риторика. Лекции. Лекции Определение риторики, предмет риторики. Античная риторика и античный риторический идеал
Скачать 138.37 Kb.
|
тезис обосновывается ложными суждениями, выдаваемыми за истинные; Для того чтобы коммуникация была успешной, необходимо выполнение некоторых условий. Что входит в понятие успешная коммуникация. Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия. Всегда ли возможно выполнение двух условий успешного общения – достижение цели и согласия. Нет, не всегда. Возможно достижение цели говорящим, но отсутствие согласия между участниками коммуникации, или наоборот, участники коммуникации пришли к согласию, но инициатор сообщения не достиг своей цели. Поэтому разделим эти условия и рассмотрим их отдельно Для гармонизации общения важно, чтобы собеседники отдавали себе отчет в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002. С. 112). Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой. Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения. 1. Важнейшими критериями являются: o критерий истинности, который определяется как верность действительности; o и критерий искренности, который определяется как верность себе. 2. Главными принципами коммуникативного кодекса являются: o принцип кооперации Г. Грайса; o принцип вежливости Дж. Лича. Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога". В принцип кооперации входят четыре максимы: o максима полноты информации; o максима качества информации; o максима релевантности; o максима манеры. Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты к этой максиме таковы: o твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; o твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации. Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами: o Не говори того, что ты считаешь ложным. o Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Максима релевантности предполагает фактически только один постулат: o Не отклоняйся от темы. Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне. Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой. Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы: o избегай непонятных выражений; o избегай неоднозначности; o будь краток; o будь организован. Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного. Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта. Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы: o максима такта; o максима великодушия; o максима одобрения; o максима скромности; o максима согласия; o максима симпатии. Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий. Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов. Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника. Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта. Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадение с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии. Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развертывания речевого акта. Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение. Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта. Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению. Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт. К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие: o признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения; o предоставление возможности высказать собственную точку зрения; o предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции; o понимание необходимости конструктивного диалога; o определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества; o умение слушать собеседника. Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключается процесс коммуникации с точки зрения риторики. 2. Каковы принципы гармонии речевого события? 3. Назовите главные принципы коммуникативного кодекса. 4. Перечислите максимы Грайса и Лича. 5. Назовите составные части речевого события. ЛИТЕРАТУРА Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2016. – 272 с. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 2015. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 448 с. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999, 482 с. Лекция 4. Основы мастерства публичного выступления План 1. Подготовка публичного выступления 2. Части речи 3. Структура речи 4. Средства речевой выразительности 1. Подготовка публичного выступления Обратимся к некоторым условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является выбор темы. Важно, чтобы тема была близка, интересна и лично значима для вас. Вторым условием является регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления. Эта работа очень кропотлива и незаметна. Вначале накапливаются так называемые «заготовки»: выписки из журнальных статей, книг, подбираются интересные цитаты, отбираются наиболее важные цифры, факты, систематизируют и собственные наброски, записи отдельных мыслей, наблюдений. Третьим условием является составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературе. Использование дополнительной справочной информации. Иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить принятую точку зрения и новую, ту, которой придерживаетесь вы. Четвертым условием успешной подготовки публичного выступления является осведомленность по самой новейшей литературе, после ним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетентность должны постоянно пополнять новыми сведениями. Пятое условие — упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой. В этом направлении предела нет. Предел задается тем уровнем речевой культуры оратор, который он достиг тем уровнем его творческого потенциала, который он имеет. После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. Как считают опытные ораторы, невидимый ни для кого труд — основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду. Установить цель выступления. Все речи по цели делятся: • на информационные; • убеждающие (агитационные); • воодушевляющие; • развлекательные. 