критика речи и лит.ред.. Л. М. Майданова Критика речи и литературное редактирование текстов сми
Скачать 1.08 Mb.
|
3.4.2. Правка-обработка Обработку текста редактор использует тогда, когда не нужно что-либо менять в концепции, в логической схеме, по необходимо выразить ее более четко, ясно, кратко. Количественно это может быть весьма решительное вмешательство в текст. Но концептуально - это полная сохранность произведения. Рассмотрим следующий текст. РЯЗАНОВСКИЕ ОСОБНЯКИ 1. E. Воеводин был победителем викторины «Шаги истории», которую «ВС» провел в начале этого года. Его ответы во многом закрывают «белые пятна» (для читателей, конечно) нашего города. Мы уже печатали рассказ о постройке железных дорог на Урале. Теперь - об особняках, которые по имена их владельцев свердловчане зовут рязановскими. 2. В первой половине XIХ века были построены два великолепных каменных здания екатеринбургских миллионеров Зотова и Рязанова (ныне на улице Куйбышева, 40 и 63). По свидетельству современников, в дни так называемой «зотовской свадьбы», когда объединились две династии золотых магнатов, купеческий Екатеринбург почти год был в пьяном угаре. Пьяные компании травили собаками и медведями прохожих, мыли шампанским извозчичьих лошадей, отдавали лавки с красным товаром на «шарап» толпе. 3. Рязановский особняк с коринфской колоннадой - это подлинная старая, барская усадьба, широко раскинувшаяся, с многочисленными постройками. В 1990-1991 годах она полностью реставрирована с сохранением старинного вида. Весь дом построен в характере раннего классицизма, конечно, с некоторым налетом провинциализма. 4. Дом очень выдержан в смысле внутренней отделки - одна из гостиных имеет чудесный плафон ампирного характера. Под карнизом - бордюр из фруктов и цветов. По характеру работы и плафон, и бордюр следует приписать тому же комнатному живописцу Алексееву. 5. Очень хороши изразцовые печи, в том же стиле ампир дверные приборы. 6. Другой рязановский дом - напротив - меньших размеров, производит впечатление более уютного жилища. Средняя часть его в три этажа. Третий этаж с полуциркульным окном. Общая компоновка очень интересна. Хорош балкон на колоннах в сад. 7. Судя по времени постройки и по архитектуре, следует рязановские дома приписать архитектору М.П. Малахову. 8. Обычно, говоря об архитектуре города, мы приводим как пример знаменитый Харитоновский дом. Но с харитоновской усадьбой в известной мере соперничали и две усадьбы золотопромышленников Рязановых, так же сложившиеся в первой половине XIX века в торговом районе Екатеринбурга - на левобережье Исети. Рязановы были старообрядцами, среди них в конце ХVIII века уже купцом второй гильдии писался Петр Рязанов, имевший салотопенный завод. С начала XIX века быстро разбогател Меркурий Рязанов. С 1814 года на арену выступили два его сына - Яким и Терентий, а затем и сын Терентия – Аникей. 9. У Якима Рязанова был в 1839 году каменный дом на правобережье, в приходе церкви Иоанна Златоуста, примерно около пересечения Исети с современной улицей Тверитина. Этот дом Яким несколько раз пускал в заклад, чтобы выбиться из долгов. В делах Якиму не везло лет десять, ко всему прочему он был старообрядцем, которые жестоко преследовались. В 1823-1830 годах он даже считался несостоятельным должником и выбывал из купцов в мещане. Лишь с переходом в единоверие Яким вздохнул свободнее, дела его уверенно пошли в гору. 10. В 1843 году Рязанов был уже городским головой, его удостоили Владимирской ленты и золотой медали за устроение единоверческой церкви и за усердие в обращении раскольников к единоверию. Старый дом Якима Рязанова не сохранился. Зато и по сегодня мы можем любоваться другим домом Рязанова и частью усадьбы при нем, возведенными после 1835 года для сына Якова. Дом был построен пo соседству с усадьбой Терентия Рязанова, унаследованной его сыном Аникеем. 11. Обе усадьбы образовали очень запоминающиеся ансамбль, который оформил выход Сибирского проспекта (ныне улицы Куйбышева) к реке. Сады дома Аникея – (Большого Рязановского) и дома Якова – «Малого Рязановского», сбегавшие по береговому склону, создавали роскошное обрамление построек. 