Главная страница

Лекции по дисциплине Категории


Скачать 278 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине Категории
Дата01.12.2019
Размер278 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Kategorii_Lektsii.doc
ТипЛекции
#98030
страница4 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

2.3. Объективное


Под объективным понимается различной природы вещи, свойства, отношения в мире, которые существует независимо от воли и желаний человека.

Это физические вещи и события, существующие в пространстве и времени. Это все социальные порядки. Это тело человека.

Историко-философски О. противопоставляется субъективному.

2.4. Природа


Природа. (грече. Фюсис, лат. Natura). В истории философии этому термину придавались различные смыслы.2

По традиции считалось, что философы Фалес, Анаксимандр и другие говорили о природе, т.е. о началах всех вещей. Гераклит, считается, затронул впервые философский аспект термина фюсис, когда отметил «фюсис любит прятаться», т.е. глубинная, внутренняя суть вещей скрывается от органов чувств, поверхностного взгляда.

С 5-го века до н. э. появились противопоставления «П. – обычай, закон», «П. – искусство», «П. – воспитание, обучение», которые изучались в основном софистами. Софист Архелай полагал, что справедливое и несправедливое существует не по П., а по установлению людей. Антифонт противопоставлял необходимость П. произволу человеческих установлений (соглашений). Не следовать П. человеку гибельно, тогда как нарушения законов, основанных на соглашениях, договоре людей наказуемо в том случае, если это нарушение будет нарушено. У разных государств различные законы, что свидетельствует о их рукотворности, искусственности. Софисты также обсуждали тему о том, даны ли имена вещам в соответствии с внутренней природой вещей или же имена даются по договоренности. Софисты, будучи учителями, также обсуждали соотношения задатков человека с обучением.

Платон в ранних диалогах соприкасался с тематикой софистов. Так, диалог «Менон» начинался с вопроса: «Достается ли добродетель человеку от природы, или ее можно научится и достичь ее путем упражнения?». Позже Платон, в виду его учении об идеях, считал, что оппозиции «П. – Закон», «П. – воспитание» и др. кажущийся, а на самом деле речь идет о разных сторонах одного и того же понятия. Так Закон будет естественным должен сообразовываться с тем, что справедливо и хорошо. А имя вещи должно согласовываться с П. вещи. В «Софисте» Платон отказывается от П. как неразумной причине возникновения вещей: неодушевленное произведено разумным демиургом, точно также как и триера, стул, стол человеком.

Аристотель связывает понимание П. с трактовкой бытия как начала. Быть началом чего-то значит быть причиной его. Бытие как начало он связывает с движением. Аристотель выделяет в понятии П. два аспекта:

1) форму, понимаемую как цель, как то, что само по себе неподвижно, можем быть началом движения (по противоречию и по категориям – возникновения, становления, перемещения, рост и др.);

2) материю как возможность осуществления. Он также противопоставлял П. мастерству и искусству. Естественно сущее имеет в самом себе начало движения и покоя, предметах мастерства и искусства (искусственных предметах) начало имеется вне них самих.

В эллинистической философии понятие П. приобретает этический оттенок. Стоики проповедовали идеал добродетельной жизни как «жизни в соответствии с П.». Под П. они понимали и устройство космоса и разумную П. человека. У поздних стоиков (Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека) П. персонифицировалась и приобретала черты религиозного почитания.

Для патристики важен был спор о человеческой П.(ипостаси) и Божественной.

Новое Время рассматривало П. как объект познания и практического освоения.

Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают», т.е. человек добивается господства над П. через ее познание через опыт.

Декарт: «…пользуюсь этим словом (П.) для обозначения самой материи». Основной атрибут материи – протяженность (может иметь фигуру, положение, движение).

Открытые Ньютоном законы динамики предполагали, что в основе П. лежат силы притяжения между телами.

В Новое время П. также имеет оппозиции.

Дж. Локк в теории «естественного права» П. выступает оппозицией обществу. У Руссо П. как естественная норма противопоставляется культуре, т.е. некоторому искусственному порядку, установленному людьми.

Шеллинг противопоставляет П. искусству. В ХХ в. встает вопрос о последствиях воздействия человеческой деятельности на П. П. рассматривается как среда обитания человека и объект познания. П. это не только Земля, но вся вселенная.


3. Детерминизм и причинность

3.1. Разрушения и критика четырех причин Аристотеля


Детерминизм (лат. 'determino' – определяю) – философское учение о причинной обусловленности всех явлений природных, общественных и психических явлений. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.

Первое систематическое учение о причинности было дано Аристотелем: материальная причина, формальная причина, действующая причина, целевая причина (почему, ради чего: почему (ради чего) он гуляет? Чтобы быть здоровым)1.

Не надо при этом путать цель как конец процесса, в котором производится вещь, с концом вещи.

Производящая деятельность имеет не одну, а двойную цель.

«Цель двояка, поскольку в одном смысле – это есть намеченный к созданию результат (… например, здоровье, как желаемый результат для врача), а в другом смысле – это то, в чем результат мыслится и в чем возникает, например здоровый человек; в этом втором смысле мы сами являемся целью» (Симплиц(к)ий, комментарии к Физике Аристотеля).

В производстве человеком вещей ясно просматривается двойственность цели. Деятельность столяра имеет две цели – например, кровать и человека (потребность человека); искусство врача имеет одновременно и здоровье и человека.

В природном порождении цель тоже двояка, например, иметь сына и наследника (продолжение рода).

Двояко понимается и формальная (идеальная) причина. Аристотель противопоставляет природу искусству: в природе «…вещи возникают либо через искусство, либо естественным путем, либо стечением обстоятельств, либо самопроизвольно. Искусство же есть начало, находящееся в другом, природа – начало в самой вещи (ведь человек рождает человека), а остальные причины суть отрицание этих двух»1. При порождении, например, человека, порождаемый и порождающий численно различны, но «по виду» они одинаковы. Идея (форма), движетель (производящая причина) и цель, «часто…сходятся к одной»2 причине. В процессе порождения они всегда сводятся к виду.

Таким образом, различения четырех причин относится лишь к сфере человеческого производства. А в природном порождении вещей остается лишь пара: «одно – материя, другое – форма (идея)»3. Кроме этого, в человеческом производстве одну и ту же вещь можно сделать из различной материала, но и сам материал человек может сам делать, например, краски для картины. В порождении вещей природой это не так.

В Новое время происходит отказ от поисков (изучение) целенаправленности в природе и усилия направляются на поиски практического применения знаний.

Декарт: «Можно достичь знаний весьма полезных в жизни, и …вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различных ремесл наших мастеров, мы могли бы, как и они, использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и властителями природы»4.

Декарт свел все аристотелевские причины к движению (перемещению) и фигуре (в геометрическом смысле). Но уже в 18 в. механистическое описание природ оказалось недостаточным. В объяснении через фигуры и движения вводится собственно физический фактор сила и энергия, которые уже не относятся к геометрии.

Причинность соответствует временному порядку, т. е. причина во времени предшествует следствию. А целевая причина, от которой отказались, была последующей относительно тех средств, которые ведут к результату. Сама действующая причина действует по законам природы. Это и есть механицистское понимание природы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта