критика речи и лит.ред.. Л. М. Майданова Критика речи и литературное редактирование текстов сми
Скачать 1.08 Mb.
|
3.2. Редактируемые и нередактируемые тексты Первый вопрос, на, который должен ответить редактор, начавший работу с текстом, таков: можно ли редактировать данный текст? Таким образом, первое основание для классификации текстов с точки зрения редактора - их редактируемость или нередактируемость. Нередактируемый текст - это текст неясный, бессодержательный, бездоказательный. Редактор не может исправить такой текст, потому что либо не понимает его, либо не имеет достаточно информации, чтобы обосновать какие-то суждения или сделать содержание не таким банальным. Если же правку предлагается осуществить автору, то он по существу в этом случае должен написать другой текст, отвечающий требованиям редактора. Рассмотрим пример. В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ ГОРСОВЕТ «Обязуюсь умереть в Ветке», - такое дикое обещание чиновникам местной власти дают некоторые жители райцентра, которые хотят приватизировать квартиру. Вместе с официальными документами они требуют и неофициальное специальное заявление на имя председателя горсовета. Ветковский район является одним из самых загрязненных радиацией в Белоруссии. Многие делают в своем заявлении приписку: “В моей смерти прошу винить не радиацию, а горсовет». Городская власть, в свою очередь, не желает, чтобы люди имели квартиры и в «чистой» и в «грязной» зонах одновременно. Мы будем анализировать дефектные тексты так же, как и недефектные: формулируем главную мысль, отвечая на вопросы «О чем говорится в тексте?» и «Что самое главное говорится о предмете речи?», а затем выстраиваем цепочку тезисов и аргументов к ним. Но здесь требуется одно уточнение. Схема смысловой структуры должна составляться так, чтобы текст был представлен в его реальном виде, с дефектами, которые в нем есть. Например, если нарушен закон тождества и в тексте оказалось две главных мысли, это должно быть отражено в схеме. То же касается нарушения закона противоречия (наличие противоречащих суждений относительно предмета речи), закона достаточного основания (отсутствие аргументов у главного или второстепенного тезиса). В схеме должен быть виден плеоназм (наличие ненужных тезисов или аргументов), а также неясность тех или иных суждений. Коротко говоря, текст в схеме должен выглядеть таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть. О чем же сообщает нам приведенная ранее заметка? О странном заявлении, которое составляют в Ветке люди, желающие приватизировать квартиру. Что самое главное сообщается нам об этом предмете речи? А ничего не сообщается. Следовало бы объяснить читателю, зачем пишется такое заявление, затем эта причина (наверняка какое-то нарушение закона) должна была бы получить оценку журналиста. Вместо этого просто говорится о существовании этого «ритуала», и делается намек, что он как-то связан с радиационной загрязненностью местности, как именно - нам опять не сообщается. Таким образом, перед нами текст с неясной главной мыслью. Поскольку предикат неясен, четкое развитие главной мысли невозможно. Редактор не может править данный текст, а автору придется сочинять новое произведение и вводить в него много новой информации. Упражнения к разделу 3.2. Задание № 97. Составьте схему смысловой структуры текста, в которой были бы показаны его смысловые погрешности. Оцените степень понятности изложения. Перечислите текстовые дефекты. Объясните, почему текст не может быть выправлен редактором. СЪЕМКИ ВЕДУТ «ЧУЖИЕ» На Свердловской киностудии происходит то, что и на других студиях - почти ни одна картина не снимается без чьей-либо помощи, у фильмов есть спонсоры. А бывает и так, что сам «спонсор» запускает в производство сценарии, обходясь без помощи студии, разумеется, оплачивая павильон, свет... В эти дни «Екатеринбургфильм» снимает на. студии художественный фильм «Гражданское пари» (оператор «наш» - Геннадий Трубников). Эта кинолента молодого режиссера Андрея Аболса пытается нас убедить, что, хотя жизнь и неласкова, человек, если он хочет быть счастливым, все-таки может создать отдельно взятое счастье и благополучие для себя и для другого человека. Драма в итоге переходит в мелодраму. Сценаристы Б.Бабушкин и А.Аболс написали забавный ироничный сценарий, который должен стать паузой в череде сложных, насыщенных политическими страстями картин. Ну, а если некоторые моменты напомнят нам сегодняшнюю жизнь, поверьте - это случайно. Просто современного зрителя уже ничем не удивишь, никакой фантастикой, хотя фантастика и приключения заложены в отношениях людей - героев киноповести. И, действительно, не просто на первый взгляд ужиться персонажам фильма. ... Андер, Инга, Чак, Граф, Ольга - все они «для этого сюжета» неожиданно вырваны из привычного респектабельного мира. И драматическая ситуация фильма позволяет показать всех действующих лиц в жестокой и яростной схватке... Надо обладать немалой смелостью, чтобы выйти на съемочную площадку с такой темой, с таким сценарием. Исполнитель главной роли Виктор Авилов с напористостью «боевика» сразу утверждает в своем герое поистине фатальную жажду власти, силу лидера. Азартный и смелый игрок, он ставит на карту все и всеми средствами стремится добиться выигрыша. Таков и Бризар, но у него заявлены впрямую и честные способы. Итак, как сохранить приподнятую романтику повествования и, выражая ее языком кино, наполнить гуманным «земным» человеческим содержанием, близким нашим зрителям. Задание № 98. Составьте схему смысловой структуры текста и с ее помощью покажите содержательные дефекты зарисовки. Покажите, что в тексте есть противоречие и нарушение закона достаточного основания. Докажите, что редактор не может выправить этот текст. ОДИН ДЕНЬ НАЧАЛЬНИКА УЧАСТКА Утро, прохладный ветер освещает лицо, чувствуешь прилив бодрости, желание по-настоящему поработать. У конторы строительно-монтажного управления многолюдно. Здесь каждое утро перед работой собираются рабочие, бригадиры, прорабы. К невысокому, крепко сложенному мужчине подошли двое: «Иван Григорьевич, трос лопнул. Как быть?» Иван Григорьевич что-то говорил, энергично жестикулируя руками. «Иван Григорьевич! Цемента не дают». То и дело к нему подходили строители. И для каждого он нашел ответ. Сразу видно, начальник участка хорошо знает своих людей, умело организует их труд. На просьбу рассказать о людях И.Г.Победенный ответил коротко: «Хорошо работают, ничего не скажешь. А не лучше ли посмотреть самим?» Мы едем на строящиеся объекты. По пути машину то и дело останавливают . - Куда песок? - спрашивает шофер самосвала. - Почему крупный песок? Нужно мельче. Этот вези на училище механизации, а мелкий - на нарсуд. И вот мы на головном сооружении, здесь будет плотина. Ее строительство приближается к концу. Трудовой день в разгаре. Гул моторов заглушает голоса. Хорошо работают здесь бульдозеристы Александр Ананин и Алексей Жариков. Не было дня, чтобы они не выполнили норму. Мы побывали на многих объектах. И везде чувствовалось уважение рабочих к начальнику участка. Мне сразу бросилась в глаза одна, казалось, мало примечательная деталь. Это умение Ивана Григорьевича работать с людьми. Для каждого он найдет нужные слова, каждому посоветует, поможет. II. На обратном пути я попросил Ивана Григорьевича рассказать о себе. По-разному бывают люди скромны. Одни желают показать себя, выставляют скромность на показ, очень много говорят. Другие - даже не думают об этом, скромность у них врожденная. О себе они мало говорят. Иван Григорьевич относится ко второй группе. - Да что говорить о себе? Главное, о людях нужно. Люди - это все! - Все же, Иван Григорьевич! - Окончил строительное отделение Краснодарского нефтяного техникума. Работал прорабом, теперь начальником участка. Пожалуй, и все, - улыбнулся он. Вечер... Трудовой день окончен. Люди усталые, но гордые, спешат домой. Возвращается с работы и начальник участка И.Г.