1.2. К сожалению, сейчас мало что сохранилось от всего этого великолепия. При устройстве трамвайных путей забор, ворота засыпали землей. Навсегда исчез прекрасный сад с бальзамическими тополями, дубами и кленами. Внутренняя отделка погибла. В 1990-1991 годах был капиталъный ремонт: сделали забор, ворота. Лучше сохранилась усадьба Якима Рязанова, хотя и здесь от сада осталась лишь крошечная часть. 13. Усадьба строилась тоже М.П. Малаховым, но на 25 лет позже «большой». Дом здесь немногим менее, чем у Анкиея, но гармоничнее, и напоминает так называемый дом Горной аптеки. 14. Строительство этой усадьбы первым начал Терентий Рязанов в 1815 – 1818 годах. За ним она записана в описи от 12 ноября 1824 г. Вначале дом был одноэтажным. В 1853 году сын просил «... дозволить пристройку на каменном его доме второго этажа». В это время и был возведен существующий поныне двухэтажный дом. 15. Однако формирование усадьбы на этом не завершилось. В 1845 году А.Т.Рязанов подал прошение «... о проекте устройства при своем доме каменной оранжереи и пристроя к каменному дому по проектам архитектора Турского». Приблизительно в это время был разбит сад, и к концу 50-x годов XIX века усадьба оформилась полностью. Площадь ее составила 4320 квадратных саженей, еще и флигели, многочисленные службы, оранжерея, двор и сад. 16. после Великой Октябрьской социалистической революции в бывшем доке Рязановых размещались детский дом имени Красной Армии, затем свердловская автошкола, и, наконец усадебные постройки стали использоваться под жилье. Усадебные постройки подверглись значительным переделкам, изменившим их внешний вид. Содержание текста просто и понятно: рассказывается о рязановских особняках (предмет речи), сообщается, что эти памятники архитектуры до сих пор сохраняют эстетическую ценность, описывается их внешний и внутренний вид, излагается их история. Вместе с тем мы чувствуем, что в тексте «что-то не так», его трудно читать. В чем же здесь дело? Проведем абзац за абзацем горизонтальный смысловой анализ публикации. 1. Редакционная вводка. Указан предмет речи – рязановские особняки. 2. Названы два особняка – миллионеров Зотова и Рязанова. Разговор о свадьбе возникает неожиданно, роль этой детали пока неясна (потом оказалось, что никакой роли она не играет). 3. Предмет речи – рязановский особняк. Выглядит все так, как будто это один из двух упомянутых во втором абзаце: там «зотовский» и «рязановский», здесь пошел рассказ о рязановском. Краткое описание, реставрация, внешний вид особняка. 4. Внутренняя отделка рязановского особняка. 5. Внутренняя отделка рязановского особняка. 6. Предмет речи – «другой рязановский особняк». Хотя заголовок и предупреждает, что речь пойдет о рязановских особняках, но текст пока строился так, что мы ориентированы на один рязановский дом. Второй появляется совершенно неожиданно. Описание его внешнего вида. 7. Предмет речи - рязановские дома. Архитектор. 8. Харитоновский дом (очень похоже на зачин). Дома золотопромышленников Рязановых. Местоположение, время появления. Сведения о Рязановых (Петр, Меркурии, его сыновья Яким и Терентий, сын Терентия Аникей). 9. Старый дом Якима. Жизнь Якима. 10. Жизнь Якима. Новый его дом, построенный для сына Якова. Дом Терентия и Аникея. 11. Сады рязановских особняков. 12. Начало абзаца как будто относится к обоим строениям (не сохранилось, пострадало «это великолепие»). Потом оказывается, что сообщенное относится к дому Терентия, а дом Якима сохранился лучше. 13. Неясно, о чьей усадьбе пошел разговор. Лишь из второго предложения выясняется, что говорится о строительстве усадьбы Якима Рязанова. Она сравнивается с домом Аникея. 