Лекции по дисциплине Категории
Скачать 278 Kb.
|
4.2. Формы суждений как основа выделения категорийКант на основе традиционной логики выделяет четыре группы суждений. 1. Деление суждений по количеству: общие, частные, единичные. 2. Деление суждений по качеству: утвердительные, отрицательные, бесконечные (утвердительные суждения с отрицательным предикатом). Только простые высказывания делятся утвердительные и отрицательные. 3. Деление суждений по отношению: категорические, условные (гипотетические – другое название), разделительные. Исключены другие сложные высказывания, например конъюнктивные. 4. Деление суждений по модальности: проблематические (возможно, что S есть /не есть/ P), ассерторические (S есть/не есть/ P), аподиктические (необходимо, что S есть P). Заметим по поводу суждений группы 3, что условные и разделительные суждения – это сложные суждения, т.е. суждения в которых используется связки импликации и дизъюнкции. Тогда как категорические суждения утверждается или отрицается наличие у предмета некоторого атрибута, т. е. в них не используется логическая связка, и в этом смысле они не являются простыми суждениями. 4.3. КатегорииКант указал такую таблицу категорий. 1. Количество (единство, множество, цельность) 2. Качество (реальность, отрицание, ограничение). 3. Отношение (субстанция, причинность, общение/взаимодействие между действующими и страдающими/). 4. Модальности (возможность, существование, необходимость). Остается непонятным переход от суждений к категориям (чистым понятиям рассудка). 4.4. Анализ категорий Канта.«Количество», «качество», «отношение» и Канта и Аристотеля совершенно различны. Количество по объему субъекта суждения (все, некоторые, этот предмет, обозначенный именем собственным). Качество это не «красный», «курносый», как у Аристотеля, а что-то другое. Логические связки скорее не выражают отношений, например, импликация с большими натяжками выражает отношение причинности. Г. Райл: «Однако кантовские категории не совпадают с его формами суждения» С.331. В. А. Лекторский: «Мышление предполагает использование категорий. Важно подчеркнуть, что это не просто наиболее общие понятия (как их нередко истолковывали представители эмпиризма), а способы самого конструирования самого опыта. Это хорошо показал уже Кант. Согласно Канту, категории выражают формы суждений (?), т.е. разные способы осуществления главной деятельности М. – синтез чувственного многообразия, разные и необходимые способы построения опыта…представляет интерес исследования категорий у Г. Райла. …понимает их как разные типы высказываний, которые определяют разные возможности М.».1 4.5. Категории ГегеляНаконец обсудим категории Гегеля, который, как известно, является объективным идеалистом. Сам Гегель называл свою философию «абсолютным идеализмом». Исходное понятие его философской системы есть «абсолютная идея». Абсолютная идея есть разум, мышление, и есть первоначало, субстанция всего существующего (природы, общества). Переворачивание зависимости между вещами и свойствами отмечалось уже Марксом: предикаты (свойства) вещей, выражающие общие свойства вещей, становятся субъектами, субстанциями, а вещи есть продукты предикатов. Гегель не мог объяснить, как происходит соединение в материальном мире единичной вещи и ее родовых свойств. Категории Науки логики есть частные характеристики абсолютной идеи. Для понимания раскрытия содержания гегелевских категорий надо учитывать триадическую форму анализа содержания категорий. Первоначальное целое. Разделение целого на противоположные стороны. Синтез противоположных сторон. (тезис-антитезис- синтез). Чисто логические категории (из Науки логики): - бытие (качество, количество, мера); - сущность (основание, явление, действительность), но действительность (субстанция, причина, взаимодействие); - понятие (субъективность /субъективное понятие/, объект, абсолютная идея). Литература. Гегель. Предварительные понятия §19-83//Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М. 1974. Книгин А. Н. Учение о категориях. Томск. 2002 г. Левин Г. Д. Категории//Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. 2009. С.352-353 Райл Г. Категории. //Г. Райл. Понятие сознания. М. 2000. С. 323 – 338. Кант. Прологомены… (любое издательство). |