Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самопроверки

  • Лекция 2. Риторический идеал Древней Руси и история развития риторики на Руси

  • 1. Особенности древнерусской риторики

  • Во-первых

  • 2. Этапы развития риторики на Руси

  • Функция партии заключается в следующем

  • Задача партии

  • Константные характеристики

  • Лекция 3. Процесс коммуникации с точки зрения риторики

  • 2. Речевое событие – единица коммуникации

  • Речевое поведение складывается из

  • 3. Принципы гармонии речевого события

  • 1. Установка на отправителя

  • 2. Установка на адресата

  • 3. Установка на систему языка

  • 4. Установка на сообщение

  • 5. Установка на действительность

  • Ситуация Одежда

  • риторика. Лекции. Лекции Определение риторики, предмет риторики. Античная риторика и античный риторический идеал


    Скачать 138.37 Kb.
    НазваниеЛекции Определение риторики, предмет риторики. Античная риторика и античный риторический идеал
    Анкорриторика
    Дата09.10.2022
    Размер138.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции.docx
    ТипЛекции
    #723060
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Риторика софистов была:

    1) «манипулирующая», монологическая: показателем высшего риторического мастерства было умение манипулировать аудиторией.

    2) агональная. Именно софистами была создана эристика – искусство спора.

    3) это была риторика относительности. Софисты считали, что важна не истинность, а убедительность речи, истины нет, а есть только то, что удалось доказать. А для этого хороши были любые приемы: и насмешка, и фальсификация, и демагогия, лесть, блеф, и подмена тезиса. Сократ и Платон риторике софистов противопоставили подлинное красноречие, основанное на знании истины, поэтому доступное только философу. Они осуждали софистов за стремление к успеху, за готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно, за плату, которую они брали за свои уроки («продажа мудрости равнозначна продаже красоты») Риторический идеал Сократа и Платона состоял в следующем:

    1) диалогическая риторика: собеседники являются активными субъектами, они беседуют

    2) гармонизирующий диалог: цель разговора не борьба, не победа, а достижение согласия, речь должна быть гармонична, в которой все части соразмерны.

    3) истинность, поиск смысла. Основным инструментом нахождения истины является ирония. Ирония Сократа – это прием, когда Сократ вначале прикидывается незнающим, чтобы уличить своего собеседника в незнании.

    Б) Римская риторика.

    Чтобы понять римский риторический идеал, нужно вспомнить, что представляла из себя римская цивилизация. Это культура прагматизма и напора. Душа римлян – юридическая, основанная не на добродетели (делании добра), а на праведности (избежании греха).

    Характерные черты римского красноречия:

    1) направленность речи на решение конкретных задач;

    2) в основе политических речей инвектива - развенчание личности противника есть развенчание его идей. Катон: В школе ты воровал у мальчишек кошельки. Гай Гракх: Твое детство было бесчестием твоей юности, юность – посрамлением старости.

    3) грубоватый юмор, привлекавший внимание толпы: Катон Тяжело говорить с желудком, у которого нет ушей.

    4) афористичность: Частные воры влачат жизнь в колодах и узах, общественные – в золоте и пурпуре. Катон.

    Риторика стала актуальна в Риме как теория красноречия и как популярное изъяснение основ рабовладельческого общества. Риторика проходит несколько этапов – от изгнания риторики до расцвета.

    В пер. пол. 2 века до н.э. философия и риторика представлялись опасными новшествами, в связи с чем в 161 г. до н.э. философы и преподаватели риторики были изгнаны из Рима;

    - В 1 в. до н.э. риторическое обучение стало необходимой составной частью аристократического образования. Оно проходило на греческих образцах, лишь затем приступали к упражнениям в составлении речей полатыни. Такая двуязычность делала риторику доступной сравнительно узкому кругу. В противовес этой аристократической традиции «народная» партия выдвинула «латинских реторов», основывавших свое обучение исключительно на латинских образцах. Памятником движения «латинских реторов» является так называемая «Реторика к Гереннию» - трактат неизвестного автора из партии популяров, составленный в 89 г. Это первое подробное изложение эллинистическо-римской риторической системы, дошедшее до нас.

    В связи с обострением социальной борьбы повышается роль народного собрания, судебно-политическое значение ораторской речи. В римском красноречии огромное значение приобрели политические и судебные речи. Развивающийся спрос на риторическое обучение привел к тому, что римское красноречие стало перестраиваться на греческий лад. Цицерон в трактате «Брут» назвал консула 137 г. до н.э. Эмилия Лепида Порцину первым римским оратором , у которого уже заметны «блеск греков, периодическая речь и художественный стиль».

    Крупнейшими ораторами 2 в.до н.э. признавались братья Гракхи, в особенности младший – Гай Гракх. В темпераментной патетике Гракхов наблюдается ориентация на «азианский» стиль с его короткими ритмизованными фразами. Гая Гракха обычно даже сопровождал флейтист, который подавал ему тон во время речи. Взволнованному стилю соответствовала бурная жестикуляция. До манерности, свойственной греческим ораторам, римляне не доходили, их красноречие оставалось реальным воздействие на массы.

    Временем Цицерона называют время расцвета римской прозы - 81 – 43гг. до н.э. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, классиком ораторской речи, его деятельность стала основополагающей для всего развития латинской прозы. Цицерон считал основой ораторского искусства – глубокое знание предмета. Он ставил перед оратором три задачи: доказать свои положения, доставить наслаждение слушателю, воздействовать на его волю. Каждой из этих задач соответствует один из основных трех стилей: спокойный «тонкий» стиль пригоден для убеждения; «средний», созданный софистами, отличается наибольшим изяществом; «величавый» стиль увлекает и волнует слушателя. Дело ораторского такта – пользоваться по мере надобности всеми тремя стилями, но самое ценное качество – владение высоким стилем.

    Схема риторического процесса по Цицерону: найти что сказать; расположить по порядку; придать ему словесную форму; все это запомнить; произнести.

