Главная страница
Навигация по странице:

  • Джордж Байрон

  • Перси Биши Шелли

  • ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2. Лекции для студентов заочного и вечернего отделения


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеЛекции для студентов заочного и вечернего отделения
    АнкорИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2.doc
    Дата30.10.2017
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2.doc
    ТипЛекции
    #9953
    страница24 из 34
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   34

    Английский романтический театр



    Экономический переворот конца XVIII в. (1688-1689 гг.) изменил социальную структуру общества в Англии. Появился промышленный пролетариат и буржуазия. И классовая борьба возникла раньше, чем в других странах Европы.

    В первой половине XIX в. Англия продолжала вести захватнические войны под лицемерными заявлениями, что борется за свободу народов. Тяготы ложатся на трудящихся. Положение ухудшил экономический кризис, последовавший за наполеоновскими войнами.

    На волнения в обществе правительство отвечало репрессиями, политическими процессами, законами против печати.

    Английский романтизм развивался в первой трети XIX в. (30-е гг.), когда Англия стала оплотом мировой реакции. Здесь также прослеживаются два течения романтизма – прогрессивный (Байрон, Шелли) и консервативный (поэты «Озерной школы»).

    Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным в этот период было обращение к Шекспиру.

    В актерском искусстве романтизм представлен творчеством Эдмунда Кина.

    Джордж Байрон (1788-1824) – крупнейший поэт и драматург-романтик, властитель дум всех передовых людей того времени. Его творчество проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено в защиту человека, его прав, против всех форм насилия и угнетения.

    Байрон был идейно связан с просветительством XVIII в. и боролся с консервативным романтизмом. Но его идеалы и современная ему английская действительность порождали трагическую тему его творчества. Он создает культ разочарованного, мрачного героя, мстящего обществу за свои страдания. Эта «поэзия зла» была формой проявления любви к человечеству. (от обратного)

    Это подметил Чернышевский (Байрон «страдает от любви к людям»).

    Бунтарство Байрона направлено против господствующих религиозных и морально-этических норм, ханжества, лицемерия.

    Наиболее характерны для мировоззрения и художественного метода Байрона такие его пьесы: «Манфред» (1817), «Марино Фальеро» (1820), «Каин»(1821), «Двое Фоскари» (1821).

    «Манфред» – «лирическая драма философского характера» (Белинский). Действие происходит в Альпах, это подчеркивает монументальность и мрачный колорит пьесы.

    Манфред – одинокий, разочарованный, гордый (типичный байроновский герой). В прошлом он любил человечество, теперь не верит в людей, в добро, в знания. И это безверие губит его.

    Драма бездейственна. Вся ее философия выражена не в действии, а в монологах Манфреда. События имеют философско-обощенный характер, в чем-то даже символический. К примеру – финал: сцена со злыми духами. Герой отвергает помощь религии, но также презирает и злые силы, которым принадлежит его душа. И в этом – утверждение непобедимости человеческого разума.

    В 1817 г. Байрон переезжает в Италию и участвует в национально-освободительном движении, сближается с тайным обществом карбонариев, которые борются с Австрией за национальную независимость Италии.

    Участие в политической жизни наложило отпечаток на трагедии, написанные на итальянском историческом материале. Это «Марино Фальеро» и «Двое Фоскари». В них нет абстрактной космичности (как в «Манфреде» и «Каине»). Они пронизаны пафосом борьбы за свободу против тирании, обличением деспотизма и самовластия.

    «Каин» (1821) – философская драма. Образ Каина близок образу Манфреда. Герой – известный библейский персонаж. С религиозной точки зрения Каин – преступник, носитель зла. А у Байрона он бунтарь, первый человек, который отказывается от рабской покорности, от безропотного повиновения и восстает против установленного миропорядка, освященного авторитетом Бога. Каин Байрона – гордый, независимый человек, всё подвергающий сомнению. Он – воплощение свободной мысли.

    По силе отрицания мировой несправедливости эту драму сравнивают с эсхиловским «Прометеем».

    Философско-романтический тип драм Байрона серьезно повлиял на европейскую романтическую драматургию.

    Перси Биши Шелли (1792-1822) происходил из богатой аристократической семьи, учился в Итоне и Оксфорде (привилегированных учебных заведениях), откуда был исключен за издание брошюры о необходимости атеизма.

    Его творчеству свойственны тираноборческие и богоборческие идеи.

    Шелли восторженно принимал Французскую революцию, считал, что только насильственное свержение существующего порядка необходимо. Наполеона считал деспотом, который использовал революцию для утверждения себя императором. Шелли мечтал об обществе, где царит свобода, равенство, и человек находится в гармонии с обществом.

    Между искусством и социальным строем он видел прямую связь, считал, что демократия способствует расцвету искусства. А искусство, по его мысли, должно оказывать революционное воздействие на общество.

    Его лучшие произведения – «Прометей»(1819) и «Ченчи» (1819). В них он призывает к уничтожению общественного зла.

    В драме «Ченчи» наиболее последовательно разрешается философская проблема оправдания насилия, если оно направлено на уничтожение несправедливости и произвола.