14. Переход «строительство этой усадьбы» как будто свидетельствует о том, что продолжается рассказ о доме Якима-Якова. Однако продолжение абзаца указывает, что разговор касается усадьба Терентия - строительство, перестройка ее. 15. Перестройка усадьбы Терентия, окончательный ее вид. 16. Судьба, по-видимому, дома Терентия после революции. Что мы можем сказать о тексте, исходя из проведенного анализа? Во-первых, у него два зачина, но ни одной концовки, последний абзац никак не может служить завершением изложения - это обрыв рассказа, но не концовка. Зачином может быть не только второй, но и восьмой абзац, причем гораздо успешнее. A в конце лучше сказать о реставрации памятников архитектуры и завершить повествование какой-нибудь общей фразой о том, что это наследие истории, которое продолжает радовать нас и сейчас. Такая фраза исполнит роль аналитической оценки описанной ситуации и закруглит изложение. Во-вторых, мы видим, что автор несколько раз принимается рассказывать о внешнем и внутреннем виде усадеб, о принадлежности их тому или иному Рязанову. В результате неумелого использования средств связности изложение получается путаным и неясным, Чтобы устранить бессвязность текста, его нужно перекомпоновать, выстроить по тематическим единствам. В-третьих, сведения о владельцах усадеб также разбросаны по всему тексту, и читатель путается с именами, не всегда, кстати, и нужными. Если убрать упоминания о Зотове, Петре и Меркурии, то останется четыре имени: братья Яким и Терентий и их сыновья – Яков и Аникей. В-четвертых, надо убрать сведения, не имеющие отношения к домам: зотовская свадьба, старый дом Якима, часть биографических данных. Возможный вариант правки: РЯЗАНОВСКИЕ ОСОБНЯКИ Е.Воеводин был победителем викторины «Шаги истории», которую «ВС» провел в начале этого года. Его ответы во многом закрывают для читателя «белые пятна» нашего города. Мы уже печатали его рассказ о постройке железных дорог на Урале. Теперь он поветсвует об особняках, которые свердловчане по имени владельцев называют рязановскими. Обычно, говоря об архитектуре нашего города, мы приводим как пример знаменитый Харитоновский дом. Но с харитоновской усадьбой в известной степени соперничали и две усадьбы золотопромышленников Рязановых, построенные в первой половине ХIX века в торговом районе Екатеринбурга, на левобережье Исети, по проектам архитектора М.П. Малахова. Род Рязановых в ХVIII веке становится купеческим. Строительство усадеб связано с именами братьев Якима и Терентия Рязановых, вступивших на торговое поприще в 1814 году. Терентий Рязанов в 1815-1818 годах начинает строить усадьбу, известную впоследствии как «Большая рязановская». Вначале дом был одноэтажным. В 1845 году сын Терентия Аникей подал прошение «…о проекте устройства при своем доме каменной оранжереи и пристроя к каменному дому по проектам архитектора Турского». Приблизительно в это же время был разбит сад. В 1853 году Аникей Рязанов просит «...дозволить пристройку на каменном его доме второго этажа», возводится существующий поныне двухэтажный дом. И к концу 50-x годов XIX века усадьба оформилась полностью. Площадь усадьбы составила 4320 квадратных саженей, в ее состав вошли, помимо каменного двухэтажного дома, еще и флигели, многочисленные службы, оранжерея, двор и сад. Дом выдержан в стиле раннего классицизма с некоторым налетом провинциализма. Хороша его внутренняя отделка: одна из гостиных имеет чудесный плафон в стиле ампир, под карнизом – бордюр из фруктов и цветов. По манере исполнения и плафон, и бордюр следует приписать комнатному живописцу Алексееву. Прекрасны изразцовые печи и в том же стиле ампир дверные приборы. По соседству с усадьбой Терентия его брат Яким в 30-х годах прошлого века строит вторую усадьбу, впоследствии названную «Малой рязановской». Якиму долго не везло в делах, настолько, что в 1823-1830 годах он даже считался несостоятельным должником и выбывал из купцов в мещане. По-видимому, ему как-то помог переход из старообрядчества в единоверие, дела его пошли в гору. В 1843 году он был уже городским головой, его удостоили Владимирской ленты и золотой медали за устроение единоверческой церкви и усердие в обращении раскольников в единоверие. Вот этот-то процветающий купец и построил для своего сына Якова уютный дом по проекту Малахова. Средняя часть дома имеет три этажа, третий этаж с полуциркульным окном, в сад