    В трактатах «Брут» и «Оратор» Цицерон выступает против аттикистов. Если Цицерон требовал от оратора умения владеть разными стилями и приспосабливаться к аудитории и к условиям момента, то аттикисты признавали только простой безыскусный стиль, точное выражение мыслей как словесное воплощение личности оратора.

    Искусственному позированию Цицерона они противопоставляли позу строгой и беспощадной прямоты. Красноречие Цицерона с их точки зрения представлялось напыщенным и ходульным, расплывчатым в силу частых повторений одной и той же мысли, «изнеженным» в использовании таких чувственных эффектов, как ораторский ритм. Цицерон же находил аттикистический стиль «сухим и бескровным» и ссылался на Демосфена – величайшего представителя аттического красноречия, который был мастером взволнованной речи.

    Лозунгом аттикистов было сжатое и концентрированное красноречие, избегавшее пышных риторических фигур, они видели свой образец в произведениях Лисия и Фукидида, представителей ранней аттической прозы. Против этого направлен постулат Цицерона – требование «обилия»: всестороннее и исчерпывающее развертывание мысли. Сопоставляя Демосфена и Цицерона Квинтилиан, римский ритор 1 в н.э., указывал, что у первого «ничего нельзя сократить», ко второму « нельзя ничего прибавить».

    К аттикистам принадлежали многие молодые деятели сенатской партии, в том числе Марк Брут. Стилистические установки, близкие к аттикизму находим в трудах Цезаря и Саллюстия. Аттикистическое красноречие не имело успеха на римском форуме и вскоре было забыто.

    1 век н.э. стал временем господства риторическо-декламационного стиля. Длинные речи Цицерона, его философские рассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялыми и скучными. Принципы нового направления – страстность, стремительность, порывность. Для этого была благодатная почва в Риме с его жаждой блеска, стремлением к гордой позе, погоней за чувственно-яркими впечатлениями. Декламационный стиль развертывается в коротких точеных фразах с неожиданными ходами мысли (так называемые сентенции), в нагнетении метафор, приятных на слух.

    Знаменосцем борьбы против нового стиля стал Марк Фабий Квинтилиан (30 – 96 гг н.э.) – влиятельнейший преподаватель риторики. Он выступил с лозунгом возвращения к цицероновкому стилю, к стройным периодам, вместо коротких фраз, к более естественному красноречию вместо патетически-театральной позы. Эта позиция получила официальное поощрение. Когда при Веспасиане была впервые учреждена в Риме публичная школа греческого и римского красноречия, с оплатой преподавателям за счет государства, то кафедра латинской риторики была поручена Квинтилиану. До нас дошло его произведение в 12 книга – «Обучение оратора» (или Риторические наставления) – результат долголетней преподавательской деятельности. Т.о. на раннем этапе развития риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук».

    Вопросы для самопроверки: 1.Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в V— VI вв. до н.э.? 2.В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства? 3.Что нового внесли Сократ и его последователи в развитие содержания риторики? 4.Какова риторическая концепция Цицерона? 5.Какие риторические идеи Цицерона получили развитие у Квинтилиана?

    Список литературы

    Аннушкин В.И. Зачем нужна риторика?// Русская речь. – 1988. - №5. - С.81 –86

    Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. – М., 2016.

    Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. –М.,1991.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика, 2017.

    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М., 2001.

    Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 2015.

    Лекция 2. Риторический идеал Древней Руси и история развития риторики на Руси

    План лекции

    1. Особенности древнерусской риторики

    2. Этапы развития риторики на Руси

    3. Советская риторика

    1. Особенности древнерусской риторики

    Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении социальнокоммуникативных форм общения.

    На формирование русских риторических традиций оказали влияние два фактора. Во-первых, опыт античной и западноевропейской риторической традиции, которая развивается в средние века во Франции, Германии, Италии, и через Польшу и Украину приходит в Россию. Во-вторых, огромное влияние оказывала литература. Для литературы Древней Руси, по мнению Д. С. Лихачева, характерны были особые связи литературы и искусства, науки, различных видов деловой письменности. И развитие риторики, формирование русских ритор. традиций происходит прежде всего в литературе. Тем более, что в литературе того времени существовала особая система жанров. Границы литературы, по утверждению Лихачева, не очерчены, хотя в определенных жанрах литературность и выражена достаточно сильно. Основное отличие одного жанра от др. – в употреблении, в их обрядовой, юридической и других функциях. Используются, например, такие жанры, как беседа, воспоминания, двоесловие, диалог, заветы, исповедь, история, обличение, описание, ответ, позорище, покаяние, послание, похвала, прение, речи, речь, слово, спор, чтение, творение, толкование.

    Можно отметить некую риторичность названия данных жанров. Жанры возникали не только как разновидности литературного творчества, но и как определенные явления древнерусского жизненного уклада, обихода, быта, их существование определялось применением в практической жизни.

    Т.о. на основе литературных произведений, пословиц, поговорок можно сформулировать риторический идеал. Он включал следующие требования к речевому поведению:

    - осторожное обращение со словом: слово должно соответствовать делу – дело должно быть сопровождаемо скромными словами. «И если кто словом не согрешает, то свершен есть»;

    - в слове проявляется человек: Фотий – «Слово подобно зерцалу, как тем образ телесный и личный является, тако же и беседою душевный образ выражается».

    - правильный выбор собеседника - беседуй только с достойным: «Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить». В «Пчеле»: «Когда беседуешь с другим, посмотри, лучше тебя собеседник, или хуже, или равен тебе. Если увидишь, что лучше – покорись ему, если же хуже – его покори, если же равен тебе – то будь с ним в согласье». - определяет поведение в беседе - выслушай собеседника;

    - будь кротким в беседе: «Глаза держать книзу, а душу ввысь» (из «Поучения Владимира Мономаха»);

    - доброе слово всегда желанно и благотворно, но противопоставлено лести и лжи;

    - осуждается как большой грех: словесная брань, хула, наветы, клевета, громкая и крикливая речь, несдержанность и многословие.