Победенный. Он тоже может сказать: «Не зря прожит день». Вот и прошел трудовой день начальника участка. День, полный забот. (Алексеева и др. II 1976: 27-29) 3.3. Тексты, нуждающиеся и не нуждающиеся в авторской правке Если смысловой анализ текста показал, что он может быть отредактирован, редактор должен еще раз внимательно прочитать произведение и решить следующий вопрос: может ли редактор сам произвести правку, или в тексте есть неясные моменты, которые может прояснить только автор? Вспомним раздел «Неясность речи». Тексты, в которые входили фрагменты, сообщающие об аппаратах «Бодо» и СТ-35 или о конкурсе стихов, не могли быть отредактированы без помощи авторов, которые должны были сообщить, как связаны разные аппараты с азбукой Морзе или когда должен состояться конкурс стихов. Упражнения к разделу 3.3. Задание № 99. Выделите в тексте неясные фрагменты, сформулируйте вопросы, которые нужно задать автору, чтобы можно было отредактировать заметку. ИТАК, РАВЕЛЬ! ТАНЦУЕМ БОЛЕРО... Придя в Свердловский театр оперы и балета на вечер-встречу «Балет - любовь моя», я знала, что, кроме ведущих солистов, в нем примут участие и коллективы самодеятельности. Но оказалось, что событие это посвящено творчеству прежде всего артистов-любителей, и ради них в понедельник - выходной день театра - открыла занавес академическая сцена. Организовать подобный концерт было делом непростым. И здесь заслуживает уважение инициатива И.Каныгина. Ему, как руководителю хореографической секции музыкального общества Свердловской области, пришлось просмотреть множество программ, отобрать самое достойное и стать режиссером необычного представления. Итак, семь коллективов демонстрируют любовь к танцу. Среди наиболее интересных выступлений хореографическая миниатюра «Гнездо», поставленная на музыку Сен-Санса Михаилом Коганом. Он руководит двумя коллективами: во Дворце пионеров и школьников имени Павлика Морозова и образцовым ансамблем Дома культуры МЖК. Его воспитанники озорно и непринужденно танцевали в хореографической сценке «Однажды во дворе» на музыку Шостаковича, а затем буквально покорили зрителей темпераментным и стилистически точным исполнением «Хоты высокого Арагона». Назвать балетный коллектив школы искусств №2 самодеятельным будет, вероятно, не совсем точно. Перед нами начинающие артисты, которым доверено участвовать во многих спектаклях театра. Одной из кульминаций вечера бесспорно стало «Болеро» Равеля в постановке В. Титова - сложная композиция с участием солисток и детского кордебалета, где своеобразно реализовалась идея «класс-концерта». Искренне приветствовали зрители выступления балетной студии «Терпсихора» из Первоуральска, и особенно оригинальную фантазию «Египетские рельефы». Запомнились своей экспрессивной интонацией «Колокола России» в исполнении еще одного нижнетагильского балетного коллектива (руководитель Г. Житенева). И все же явный акцент в концерте на постановках в стиле классического танца, требующем, как известно, высокого уровня мастерства, не позволил увидеть широты репертуарных поисков, разнообразия танцевальной лексики. Фактически не было композиций в современной пластике. Показалось очень естественным желание организаторов вечера познакомить зрителей с теми, чей труд обычно как бы в тени, - с наставниками юных артистов. Но, видимо, многие из них свободнее и естественнее чувствуют себя в обстановке балетного класса, нежели в свете софитов. Да и ведение подобных интервью - искусство особое Нужно отдать должное выдержке ведущего В. Березина, который с честью выходил порой из затруднительных положений (к сожалению, технических накладок было немало). Но беседы с деятелями хореографии, представление солистов, номеров требуют большей осведомленности, чем та, какую мы вправе ожидать от диктора телевидения. Звучными аккордами в партитуре танцевального праздника стали выступления ведущих солистов театра Е.Гускиной и О.Арзамасцева, М.Богдановой и Е.Амосова, С.Корниловой и Н.Остапенко. Зрители увидели настоящую академическую выучку и мастерство. Примечание: Учитывайте, что часть неясностей редактор может устранить сам, используя справочники, словари, специальную литературу. Так что не нужно все вопросы задавать автору. К автору нужно обращаться только за той информацией, которую другим путем получить сложно. 