риторика. Лекции. Лекции Определение риторики, предмет риторики. Античная риторика и античный риторический идеал
Скачать 138.37 Kb.
|
Лекция 1. Риторика как наука и искусство речи План лекции 1. Определение риторики, предмет риторики. 2. Античная риторика и античный риторический идеал 1. Определение риторики, предмет риторики. Что такое риторика? Это – дисциплина древняя и новая, надолго забытая в России и все же возродившаяся в последнее десятилетие ХХ века. Риторика – наука классическая, отстоявшаяся, как хорошее вино, и в то же время бурно развивающаяся. И это не случайно. Риторика – это важнейшая часть самосознания культуры. В пространстве любой культуры она является прежде всего способом передачи информации, способом общения. Задача риторики – научить человека сознательно действовать словом, воспитать человека общающегося, homo verbo agens, как писал Игорь Валентинович Пешков. Чтобы слова были «живыми», человеку необходима «чаша ритора», о которой говорил Апулей в застольной речи: «Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвертая – безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в вино, тем больше пользы для здоровья духа. 1 чаша – учителя чтения – закладывает основы, 2 – чаша филолога – оснащает знаниями, 3 – чаша ритора – вооружает красноречием» (Апулей Florida). Конец ХХ века ознаменовался широким вторжением риторики во все сферы российской действительности. Внешним признаком такого вторжения стало высокочастотное употребление этого слова. Слово риторика многозначно, для кого-то это слово до сих пор звучит загадочно. Можно выделить несколько значений: 1. наука; 2. учебная дисциплина; 3. мастерство речи; 4. злоупотребление речью = краснобайство; 5. название младших классов духовной семинарии. С появлением первой риторики в 1620 г. на Руси утверждается вариант написания этого слова – риторика, вытесняя варианты риторикия и ритория. В 17 веке существовал вариант написания – реторика. Это связано с влиянием латинского языка, т.к. слово образовано от латинского rheo – говорить. Так, филолог Томашевский в 1924 г. писал, что «должна быть воскрешена старушка-реторика». Ломоносов употреблял только вариант риторика. В период создания основных риторик петровского времени появляется вариант- риторика, например у Усачева. Различные исследователи, говоря о риторике как науке и искусстве, вкладывают в это понятие разный смысл. РИТОРИКА - это 1.Лингвистическая дисциплина, занимающаяся изучением выразительных возможностей естественного языка. 2.Риторику воспринимают как многообразие способов убеждения людей, т.е. как теорию аргументации. 3.Современная риторика, по определению одного из ее зачинателей А. Ричардса, представляет собой “изучение недопонимания между людьми и поиск средств к устранению потерь в процессе коммуникации”. Наука, изучающая монологические и диалогические тексты (дискурсы), целью которых является убеждение или разубеждение слушателя (читателя) посредством специальной словесной организации. Легко увидеть, что различия 1 и 2 определения отражают два понимания риторики, связанные одно с другим. В 1-м определении риторика воспринимается как искусство речи, красноречие, 2-е понимает риторику как определенный способ воздействия на людей посредством любого семиотического механизма (семиотика – наука о знаках), в первую очередь речи устной и письменной Риторика ХХ века исходит из того, что соотношение устных и письменных текстов меняется в зависимости от ситуации и намерений говорящего и слушающего. В большой мере это связано с развитием средств массовой коммуникации. Возрождается широкое значение термина: Риторика – наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации. Эта обновленная риторика, суммируя достижения семиотики и лингвистики, герменевтики и эстетики, психологии и теории коммуникации ХХ столетия, все ощутимее приобретает фундаментальное методологическое значение для всего комплекса гуманитарных научных дисциплин. Современная риторика выявляет глубинные механизмы тех коммуникативных процессов, которые в совокупности и составляют живую ткань человеческой культуры. Будучи теорией общения, она исследует соотношение языка, речи и ментальности в дискурсивной практике текстопорождения и смыслообразования. В 1964 году Роман Осипович Якобсон предложил единую схему коммуникативных ситуаций. Модель имела следующий вид: Контекст (ситуация) Сообщение Адресант Адресат (отправитель) (получатель) Контакт Код (язык) Роман Якобсон выделил функции языка, связав их с каким-то из компонентов информационного процесса. Так, у него экспрессивная функция языка - функция выражения - связана с адресантом, с говорящим; конативная функция - функция усвоения - связана со слушающим, с адресатом; референтивная функция связана с предметом речи, с предметом, который в речи репрезентирован. Это три функции, достаточно легкие для осмысления. А дальше начинается самое интересное. Поэтическая функция языка, по Якобсону, это то, что связано с сообщением, т.