    Т.о. риторический идеал регламентировал в большей степени поведение человека в быту, важной составляющей этикета для древнерусского человека было его речевое поведение.

    Древнерусские писатели усваивали риторические правила не по учебникам красноречия, а по готовым образцам. Такими образцами были Священное Писание, творение отцов церкви, памятники кирилломефодиевской традиции. В 11 – 16 вв. для называния искусства речи использовали слова – витийство и витий. А в древнерусском языке существовало два значения слова риторика: 1) искусство хорошо говорить и писать; 2) знание, мудрость (внешняя). Поэтому ритор – это и оратор, и писатель, и знаток, и мудрец.

    2. Этапы развития риторики на Руси

    История развития на Руси риторики как науки включает несколько этапов:

    1) начальный этап – доломоносовский (до 17 века включительно);

    2) ломоносовский и послемоносовский период (середина и последняя треть18 века);

    3) конец 18 – 19 в.

    4) начало ХХ в.

    5) вторая пол. ХХ в

    1 период. Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудные. В Др. Руси занятия риторикой были сосредоточены в монастырях. В. П. Вомперский в книге «Риторики в России 17 -18 вв» говорит о формировании четырех локальных ареалах:

    1. северо-восточная и центральная область России (Вологда, Ростов Великий, позднее Москва). В границах этого ареала была написана считающаяся самой ранней риторикой - «Риторика», приписываемая Макарию (1617 - 1619 гг). (Известно 34 списка этой риторики)

    2. северо-западная область (Новгород и монастыри, расположенные вокруг него): была создана «Риторика» М. И. Усачева в 1699 г.

    3. сформировался позднее, к началу 18 века, был создан старообрядцами в Выгорецком обществе. Основатели общины назвались «отцы наши риторы». Риторика для них являлась важным инструментом научения проповеди.

    4. юго-запад России (Киев, Чернигов). Риторические сочинения этого ареала относятся к 30-м гг. 17 в. и написаны в основном на латинском или польском языках. Это такие сочинения как: Слуцкий «Компендиум по риторике» (1629 - 1631 гг.), руководство по гомилетике «Наука короткая альбо способ зложеня казаня» ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского (1659).

    В последней трети 17 - нач. 18 в. появляются работы Белобоцкого, Николая Спафария, Лаврентия Крщоновича, Стефана Яворского.

    В 1685 г. братья греки Лихуды открыли в России высшее учебное заведение, в котором с 1689 г. уже преподавали риторику. Риторика Софрония Лихуды была переведена на русский язык Козьмою Афоноверским в 1698 г. Подлинной вершиной считают сочинения Феофана Прокоповича (1705, 1706гг.) Сочинение было задумано как руководство к созданию проповедей, но со существу представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Прокопович расширил круг традиционных жанров - «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт.

    Утверждение риторики как учения, воздействующего на общественноречевую практику, всегда связано определенной идеологией. Можно сказать и об обратном: всякая идеология предполагает определенную риторику в смысле выбора идей и способов их выражения. Чем более идеология хочет утвердить себя, тем более выразительным и новаторским становится стиль, приемы воздействия на аудиторию. Это же касается и всякой критики официальной идеологии, выражаемой в новом риторическом стиле. В 17 в. выразителем оппозиционных идей, хулителем риторики стал протопоп Аввакум. Его риторика просторечия противопоставлена красноречию (он впервые употребляет это слово). Его постулаты:

    - простота и естественность стиля в противовес ложному официальному украшательству;

    - сердечное следование Богу, а не «внешней мудрости»: «Не учен диалектики и риторики, и философии, но разум Христов в себе имам, яко же и апостол глаголет: аще и невежда словом, но не разумом».

    2 период. Ломоносовский и послеломоносовский период - особый этап в развитии риторики. Ломоносов - создатель первой риторики на русском языке. Им было создано две риторики: краткая (1743 г.) и пространная (1748 г.), которая наз. «Краткое руководство к красноречию». Обе риторики представляют собой первые русские и общедоступные руководства по красноречию. «Пространная» риторика выдержала 9 изданий (последнее в 1810 г.) Нужно отметить, что сочинение Ломоносова не является оригинальным, оно составлено на основе античных и европейских риторик. Само определение риторики традиционно: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять к своему об оной мнению» Однако ценным является то, что достижения риторики были переработаны в соответствии с национально-историческими традициями. Ориентация на строй национального языка пронизывает всю книгу.

    В Риторике выделены три основных традиционных раздела: изобретение, украшение, расположение. Но в рамках традиционных схем Ломоносов изложил много новаторских идей:

    - О взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка,

    - О классификации стилей,

    - Об установлении закономерностей употребления язык, единиц,

    - О проблеме мастерства оратора

    Для приобретения красноречия Ломоносов выделял пять средств:

    1. природный дар, 2. наука, 3. подражание авторам, 4. упражнения в сочинении, 5. знание других наук.

    В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому. Но тем не менее можно выделить следующие теоретические руководства по риторике:

    1. Амвросий Серебрянников «Краткое руководство к оратории Российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося» (1778) – самое значительное сочинение после Ломоносова – нацелено на речевую практику того времени;

    2. Игумен Касторий «Надежный способ достичь совершенства в красноречии» (1780) – предлагал обучаться через «живое слово». Считал, что необходимо 3 средства для обучения: внимание, чтение, писание.

    3. учебник Мочульского «логика и риторика для дворян» (1789) – перевод сочинения Исократа «Политические речи». 4. Г. А. Глинка «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесныя науки» (1797)

    3 период. В конце 18 - 19 вв. наблюдаем два противоположных процесса в развитии риторики. С одной стороны, расцвет русской риторики, что проявляется в создании русской риторической школы, расцвете ораторское искусство в юриспруденции (сложилась плеяда русских юристов), в академической науке. С другой стороны, проявляется начало критического отношения к риторике.