3.4. Тексты, допускающие редакторскую правку Если редактор установил, что сам может провести правку, он должен определить, какая именно правка требуется для данного текста. Здесь возможны три варианта: 1) в тексте обнаружились дефекты на уровне смысловой структуры: противоречия, частичная бездоказательность, нарушения закона тождества в виде наличия двух главных предметов речи, но все это может быть устранено редактором без обращения к авторской помощи; 2) на уровне смысловой структуры текст вполне приемлем, но выстроен он плохо, в нем есть лишняя информация, может оказаться, что неудачен зачин или концовка, текст неправильно разбит на абзацы, в нем есть ненужные повторы, в нем много речевых погрешностей, затрудняющих чтение; 3) текст не имеет дефектов смысловой структуры, он хорошо выстроен, ясен, понятен, лишен грубых речевых погрешностей. В соответствии с этими тремя вариантами результатов чтения редактор выбирает вид правки: 1. Правка-переделка избирается редактором, если нужно улучшить смысловую структуру текста, т.е. устранить неопределенность в выборе предмета речи, противоречия, неясности, необоснованность суждений; 2. Правка-обработка избирается редактором, если нужно улучшить литературную форму текста без вмешательства в смысловую структуру, редактор в этом случае устраняет все обнаруженные им дефекты формы: неудачное деление на абзацы, неверный заголовок, грубые речевые погрешности и др.; 3. Правка-вычитка избирается редактором, когда он не обнаружил в тексте никаких значительных погрешностей. В этом случае он вычитывает текст, чтобы убедиться, что в нем нет никаких речевых погрешностей, опечаток, т.е. текст полностью готов к публикации. Правка-вычитка будет произведена редактором и после правки-переделки или правки-обработки, так как и в этом случае нужно убедиться, что в тексте нет никаких погрешностей и он полностью готов к публикации. Осуществляя перечисленные задачи, редактор применяет различные операции (приемы) правки. Это сокращение элементов текста (фрагмента, предложения, слова, буквы), вставка элемента, перестановка элементов текста, замена одного элемента другим. Изменения в текст вносятся с помощью корректурных знаков. 3.4.1. Правка-переделка Рассмотрим следующий текст. ПОЙ, РАЗ МЫ ПЛАТИМ Дворец молодежи продолжил свою, ставшую в последнее время уже традиционной благотворительную деятельность. Вслед за воинами-афганцами ее целью стали дети-сироты, а партнерами Дворца стали Детский фонд им. Ленина, ленинградская группа «НЭП», свердловская группа «Чай-ф». Зал был полон, доход, судя по всему, удалось собрать неплохой, а песни Владимира Шахрина, по-моему, лишний раз представлять не надо. Крутиз-зна! И все было бы хорошо, да вот фаны, которые, прямо скажем, и на предыдущих концертах «Чай-фа» не очень сдерживали свои эмоции, превзошли самих себя. Еще в начале выступления они полностью заполонили сцену, оставив исполнителям не слишком большое жизненное пространство. Но в этом, по-моему, нет ничего плохого. Хуже другое: в конце, крепко вцепившись в занавес и преградив пытавшемуся уйти Шахрину дорогу, они просили его спеть одну из самых любимых своих песен «С войны», которую, судя по всему, тот петь не собирался. Не стоит морализировать, но, по-моему, просто негуманно заставлять человека делать то, что он не хочет. Шахрину хоть и свойственна некоторая назидательность, воспитывать фанов он не стал - просто спел. Но чувствуем, что композитору и певцу вскоре придется стать и воспитателем. Воспользуемся нашей обычной методикой смыслового анализа текста. О чем говорится в заметке? О благотворительном концерте в пользу детей-сирот, который провел Дворец молодежи. Что главное говорится об этом концерте? Что на нем очень несимпатично вели себя поклонники Владимира Шахрина. Этот признак автор анализирует: это поведение негуманно (и далее: негуманно, так как требует от человека делать то, чего он не хочет делать), это поведение должно побудить певца к действиям, способствующим воспитанию слушателей. Неслучайно невозможно сформулировать никакую аналитическую оценку ситуации: дело в том, что конец и начало заметки друг с другом не связаны, поэтому все сказанное не охватывается одним взглядом., не выводит нас в какую-либо более широкую проблему. Мы не знаем, как автор собирался связать благотворительность и безумства фанатов. С одной стороны, вроде бы «фаны» не мешают благотворительности, с другой стороны, вроде бы она их не облагораживает. Неясность возникает потому, что у предмета речи - благотворительного концерта - автор выделил несущественный его признак. В результате возникают два самостоятельных предмета речи, которые и надо было рассматривать в двух разных текстах: благотворительный концерт - чего ожидают от него устроители, куда собираются направить полученные средства; поведение фанатов на концертах популярных певцов - оценка, причины, следствия. Попытаемся, насколько позволяют нам сведения, содержащиеся в заметке, выправить текст. 1. Еще один благотворительный концерт. Дворец молодежи продолжил свою ставшую уже традиционной благотворительную деятельность. Вслед за воинами-афганцами объектом ее стали дети-сироты. Партнерами Дворца выступили Детский фонд имени В.И.Ленина, ленинградская группа «НЭП», свердловская группа «Чай-ф». Зал был полон, и доход, судя но всему, удалось собрать неплохой. 2. Пой, раз мы платим! Во Дворце молодежи в одном из благотворительных концертов выступила свердловская группа «Чай-ф». Владимира Шахрина лишний раз представлять не надо, концерт, как всегда, про- шел с подъемом. Пожалуй, даже слишком большим. Фаны, и обычно-то не очень сдерживающие свои эмоции, на этот раз превзошли самих себя. В начале выступления Шахрина они заполонили сцену, а в конце, крепко вцепившись в занавес, долго не давали ему уйти и требовали, чтобы он спел одну из самых любимых их песен – «С войны», которую, судя по всему, тот петь не собирался. Не стоит много морализировать, но все-таки, по-моему, негуманно заставлять человека делать то, что он не хочет. Хотя Шахрину и свойственна некоторая назидательность, воспитывать фанов он не стал - просто спел. Но кажется, что ему, композитору и певцу, придется стать еще и воспитателем. Анализируя содержание, редактор не должен забывать о своих ощущениях в процессе чтения текста, ведь мы уже не раз говорили о том, что обманутое ожидание может в ряде случаев служить сигналом текстовой погрешности. Рассмотрим еще одну заметку. «СВЯТО» МЕСТО БЫВАЕТ ПУСТО Когда бездушие ближнего торжествует, то остается уповать на милосердие общества. Взрослые люди еще как-то могут обходиться без этого гуманного акта, но как быть с детьми? «Дети - наше лучшее», - сегодня эта фраза отправилась вне бытие (так! - Л.М.), поскольку «лучшее» исчезло, а дети остались. Многие из них совсем одни. В Доме ребенка № 2 Свердловской области 110 малышей, вполне нормальных юных граждан от 3 месяцев до 3 лет. Им не в чем нуждаться... кроме родительской опеки и ласки. Кажется, именно такую, хотя и на недолгий срок, они обретут в скором времени. Дом ребенка № 2 закрывается на капитальный ремонт: предполагается строительство бассейна, замена отопительной системы, перестройка помещений. Перед штатом, обслуживающим Дом, не встало проблемы: куда поместить детей? Почти каждый работник (а в штате 145 человек) возьмет ребенка в свою семью на 3-4 месяца. Представим, что редактор в первый раз читает этот текст. Начало и не очень ясный заголовок заставляют его ожидать, что речь пойдет о каком-то отрицательном явлении: кто-то нанес какой-то ущерб детскому учреждению, не построили больницу или что-то другое в том же роде. Действительный же повод заметки никак не соответствует началу: бассейн в детском доме, решение персонала разобрать детей по семьям - все это должно бы получить совсем иную оценку. Значит, противоречивость оценки надо устранить, а для этого нужно переделать зачин и сменить заголовок (допустим: «Эффект ремонта», «Неожиданный поворот», «Найден выход из положения» или «Прибавление семейства»): Эффект ремонта. Дом ребенка №2 Свердловской области закрывается на капитальный ремонт: будет заменена отопительная система, перестроены помещения, предполагается строительство бассейна. И совсем неожиданный поворот. 