выходит красивый балкон на колоннах. Обе усадьбы образовали запоминающийся ансамбль, который оформил выход Сибирского проспекта (ныне улица Куйбышева) к реке. Сады, сбегавшие по береговому склону, создавали роскошное обрамление построек. К сожалению, сейчас мало что сохранилось от всего этого великолепия. Навсегда исчез прекрасный сад с бальзамическими тополями, дубами и кленами. Пострадала внутренняя отделка зданий. При устройстве трамвайных путей забор и ворота усадьбы Терентия Рязанова засыпали землей, а в здании размещались скачала детский дом, а потом автошкола. Усадебные постройки, используемые под жилье, подверглись значительным переделкам, изменившим их внешний вид. Из двух усадеб малая пострадала меньше, а большая в 1990-1991 годах была реставрирована, восстановлен ее прежний внешний вид. Две старинные усадьбы в центре нашего города - прекрасные архитектурные памятники, напоминающие нам о прошлом, о творческих возможностях нашего народа. Упражнения к разделу 3.4.2. Задание № 101. Ксерокопируйте текст. Проведите вертикальный и горизонтальный смысловой анализ. Докажите, что требуется правка-обработка. Эту правку нужно провести на листе с помощью корректорских знаков (вставки, перестановки, замены, сокращения и т.д.). Учитывайте, что текст опубликован в конце первого квартала года. ГДЕ БЕЗРАБОТНЫХ БОЛЬШЕ? На 1 января в России было 600 тысяч официально зарегистрированных безработных. Рост за год в 10 раз. Особенно остро безработица ощущается в центре и на севере европейской России, в Ивановской и Костромской областях. А на Урале выделяется Удмуртия - уровень безработицы в ней почти втрое выше среднего по России. Главная причина - глубокая конверсия многочисленных оборонных предприятий. Поэтому именно в Ижевске федеральная служба и Фонд занятости России провели недавно совещание представителей тридцати регионов Поволжья, Урала и более дальних мест. Шло оно три дня, и вопрос обсуждался актуальный: как наиболее эффективно использовать имеющиеся средства для смягчения последствий безработицы? А деньги немалые. В 1992 году по России в целом, - 35 миллиардов рублей. В этом году сумма значительно увеличится, так как процент отчислений в Фонд занятости вырос вдвое. В Удмуртии в начале года насчитывалось 12,5 тысячи безработных. А уже через два месяца стало 16 тысяч. Ряд крупных заводов работает лишь три дня в неделю. Процесс высвобождения работников идет гораздо быстрее создания новых рабочих мест. Задание № 102. Ксерокопируйте текст. Проведите вертикальный и горизонтальный смысловой анализ. Докажите, что требуется правка-обработка. Правку проведите на листе, используйте корректурные знаки. ЛЮБАЯ РОСКОШЬ СТОИТ ДОРОГО За любую pocкошь надо как следует платить. Даже за роскошь человеческого общения, к которому стремишься, садясь в рейсовый автобус, чтобы ехать к родителям, друзьям, знакомым или, скажем, на рынок, в город. Жителям Удмуртии, регулярно пользующимся общественным автотранспортом, поневоле проходится сегодня чесать затылок, прежде чем идти покупать автобусный билет. Поездка в близлежащий город Сарапул за 60 километров от Ижевска обойдется жителю столицы Удмуртии в 241 рубль в один конец. А автобусное путешествие в самый северный город Глазов и обратно стоит сегодня почти 1300 рублей. Сильно вздорожал и проезд в сады-огороды, окружающие Ижевск в радиусе 20-40 километров. Хотя мотивировано недавнее постановление Совмина об этом весьма убедительно повышением цен на энергоресурсы, другие виды продукции. Оно воспринято в республике совсем неоднозначно. Отражая мнение многих граждан, против выступило руководство республиканского Совета профсоюзов. В постановлении его президиума говорится, что повышение стоимости проезда особенно болезненно скажется на бюджете сельского населения и садоводов-огородников. Задание № 103. Проанализируйте текст, выявите смысловые дефекты и речевые погрешности. Ксерокопируйте его и проведите правку-обработку и вычитку. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «Благодарю судьбу за то, что она позволила сложиться обстоятельствам благоприятно и у меня появилась реальная возможность побывать в начале сентября в Екатеринбурге на 5 фестивале театров для детей и молодежи «Реальный театр». По словам бессменного его директора Олега Лоевского: «С одной стороны, это название заключает реалистическую направленность, одну из особенностей российского театра. С другой стороны, реальность - это то, с чем мы сталкиваемся ежедневно». Одной из основных целей театрального форума была необходимость, по возможности, более полно представить картину того, что происходит сейчас в российском театре. По-моему, очень удачно вышла эмблема нынешнего фестиваля: великий Шекспир с реально подбитым глазом. Во всем этом безобразии участвовало, ни много ни мало, 20 театров из России, 1 из Латвии и 2 из Германии. Я лично приехал в Екатеринбург на второй день фестиваля и пробыл там не до конца. Удалось посмотреть только половину из того, что было привезено, но и это немало - 13 спектаклей. Как я узнал позднее от театралов, просмотревших фестиваль «от корки до корки», самое интересное я все же увидел. Поделюсь лишь некоторыми впечатлениями. Из довольно безрадостной, поначалу, картины к четвертому дню стало вырисовываться что-то интересное. Ярославский ТЮЗ представил горинскую пьесу «Чума на оба ваши дома», преобразовав эстрадный стиль первоисточника в аскетичную манеру повествования лучших образцов грузинского кино. «Две равноуважаемые семьи» ведут борьбу среди квадратного двора со множеством дверей. Зритель же, равномерно распределяясь по периметру двора, наблюдает за событиями сверху, как в римском цирке следили за боем гладиаторов. Спектакль начался мощно, к антракту стал пробуксовывать, а в финале практически развалился на первоэлементы, не донеся до зрителя даже игры эмоционального напряжения, заявленного так ярко в начале. Очень простая история была рассказана тремя актрисами Омского ТЮЗа. Спектакль главного режиссера театра В.Рубанова, поставленный по пьесе итальянского драматурга, назывался «Золушки». Двум сестрам, в поте и грязи добывающим свой каждодневный кусок хлеба, решает помочь добрая фея и приглашает на бал с условием, что они должны стать совершенством. Но принцев, как известно, на всех не хватает, туфелька оказывается прекрасной до невозможности, но, как водится, слишком маленькой, да и часы уже бьют полночь. Очень знакомая история из жизни. Это первый спектакль на фестивале, где я понимал поступки героинь, мотивы, побудившие их к этому, а значит мог им сопереживать. По моему глубокому убеждению, театр должен говорить понятным языком и обращаться к чувствам зрителя. Если понятно, что происходит - это первейший признак профессионально сделанного действа. Всем этим требованиям, по-моему, удовлетворяет новая работа Екатеринбургского ТЮЗа и режиссера Анатолия Праудина. «Житие и страдание преподобной мученицы Февронии». Пьеса М. Бартенева основана на подлинной житийной литературе. Это стало для меня потрясением таким, что около часа я ничего не мог сказать, но мыслей и чувств бродило во мне огромное количество. Анатолий Праудин стал говорить простым языком, изъясняться символами, понятными простому человеку, не отягощенному знанием элитарной художественной литературы и малоизвестными мифами. Именно поэтому, как мне кажется, все, что происходило па сцене, напрямую проникало до самого сердца и воздействовало на него таким образом, что ни на минуту невозможно отстраниться от происходящего и слезы просто требуют своего выхода наружу. Это слезы очищения, слезы, просветляющие взгляд. Безупречно, по-моему, работает С. Замараева в заглавной роли спектакля. По слухам она, чтобы сыграть эту роль, месяц жила в действующем монастыре. Кроме этой, критиками была отмечена еще одна работа молодого актера, студента 4 курса ЕГТИ и нашего земляка Евгения Осминина. Очень жаль, что из Каменского театра на фестивале никто не появился. Видно не интересует наших театральных деятелей то, чем занимаются коллеги. Прискорбно это. Планка, ведь она имеет такую особенность - сползать, если ее все время не подпихивать кверху. |