Лекции по дисциплине Категории
Скачать 278 Kb.
|
1.3. Анализ аристотелевских категорийУже Порфирий, по мнению некоторых исследователей1 смешивал «роды бытия» с «родами сказываемого». Иногда переводится как «роды сказуемого». Пять родов сказываемого (сказуемого), предикабилии – род, вид, видовое отличие, собственный признак, случайный признак – это не классификация сказуемых. Это список терминов, которые употребляются для операций деления и определения. Первые (род, вид) это имена классов, остальные – имена признаков. Аристотель в Топике (Кн. 1. Гл. 4-6) выделяет 4 признака в соответствии сказуемого к подлежащему: род, определение, собственный и случайный (привходящий) признак. Аристотель перечислил классы определительности (предикабилии). Под определительностью имеется в виду пригодность или непригодность для определения данного подлежащего. То есть определительным является не только собственно определение (дефиниция), но и род и собственное, если допускается взаимозаменимость подлежащего и сказуемого. Классы определительности выделяются двумя признаками и их отрицаниями.
Боэций отмечал о категориях Аристотеля: «Так как эти десять родов – наивысшие, и нет такого рода, который, который можно было бы поставить над ними, то всякая вещь непременно должна найти свое место в одном из видов этих десяти родов. Между этими родами распределены все возможные различия»1. То есть Боэций утверждал, что категории разбивают все многообразие вещей по десяти родам исчерпывающе и без пересечений. Действительно ли это так? Категории места и времени скорее подвиды категории положения «лежит», например, «Сократ лежит» не вообще, а где и когда. Но остается неясным: всякое ли философское понятие является категорией или только те философские понятия, которые каким–то образом функционируют во всех сферах познания, включая обыденное. Так, в «Метафизике» имеется много философских понятий, которые не являются категориями. То, что обладает случайным признаком можно отнести к возможному, но является ли «возможность» категорией. Кроме этого, например, в русском языке есть вопрос «почему?». «Почему вы опоздали»? Ответ есть результат умозаключения в виде энтиметмы. Т. е. с современной точки зрения не все вопросы были использованы Аристотелем, возможно в древнегреческом языке таких вопросов не было. Есть весьма правдоподобное мнение, высказанное Г. Райлом. «Метод Аристотеля, если его вообще можно назвать методом, по-видимому, состоял в том, что составлялся обычный перечень вопросов повседневной речи, а затем наиболее важные типы назывались именами, производными от вопросительных слов. …нет никаких оснований полагать, что запас греческих вопросительных слов – самый экономный из всех возможных или самый богатый из всех…Как бы то ни было, подход Аристотеля не столь уж примитивен, как это могло бы показаться. В конце концов любая пропозициональная функция – это всего лишь закамуфлированный «вопрос»2. Любые два предиката (два произвольных сказываний), в зависимости от того, отвечают ли они на один и тот же вопрос или нет, соответственно относятся к одной или различным категориям. Например, «Какой Сократ»? Тогда предикаты в высказываниях «Он лыс», «Он курнос» относятся к одной и той же категории. Но в высказывании «Сократ сидит» предикат «быть сидящим» требует другого вопроса: «в каком находится положении Сократ»? Литература. Аристотель. Категории// Соч.в 4-х т. Т.2. М.: Мысль. 1978. Аристотель. Топики. Кн.1. Гл.4-6. // Соч.в 4-х т. Т.2. М.: Мысль. 1978. Левин Г. Д. Категории//Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. 2009. С.352-353 Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Минск. 2002 С.102-116. Райл Г. Категории. //Г. Райл. Понятие сознания. М. 2000. С. 323 – 338. Секундант С. Г. Категории// Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. 2009. С.353-355 |