    Наиболее значительные риторики конца 18. - начала 19 вв. были созданы такими академиками, как М.М. Сперанский, А. С. Никольский, И. С. Рижский.

    Риторика Сперанского была написана в 1792 г., опубликована лишь в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия», была посвящена искусству церковной проповеди. Особенностью риторики Сперанского являяется то, что автор большое внимание уделяет эмоциональной стороне речи: «Красноречие есть дар потрясать душу, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Автора интересовала стилистика индивидуальной речи, представления о которой он изложил в теории слога.

    Иной была риторика Никольского. Ее отличает «грамматикализованность», внимание к жанрово-ситуативным формам речи, характеристики прозаической, ораторской, поэтической речи. Автор составляет классификацию слога в зависимости от жанровых разновидностей речи: разговорной, письменной, учебной, философской, исторической баснословной, романической, ораторской, театральной

    Выдающейся для своего времени признается риторика Рижского «Опыт риторики» (1796). Особое место занимали вопросы чистоты, правильности русской речи, что было связано с центральной проблемой эпохи - культурой русской речи. В учебнике были параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о благозвучии речи.

    В начале 19 в. под влиянием реформы Карамзина, которая была ориентирована на изменение русского литературного языка, в связи с проникновением в русскую культуру европейских идей. Эта реформа, вводившая «новый слог» в обращение, была ориентирована на сближение с европейской традицией, что способствовало становлению новой стилистической традиции литературного языка. Это не могло не отразиться на риторике. На этот период приходится 16 риторик, в том числе Н. Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, К. Зеленецкого и др.

    Структура риторических сочинений в то время претерпела определенные изменения. В учебной риторике выделялось два направления: общая и частная риторика.

    Общая обобщала законы изобретения, расположения, выражения (например, в «Общей риторике» Кошанского это явилось названием разделов); частная - разрабатывала принципы строения по жанрам красноречия. Например, «Частная риторика» Кошанского давала рекомендации по пяти видам красноречия: письма, разговоры, повествование, ораторство, ученость. Пик расцвета риторики пришелся на первую половину 19 в., риторика играла главенствующую роль как теория языка.

    Но этот период стал и рубежом, который положил начало критического отношения к риторике. Критическое отношение к риторике связано с именем В. Г. Белинского. Нужно отметить, что уже в конце 18 в. в Европе угасает интерес к риторике. В России усиливаются недовольства по поводу преподавания риторикой и прежде всего в среде гимназистов.

    Белинский обвинял риторику в том, что она насаждает в обществе ложь и лицемерие: «Из живого здорового полнотою чувств ребенка делается рефлектер, резонер, умник и чем лучше говорит он о чувствах, тем беднее чувствами, - чем умнее он на словах, тем пустее он внутренне..», результат всего этого тот, что в мальчишке не остается ничего истинного, что он весь ложен, что…он не живет, а рассуждает». Оппонент Белинского писал: «Это учение (антириторика Белинского) вероятно, скорее и ревностнее всех примут ученики гимназий. Жаль, если они будут следовать ему поступивши в студенты! Беда – если они будут держаться его, сделавшись преподавателями!».

    Однако риторика развивается практически, прежде всего, в речах русских судебных ораторов происходит становление и формирование русского судебного красноречия, достигшего значительных вершин во втор. пол 19 века. О теории русского судебного красноречия писали А. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич (Пороховщиков) Наиболее значителен труд Пороховщикова "Искусство речи на суде" (1910)

    4 этап. Конец 19 - начало 20 века охватывает сложный период. На фоне общего спада интереса к риторике появляются отдельные работы, такие как «Очерки по истории красноречия» А. Г. Тимофеева (1899), «Принципы красноречия и проповедничества» И. П. Триодина (1915). Этот период связан с деятельность Института Живого Слова (1918 - 1924гг.) В «Записках Института Живого Слова» (1919) были опубликованы детально разработанные программы Н.А. Энгельгардта «Программа курса лекций по теории красноречия (риторика)», Ф. Ф. Зелинского «Психологические основания античной риторики» и А. Ф. Кони «Живое слово и приемы обращения с ним в разных областях». В 20-е годы . XX в. риторику исключают из школьной и вузовской программы.

    5 этап, становление современной русской риторики - вторая половина XX в. В 70 -- 90 гг. в отечественной учебной и научной литературе появляется слово риторика и идеи новой риторики в таких дисциплинах как лингвистика гекста, семиотика, психолингвистика. Возрождение риторики связано с работами таких ученых, как С. Аверинцев, Ю. Лотман, Ю. Рождественский В. Вомперский и др.

    В современной риторике от прежних риторических учений сохранилось два направления научного поиска:

    1) организация язык, материала, ориентированная на современные проблемы аргументации. Это направление представлено трудами X. Перельмана, X. Грайса, Ю. Коппершмидта и др.;

    2) развитие орнаментального раздела риторики (искусства украшения речи) близкого к проблемам стилистики и поэтики. Таковы работы Р. Якобсона, Т Тодорова, Ж. Дюбуа и др.

    Идеологическое послабление, появившееся после 1985 г., было воспринято учеными и впервые после длительного перерыва стали выходить в свет отечественные риторики. Это книги: М. А. Герман «Основы риторики» Киев, 1988; Юнина Е. А., Сагач Г. М. Общая риторика (Современная интерпретация) - Пермь, 1992; Стернин И. А. Практическая риторика - Воронеж, 1993; Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры - М., 1994; Аннушкин В. И. Риторика. Учебное пособие - Пермь, 1994; Кохтев Н. Н. Риторика - М, 1995; Михальская А.К. Основы риторики-М., 1996.

    3. Советская риторика

    Ритором на Древней Руси называли оратора, знатока, писателя, мудреца, а по иному, деятеля речи. Ритор - это языковая личность, проявляющаяся в прозе (в практической речи), поэтому речевая деятельность ритора должна быть действенной. А.А. Волков говорит об этом так: «Ритором называют человека, создающего влиятельные публичные высказывания. ...

    Влиятельными являются высказывания, которые организуют, объединяют и обучают общество. Публичными называются высказывания, предназначенные любому лицу, способному их оценить и использовать» [Волков 1996: 7]. Ник Морган утверждает, что «единственная причина публичного выступления – это стремление изменить мир».

    В применении к советскому обществу ритор - это речевой представитель власти, речедеятель, ориентирующийся на властные речевые нормативы.

    Система советской публичной речевой деятельности складывалась из взаимодействия двух элементов - партии и масс.

    Взаимодействие партии и масс и определяет характер советского ритора. Рассмотрим это взаимодействие, принципы и формы которого сформулированы в ленинской книге «Что делать?». По В.И. Ленину, результатом взаимодействия пролетариата и революционеров должна явиться партия. Этим подчеркивалось единство их интересов. В действительности этот процесс проходил несколько иначе: для взаимодействия с массами революционеры под руководством Ленина создают партию, которая начинает вести активную работу в массах, т.е. агитацию и пропаганду. Результат этой работы стало привнесение в массы классового сознания: пролетариат осознает себя авангардом масс, понимает свою исключительную историческую роль, свою силу, способность привести к господству рабочего класса в обществе. Самостоятельно пролетариат, по Ленину, прийти к этому не может, так как способен вырабатывать лишь тредюнионистское сознание, ограничивающееся экономической борьбой.

    Функция партии заключается в следующем: Во-первых, она «дает язык», с помощью которого пролетариат осознает себя как класс, т.е. партия включает пролетариат в социальную коммуникацию. Во-вторых, партия осознает себя репрезентантом (т.е. представителем) пролетариата, поэтому простое ораторское воздействие переходит в массовоинформационное, которое проявляется в газетной деятельности («Искра»).

    Задача партии заключается в воспитании профессиональных агитаторов из рабочих.

    Коммуникативную систему советского общества можно представить как иерархическую систему.

    ВОЖДЬ

    Высшее руководство ЦК

    Партработники

    Партийные массы

    Рабочий класс

    МАССЫ

    Советская этически совершенная речь 20-30 гг. должна была отвечать двум условиям:

    1) пройти обсуждение, получить одобрение большинства, т.е. пройти политическую цензуру;

    2) речь приобретает статус документа.

    В результате преобразовательной деятельности партии формируется представление о верной речи. Речь как носитель семантической информации монополизируется государством, чтобы стать двигателем во всех областях общественной жизни. Возникает новый критерий оценки содержания речи: а) речь, направленная на общее благо и прогресс; б) речь, не направленная на это, содержащая разные виды добросовестных заблуждений, неверные сведения, намеренный обман и дезинформацию.

    Верная речь должна отвечать следующим требованиям:

    1. должна быть направлена на знание законов науки,

    2. должна быть действенна, т.е. своевременно доведена до широкой аудитории, мобилизующая ее на конкретные действия.

    Условия, обеспечивающие появление такой речи:

    1. подготовленная аудитория. Вот почему стало необходимым развитие образования от ликвидации безграмотности до совершенствования всех форм обучения. Идеалом становятся люди, которые учатся всю жизнь, совмещая учебу с работой.

    2. Развитие демократических форм жизни: участие людей в коллективном вынесении решений.

    3. Разделение речи по сферам общения, при этом единство содержания обеспечивала идеология, не было никакого разномыслия. Интенсификация производства, активизация общественной жизни, как полагали РСДРП, КПР, ВКП(б) во многом зависели от единства в устроении семантической информации советского общества, что и является тоталитаризмом.

    Т.о. советский ритор – это профессионал, формировавшийся из революционеров, пропагандист, который является выразителем классового сознания.

    30-е годы ХХ века в России стали временем запрета риторики и исключением ее из школьного и вузовского образования. Это стало следствием двух причин:

    1) Продолжение общекультурных традиций и филологических тенденций 19 века критического отношения к риторике. Кризис риторики как способа речевой жизни в обществе – явление общеевропейского масштаба, но нигде этот кризис не выразился столь концентрированно, как в России.

    2) В ораторской деятельности видели опасность. Это было связано с переосмыслением принципа демократического централизма, что привело к изменению этоса речи.

    Особая странность советской риторики заключалась в том, что она обладала высокой значимостью и в то же время не поощрялась в обществе, а запрещалась.

    Ораторское искусство было представлено в большей степени пропагандистскими речами. Пропагандой были охвачены все стороны жизни: политические кампании, движения (например, стахановское движение), научные кампании, товарищеские суды, литература. Результат любой деятельности оценивался, прежде всего, с точки зрения Агитпропа (агитационно-пропагандистской деятельности).

    Константные характеристики советского ритора:

    партийность , коммунистическая убежденность, правдивость, искренность, народность

    оптимизм, революционная страстность, боевитость, простота, скромность

    Партийность – обязательное качество советского ритора. Принцип был сформирован в статье «Партийная организация и партийная литература»: «В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных!».

    Без партийности оратор становится врагом

    коммунистическая убежденность – оппортунизмом, ревизионизмом

    правдивость - объективизмом

    искренность – болтовней, самокопанием

    народность - стихийностью

    оптимизм - фразерством

    революционная страстность – левизной, истерией

    боевитость - агрессивностью

    простота, скромность – лицемерием

    Партийность, считает Андрей Петрович Романенко, был семантическим разграничителем «свой-чужой». Эти качества были сформированы и представлены в речи Сталина «О Ленине» (1924). Здесь даны особенности Ленина как человека и деятеля: боевитость, скромность, сила логики, оптимистичность (вера в свои силы, в победу), принципиальность (= партийность), вера в массы (=народность), гениальность.