    Это – романтическая драма с ярко выраженными реалистическими чертами. Старый граф Ченчи живет в мрачном замке, погруженном в атмосферу роковой таинственности. Это сближает ее с романтической драмой и мелодрамой ужасов. Старик Ченчи показан как чудовищный злодей, убийца, садист, который радуется даже смерти сыновей.

    Реалистические черты выражены в образе Беатриче. Это кроткая, мягкая по натуре девушка, прекрасное существо, достойное любви. Но неотвратимая сила обстоятельств вынуждает ее к насилию, чтобы защитить свои права человека и женщины. Решение убить старика Ченчи становится бунтом против того строя, который породил безнаказанность графа.

    Шелли обличает и лицемерие религиозной морали, показывая государство как силу, защищающую знатных и богатых преступников. Здесь появляется персонаж – римский папа, воплощающий государство и религию. Следуя бесчеловечным законам государства, попирая принципы христианского милосердия, он наживается на прощении грехов графа Ченчи и осуждает на смерть Беатриче.

    Пьесы Шелли, как и Байрона, были запрещены для сцены.

    Актерское искусство



    Эдмунд Кин (1787-1833) – актер легендарной славы, человек короткой и трагической жизни; его искусство было гениальным выражением строя, порожденного европейской реакцией.

    Он был страстен, нравственно бескомпромиссен в своем творчестве; он мучительно искал положительный идеал и положительного героя. И этим он сближается с Байроном, с которым он был единомышленником.

    Он был типичным актером-романтиком, но он был романтиком и по своему душевному складу.

    Власти преследовали и травили Кина, презрительно называя его актером толпы, а публика восторженно признавала его своим, отстаивала и защищала всеми доступными ей способами.

    Соединение гражданской смелости Кина с предельной душевной уязвимостью, незащищенностью превращало его жизнь в непрерывный поединок, вечный бой, который закончился трагическим уходом великого актера из жизни.

    Кин родился в актерской семье, рано осиротел, вынужден был зарабатывать на жизнь, рано стал актером. К 20-ти годам исколесил всю провинциальную Англию. «Что нужно, чтобы стать знаменитым актером?» – спросили как-то у Кина. Он ответил: «Уметь голодать». Он прошел суровую жизненную и актерскую школу: он выступал во всех жанрах.

    В 1814 г. для спасения прогорающего лондонского театра «Друри-Лейн» приглашают Кина, уже прославившегося в провинции, в Лондон. Он дебютирует в роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира и завоевывает Лондон. Шекспир был самым близким драматургом для Кина. Их сближает трагичность мировосприятия, острое сознание неблагополучия этой жизни, где нет ни свободы, ни справедливости, ни счастья. Именно в шекспировских ролях Кин стал великим актером. Он сыграл Шейлока, Ричарда III, Гамлета, Макбета, Отелло, Яго, Лира, Ромео.

    Кин так раскрыл новые грани шекспировских героев, так смело ломал традиции, что английская критика того времени называла Кина лучшим комментатором, объяснявшим Шекспира больше, чем тома исследований.

    Новаторство Кина проявилось уже в первой роли: он ломает традицию трактовать Шейлока как злодея. Он показывает и эгоизм Шейлока и его человечность. Он тонко и точно передавал сложный внутренний мир своего героя, – в этом выразилась романтическая тема оправдания зла: он саркастичен в отношении к окружающим, но в то же время трагически ощущает свое одиночество; в Шейлоке – и ненависть, и нежность, и наружное смирение, и внутренняя злоба.

    Эмоциональная сила исполнения Кина была такова, что после первого же спектакля его признали величайшим актером Англии.

    В Гамлете для него главным был процесс сосредоточенного и печального осмысления мира как мира торжествующего зла, против которого невозможно не восстать, но и невозможно победить. Поэтому сцену с матерью он проводил с приглушенной грустью, а не в крике. В нем жила глубокая любовь к Офелии: советуя ей уйти в монастырь, он нежно целовал ей руку.

    В Отелло главным было раскрытие всепоглощающей любви к Дездемоне. Крах любви означал наступление мрака и хаоса. Это была трагедия обманутого доверия, а не ревности.

    Макбета он тоже не трактовал как злодея, а раскрывал внутреннюю борьбу сложных и противоречивых чувств героя.

    В Ричарде Кин показывал его умным, смелым, неотразимо обаятельным, особенно в сцене с Анной. Это «мягкий и улыбающийся злодей».

    Страстная взволнованность, романтическая патетика искусства Кина определяли особенности его исполнения. Он обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.

    Он создавал масштабные образы, близкие творчеству Байрона. Однако для романтического искусства Кина была характерна неровность исполнения. Но он никогда не полагался на интуицию, на вдохновение. Он много работал, пополняя недостаток своего образования, занимался спортом, был одним из лучших фехтовальщиков Англии, работал над голосом. Но его романтическая субъективность ставила его вне партнеров, вне ансамбля. Все спектакли с его участием были спектаклями одного актера – Кина.

    Кин был совершенным романтическим трагиком. Его исполнение шекспировских ролей стало эпохой в истории театра.

    25 марта 1833 г. Кин играл Отелло, свою любимую роль. На словах «окончен труд Отелло» он потерял сознание и через три недели умер. Смертью Кина завершился в английском театре период романтизма.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   34


    написать администратору сайта