Главная страница

Лекции по дисциплине Категории


Скачать 278 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине Категории
Дата01.12.2019
Размер278 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Kategorii_Lektsii.doc
ТипЛекции
#98030
страница6 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

3.3. Причинная зависимость. Причинность


Исключающая индукция представляет собой методы установления причинных зависимостей. Они на основании некоторых эмпирических данных между двумя массовыми событиями А и В (явлениями) устанавливает отношения причинной (каузальной) зависимости. Существования события А, называемое причиной, обуславливает событие В, называемое действием (следствием) этой причины. Удар по столу костяшками пальцев есть причина звука, которые слышим.

Причинные зависимости обуславливаются разнообразными силами: механическими, химическими, электромагнитные и др. воздействиями. Воздействие некоторого фактора А на объект а может изменить свойства этого объекта или превратить его в другой объект или ряд объектов.

Схема порождения следствия причиной имеет вид: А – а – В

Воздействующие факторы передают объекту вещество или энергию. Воздействующие факторы являются действующими причинами.

Свойства причинной зависимости:

1. Действующая причина активна за счет передачи вещества и энергии. Эти причинная зависимость отличается от других видов обусловленности (детерминации). День следует за ночью, но это не значит, что причиной дня является ночь. Передача вещества и энергии не может превышать скорость света. Поэтому действующая причина предшествует во времени следствию (действию), хотя величина предшествования во времени может быть сколь угодно малой величиной. Но трудности исследования причинной зависимости вызывают не случаи почти одновременного появления причины и действия (следствия), а случаи большего во времени разрыва между причиной и действием, так как на объект могли подействовать и другие факторы, среди которых и может скрываться подлинная причина некоторого фиксированного следствия.

2. Порождение действия (следствия) действующей причиной опосредовано объектом, и осуществляется за счет внутреннего устройства (механизма) объекта. Иногда внутреннее устройство объекта известно, иногда нет (черный ящик).

Почему ружье выстрелило? Для этого должна произойти некоторая последовательность событий: после нажатие на спусковой крючок боевая пружина распрямилась, боевая пружина приводит в действие курок, боевой курок воздействовал на боек, который ударил по капсюлю, капсюль поджег порох, давление пороховых газов вытолкнуло пулю из ствола. Нажатие на спусковой крючок вовсе не ближайшая причина, а является причиной отдаленной.

Каждое событие, входящее в эту последовательность (от самой отдаленной до ближайшей причины некоторого следствия) называется цепью причинения. Хотя можно и так рассматривать: самая отдаленная причина – ближайшее следствие, которое в свою очередь является причиной для другого следствия и так далее.

3. Наличие внутренней структуры объекта а может препятствовать или способствовать появлению действия (следствия) при воздействии факторов А. Например, испорченная тормозная колодка в поезде стала причиной крушения поезда. Сточенный боек или мокрый порох могут помешать выстрелу ружья. Исправная цепь причинения является условием срабатывания действующей причины и называется формальной причиной.

4. Имеются случаи, когда наступления следствия происходит только при совместном действии нескольких причин. Например, автомобильная катастрофа может произойти в результате совпадения нескольких обстоятельств: превышения скорости, скользкая дорога, неправильно отцентрированный груз, плохая реакция водителя из-за усталости водителя и др. В этом случае вряд ли можно выделить основную причину автомобильной катастрофы: каждое обстоятельство в какой-то мере внесло свой вклад в трагическое событие.

5. Различают динамическую и статистическую причинную связь. Первая при наличии формальных условий и появления причины с необходимостью ведет к следствию. Вторая причинная связь (зависимость) ведет к следствию с некоторой долей вероятности.

Рассмотрим понятие причинности.

Д. Юм впервые указал на три свойства (условия) отношения между причиной и действием:

1). «Пространственно временная смежность» (непрерывность – по Суппесу П.1);

2). Следование во времени действия после причины, или причина во времени предшествует действию;

3). «Постоянное соединение причины и действия» (причина постоянно соединяется со своим следствием (действием).