    В советской речевой культуре можно выделить две культурные модели.

    Модель 1 представлена ленинской гвардией Ритор 1

    Модель 2 представлена сталинской гвардией. Ритор 2

    Р1 – это профессионал, революционер, опирающийся на традиции русских революционеров, интеллигент по происхождению.

    Р2 – это номенклатурщик, человек массы. Грубость была присуща Сталину и Р2. Например, Троцкий писал о Сталине: «Грубость – это именно то впечатление, которое складывается у среднего человека, когда он слушает речь Сталина».

    Вопросы для самопроверки 1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития риторики на Руси.

    2. Кто из русских юристов относится к плеяде русских юристов 19 века. Расскажите об одном из них. 3. Как изменился предмет риторики (риторика Ломоносова, Кошанского, Никольского Сперанского). 4. В чем особенность академического красноречия 19 века.

    Литература

    Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. т.1. СПб.: Пушкинский фонд, 2015. 272 с. (гл. Судебная республика. – о русских юристах)

    Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2013. 397 с.

    Вомперский В.П. Риторика в России 17 – 18 вв. М., 1988. 180 с.

    Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 2017.

    Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 200317. 212 с. Гл.2. – 3.

    Набоков В.Д. Из-под маски актера // Слово. №7. 1990.

    Оболенский В.А. Моя жизнь. Мои современники. М., 1988

    Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия : (риторика для юристов) : [учеб. пособие]; М.; Норма, ИНФРА-М; 2011

    Лекция 3. Процесс коммуникации с точки зрения риторики

    План:

    1. Загадки трех «К».

    2. Речевого события – единица коммуникации.

    3. Принципы гармонии речевого события.

    1. Загадки трех «К».

    1) Для того чтобы процесс коммуникации осуществился, необходимо, чтобы возникла некая общность между О и П.

    1) КОД. Минимальной общность явл. язык, при помощи которого формируется сообщение. Необходимо знать и понимать язык, но не достаточно. Нужен еще культурный код. Пример, текст японца Бывает так, что люди владеют одним языком, а общения не возникает. Для этого необходимы дополнительные условия.

    2) КОНТАКТ - другое, не менее важное условие, т.е. взаимодействие, связь, согласованность, взаимопонимание. По другому это можно назвать потребностью в общении или, по М. Бахтину, коммуникативная заинтересованность. Коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вне зависимости от соц. статуса и ролей. На заинтересованность не влияет: глубина знакомства, степень соц. зависимости, эмоциональный фон (благожелательный, нейтральный и т.п.). При заинтересованности имеет место согласие, солидарность. Иногда люди, говорящие на разных языках, понимают друг друга при помощи жестов, т.к. их связывает желание общаться Например, в к/ф «Зимняя вишня» герой, не зная французского языка, общается с французским шофером.

    3) КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, т.е. способность к общению, общительность. Тест «Коммуникабельность»

    1) У вас очень велика потребность общения с другими людьми: да – 3, иногда – 2; никогда – 0.

    2) Часто ли вы остаетесь в одиночестве? Да – 0, нет – 3, иногда – 2.

    3) Иногда вам не хочется подходить к телефону: да – 1, нет – 2.

    4) Вы считаете, что нужно избегать лишних волнений: всегда – 0, иногда – 1, никогда – 3.

    5) Вы любите улаживать чужие дела: очень – 4, иногда – 3, считаю, что это не вежливо – 2, никогда – 1.

    6) Вы входите в комнату с незнакомыми людьми, например, на вечеринке, где встречаете только одного – двух приятелей. Вы говорите только с приятелями – 0, стараетесь обратить на себя внимание других – 2, знакомитесь сразу со всеми – 4.

    7) Я получаю большое удовольствие, рассказывая новости: да – 2, иногда – 1, нет – 0.

    8) У вас часто спрашивают дорогу или время на улице? Да – 4, достаточно часто – 3, редко - 2, никогда – 0.

    9) Если в магазине продавец не заметил вашего вопроса, вы – продолжаете говорить, только громче – 2, прекращаете попытки – 1, другое – 0.

    10)Вы сильно устаете, если почти целый день общаетесь с другими людьми: да – 1; сильно, но можно выдержать – 3.

    11)Вы можете своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя они вам не нравятся: да - 3, иногда - 2, нет - 0. 1

    2)Вам нравится приглашать гостей и ходить в гости: очень – 4, нормально отношусь к этому – 3, не очень – 2, совсем не нравится – 0.

    1. От40 до 32. Люди очень общительные, активные. Легко соглашаются на рискованные развлечения и предприятия. Не всегда объективно оценивают друзей, не всегда разборчивы в средствах достижения цели, к которой, правда, идут упорно, до конца. Часто они впечатлительны и немного эгоистичны.

    2. От 31 до 22. Общительные люди, с ними особенно приятно проводить время. Обаятельны, но знают «свою цель», себе на уме. Иногда они бывают ворчливы, но их легко переключить на жизнерадостное настроение. Они эмоционально, дружески настроены ко всем. Они не стремятся к лидерству в отличие от людей первой группы.

    3. От 21 до 12. Люди более спокойные. Иногда испытывают некоторые трудности в общении, которые легко исправимы их собственными силами – нужно преодолеть некоторую скованность в напряженных ситуациях. В неблагоприятных условиях замыкаются в себе, становятся настороженными и подозрительными. Не склонны к соперничеству, привязаны к друзьям.

    4. От 11 до 3. Люди, которые несколько отвлечены от реальности, поэтому им не все удается в общении. Нужно больше уверенности в себе, сознания своей ценности и уникальности. Это люди ранимые, склонные драматизировать обстановку. Могут впадать в депрессию. Большинство из них ценят тонкий юмор и имеют утонченные вкусы.

    4) но иногда для осуществления коммуникации этих условий недостаточно. Приведем в качестве примера отрывок из рассказа Тэффи «Семейный аккорд» В столовой, около весело потрескивающего камина, сидит вся семья. Отец, медленно ворочая языком, рассказывает свои неприятные дела.

    -А он мне говорит: «Если вы, Иван Матвеевич, берете отпуск теперь, то что же вы будете делать в марте месяце? Что, говорит, вы будете делать тогда, если вы берете отпуск теперь?» Это он мне говорит, что, значит, почему я…..

    -Я дала задаток за пальто, - отвечает ему жена, шлепая пасьянс, - и они должны сегодня пальто прислать. Не поспеть же мне завтра по магазинам болтаться, когда я утром на вокзал поеду. Это надо понимать. Это каждый дурак поймет. Вот выйдет пасьянс, значит, сейчас поеду.

    - И если я теперь не поеду, - продолжает отец, то, имея в виду март месяц….

    Дочка моет чайные ложки и говорит, поворачивая голову к буфету:

    - С одной черной шляпой вся зиму! Покорно благодарю. Я знаю, вы скажете, что еще прошлогодняя есть. В вас никогда не было справедливости…

    - Десятка, пятерка, валет…. Не может быть, чтоб они, зная, что я уезжаю, и, опять – таки, получивши задаток…

    - А Зиночка вчера, как нарочно, говорит мне: «А где же твоя шляпка, Сашенька, что с зеленым пером? Ведь ты, говорит, хотела с зеленым купить?». А я молчу в ответ, хлопая глазами. У Зиночки – то у самой десятки шляп.

    Так и сказал: «Если вы, Иван Матвеевич, надумали взять отпуск именно теперь, то что именно будете вы…» Можно ли говорить о коммуникации в данном полилоге. Коммуникация существует только формально, т.к. есть участники разговора, есть сообщение, которое они оформляют при помощи языковых средств, но сообщение не доходит до получателя, или по-другому, получатель сообщения отсутствует, т.к. каждый говорит о своем и не воспринимает сообщение другого.

    Т.е. необходима общая тема разговора, общность интересов. Поэтому для того, чтобы осуществить коммуникацию с незнакомым человеком определяют общие интересы, поэтому возможно начать с разговора о погоде, о последнем событии, произошедшем в вашей стране, в мире.

    2. Речевое событие – единица коммуникации

    Основной единицей речевого общения (или коммуникации) является речевое событие. Это понятие включает в себя речевое поведение и речевую ситуацию. Рассмотрим каждое из этих составляющих. Речевое поведение складывается из:

    1) Собственно слов и их звучание (громкость, темп, тембр, интонация). Это составляет вербальное и акустическое поведение человека, которое можно исследовать при помощи аудимагнитофона. В терминах современной лингвистики и риторики это поведение называется дискурсом (в переводе с латинского рассказывать, излагать). Живая речь, произносимая в процессе речевого события.

    2) body language (языка человеческого тела): жестово – мимическое поведение - взгляд, мимика, жесты, поза; пространственное поведение – то, как партнеры используют пространство.

    Т.о. живая речь + BL = речевое поведение. Посмотрим как меняется дискурс. Попробуйте произнести одно и ту же фразу, вложив в нее разный смысл: Уж он-то придет! Нужна ты ему! Буду я ее читать! Много ты знаешь!

    Мы видим, что при изменении смысла фразы меняется интонация, с которой вы ее произносите.

    Кроме того, изменяется жестово – мимическое поведение. Мы передает информацию не только при помощи слов, но и при помощи системы жестов, использования пространства, т.е. того, что входит в компетенцию так У речевая роль У Ч Ч А А С отношения С Т Т Н Н И цели, мотивы И К К 1 2 называемых визуальных знаковых систем – body language (языка человеческого тела). Нужно сказать, что естественный язык является знаковой системой осознанного, т.е. в речи вы осознанно используете то или иное слово с определенной интонацией. А BL – это система неосознанного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Бессознательное может противоречить сознательному, поэтому знаковая система BL противоречит часто реальной речи. Человек на словесном уровне, в дискурсе пытается доказать одно, а его жестово-мимическое поведение этому противоречит.

    Что мы вкладываем в понятие речевая ситуация. Условия, обстоятельства, при которых происходит общение, участники общения называют речевой ситуацией.

    Схему речевой ситуации можно представить следующим образом

    У

    У_____________________речевая роль_______________________

    Ч

    Ч_______________________________________________________

    А

    А

    С_____________________отношения________________________

    С

    Т

    Т

    Н

    Цели и мотивы Целью в риторике принято считать тот результат, который говорящий, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Цель говорящего – это та мотивация , которая лежит в основе его речи. Коммуникативная цель говорящего может быть различной: убедить в чемлибо, сообщить, заставить совершить поступок, передать свои эмоции, настроения.

    В роли мотивов выступают потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Американский психолог Абрахам Маслоу предложил иерархическую теорию потребностей. Принцип иерархии заключается в том, что потребности каждого уровня становятся актуальными лишь после того, когда удовлетворены запросы предыдущего уровня. К первичным потребностям относятся 1) физиологические (потребность в пище, тепле) и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные или потребности в безопасности, уверенности в завтрашний день. Ко вторичным потребностям относятся 3) социальные, т.е. потребности в любви, дружбе, принадлежности к коллективу, 4) престижные – потребность в признании, оценке, уважении, престиже, 5) духовные – стремление к самореализации, выражение творческой активности. Кроме того, Маслоу выделяет когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические потребности. В коммуникации участник имеет дело со всеми уровнями потребностей.

    Отношения Отношения между участниками коммуникации определяют их речевое поведение. Будут это дружеские или враждебные отношения, все это накладывает отпечаток на формирование речи.