е. когда внимание зафиксировано на самой форме сообщения, когда сообщение ценно само по себе. Это проявляется, конечно, не только в поэзии. Есть какие-то правила, которые продиктованы законами красоты. Еще одна функция - метаязыковая, это фиксация на самом коде. Мы имеем возможность говорить на языке не только о действительности, но мы имеем возможность говорить на языке о самом же языке. Когда мы говорим, что "стол" - односложное слово, то тут уже не до стола. Суждение делается о слове. Это языковая функция, не будь ее, невозможно было бы писать учебники по грамматике, очень многое было бы невозможно. И, наконец, последняя функция. Якобсон назвал ее фатической - это функция проверки канала. Когда мы говорим “Алло! Алло! Ты слышишь меня?”, то мы не сообщаем что-то новое, мы фиксируем все внимание именно на самом канале. По-другому, это контактоустанавливающая функция. Для изучения механизма коммуникативного процесса современная риторика выдвигает понятие дискурса. Под дискурсом мы понимаем «коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и/или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения». (Культура русской речи/ Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. М., «Норма-ИнфраМ», 1998-с.238). В качестве примера м. назвать научный, художественный, религиозный, публицистический, педагогический и т.п. дискурс. Чтобы стать риторическим дискурсом, высказывание должно получить несколько дополнительных признаков: преднамеренность – создается не в момент речи, а до ее начала, регламентированность – ограничено временем, дискретность – выделение начала, середины, конца, стилевая маркированность – результат выбора из нескольких возможных вариантов. Предметом риторики является коммуникация в ее речевом оформлении. В частности, предмет риторики включает разные виды речевой коммуникации: публичную речь, монолог, диалог, дискуссию, полемику, беседу, деловые переговоры и т.п. 2. Античная риторика и античный риторический идеал Мы рассматриваем современную риторику как науку и искусство создания целесообразной, убедительной и действенной речи. Важным свойством современной речи является ее функциональность, эффективность, т. е. соответствие своей основной задаче. В настоящее время проблема эффективности речи очень актуальна. Современный человек много говорит (65% рабочего времени), но делает это плохо. Всего 50% информации доходит до слушателя. Размеры дисперсионных потерь (дисперсия – рассеяние), т.е. потерь на основе субъективных искажений информации, следующие. Возьмем за 100% информацию, которую намереваются передать. Человек в состоянии оформить словесно 90% из этого объема, озвучить 80% (20% остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник услышит 70%, поймет 60%, запомнит около 25%. Поэтому одна из целей современной риторики – дать члену общества определенные умения и навыки эффективного использования информации в ее речевом оформлении. На это направлены риторики США и Японии. В японской филологии развивается так называемая «теория языкового существования», которая направлена: во-первых, на массовое обучение наиболее эффективным речевым действиям всех видов: построению и восприятию устной речи в разных ситуациях, построению письменной речи и искусству чтения, умению пользоваться массовой коммуникацией; вовторых, на нормирование графики, фонетики и словаря с ориентацией на установление и поддержание верных речевых отношений между людьми, развитие правил вежливости во всех видах речевого общения. Для достижения этой цели, по данным С. В. Неверова, в рамках «теории языкового существования» японские филологи изучают два аспекта. Первый аспект включает измерение времени, которое человек тратит на речевую деятельность. Это измерение ведется дифференцированно по видам речи – устная речь, письменная и т.п., по видам речевых действий (разговоры дома, чтение и пр.). Дифференцируются также разные группы населения по возрасту, полу, роду занятий. Благодаря этим измерениям удается построить сводные характеристики разных социальных категорий населения по объему и типу их речевой нагрузки. Второй аспект связан с анализом речи с точки зрения ее филологической организации, т.е. ее уместности, объема, доступности содержания, с точки зрения языковой организации, т.е. объема словаря, характера произношения и графики, типов грамматических конструкций. Японцы верят в то, что улучшение речевого общения – важное средство совершенствования и развития общества. Поэтому японская «неориторика» - «теория языкового существования» пользуется сейчас вниманием и авторитетом. Главная особенность речевого этикета японцев заключается в повышенном внимании и чуткости к собеседнику. В предисловии книги «Как быть вежливым по-японски» (1987) ее авторы, Осаму и Нобуко Мицутами пишут: «Внимание к другим будет важнейшим фактором коммуникации будущего, а речевая вежливость в Японии по сути является именно выражением такого внимания». Особое положение занимает риторика в США, ее называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением» (О. Брынская). В США с начала ХХ в. и особенно после второй мировой войны организованно развиваются исследования в области учебного предмета, который стали называть термином Speech (Речь). Этот предмет, как предмет научного исследования и преподавания в школе, прежде всего в высшей, содержит следующие части: - правильное и красивое произношение и декламация, - основные положения риторики, традиционно принятой в США -обучение риторической практике (например, в Калифорнийском университете предусмотрены во время уик-эндов постоянные встречи студентов с преподавателями и администрацией факультетов для обсуждения конкретных тем и для свободных бесед. Существует две специальные организации для проведения дискуссий – Дискуссионный круглый стол (для наиболее компетентных) и Университетский круглый стол (для всех), где обсуждаются социальные и политические проблемы). - основы психологии речи - обучение правилам восприятия речи, - обучение правилам создания разных видов речи, - обучение правилам социального устройства речевых коммуникаций и их соотношение с культурой. В современной России роль риторики становится все более значительной, приходит понимание риторики как науки, способной выполнить синтезирующую, обобщающую функцию гуманитарных знаний. К середине 19 в. в Германии и в России сложилось разделение риторики на общую и частную, что соответствовало разделению на общую теорию действия словом и ее приложения в конкретных речевых сферах. Общая риторика дает стратегию, а частная разрабатывает тактику, которая используется в определенных условиях. Такое деление сохраняется и в настоящее время. Современная риторика ОБЩАЯ РИТОРИКА ЧАСТНАЯ РИТОРИКА риторический канон судебная оратория академическая эристика социально- политическая искусство беседы военная духовная (гомилетика) Общая риторика – это самостоятельная наука, обобщающая результаты взаимодействия частных риторик с языковой действительностью. Общая риторика рассматривает общие закономерности речевого поведения и включает разделы: риторический канон, теория и практика публичной речи (оратория), теория и искусство ведения спора (эристика), искусство беседы, этнориторика. Риторический канон включает пять ступенек создания речи: *изобретение (инвенция), *расположение (диспозиция),* выражение (элокуция), *запоминание (меморио), *произнесение (акция). Частная риторика включает в сферу своего влияния обучение различным жанрам письменности, устные речевые жанры из различных областей деятельности человека. В рамках частной риторики изучаются законы эффективной речи, действующие в одной из сфер профессиональной деятельности, в области «повышенной речевой ответственности». Согласно традиции, сложившейся в 19 в. в России, мы выделяем следующие роды речи: судебную, академическую, социально-политическую, военную, духовную (гомилетику). В каждой культуре складывается представление о том, как должно проходить речевое общение, создается образец речевого поведения. Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей. Мы рассмотрим риторический идеал разных культур, изменение представления о предмете риторики. 1. Искусство красноречия как особого вида творческой деятельности было порождено греческой культурой и тем мировоззрением, которое стало основой европейской цивилизации. С. Аверинцев писал: «Греки создали не только свою собственную культуру - они создали парадигму культуры вообще». «То, что мы называем «культурой», греки называли paideia, собственно воспитание: то, что передается и прививается ребенку pais. В центре paideia – две силы: воспитание мысли и воспитание слова – философия, ищущая истины, и риторика, ищущая убедительности. Итак, философия и риторика – самое сердце культуры античного мира» (Аверинцев С. Античный риторический идеал и культура Возрождения// Античное наследство в культуре Возрождения. – М., 1984 – с. 145) Потребностями греческого общества была рождена риторика вначале как мастерство и искусство красноречия. Время становления античной риторики приходится на период расцвета афинской демократии (6 - 5 вв до н.э.). Она родилась тогда, когда от умения убеждать с помощью публичной речи зависели судьбы людей, судьбы демоса. Это обусловлено рядом обстоятельств. В о - п е р в ы х , достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. В о - в т о р ы х , содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов: во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд — три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. В - т р е т ь и х , в основе античного судопроизводства, да и всего греч. общества лежала агональность. Чтобы выиграть в суде, нередко прибегали к услугам лиц опытных, а главное обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили в суде. Таких сочинителей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речи и для истца и для ответчика. Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса. Раннее античное красноречие не оставило после себя письменных документов. Во время революции 7 – 6 вв. произносилось много речей, но значение их ограничивалось впечатлением, производимым на слушателей. Оратор оживленно жестикулировал, размахивая скипетром – символом власти. Красноречие рассматривалось как дар богов. В условиях демократического государства центрами красноречия становятся Афины и Сицилия. Появляются основные виды ораторской прозы: 1) политическое красноречие – речь перед демосом (Фемистокл, Перикл – вождь афинской демократии); 2) эпидейктическое - торжественное, парадное красноречие. 3) судебное красноречие. Итак, риторика появляется как практика, как мастерство и искусство красноречия, а затем уже становится теоретической дисциплиной. Риторика стала высшей ступенью античного образования, она наряду с философией занимала главенствующее положение в иерархии наук. Первыми, кто поднял риторику на такую высоту, были софисты (София – умение, опытность, ловкость). Говоря об их исторической роли, А. Лосев назвал их и наглецами, и мастерами словесной эквилибристики, и шарлатанами. Они создали систему риторического воспитания и образования граждан греческого полиса. И их популярность была необычайно велика. Греческий риторический идеала представлен двумя направлениями, двумя разновидностями: риторикой софистов и риторикой Сократа и Платона. |