110 малышей, юных граждан от трех месяцев до трех лет, пусть ненадолго, но обретут семью, родительскую опеку и ласку. Дело в том, что работники Дома ребенка, а их 145 человек, решили на время ремонта, три-четыре месяца, разобрать детей по своим семьям. Упражнения к разделу 3.4.1. Задание № 100. Проанализируйте содержание текста, объясните, почему он нуждается в правке-переделке. Дайте отредактированный вариант текста. Проведите правку-вычитку. ТРИ ОЗЕРА В выходной день порой многие не знают, где бы провести день, искупаться, подышать свежим воздухом. И напрасно. В нашем районе имеется множество интереснейших уголков, прямо, казалось бы, созданных природой для отдыха. Вот хотя бы - Косино. Любителям рыбной ловли даже не нужно далеко ходить от платформы электропоездов. Почти рядом с линией железной дороги беспорядочно разбросано множество озер, зарастающих по берегам осоками и камышем. Эти озера образовались на месте старых торфяных разработок и в них давным-давно развелась рыба, но до прошлого года ни один местный рыболов и не предполагал тут порыбачить. Но в минувшем году, осенью, какой-то любознательный удильщик расставил веером несколько удочек и... Да что говорить, он мне сам рассказывал - улов превзошел все ожидания. Вслед за ним и потянулись рыболовы к этим озерам. Нужно еще сказать, что эти «земли» с болотами и с озерами, прозванные в шутку «Ухтомской целиной», - начало известной всем Мещёрской низменности. Чуть дальше от этих озер, в этой же самой низине, лежат три озера: Белое, Черное и Святое. Эти реликтовые озера нам остались от ледникового периода древнейшей эпохи нашей земли. Самое большое из этих трех озер - Белое. Его водное зеркало превышает 27 гектаров и имеет на своих берегах прекрасные пляжи. Это озеро богато рыбой. Московское общество «Рыболов-Спортсмен» здесь открыло базу, на которой можно всегда получить лодку. Сюда же, в воды этого озера, общество «Рыболов-Спортсмен» запустило представителя Дальне-Восточной реки Амура - амурского сазана. На берегах следующего озера Святого часто находят наконечники кремниевых стрел. По всей видимости, здесь когда-то была стоянка наших далеких доисторических предков-охотников. Эти же стрелы нам говорят, что они не напрасно разбросаны по берегам озера, а, по-видимому, здесь, в те далекие времена, было много зверя и дикой птицы. Нужно же было людям отдаленной эпохи чем-то питаться, значит - на кого-то охотиться, применяя кремневые наконечники к стрелам, или же к дротикам. В двух километрах к юго-западу от Белого озера археологи обнаружили интереснейшие могильники из 21 кургана, которые относят к очень древней стоянке доисторического человека, к стоянке неолитических людей. Вот видите, какой седой древностью пахнет от этого веселого уголка нашего района. Здесь не только можно отдохнуть, но, бродя в междуозерье, напасть на ряд интереснейших следов прошлого, невзначай ускользнувшего от глаз наших ученых-археологов. Третье озеро - Черное озеро, это зарастающий водоем, мало изученный. А ведь можно было бы его воды освободить от разных рогозов, элодей и прочей водяной растительности и использовать для нужд нашего народного хозяйства. Здесь есть о чем поразмыслить нашим любителям природы. Примерно в ХIII веке, когда Москва стала Стольные градом, мимо этих озер по «сухим десятинам» проходила из Рязанских земель к Москве дорога. По этой дороге в зимнее время в Стольный град рязанские хлеборобы возили муку и мясо, рыбу и мед. Летом же этот товар шел по полноводной Москва-реке, а дорога «по сухой десятине» замирала. В ХVII веке Косино вместе с озерами и лесами, с боровой и водоплавающей птицей входило в состав царских вотчин. Здесь русские цари тешились соколиной охотой и здесь же, на берегах озер, слуги готовили для царских охот завтраки из свежей рыбы. А царь Петр Первый на Белом озере совершал учебные плавания на первых русских судах. (Абрамович, Лазаревич 1974: 190-192) |