2.2. Части речи Для успеха публичного выступления важную роль играет композиция. Рассмотрим, что представляет собой композиция, каковы особенности композиции речи. Слово композиция происходит от лат. compositio – составление, связывание. Русский писатель Константин Федин отмечал, что «композиция есть логика развития темы», тем самым подчеркивая взаимосвязь содержания произведения и ее формы. Являясь важным организующим элементом формы, композиция придает речи единство и цельность. В словесном искусстве композицию рассматривают как построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. В риторике композицию рассматривают как закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В соответствии с древнегреческой риторикой выделяют восемь частей речи: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Части речи – это крупные риторические средства раскрытия темы или функционально смысловые компоненты. Взаиморасположение и взаимодействие этих компонентов и образует композиционное единство публичного выступления. Представленная последовательность частей речи является классической, где каждая композиционная часть закреплена за определенной позицией в речи: начало, середина или конец. Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому. Платон Обращение – это функционально-смысловой компонент речи, который используется для приглашения аудитории вступить в коммуникацию. Поэтому перед оратором стоит задача - расположить к себе аудитории, установить со слушателями контакт. Прежде всего, необходимо обратится к аудитории: коллеги, господа и т.п. В обращении оратор представляет себя как человека определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывает свою осведомленность в нуждах, настроениях аудитории. Например, Горгий, начиная похвальное слово Елене, взывает к чувству справедливости слушателей, негативное отношение которых к Елене было известно, т.к. ее считали причиной многих бед греков. Лисий в надгробном слове в честь афинян, павшим при защите Коринфа, взывает к снисхождению слушателей: «Сограждане, окружающие эту могилу! Если бы я считал возможным изобразить словом величие духа мужей, здесь лежащих, то я не одобрил бы распоряжения властей, давших мне всего лишь несколько дней для приготовления речи в честь их. Но, так как весь мир во веки веков не сможет составить речи, достойной их подвигов, то, думается мне, по этой именно причине государство приказывает исполнить это поручение в такой короткий срок: государство заботится об ораторах, выступающих здесь, полагая, что при таком условии слушатели всего скорее окажут им снисхождение». Обращение к аудитории - это обращение к ее достоинствам, которое может быть выражено комплиментов, похвалой. Можно похвалить за то, что несмотря на мороз (позднее время, выходные дни и т.п.) собрались в этом зале; что заинтересовались темой, сделать комплимент настроению аудитории, ее доброжелательности: Вы обладаете тем уровнем компетенции, который позволит нам с вами легко разрешить данную задачу. Например, А. И. Солженицын, выступая в Государственной Думе 28 октября 1994 г., обращает внимание на исторические корни русского парламентаризма и на чувство ответственности, которое объединяет оратора и аудиторию: «Я рассматриваю вас сегодня как 5-ю Государственную Думу на продлении той же линии развития. Я сознаю свою ответственность выступать сегодня перед вами здесь, но еще большая ответственность лежит на вас перед народом, страдающим и ожидающим». (цит. по Культура русской речи. Учебник для вузов/ Под ред. Л. Граудиной, Е. Ширяева.-М.: Норма-Инфра • М, 1998) Называние или обозначение темы. Это должно соответствовать предмету речи и быть понятным аудитории. Описание – констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, понятие о характере, составе, свойствах, качествах объекта путем перечисления существенных его признаков. Как давать определения. Например, Старик Хаттабыч спрашивает: «Что означает слово «матч»? «Это самое интересное что есть на свете» - отвечает ему Волька. Рекомендации старых риторик. Схема расположения содержания в описании неживых предметов: 1- определение, 2 – целое – части, 3 – свойства внешние, 4 – место, 5 – свойства: функции, употребление, значение. Схема расположения содержания в описании живых предметов: 1 – определение, 2 – свойства внешние, 3 – действия (образ жизни), 4 – свойства внутренние (нрав, характер), 5 – польза. Мы видим, что при описании объекта, по возможности дается описание объекта (которое строится на основании топа «род–вид»), выделяются элементы, составляющие объект («Раздели его (предмет) на части, и сколько мыслей!» Н. Ф. Кошанский) (топ «целое–части), выделяются свойства объекта (топ «свойства»). Что является важным в творческом описании: 1. правильный выбор главной характерной черты, определяющий ценность предмета и делающий его интересным; 2. подбор точного сравнения, основанного на этой главной характерной черте; 3. выбор точки зрения – взгляд на предмет – «красота в глазах смотрящего». В рекламе часто используется описание предметов. Прежде, чем мы приступим к составлению реклама, необходимо иметь в виду следующие правила составления рекламы: 1. создание положительного образа: «я думала, что математика – сухая наука» - «математика – наука-волшебница», «в этой вакуумной посуде колбаса не испортится» – «в этой вакуумной посуде колбаса сохранит свежесть». 2. заинтриговать фактом, воспоминанием, историей, вызывающей острое желание купить предмет. 3. Ничего не просить и не навязывать. Не делайте оценок, пусть слушатель сделает их сам. Ошибочно: Посмотри, я хочу тебе предложить (Посмотри, какая интересная вещь); Эта замечательная вещь нужна в каждом доме (Эта вещь может пригодится в домашнем хозяйстве); 4. Вводить слушателя в диалог, делать его собеседником; 5. Подчеркнуть совместность действия: не посмотрите, а давайте посмотрим, не попытайтесь представить, а попытаемся представить. 