    Речевая роль Т.е. та социальная роль, которую играют участники в данной ситуации, в социуме накладывают отпечаток на речевое поведение участника коммуникации

    Я

    Родитель - сын, дочь

    Я Начальник - подчиненный

    Покупатель – продавец

    Учитель – учащийся

    3. Принципы гармонии речевого события

    Если ты попал в определенную ситуацию, действуй речью в соответствии с законами этой ситуации. Подчинившись ситуации на какое – то время, ты можешь овладеть ею и изменить ее, если она тебе не нравится… Игорь Валентинович Пешков

    Для гармоничного осуществления процесса коммуникации важна система соответствий. Эта система складывается из составляющих речевого события, которые в той или иной степени соответствуют друг другу. Интересный пример несоответствия сообщения и действий людей, воспринимающих данное сообщение, приведен в книге Е.Н. Зарецкой.

    Два кинематографиста из Швейцарии впервые в 1990 г. Приехали в Москву для переговоров с одним отечественным режиссером. Они приехали на киностудию «Мосфильм», над воротами которой висела надпись «Въезд запрещен», но все въезжали. Направо от ворот была другая надпись «Стоянка категорически запрещена», но под ней стояло множество машин. На парадной двери висела табличка «Не курить», а под ней курили люди. На двери кабинета режиссера были указаны часы приемы, но самого хозяина не оказалось. Решив пообедать, гости отправились в ресторан «Пекин». Прочитав меню, они через переводчика узнали, что половина блюд отсутствует. Швейцарцы решили, что они в Зазеркалье.

    Отношения между участниками общения, их речевая роль, цели каждого из них, а также обстоятельства, в которых происходит общение – все это определяет речевое поведение. При этом нужно учитывать, что система соответствий проявляется в ряде коммуникативных установок, которые связаны с 6 функциями языка (см.п.1)

    1. установка на отправителя, т.е. в речи проявляется личность О, его эмоциональное состояние

    2. установка на адресата, т.е. речь будет зависеть от личности А

    3. установка на систему языка, при помощи которого передается сообщение

    4. установка на сообщение, т. е. на ту форму, в которой передано сообщение;

    5. установка на действительность, т.е. на событие, вызвавшее сообщение 6. установка на контакт, т.е. на само осуществление общения.

    1. Установка на отправителя. «Говори, чтобы я мог узнать тебя», – сказал Сократ «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», - сказал Аристотель. Аристотель В «Риторике» отмечает, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту.

    2. Установка на адресата. Для этого мы формируем социальный портрет адресата. Он заключается в ответе на следующие вопросы.

    Социальный портрет слушателя

    1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории, социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель, учитель, товарищ, родитель, администратор);

    2) размер аудитории;

    3) возраст;

    4) круг особых интересов и набор «запретных» тем; личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание, вкус);

    5) почему и зачем люди собрались;

    6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата

    7) что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление «чувства единства», сплоченности коллектива?

    8) как будут использоваться полученные от вас сведения, когда, каким образом? Основное правило речевого поведения говорящего – это иерархизация содержания сообщаемого, которая должна основываться на осведомленности слушающего в том или ином вопросе.

    3. Установка на систему языка, при помощи которого передается сообщение Это предполагает свободное владение языковыми средствами на всех уровнях языка. Например, в повести Грековой «Кафедра»приводится диалог профессора Николай Николаевич (Энэн) с его домработницей Дарьей Степановной:

    -Все с книжками да с книжками, вот прозевали. (о передаче «Человек и закон»). Про шпану шестнадцать тридцать. Жене восемь лет, наточил ножик – раз! Ее в реанимацию, три часа, умерла.

    - Восемь лет жене? – с ужасом спрашивал Энэн.

    - Все вы понимаете, слушать не хотите. Не жене, а ему восемь лет. Мало. Я бы больше дала.(Грекова И. Кафедра)

    Или в быту объявления: Делаем только срочные переломы, Вход через травму (в больнице)

    4. Установка на сообщение, т.е. на саму форму сообщения. Например, в рассказе В. Шукшина «Чудик» определяющим становится форма сообщения – телеграмма:

    В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму , предложила:

    -Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

    - Почему? – спросил Чудик. - ей всегда так пишу в письмах. Это моя жена!.. Вы, наверное, подумали..

    - в письмах, можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.

    Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка»

    Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка».

    Стало: «долетели», «Василий».

    5. Установка на действительность, т.е. на событие, вызвавшее сообщение. Одежда должна подчеркивать не только ваш вкус, знание современных модных тенденций, но и должна соответствовать ситуации. Если вы пришли сдавать зачет, значит вы должны показать знаками BL серьезность ситуации и то, как вы к этому готовы, и вашу интеллектуальную глубину. Поэтому одежда не должна противоречить ситуации, а наоборот ей соответствовать и ее подчеркивать.

    Сопоставьте несколько ситуаций и внешний вид участников коммуникации.

    Ситуация

    Одежда

    Зачет – официальное мероприятие, направленное на проверку знаний студентов.

    Дружеская вечеринка – мероприятие, целью которого является развлечение.

    Деловые переговоры – официальное мероприятие, целью

    которого является, с одной стороны, заключение договора с противоположной стороной, а с другой стороны, показать лицо фирмы.

    Мини-юбка, оголенные части тела, декольте
    Траурная одежда, деловой костюм
    Представители фирмы одеты в джинсы,

    цветные рубашки или футболки с надписями любимого футбольного клуба.

    6. Установка на контакт, т.е. на само осуществление общения Прежде, чем вступить в контакт, задайте себе ряд вопросов:

    - Нужно ли это мне?

    - Нужно ли это адресату?

    - Какие позитивные моменты я намерен отразить в сообщении?

    - Какую пользу адресат может извлечь из общения со мной (моральную, материальную и пр.). А, может быть, я принесу ему одни огорчения? В таком случае, зачем это затевать?

    - В какой форме лучше обратиться?

    - С чего начать разговор, чтобы он тут же не закончился?

    - В какое время, в какой ситуации лучше начать общение с человеком, не отвлечет ли это его от выполнения каких-либо дел?

    1   2   3   4


    написать администратору сайта