Лекции по дисциплине Категории
Скачать 278 Kb.
|
Лекции по дисциплине «Категории» СодержаниеСодержание 2 1. Аристотелевское учение о категориях 3 1.1. Общие представления о категориях 3 1.2. «Категории» Аристотеля 3 1.3. Анализ аристотелевских категорий 5 2. Действительность, реальность, объективность, природа 8 2.1 Действительность 8 2.2. Реальность 10 2.3. Объективное 11 2.4. Природа 11 3. Детерминизм и причинность 14 3.1. Разрушения и критика четырех причин Аристотеля 14 3.2. Трудности детерминизма 16 3.3. Причинная зависимость. Причинность 19 4. Категории Канта, Гегеля 25 4.1. Аналитические, синтетические, априорные, апостериорные суждения 25 4.2. Формы суждений как основа выделения категорий 27 4.3. Категории 28 4.4. Анализ категорий Канта. 28 4.5. Категории Гегеля 29 5. Концепции единичного и общего 31 5.1. Традиционная концепция единичного и общего 31 5.2. Марксистская концепция конкретно (подлинно) всеобщего 35 5.3. Обобщение. Абстракции 38 6. Теория 41 6.1. Понятие теории 41 6.2. Типы научных теорий 43 6.3. Понятие закона 43 6.4. Объяснение и понимание 45 1. Аристотелевское учение о категориях1.1. Общие представления о категорияхДадим типичные определений термина категории. «Категории (от греческого kategoria – высказывание, свидетельство, признак) - первоначально основные понятия философии, отражающие высшие роды сущего и являющиеся универсальными формами мышления. Начиная с Аристотеля и вплоть до конца 19 в. в роли философских категорий выступали лишь онтологические понятия. Затем в их число стали включать и понятия гносеологии, а позднее К. стали называть и основные понятия конкретных наук»1. «Категории в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности в познании… Категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей …форме»2. Рассмотрим вкратце эти определения. Что значит «отражающие высшие роды сущего и являющиеся универсальными формами мышления»? «высшие роды сущего»?, а что такое формы мышления? и т.д. Кроме этого надо помнить, что категории это универсалии, а это значит, что номиналисты, реалисты, концептуалисты по-разному будут понимать вопрос о том, что обозначают категории. Например, категория материя по-разному трактуется диалектическими материалистами и Беркли. 1.2. «Категории» АристотеляРабота состоит из 15 небольших глав. 1. Глава 1 разграничивает предметы по именам: А) Одноименное – предметы у которых общее имя. Имя человек может обозначать и человека и изображение человека. Б) Соименное – «живое существо», например, это и бык и человек: у них общее родовое понятие. С) Отыменное – «называет предметы, которые получают наименования…, отличаясь…окончанием слова. «грамматики» - «грамматик»; «мужество» - «мужественный» 2. Глава 2. Разграничение между «сказанным о предмете» и «находящемся в предмете». Одно говорится в связи (т.е. высказывающая речь «человек бежит»), другое без связи: «человек» – «бежит», «бык». Одно говорится о «каком-нибудь подлежащем» (не грамматическое подлежащее, а то о чем говорится, но не находится в подлежащем, например, «Сократ есть человек» - человек это не какая-то часть Сократа. Другое находится в подлежащем: «Сократ умеет читать» – умение читать находится в душе человек. Имеются и другие случаи. 3. Глава 3. Род как сказуемое. Видовые отличие. Например, «Человек – есть живое существо, живущее на суше, двуногое…». 4. Глава 4. Только здесь перечисляются категории. «Из сказанного без какой -либо связи каждое (? Что это каждое) означает или сущность, или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то» (двойное, половинное, большее), или «где», или «когда», или «находится в каком-то положении» (лежит, сидит), или «обладать» (обут, вооружен), или «действовать» (режет, жжет), или «претерпевать» (режут, жгут). Аристотель выделяет 10 категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Что собственно классифицируется категориями – слова или вещи. Обращу внимание на другой перевод этого фрагмента «К.» Аристотеля: «Каждое из слов, взятое отдельно, вне связи с другим, обозначает или сущность…»1. 5. Глава 5. Сущность: первая и вторая. Первая сущность не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем… В «Софистических опровержениях» указано, что К. создавались для борьбы с софистами. В логических произведениях Аристотель, т.е. в произведениях включенных в «Органон» характеризовал категории как «роды сказываемого», «способы сказывания». Но в «Метафизике» характеризовал их как «первые различия и противоположности сущего», в «Физике» как «категории сущего» или в других произведениях как «роды бытия». Метафизика: «…о чем говорится в разных видах категории сущего…». С.177. «…о сущем и не сущем говорится, во–первых, в соответствии с видами категорий, как о сущем и не сущем в возможности или действительности применительно к этим категориям и к тому, что им противоположно» С.249-250. Например, потенциально белое, актуально белое. |