1. выявление общих тенденций в поведении и обращении зрителей к кино: посещение кинотеатров, наиболее предпочитаемые жанры кино, мотивы просмотра фильмов;

    2. установление связи между социально демографическими характеристиками.

    Существуют два концептуально различных подхода к аудитории: один из них рассматривает аудиторию как публику, воспринимающую информацию в зависимости от своих социально-демографических и культурно-образовательных особенностей; другой - анализирует аудиторию как рынок.

    Аудитория как публика состоит из граждан, которые рассматриваются в этом случае как реципиенты сообщений, значимого символического содержания. При подходе аудитория как рынок коммуникатора меньше интересует передача определенного смысла, главное – привлечь внимание аудитории, стимулировать покупателя, а затем продать ему продукт или услугу. Это модель привлечения внимания в отличие от модели передачи сообщения. Концепция «аудитории-публики» предполагает анализ воздействия эффектов массовой коммуникации.

    Концепция аудитории как рынка предполагает анализ аудитории в терминах производства-потребления. Аудитория в таком контексте представляет собой рынок потребителей: 1) продукции средств массовой информации; 2) других продуктов и выступает как аудитория рекламы.

    Можно выделить следующие социологические концепции исследования киноаудитории:

    1. Исследование эффектов

    2. Теория использования и удовлетворения

    3. Культурные исследования41.

    Исследование эффектов предполагало, что авторы пытаются ответить на вопрос: что медиа делают с людьми? К данному направлению можно отнести работы Г.Лассуэлла, У.Липпмана, Дж.Дьюи, Дж.Клаппера, Дж.Гербнера, модель двухступенчатой коммуникации, концепцию лидеров мнений, концепцию эффектов повестки дня (М.МакКобс, Д.Шоу), спираль молчания Э.Ноэль-Нойман.

    Теория использования и удовлетворения искала ответ на вопрос: что люди делают с медиа? Вводилось понятие активной аудитории, которая посредством масс-медиа удовлетворяет индивидуальные и социальные запросы. Подобные исследования ассоциируются с работой Дж.Блюмлера и Е.Каца «Использование массовой коммуникации» (1974)42.

    Культурные исследования связаны с именами Ричарда Хогарта и Стюарта Холла, работами Ю.Хабермаса, Г.Маркузе, Т.Адорно.

    1.3 Методологические особенности исследования молодежной аудитории кинематографа

    Чтобы любое исследование было успешно проведено, нужно создать и систематизировать комплексный подход к решению поставленных задач.

    Количественные исследования, прежде всего, – это проведение различных опросов, которые основаны на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое количество людей. Главная задача количественных исследований – получение численной оценки реакции опрашиваемых на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные. В зависимости от поставленных задач исследования, предлагаются методики:

    • Квартирные, уличные и телефонные опросы;

    •Экспертный опрос – опрос специалистов определённых профессиональных областей;

    • Холл-тест – тестирование и оценка концепции продукта, продукта, упаковки, рекламной концепции, т.д.;

    • Хоум-тест - тестирование продуктов в обстановке, приближенной к реальности;

    • Desk Research – сбор и анализ вторичной информации;

    • Аудит розничных точек (Retail-audit) - анализ ассортимента, цен и мерчендайзинговых материалов в розничных точках.

    Количественные параметры аудитории разных СМИ могут многое объяснить в нашем понимании социального организма. Общение с людьми входит в число универсальных социальных процедур, наряду с изучением документов в виде контент-анализа и наблюдением фактов действительности. Качественность исследования и надежность выводов зависят от их составных частей: выбранного адекватного метода, квалифицированного «инструментария» для изучения качественных и количественных характеристик аудитории, содержания документа, общения с источником информации. Задача определения потенциальной аудитории радио, телевидения, газет решается отработанными методиками, среди которых главным остаётся опрос. Очень важно, чтобы всевозможных внешние факторы не влияли на характер ответов людей при опросе. Условно говоря, внешние факторы – фигура интервьюера и определенные признаки опрашиваемого. При анкетировании фигура исследователя уходит на второй план: опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему следует выбрать наиболее близкий его личному мнению ответ. Такая процедура позволяет довольно-таки быстро опросить большие группы людей. Это самый распространенный вид процедур при изучении аудитории СМИ в больших масштабах.