Д. Юм: «На столе лежит бильярдный шар, а другой шар движется к нему с известной скоростью. Они ударяются друг о друга, и шар, прежде был в покое, теперь приобретает движение. ..Очевидно, что перед, как было передано движение, два шара соприкоснулись друг с другом и что между ударом и движением не было никакого промежутка времени. Пространственно временная смежность является …необходимым условием действия всех причин. … движение, которое было причиной, первично по отношению к движению, которое было следствием. Первичность во времени…второе необходимое условие действия каждой причины... Возьмем какие-либо другие шары, находившиеся в подобной ситуации, и мы всегда найдем, что толчок одного вызывает движение в другом. …имеет место третье условие…постоянное соединение причины и действия. Каждый объект, подобный причине, всегда производит объект, подобный действию»2

Рассматривают несколько понятий причины, обычно три1. Рассмотрю только два.

  1. Х  У =df всякий раз ( Х  У)

Всякий раз, т.е. в любой пространственно - временной точке, в которой осуществилось событие Х, то осуществится и событие У. Х рассматривают как достаточное условие.

  1. Х  У =df всякий раз ( Х  У).

Это понимание причины как необходимого условия для наступления следствия. Х рассматривают как необходимое условие.

К этому добавим и вероятностный анализ причинности Юма, предпринятый Патриком Суппесом. Он модифицирует третье юмовское условие отношения между причиной и действием: «некое событие считается причиной другого, если появление первого с высокой вероятностью сопровождается появлением второго и не существует третьего события, которое мы могли бы использовать для объяснения вероятностного соотношения между первым и вторым событиями»2.

Юм явно также провел различие между фактуальным, эмпирическим понятиями причинности - причина и следствие (действие) - и логическим (концептуальным) понятием причинности –основание и следствие («вывод от причины к действию»).

Юм: «…на чем основывается наш вывод, когда мы умозаключаем из наличия одного, что существует или будет или будет существовать другое. Предположим, я вижу шар, двигающийся по прямой линии по направлению к другому; я немедленно заключаю, что они столкнуться и что второй шар придет в движение. Это вывод от причины к действию. И такова природа всех наших рассуждений в житейской практике»3.

Юм вводит гипотетического Адама, который обладает полной силой разума человека, но не имеет опыта наблюдения сталкивающихся шаров или сходных ситуаций.

«Тогда он никогда не будет в состоянии вывести движения второго шара из движения и толчка первого. Выводить следствие заставляет нас не какая – либо вещь, которую разум усматривает в причине. Такой вывод, будь он возможен, был бы равносилен дедуктивному доказательству, ибо он всецело основан на сравнении идей. Но вывод от причины к действию не равносилен доказательству. …всякий раз, когда имеет место дедуктивное доказательство, противоположное невозможно и влечет за собой противоречие … Следовательно, для Адама…необходимо было бы иметь опыт.. . Он должен на нескольких примерах наблюдать, что, когда один шар сталкивается с другим, второй всегда приобретает движение»1.

«…все рассуждения относительно причины и действия основаны на опыте и что все рассуждения из опыта основаны на предположении, что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок. … Очевидно, что Адам со всем своим знанием никогда не был бы в состоянии доказать, что в природе постоянно должен сохраняться один и тот же порядок и что будущее должно соответствовать прошлому.2

« Но наш прошлый опыт не может ничего доказать относительно будущего … Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка. Когда я вижу шар, движущийся по направлению…привычка немедленно влечет мой ум к обычно имеющему место действию и предвосхищает то, что я затем увижу…нет аргуменгта…, что действие будет соответствовать прошлому опыту… Силы, которые действуют на тела, совершенно неизвестны. Мы воспринимаем только свойства тех сил, которые доступны ощущениям. …руководителем в жизни является не разум, а привычка »3
Литература.

1. Аристотель. Физика. Кн. 2. Гл.1-5.//Соч.: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 87-90.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум… Часть 6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы//Соч.: В 2 т. М., 1989. Т.1. С. 285-296.

3. Эйнштейн А. и Инфельд Л. Эволюция физики. Глава 4. Кванты. М. 1966.

4. Гурина Мишель. Философия. Учебное пособие. Гл. 9. Философия природы и философия духа. М. 1998. С. 315- 350.

5. Купер Л. Физика для всех. Т. 1. Классическая физика. М. 1973. С. 211-271.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта