Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.4.5. Нарушения правил классификации и деления объема понятий

  • Упражнения к разделу 2.4.5.

  • Задание № 82.

  • критика речи и лит.ред.. Л. М. Майданова Критика речи и литературное редактирование текстов сми


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеЛ. М. Майданова Критика речи и литературное редактирование текстов сми
    Анкоркритика речи и лит.ред..doc
    Дата18.05.2017
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакритика речи и лит.ред..doc
    ТипДокументы
    #7847
    страница14 из 21
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21

    2.4.4. Нарушения правил определения понятия
    Определение понятия должно включать в себя достаточное, но не чрезмерное количество существенных признаков, что позволяет четко отграничить одно понятие от другого.

    Рассмотрим определение мюзикла, данное в одной из рецензий: «Особенности мюзикла можно сформулировать так. Обращение к серьез­ной драматургии, чаще всего классической. Необязательность комедий­ного начала. Особая роль в спектакле пластики и хореографии, вхо­дящих в систему действия (а не являющихся дивертисментами). И тес­но связанная с ними, имеющая огромное значение роль ритма как сти­листического организатора спектакля».

    Первые два признака отличают мюзикл от водевиля и оперетты, тре­тий - от ревю. Но вот четвертый... Симфония и песня, опера, балет и драма, роман и поэма, кинофильм и телеспектакль, даже живописное полотно и архитектурный ансамбль отнюдь не меньше мюзикла заботят­ся о ритме. Ритм - важный признак произведения искусства, но не исключительно мюзикла, поэтому в понятие жанра его включать нельзя.

    Прямое определение понятия, однако, тексту СМИ бывает нужно не так уж часто, а вот нарушения в определении понятия встречаются в этих текстах нередко. Почему? И как это происходит? Рассмотрим та­кой фрагмент: «К сожалению, наша фабрика, по словам начальника про­изводственного отдела, не приспособлена к пошиву изящной продукции, ее оборудование рассчитано только на выпуск массовой обуви».

    Если мы зададим вопрос: «Что такое обувь массового пошива?» - то по воле автора должны будем сказать, что это не только обувь, выпускаемая в большом количестве по немногим образцам, но и обяза­тельно некрасивая обувь. Нередко, к сожалению, так и бывает, но это не значит, что так и должно быть, что массовость и некрасивость не­разрывно связаны друг с другом. Мы видим, что в тексте нет опреде­ления понятия как такового, автор и не ставил себе целью объяснить, что такое обувь массового пошива. Определение понятия приходится производить читателю, чтобы понять текст, это вспомогательная операция, которая, тем не менее, не должна приводить к нарушению логики (об извлечении определения из контекста см. подробнее: Петров 1991: 26).

    Почему возникла ошибка? Автор неудачно противопоставил друг другу изящную обувь и обувь массового пошива. Вероятно, о технике нужно было сказать, что она не приспособлена для тонких операций (назвать их), поэтому те или иные детали не могут быть выполнены, а это сказывается на внешнем виде обуви. Таков, видимо, и был ход мысли автора, но мысль оказалась скомканной, все свелось к коли­честву, хотя начался разговор с качества. Уже знакомый нам пропуск смыслового звена, неудачное словесное оформление мысли привели к нарушению логики. Опишем подробнее причины возникновения алогиз­мов этого типа.

    1. И не к черствой родне, а к людям обращает последнюю надежду одинокая при живой дочери мать. - Если исходя из данного высказы­вания определить понятие «родня», то окажется, что из него надо исключить родовой признак «люди»: родня - не люди. Произошло это оттого, что автор опустил определение «чужой»: «не к черствой род­не, а к чужим людям». Смысл этот, конечно, был в сознании автора, просто он не перевел его во внешнюю речь, неудачно облек мысль в слова.

    2. Выступала она не по бумажке, но очень тепло. - Непродуманное противопоставление привело к логической ошибке: понятие «тепло», т.е. с чувством, включило в себя признак «по бумажке», напротив, понятие «своими словами, не по бумажке» оказалось наделенным признаком «холодно, бесчувственно». Правка: «не по бумажке и очень тепло».

    Паспорт молодого специалиста. Это не документ - скорее план, план работы на год. - И здесь неудачное противопоставление привело к тому, что из понятия «паспорт» исключен родовой признак «документ». Точно такой же операции подвергнуто понятие «план» - по тексту это тоже не документ. Возможная правка: «Паспорт молодого специалиста - это план работы на год».

    Следовательно, есть смысловые отношения, при выражении которых автор часто нарушает границы того или иного понятия. Это сопоста­вительные и противительные отношения, на которые пишущий должен обращать особое внимание.

    3. Наконец, ошибки в определении понятия могут возникать в ре­зультате непродуманности мысли, что случается, когда автор всеми силами старается «сказать покрасивее».

    Вот автор стремится к наглядности: Девочки в черных юбках с красными полосками, в ярко-красных шапочках и мальчики в белых брюках удивительно похожи на настоящих чехов. - Разве в понятие «чех» входит признак «с такой-то внешностью»?

    Вот автор создает вербующий зачин: Как и полагается всякому детективу, эта картина тоже начинается с трупа. - Разве такое на­чало является обязательным признаком детектива?

    Вот автор создает лирическое размышление: Мечты... Они, слов­но перекидной мостик между прошлым, только что сорванным календар­ным листиком, и будущим, которое планируется, исходя из сегодняш­него дня. И этот мир - между прошлым и будущим - и есть вся наша жизнь. - Все очень красиво, даже привлеченная цитата «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». К сожа­лению, автор не учел, что в песне имеется в виду историческое вре­мя: историческое, предшествующее данному человеку прошлое и исто­рическое будущее, которое последует за жизнью данного человека, и вот этот промежуток между тем, что было до него, и тем, что будет после, и есть жизнь человека (все очень просто, малооригинально, хотя и неплохо сказано). Автор же говорит о прошлом и будущем кон­кретной человеческой жизни, сообщая читателю странную мысль о том, что только нечто между ними есть жизнь, это нечто - мечты. Полу­чается, что мечты и есть наша жизнь. Так человек, запутавшись в красивостях, приходит к абсурду.

    Итак, ошибки в определении понятия могут появиться даже тогда, когда самого определения в тексте нет. Особенно часто эти ошибки возникают при сопоставлении и противопоставлении, а также в усло­виях экспрессивной речи.

    2.4.5. Нарушения правил классификации и деления объема понятий

    Правила классификации и деления объема понятий требуют единст­ва основания членения, равенства объемов членимого и элементов членения, взаимоисключения элементов членения. В текстах СМИ стро­го научная классификация понятий осуществляется редко, а вот деле­ние объема понятия требуется, напротив, часто и при описании, и при анализе явления. И снова следует отметить, что ошибки в рас­сматриваемых операциях объясняются зачастую только неумелым выра­жением мысли.

    1. Занимаясь в кружках, дети должны «загореться» интересным де­лом, тогда в клуб придут и другие - трудные. - Автору нужно было разделить объем понятия «дети» - «дети, так сказать, благополуч­ные» и «дети трудные». А получилось, что на один уровень постав­лено делимое понятие «дети» и его часть «трудные дети». Это текст, в котором, вероятно, деления объема понятия вообще не требовалось, сама операция возникла как бы помимо воли автора. Исправить выска­зывание можно так: «Дети должны загореться интересным делом. Тог­да трудные подростки придут в клуб». Пропуск существительного типа «подросток», «ребята» и употребление толкающего к сопоставлению прилагательного «другие» привели к ошибке.

    2. Степан Лопатин показывает плоды своего многолетнего труда. Среди его работ пейзажи, а также зарисовки, выполненные во время путешествий. - Делится понятие «его работы, плоды многолетнего труда». В одну группу отнесены пейзажи, а в другую - зарисовки. А если зарисовка пейзажная? Деление объема понятия проведено, как мы видим, не по одному основанию. Читателю приходится думать, что подразумевал автор под словом «пейзаж», если противопоставил его зари­совке. Наверное, речь идет о законченных полотнах, о чем и следо­вало сказать читателю.

    Экспонаты изображали птиц, зверей, природу, сюжеты из сказок. - Делится объем понятия «экспонаты выставки», при этом на одном уро­вне членения оказалось целое (природа) и части (птицы и звери). Может быть, под природой говорящий разумел пейзажи? Тогда причи­на ошибки - неудачный выбор слова (замена по смежности), а возмо­жная правка такова: «Экспонаты изображали птиц, зверей, пейзажи, сюжеты из сказок».

    3. Наша дружина еще только набирала силу, и потому-то недостат­ков в организации работы, как и формальностей, было много. - На­до полагать, что под «формальностями» подразумевается формализм. Формализм - один из недостатков, и его нужно было подать как при­мер: «много недостатков, например, формализм». Автор же поставил в один ряд понятия родовое (недостатки) и видовое (формализм). Причиной ошибки является, вероятно, непродуманность мысли: если бы недостатки в работе были изучены поглубже, т.е. был бы вскрыт ряд недостатков, обнаружилось бы и место формализма в этом ряду.

    Итак, то, что с позиции адресата предстает как алогизм, с пози­ции говорящего лишь в части случаев является нарушением логики. Чаще всего это недостатки в выражении мысли: неправильная поста­новка знаков препинания, неудачный выбор слова, неверное его упо­требление, пропуск нужного слова, пропуск смыслового звена.

    Упражнения к разделу 2.4.5.

    Порядок описания материала: 1) Тип алогизма; 2) Аргументы: а) в случае нарушения закона тождества указать в высказывании точку, после которой не оправдываются ожидания; б) в случае нарушения закона противоречия сформулировать два противоречащих суждения; в) в случае нарушения закона достаточного основания сформулировать необоснованное суждения; г) в случае нарушения правил определения понятия указать неправильно определенное понятие и ошибку в опре­делении. т.е. включение лишнего признака, исключение необходимого признака и т.п.; д) в случае нарушения правил классификации или деления объема понятий указать делимое понятие или класс и причи­ну ошибки, например, деление не по одному основанию, пересечение элементов членения и т.п.; 3) Вариант правки.

    Задание № 79. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Когда наступил перелом в сознании и привычный стереотип «ра­ботаем, как все» перестал устраивать прокатчиков, сказать сегодня трудно. Но то, что он совпал с приходом в коллектив Сергея Хороших, весьма символично. 2. Шотландцы в еде очень экономны. Они не будут есть яблоко или банан целым, обязательно все порежут на мелкие до­льки, даже виноградину и ту разрежут пополам. 3. Дело строителей бесконечно во времени, затрагивает всех, явля­ясь первоосновой экономического и социального развития. 4. Энерго­сбережение не стало главным в нашей промышленной и экономической политике. Энергоемкость ухудшилась на два и девять десятых процента 5. Полпредство работает хорошо. Сомнений, что делается что-то не так, у нас нет. 6. Несмотря на то, что коллектив веселый, песня немножечко лирическая, немножечко эротиче­ская. 7. Сегодня дети кто в школу пошел, кто в учебные заведения.

    Задание № 80. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Если качество хорошее, все документы в порядке, то и серти­фикат получить несложно. Вместе с тем это процедура достаточно дли­тельная, сложная: проводятся испытания. Сертификат на пищевую продукцию получить непросто. 2.- А, я вижу, у вас уже есть новый «Ор­бит» - «Сладкая мята». - Да, теперь это моя любимая жвачка: в меру сладкая, имеет приятный мятный вкус. Невероятно, но это так. 3. Ра­диорепортер такое там увидел, что словами не передать. Это надо читать. 4. Молодой, но очень способный артист исполнил эту роль. 5. Заключен договор о сотрудничестве в области науки, искусства, литературы, студенчества. 6. Каждый человек правомерен иметь свое мнение, особенно если этот человек творческий. 7. Сегодня третье августа. Какие даты приходятся на этот день?

    Задание № 81. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Этот вопрос должен быть в центре внимания местных властей, и в том числе российского руководства. 2. Положение интеллигента в городе более комфортно, чем в провинции. 3. Это песня на слова молодого, но очень талантливого поэта. 4. Отдел Центрального гаст­ронома. Стоит очередь. В основном люди пожилые. Но уходят они с покупками и со словами благодарности. 5. Его успехи оценены в га­зете и в прессе. 6. Ельцин раздал много обещаний, нужных как Рос­сии, так и народу. 7. Погода жаркая, но теплая. 8. Книгу комменти­ровали и историки, и филологи, и лингвисты.

    Задание № 82. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Посмотрите на этот бомонд: здесь бывшие студенты, учителя, пенсионеры, интеллигенция, ну есть несколько администраторов. 2. Журналист расскажет о поэте, молодом, но очень талантливом. 3. Сейчас на один компьютер приходится сорок школьников, что явно недостаточно. 4. Магазин «Букинист» предлагает книги на кириллице и на европейских языках. 5. Это по­зволило до минимума избежать потерь. 6. Каждая книга уникальна, тем не менее есть у них свои особенности. 7. Реклама может быть опубликована в средствах массовой информации, прозвучать по радио, ее размещают на бортах трамваев, троллейбусов. 8. Среди ваших мужчин в вашей организации есть много женщин.

    Задание № 83. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Многолетние, сложившиеся связи со спортивной общественнос­тью, высокий уровень физической культуры учащихся позволил создать в школе специализированные спортивные классы, развить общественно полезный труд. 2. Соотнести возможности каждого члена бригады с поставленными задачами - такой принцип взял на вооружение брига­дир. На стане «140» это особенно важно. 3. Давно известно, что трубочист перед Новым годом приносит счастье. Но только где, ска­жите, его увидеть в современном большом городе?! И все же мы ра­зыскали представителя поистине редкой профессии. В.Е.Лукин, как видите, производит впечатление интеллигентного человека. Но знай­те, старая трубочистная гильдия всегда одевалась элегантно, не за­бывая строгого цилиндра на голову (Подпись к фотографии). 4. В этом спектакле заняты актеры хоть и очень молодые, можно сказать, начинающие, но уже талантливые. Это дети. 5. Эта мера страдания безмерна. 6. В репертуаре хора классические произведения русских и зарубежных композиторов, духовная, народная и камерная музыка. 7. Врачи и педиаторы Америки считают лучшим жаропонижающим средст­вом детский «Тайлинол».

    Задание № 84. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Среди нас, депутатов, можно сказать, нет по сегодняшним мер­кам настоящих финансистов и экономистов, но есть наша действитель­ность, и от нее мы должны освобождаться. Не умеем? Значит, надо учиться. 2. Не мог себе и представить деревенский мальчик, что станет уважаемым и заслуженным человеком. 3. Звучала и классиче­ская, и оперная, и народная музыка. 4. Утвержден график повышения-понижения задолженности. 5. Мы завоевали рынок и нашего потреби­теля. 6. Государственный проект делится на две неравные половинки. 7. Забастовка медиков никакой пользы, кроме вреда, не принесла. 8. Севооборот - сейчас мало времени об этом говорить, поскольку тема актуальная.

    Задание № 85. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Масленица полна многих смыслов - и нравственных, и общекультурных, и человеческих. 2. С окончанием строительства детского комбината, - с радостью сообщили редакции из управления, - надоб­ность в устройстве малышей в детские сады на нашем предприятии исчезнет. 3. Владимир Александрович со знанием дела и свойствен­ным ему чутьем на интересный материал дает в газету корреспонден­ции различного жанра. Над каждой корреспонденцией работает осно­вательно, скрупулезно, тщательно шлифует текст, добиваясь точного и доходчивого стиля заметки, будь то информация или небольшой очерк. 4. Орешкина взяла в руки две новых игрушки. У фланелевого Шурика на щеках играет румянец-яблочко. Под стать ему беленькая фланелевая кошка - мягкая, пушистая. 5. Аристотель сказал, что, если общество забывает своих учителей, оно обречено на вымирание. Еще скажу и о духовности. Государство все должно вернуть церкви.

    Задание № 86. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.

    1. Среди разноплановых характеров наиболее близкими творческому дарованию артистки являются, по ее признанию, лирические героини Пуччини. Но еще более того - образы русских женщин, покоряющие си­лой, чистотой и цельностью характера. 2. У минерала по-уральски привлекательный вид: он словно кусочек мрамора белых, светло-зеле­ных и бледно-розовых тонов, плавно переходящих друг в друга. 3. Не знаю, как насчет всей России, но в Сибири, это уж точно, нет горо­да, как Тобольск, в котором бы горожане так хорошо не знали бы его историй. 4. Ребята проводят здесь лабораторные работы по биологии, зоологии, ботанике. 5. У него большие, словно пуговицы, глаза, глу­поватое и плутоватое лицо. 6. Были там фильмы разные, но было мно­го фильмов очень интересных. 7. Наверное, мне фортуна улыбнулась, а может, это был счастливый случай.

    Задание № 87. Определите, на имитации каких алогизмов построе­ны следующие парадоксы и шутки.

    1. О ВЕЖЛИВОСТИ

    Когда навстречу бык идет,

    Давай свернем с дороги,

    Поскольку он - рогатый скот,

    А мы с тобой - безрогий.

    (Пер. С.Я.Маршака)


    1. К ПОРТРЕТУ ДУХОВНОГО ЛИЦА

    Нет, у него не лживый взгляд,

    Его глаза не лгут...

    Они правдиво говорят,

    Что их владелец - плут!

    (Р.Бернс. Пер. С.Я.Маршака)

    3. ПРОСТАЯ ИСТИНА

    Мятеж не может кончиться удачей, -

    В противном случае его зовут иначе.

    (Пер. С.Я.Маршака)

    4. * * *

    У Кларисы денег мало,

    Ты богат - иди к венцу:

    И богатство ей пристало,

    И рога тебе к лицу.

    (А.С.Пушкин)

    5. Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой (М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик).

    6. «Знаешь, - говорит один мальчик другому, - я умею говорить по-китайски». – «Не может быть». – «Если не веришь, давай поспо­рим». – «Давай поспорим. Ну, начинай говорить по-китайски». – «Пожалуйста: "по-китайски", "по-китайски", "по-китайски". Хватит?» (А.А.Ивин. Искусство правильно мыслить).
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21


    написать администратору сайта