    Часто используется «Прессовый опрос», когда в печати публикуется анкета с просьбой к читателям ответить на ее вопросы. Однако эти акции представляют мнение лишь активных читателей. Поэтому на качество репрезентативной выборки влияет количество присланных писем43.

    Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они сосредоточены не на статистических измерениях, а опираются на понимание и объяснение эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задачей методов качественных исследований является получение разведочных данных, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить понятия, используются не цифры, а слова. Другими словами, они отвечают на вопрос не «сколько», а «что», «как» и «почему».

    Методики качественных методов исследования предлагаются в зависимости от поставленных задач исследования:

    • Глубинные интервью - интервью в свободной форме на определенную тему;

    • Полуформализованные интервью - сочетание формализованного и свободного интервью;

    • Фокус - группы – групповая дискуссия с представителями целевой аудитории.

    Качественные методы отличаются от количественных тем, что больше ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта. Отказ от широты охвата заменяется глубиной исследования.

    Среди традиционных методов выделяют метод наблюдения. В его основе, как пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность человека к предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним». Такой метод активно используется на практике журналистами, но применять его лучше в исследованиях, которые не требуют требующих репрезентативности данных, и в случае, когда информация не может быть получена иными средствами.

    Метод эксперимента часто приравнивают к включенному наблюдению, так как журналист поддерживает взаимосвязь с объектом изучения. Эксперимент может проводиться и скрытно, что позволит лучше раскрыть все стороны изучаемого объекта. Его целесообразнее проводить, если перед корреспондентом стоит задача глубокого проникновения в жизнь людей, выявить определенные реакции поведения. В журналистской практике чаще используется методика свободного интервью. Характер беседы зависит от личностных особенностей человека, от обстановки, от конкретной ситуации, а также от предмета обсуждения. В последнее время распространённо используется фокусированное интервью. Этот метод больше ориентирован на изучение процессов восприятия, по продолжительности он может быть ограничен только задачами и целями исследования.

    Были рассмотрены наиболее используемые количественные и качественные методы. Эти методы позволяют как можно глубже и полнее изучить явления и факты в сфере социологии кино. Следует отметить, что для каждого метода существуют свои процедурные правила выполнения практических действий. К каждому методу разрабатывается свой рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель.

    Рассмотрим становление и развитие социологических исследований киноаудитории в России.

    До конца 1950-х годов, то есть в течение нескольких десятилетий, которые были чрезвычайно значимы для развития социологии в целом, в нашей стране развитие социологии осуществлялось довольно медленно по идеологическим причинам. В конце 1950-х на волне хрущевской «оттепели» начался процесс становления (точнее — восстановления) отечественной социологии и реинституционализация ее как академической дисциплины. Это выражалось в появлении специализированных институтов, большого количества исследований, периодических изданий, публикаций специалистов-социологов, развитие социологических центров, которые способствовали становлению профессионального обучения. Становление социологии в СССР сопровождалось большим объемом заимствований из достижений западной науки в развитии теоретической, методологической и процедурной частей прикладной социологии.

    Практически одновременно с процессом реинституционализации отечественной социологии происходила институционализация телевидения. Новое средство массовой информации привлекло внимание представителей многих гуманитарных областей — политологов, культурологов, психологов, искусствоведов, журналистов, театральных критиков. Первым исследованием нового культурного феномена можно считать вышедшую в 1963 году книгу В.Саппака «Телевидение и мы», которая получила феноменальный успех в профессиональной среде и заложила основы телевизионной теории. «Для всех, кто занимается телевидением, книга стала своего рода точкой отсчета», — писала в журнале «Театр» телекритик Лидия Польская в 1986г.

    Социологический аспект изучения телевидения в научных публикациях советского периода нередко был растворен в других гуманитарных аспектах — культурологическом, искусствоведческом, политологическом, психологическом (работы Э.Г.Багирова, Г.Н. Вачнадзе, В.М. Вильчека, И.Г. Кацев, Р. Копылова, С.А. Муратов, А.Я. Юровский и др.). Специальных социологических работ в прошлом было не так уж много, среди них – работы Б.М. Фирсова, В.С.Коробейникова, в которых телевидение рассматривалось как социальный институт, анализировались его социальные функции, влияние на общество и пути развития, а также обосновывались принципы социологического анализа аудитории.

    Социологические исследования аудитории телевидения начались в нашей стране в конце 1960-х годов. Одно из первых эмпирических исследований было проведено под руководством Б.М. Фирсова в 1967 году в Ленинграде в рамках работы Научно-исследовательского института конкретных социальных исследований. Использовался метод анкетного опроса на выборке размером 2000 человек, которая репрезентировала работающее население Ленинграда. В фокусе исследования были мотивы приобретения телеприемника, частота обращения к телевизору, длительность просмотра. Кроме того, опрашиваемым были заданы вопросы о смотрении отдельных программ и о степени удовлетворенности ими, что позволило ранжировать программы по популярности.

    По результатам исследования были выделены четыре типа зрителей по критерию объема времени, уделяемого телепросмотру («весьма умеренные», «умеренные», «увлеченные», «весьма увлеченные»), а также изучены различные характеристики этих типов. Позднее Б.М.Фирсов провел еще несколько исследований телеаудитории Ленинграда.

    На основе изученной информации, используемой в первой главе, можно сделать выводы о том, что существует два смысла определения социологии кино: узкий и широкий. Если же в первом случае социология кино – сфера исследований, целью которых является изучение социально-демографической структуры кинопублики, то во втором – это исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие.

    В социологии есть два способа анализирования кинематографа: текстуальный и структурный. Текстуальный анализ включает в себя контент-анализ и семиотику, исследует социальные и психологические особенности кино, в то время как структурный анализ больше применяют к технологии кинопроизводства.

    Для того чтобы найти правильный подход в исследовании аудитории зарубежного кинематографа, необходимо знать основные методы исследования: качественные и количественные. В рамках качественных методов мы непосредственно контактируем с объектом исследования, проводим опросы, разрабатываем структурированные вопросы. Используя же количественные методы, можно свободно заниматься сбором информации, исследовать и анализировать эмпирические данные, формировать гипотезы и выдвигать собственные идеи.

    2 Зарубежный кинематограф и российская молодежь: кинопредпочтения, восприятие киногероев

    2.1 «Киноменю», практики кинопросмотра в структуре досуга российской молодежи

    Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера повседневности молодых людей. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени.

    Какие же виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распространены именно в молодежной среде на сегодняшний день? Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) в 2014 году провело опрос, который свидетельствует о динамике досуговой активности молодёжи за последние десять лет.



    Рис.1 – Динамика досуговой активности молодежи

    За прошедшие 10 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. В том числе, это касается и телевидения. Можно сделать вывод о том, что молодёжь, действительно, много времени уделяет кино, которое, безусловно, воздействует на неё.

    Ещё один опрос был проведён исследовательским холдингом «Ромир» и компанией Movie Research накануне Дня российского кино. Были опрошены полторы тысячи жителей России в возрасте от 18 до 60 лет с целью выявления степени лояльности зрителей к российскому и зарубежному кино.

    Судя по результатам опроса, для 42% респондентов страна-производитель фильма не имеет значения. 29% участников опроса предпочитают смотреть на большом экране отечественную кинопродукцию, не обходя вниманием и зарубежную. Лишь 11% респондентов отдают безусловное предпочтение фильмам, произведенным в России.

    Российские фильмы не смотрят 18% россиян, при этом чаще всего негативно настроены к отечественному кинематографу люди в возрасте от 18 до 25 лет. По данным исследовательского холдинга «Ромир» и компании Movie Research, доля таковых среди молодежи достигает почти 30%.

    Опрос, подтверждающий, что основная масса аудитории кинотеатров – это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет был проведён компанией Невафильм Research.



    Рис. 2 Возраст посетителей кинотеатров в РФ

    В кино ходят, в основном, молодые люди в возрасте 18–29 лет (61,7 % от общего числа кинозрителей). При этом интернет-пользователи, интересующиеся кино, – это та же возрастная группа.

    На основе данных социологических опросов можно сделать
    1   2   3   4


    написать администратору сайта