6. Говорить о предмете так, как мог бы сказать о нем слушатель, т. е. исходить из его представлений. Проанализируйте начала рекламных презентаций, почему их можно считать ошибочными. Эта замечательная вещь нужна в каждом доме. Это изделие недорого, и вам его вполне можно приобрести. Я сегодня для того здесь, чтобы вы выбрали нужный товар. Я уже сделал выбор, и сейчас предлагаю сделать его вам. Если вам это интересно, я расскажу о нашем новом товаре. Я хочу предложить вам книгу о том, как стать здоровым человеком. Живописное описание. Н. Плаксин (19 в.) учил составлять живописное описание следующим образом: Местные и временные обстоятельства должны предшествовать всему; они, приготовляя нас, поставляют в верную возможность рассмотреть предмет ясно; и при постепенной отделке картины, бросают на нее свет и тени. Должно сначала открыть предмет вдруг, в целости, но без подробностей, или как бы очерк без выражения полного. Потом постепенно и в порядке показывать предмет яснее, как бы приближая читателя к оному, или как бы обрисовывая и отделяя главные части, все еще оставляя скрытыми подробности оных. Далее, избрав соответственный предмету и обстоятельствам порядок, т. е. по месту или по родам частей – изложить каждую часть отдельно, со всею полнотою, не преходя впрочем мелочными подробностями пределов занимательности. В заключении придается взаимное действие и влияние предмета с окружающими его; впечатление, производимое им. Повествование – это рассказ о событии во временной последовательности, динамический функционально-смысловой тип речи. Как рассказывать истории? На основе рекомендаций Кошанского и Ломоносова опишем повествовательную структуру: Начало повествования. Возможные варианты. а) Обращение к адресату: слушателю или читателю. б) Общая мысль рассказа: Земля наша богата, порядка в ней нет (А. К. Толстой) в) Общепринятая истина, высказанная в афористической форме: Тяжело порой быть русским человеком (Тэффи) г) Самый распространенный вариант начала: место, время, действующее лицо (где? когда? кто?) Середина: Ломоносов считает, что есть несколько способов изображения событий: можно следовать естественному ходу событий; можно начинать «не с начала деяния, а с некоторого чудного, знатного или нечаянного приключения, которое было в середине самого действия»; можно начинать с того, что «напереди было до этого яркого момента, описывается повествованием знатного лица, в самой истории представляемого, до того самого случая, с которого оно началось, а прочее, что следует, идет обыкновенным натуральным порядком» (Краткое руководство к красноречию). Кошанский рекомендует следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину. Конец повествования содержит развязку истории. После развязки может даваться «нравственная мысль» или выводы из повествования. Доказательство - один из основных способов речевого воздействия. Доказательство предполагает приведение доводов (аргументов) с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории). Argumentum (лат.) — довод по существу, основанный на логических доказательствах и фактах. Довод (аргумент) — одно или несколько связанных между собой утверждений и служит для поддержки тезиса аргументации. Доводы могут быть: • действенными, если оппонент вынужден согласиться без каких-либо уточнений; • "слабыми", т. е. против которых легко найти трудно опровергаемое возражение. Оратор, чтобы добиться своей цели, должен хорошо знать того, к кому обращен довод. При этом довод должен воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства. Аргументация обращена в первую очередь к разуму человека, его мышлению, а уже затем к чувствам, воле, подсознанию. Необходимое требование к аргументации — соблюдение требований логики. Логика — система законов и операций, гарантирующих правильность, определенность и доказательность человеческого мышления. Человек познает мир с помощью чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и чувственный опыт — источник и конечная опора знания. Ссылка на неоспоримые факты — один из наиболее результативных способов убеждения. Факт — действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Доказательство состоит: • из тезиса — утверждения, которое надо доказать; • основания, или аргументов, — это те утверждения, с помощью которых обосновывается тезис, демонстрации (формы, способа доказательства), т. е. логического рассуждения, совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Доказательство относится к научному способу убеждения, главные признаки которого — строгость и точность. Умозаключение — мыслительная операция, цепочка умозаключений, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений получается новое утверждение. Посылки — исходные утверждения. Доказательство уместно там, где действительно есть убедительные посылки, из которых можно вывести выдвинутый тезис. Посылки не должны быть искусственными, они должны быть ясными и внушающими доверие. Заключение (следствие) |
Части речи | Задачи | Функционально-смысловые компоненты |
ВСТУПЛЕ НИЕ Объем 1/8 речи | расположить к себе аудиторию, установить контакт со слушателями путем указания на общие взгляды сообщить вопросы, которые будут раскрыты в речи подчеркнуть, в чем важность темы для слушателей | ОБРАЩЕНИЕ КОМПЛИМЕНТ АУДИТОРИИ НАЗЫВАНИЕ ТЕМЫ: о чем будете говорить ЗАЦЕПЛЯЮЩИЕ КРЮЧКИ: что-нибудь из жизни, что-то неожиданное, парадокс, неожиданный вопрос |
ОСНОВ НАЯ ЧАСТЬ | * раскрыть тему сообщить информацию рассмотреть историю проблемы сформулировать главный тезис обосновать свою точку зрения убедить слушателей | 6 методов изложения материала: индуктивный дедуктивный по аналогии концентрический ступенчатый исторический |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | «Генеральный штурм» аудитории: закруглить речь, повторить самое главное, причем с усилением Никаких новых сведений! | ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛИМЕНТ |
2. Необходимо учитывать не только наличие частей, но и их соразмерность, взаимосвязь. В сложившейся современной практике публичных выступлений ораторы большое внимание уделяют основной части, а вступление и/или заключение либо не разработаны и придуманы «на ходу» или вообще отсутствуют в речи.
В современной лингвистике начало и конец любого художественного текста рассматривается как сильная позиция, которая является особенно эстетически выразительной и семантически значимой. При составлении текста публичного выступления это необходимо учитывать. Психологи установили, что лучше запоминается начало и конец выступления, т.е. срабатывает «закон края».